Мудрый Юрист

Конституционные гарантии защиты права усыновленного ребенка на гражданство Российской Федерации

Татаринцева Е.А., кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с защитой Конституцией РФ и текущим законодательством права на гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного иностранными гражданами или лицами без гражданства. На основе проведенного анализа утверждается, что нормы российского законодательства о гражданстве в случае международного усыновления не в полной мере гарантируют защиту права ребенка на гражданство, что требует их приведения в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Ключевые слова: усыновленный ребенок, гражданство, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические гарантии.

The issues related to the protection of the Constitution of the Russian Federation and current legislation the right to the nationality of the Russian Federation the child adopted by foreign citizens or stateless persons are considered in the article. On the basis of the analysis is argued that norms of Russian legislation on a nationality are not fully guarantee the protection of the child's right to a nationality in the case of international adoption that requires them to conform with international legal standards.

Key words: adopted child, nationality, foreign citizens, stateless persons, legal guarantees.

Право на гражданство, провозглашенное Всеобщей декларацией прав человека от 6 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о гражданстве от 6 ноября 1997 г., является одним из неотъемлемых прав человека, получившим свое закрепление в Конституции РФ 1993 г. и текущем законодательстве. К числу лиц, имеющих право на приобретение гражданства с момента своего рождения, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, относится и ребенок, признанный Конвенцией самостоятельным субъектом права. Однако в подавляющем большинстве случаев приобретение, сохранение или прекращение гражданства ребенка зависит от гражданства его родителей. В случае же лишения родителей родительских прав изменение гражданства ребенка производится без их согласия, в связи с чем особую остроту приобретает решение вопроса о конституционных гарантиях защиты права ребенка на гражданство в случае его усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства. Число таких усыновлений в Российской Федерации стабильно остается достаточно высоким. Так, если в 2010 г. российскими гражданами было усыновлено 7802 ребенка, в 2011 г. - 7416 детей, в 2012 г. - 6565 детей, что составляет около 70% от общего числа всех усыновленных детей, то иностранными гражданами за указанный период было усыновлено 3355, 3400 и 2604 ребенка соответственно, что составляет около 30% от общего числа данной категории детей <1>. При этом норма, закрепленная в абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, предусматривает возможность усыновления (удочерения) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей, которые не заключены с большинством государств, куда усыновляются российские дети <2>. Такое положение не только не позволяет на сегодняшний день эффективно решать проблему защиты прав и интересов российских детей в любой точке земного шара <3>, но и нарушает требования п. "c" ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка о предоставлении при международном усыновлении таких же гарантий и норм, как и при внутригосударственном усыновлении. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ юридические гарантии права на гражданство Российской Федерации закреплены в федеральном законе, которым на сегодняшний день является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013) <4> (далее - ФЗ "О гражданстве РФ"), особый интерес представляет анализ норм указанного Закона на их соответствие международным актам в части защиты права усыновленного ребенка на гражданство.

<1> Усыновление в России // http://www.usynovite.ru/statistics/2012/1/.
<2> В настоящее время действующим является только двусторонний Договор, заключенный с Итальянской Республикой, в то время как российские дети ежегодно усыновляются как минимум еще в 15 стран мира, в т.ч. в Канаду, Испанию, Германию, Израиль, Великобританию, Ирландию, Швецию, Финляндию, Бельгию, Словению, Швейцарию, Аргентину и т.д.
<3> Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031.

ФЗ "О гражданстве РФ" в п. 1 ст. 26 гарантирует, что ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Это положение является основной конституционной гарантией права на гражданство усыновленного ребенка. Однако при этом предусматривается возможность прекращения гражданства Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, в общем порядке по заявлению его усыновителей/усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Таким образом, действующее законодательство о гражданстве допускает лишение малолетнего ребенка фактически против его воли гражданства Российской Федерации по волеизъявлению усыновителя <5>. Данная норма нивелирует предоставленные законом гарантии, поскольку российское законодательство не предусматривает какого-либо эффективного механизма контроля за тем, чтобы дети получали гражданство своих иностранных усыновителей. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, предусмотренные п. "ж" ст. 31 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", на наш взгляд, недостаточны, поскольку сводятся лишь к учету лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ приняты решения об изменении гражданства. Но поскольку дети родились в Российской Федерации и мы обязаны о них заботиться <6>, не следует ставить судьбу ребенка, уже однажды лишившегося родительского попечения, в зависимость от воли усыновителей, тем более иностранных. Поэтому следует полностью согласиться с предложением российских законодателей об исключении из ч. 1 ст. 26 ФЗ "О гражданстве РФ" правила, согласно которому "гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства" <7>. В связи с этим предложением изменения должны быть внесены не только в ст. 26 ФЗ "О гражданстве РФ" и ст. 165 Семейного кодекса РФ, как это предлагается в законопроекте, но и в ч. 3 ст. 19 ФЗ "О гражданстве", предусматривающую основания выхода из гражданства РФ ребенка, единственный родитель которого является иностранным гражданином, который осуществляется в упрощенном порядке по заявлению единственного родителя, что также подлежит отмене.

<5> Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Правовые аспекты иностранного усыновления несовершеннолетних российских граждан // Семейное и жилищное право. 2013. N 4. С. 31 - 34; СПС "КонсультантПлюс".
<6> Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 7 - 9; СПС "КонсультантПлюс".
<7> Проект Федерального закона от 03.09.2013 N 338186-6 "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/8C998044C31E202F43257BDB004905CA/$FILE/338186-6.PDF?0penElement.

Конституция РФ в ч. 3 ст. 6 гарантирует, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Утрата лицом гражданства приводит к состоянию безгражданства, которое представляет собой правовую аномалию. Как отмечает С.А. Авакьян: "Наличие гражданства соответствующего государства - естественное состояние человека, отсутствие же гражданства, т.е. состояние безгражданства, - скорее исключение, чем правило" <8>. По этому поводу в тематическом докладе Комиссара Совета Европы по правам человека были даны конкретные рекомендации, направленные на предупреждение любого риска того, чтобы дети в процессе международного усыновления не оказались лицами без гражданства <9>. Юридическая гарантия предотвращения безгражданства предусмотрена в ст. 20 ФЗ "О гражданстве РФ", где основанием отказа в выходе из гражданства Российской Федерации называется отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. В отношении гражданства детей в п. 3 ст. 9 указанного Закона специально оговаривается невозможность прекращения гражданства ребенка, если в результате этого ребенок станет лицом без гражданства. Именно эти гарантии предусмотрены Конвенцией ООН о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. (ст. 5) и Европейской конвенцией о гражданстве от 6 ноября 1997 г. (ст. 4), которые хотя и не ратифицированы РФ, но выполняются нашей страной. Однако общее правило, допускающее возможность усыновления детей - граждан Российской Федерации лицами без гражданства (п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ), создает предпосылки для утраты гражданства ребенком, усыновленным такими лицами. Риск того, что усыновленный ребенок может оказаться лицом без гражданства, таит в себе п. 2 ст. 26 ФЗ "О гражданстве РФ", предусматривающий возможность усыновления ребенка супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства. Несмотря на то что в таком случае ребенок приобретает гражданство РФ по заявлению усыновителя - гражданина РФ, в случае отсутствия такого заявления и расторжения брака усыновителей, смерти усыновителя - гражданина РФ и т.п. случаях, когда ребенок еще не приобрел российское гражданство, он может остаться с одним из усыновителей, который является лицом без гражданства, без каких-либо гарантий изменения такого статуса. Как защитить право ребенка в таком случае? Представляется, что данную проблему следует решать в целом, а именно путем установления в федеральном законе запрета быть усыновителями лицам, не имеющим гражданства какого-либо государства, в том числе при усыновлении супругами, один из которых является лицом без гражданства. Такой ответственный выбор, как усыновление ребенка, должен послужить серьезным мотивом для того, чтобы приобрести гражданство лицу, которое не сделало этого по каким-либо причинам.

<8> Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 217.
<9> Усыновление и дети в контексте защиты прав человека. Тематический доклад, подготовленный по поручению и опубликованный Томасом Хаммарбергом, Комиссаром Совета Европы по правам человека. Страсбург, 28 апреля 2011 г. // https:\wcd.coe.int/wcd/ViewDoc.jsp?id=1780199&Site=COE.

В то же время следует признать, что пробелы, существующие в международном праве и национальном праве государств, не позволяют полностью устранить такой феномен, как безгражданство. Поэтому другим, возможно более приемлемым, путем решения вопроса о защите права усыновленного ребенка на гражданство может стать возможность автоматического приобретения им гражданства Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) в случае, если ребенок усыновлен (удочерен) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства. В настоящее время п. 4 ст. 26 ФЗ "О гражданстве" предусматривает, что при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей, один из которых имеет гражданство РФ, а другой имеет иное гражданство, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня своего усыновления (удочерения) при условии, что он и его усыновители проживают на территории РФ. Таким образом, весь период, предшествующий моменту приобретения гражданства РФ, ребенок не имеет никаких государственных гарантий защиты его прав, в т.ч. права на гражданства, что прямо нарушает п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка и должно быть устранено. Поэтому следовало бы закрепить право ребенка на приобретение гражданства со дня его усыновления (удочерения) при условии, что хотя бы один из его родителей является гражданином Российской Федерации, производя такие действия вместе с автоматической государственной регистрацией усыновления ребенка на основании решения суда согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (ред. от 23.07.2013) <10>.

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 47. Ст. 5340.

Таким образом, к конституционным гарантиям права усыновленного ребенка на гражданство Российской Федерации, соответствующим международно-правовым стандартам, следует отнести: сохранение ребенком, усыновленным иностранными гражданами или иностранным гражданином, гражданства Российской Федерации; невозможность прекращения гражданства Российской Федерации ребенка в случае, если он станет лицом без гражданства; сохранение гражданства РФ ребенка при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав; невозможность лишения ребенка своего гражданства или права изменить его.

Не в полной мере соответствуют международным требованиям в сфере защиты права на гражданство РФ ребенка, усыновленного иностранными гражданами или иностранным гражданином, положения ст. 26 ФЗ "О гражданстве", предусматривающие возможность: прекращения гражданства РФ ребенка по заявлению усыновителей/усыновителя - иностранных граждан/иностранного гражданина (п. 1); усыновления ребенка лицами без гражданства, даже если другое лицо является гражданином РФ (п. 2). Кроме того, положение п. 4 ст. 26 ФЗ "О гражданстве РФ", предусматривающее возможность нахождения ребенка в состоянии безгражданства в течение одного года со дня усыновления ребенка при отсутствии заявления об этом его усыновителей (п. 4), прямо нарушает требования п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка и подлежит отмене.

Таким образом, нормы ФЗ "О гражданстве", содержащие в себе конституционные гарантии права ребенка на гражданство, требуют своего дальнейшего совершенствования и приведения их в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Список использованной литературы

  1. Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Правовые аспекты иностранного усыновления несовершеннолетних российских граждан // Семейное и жилищное право. 2013. N 4.
  2. Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2.
  3. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 1999.