Мудрый Юрист

Принципы предоставления государственных услуг и их связь с основными конституционными принципами взаимоотношений государства и личности

Шулакова А.А., преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Оренбургского государственного аграрного университета.

В статье рассматриваются принципы предоставления государственных услуг, закрепленные в ФЗ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их связь с основными конституционными принципами взаимоотношений государства и личности.

Ключевые слова: государственная услуга, принципы предоставления государственных услуг, конституционные принципы, принцип, правомерность.

The article discusses the principles of public services set forth in the Federal Law N 210-FZ "On the organization of public and municipal services" and their relationship with basic constitutional principles of interrelations between the state and the individual.

Key words: public service, the principles of public service, constitutional principles, the principle, the lawfulness.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

На современном этапе развития российской государственности вопрос о взаимоотношениях личности и государства является наиболее актуальным в силу осуществляемого процесса создания правового государства, развитого гражданского общества, обеспечения реального исполнения Конституции и федерального законодательства в первую очередь.

Федеральный закон N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <1> закрепил основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг. Таких принципов в законе указано шесть.

<1> Федеральный закон N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Под принципами предоставления государственных и муниципальных услуг можно понимать основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации предоставления публичных услуг, которые определяют статус, характер и содержание деятельности органов, должностных лиц и организаций, представляющих данные услуги <2>.

<2> Амелин Р.В., Григорьева Е.А., Подсумкова А.А., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный) / Под ред. С.Ю. Наумова // СПС "КонсультантПлюс". 2011.

Итак, первым принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является принцип правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями.

По мнению Б.А. Осипян, правомерным является всякое подлежащее государственно-законодательному урегулированию социальное явление, которое соответствует объективным, независящим от воли и сознания людей закономерностям общечеловеческих взаимоотношений, при которых относительные и изменчивые воли людей верно и органически сочетаются с абсолютными и неизменными императивами объективных закономерностей жизни, а не просто с так называемыми общепринятыми, договорными международно-правовыми стандартами <3>.

<3> Осипян Б.А. Корень понятия "правомерность" // Современное право. 2008. N 1. С. 24.

Данный принцип является главным и тесным образом связан с принципом законности, поскольку развивает положение ч. 1 ст. 1 Конституции РФ о правовом государстве, под которым признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.

Что касается правомерности, то под ней понимается соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. Правомерность исключает какое бы то ни было отклонение от предписаний права. Очевидно, что два приведенных определения практически идентичны, что не позволяет отграничить их друг от друга.

Полагаем, что принцип правомерности предоставления государственных и муниципальных прав тесно связан с конституционным принципом приоритета права.

Приоритет права - основа правового государства. Принцип приоритета права - это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправия подвластных. Приоритет права означает: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумности, справедливости) и формально-регулятивных ценностей права (нормативности, равенства всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

Таким образом, предоставляя государственные услуги, необходимо исходить из конституционно-правовых принципов законности и приоритета права, и если данные принципы не будут нарушаться, то только в этом случае можно говорить о принципе правомерности предоставления государственных услуг.

Второй принцип предоставления государственных и муниципальных услуг носит специальный характер и закрепляет заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Данный принцип отражен в самом понятии государственной услуги, данном в ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ, в котором указано, что такие услуги предоставляются по запросам заявителей.

По мнению В.А. Толмачева, конструкция определения государственной (муниципальной) услуги через указание на ее предоставление только по запросам заявителей представляется удачной для понимания сути услуги и ее отличия от других функций органов власти. Соответственно, получатель государственной (муниципальной) услуги приобретает статус заявителя <4>.

<4> Толмачев В.А. Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг // Право и государство: теория и практика. 2012. N 12 (96). С. 140.

В практическом плане реализация принципа заявительного порядка предоставления государственных и муниципальных услуг решает двуединую задачу. Во-первых, позволяет заявителям на свое усмотрение обращаться в органы, предоставляющие услуги, без какого-либо на то разрешения или одобрения. И во-вторых, ограничивает граждан от нежелательного навязывания предоставления государственных и муниципальных услуг.

Принцип заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, на наш взгляд, связан с принципом приоритета прав и свобод человека.

Принцип приоритета прав и свобод человека означает, что государство существует для гражданина и права личности должны быть защищены от власти, переданной государству, независимо от того, с согласия или без согласия граждан эта власть осуществляется. Защищать права личности должно государство и при разрешении конфликтов между государством и личностью исходить из этого принципа. При этом необходимо учитывать возможность ограничения прав на основе ст. 55 Конституции России для защиты ценностей, в ней указанных (основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). В этих случаях возможны отступления от указанного принципа <5>.

<5> Стародубцева И.А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 43.

Полагаем, что связь рассматриваемого принципа с принципом приоритета прав и свобод человека заключается в том, что государство защищает гражданина и позволяет ему по своему усмотрению обращаться в органы без какого-либо на то разрешения или одобрения. И, кроме того, ограничивает граждан от нежелательного навязывания предоставления тех или иных услуг.

Третий принцип предоставления государственных услуг указывает на правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных услуг, платы за предоставление государственных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и предоставляются организациями, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ.

Данный принцип тесно связан с первым принципом, которым провозглашено общее правило о правомерности предоставления услуг, но с акцентом на правомерность финансовой составляющей организации предоставления услуг.

Рассматриваемый принцип согласуется с принципом правовой защищенности человека и гражданина. Принцип правовой защищенности человека и гражданина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки: равенство сторон и взаимную ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форму правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и систему юридических гарантий его осуществления.

Так, закон защищает от произвола власти в части неправомерного взимания с заявителей государственной пошлины и четко устанавливает, в каких случаях государственные услуги предоставляются на бесплатной основе, а в каких - нет.

Следующий принцип - принцип открытости деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.

Данный принцип непосредственно реализуется в положении п. 2 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ, которое предусматривает право заявителя при получении государственных и муниципальных услуг на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Пятым принципом, указанным в Федеральном законе N 210-ФЗ, является доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

А.Н. Борисов считает, что реализация данного принципа подразумевает прежде всего организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах <6>. А исходя из решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы под доступностью понимается прежде всего территориальная доступность.

<6> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. С. 31.

На наш взгляд, понятие "доступность" гораздо шире, хотя, несомненно, предоставление жителям отдаленных населенных пунктов возможности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также иным заявителям - доступа в многофункциональный центр является приоритетным направлением повышения доступности государственных и муниципальных услуг.

Целесообразно было бы установить на законодательном уровне понятие "доступность" и включить в него не только территориальную доступность и возможность получения услуги в многофункциональном центре, но и указать как на один из критериев доступности минимальный объем документов, необходимых для предоставления услуги, удобный график работы органов, предоставляющих услуги, снижение финансовых затрат заявителей, отнесенных к категории малообеспеченных, возможность доступа к электронному порталу "Государственные услуги".

Кроме того, принцип доступности указывает на соблюдение конституционных прав лиц с ограниченными возможностями, что играет позитивную роль в становлении социального государства. Соблюдение данного принципа непосредственно связано с положениями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Рассматриваемый принцип согласуется с требованиями ст. 14 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации" и ст. 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Последним принципом из указанных в Федеральном законе N 210-ФЗ является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Рассматриваемый принцип непосредственно реализуется в закреплении соответствующих прав заявителей и обязанностей органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявитель имеет право на получение этих услуг в электронном виде, а в силу ст. 6 Федерального закона N 210-ФЗ органы, оказывающие данные услуги, обязаны предоставить такую возможность заявителям.

На практике реализация данного принципа вызывает определенные затруднения, так как требует не только своего дальнейшего правового регулирования в подзаконных актах различного уровня, но и создания необходимой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.

Полагаем, что Федеральный закон N 210-ФЗ следовало бы дополнить рядом принципов. Так, исходя из принципа заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг в отдельный принцип можно отнести принцип добровольности использования государственной (муниципальной) услуги.

В зависимости от причины обращения за государственной услугой их можно разделить на вынужденные и добровольные услуги. Для случая вынужденного обращения государственная услуга должна оказываться только на бесплатной основе за исключением государственных услуг, реализующих юридически значимые действия, когда взимается государственная пошлина. Подчеркнем, что ни о каких предварительных обязанностях услугополучателей государственных услуг не может быть и речи, тем более платить за эти услуги. Данные виды услуг должны оказываться только на добровольной основе.

Прежде всего в данном случае речь идет о добровольности обращения в государственный (муниципальный) орган для получения соответствующей услуги. Сущность этого принципа такова, что принуждение к получению той или иной услуги бессмысленно, ведь решение на получение услуги должно исходить от желания получателя услуги.

Полагаем необходимым закрепить еще один принцип предоставления государственных услуг - принцип универсальности. Услуги по закону должны быть универсальными, т.е. обладать свойством универсальности требований ко всем услугополучателям, кроме того, все услугополучатели должны иметь одинаковые институциональные права на получение данных услуг и, наконец, технологически процесс оказания универсальных услуг не должен создавать технологических барьеров (производительность услуги должна обеспечивать отсутствие очередей).

Кроме того, принцип универсальность государственных услуг обусловлен таким конституционным принципом, как принцип равноправия. Это основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий юридическое равенство граждан перед законом и судом. Принцип равноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ и означает, что все люди равны между собой в принадлежащих им правах и свободах, а государство обеспечивает им равные права независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, пола и иных обстоятельств. Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и обязанности, в том числе и по отношению к суду, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособность, дипломатический иммунитет и др.).

Таким образом, следует отметить позитивную роль закрепленных в Федеральном законе N 210-ФЗ основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг. Представляется целесообразным расширить перечень указанных основных принципов за счет тех, которые вытекают из существа Федерального закона N 210-ФЗ и образуют отдельные сферы правоотношений, требующие своего дальнейшего развития.

Список использованной литературы

  1. Амелин Р.В., Григорьева Е.А., Подсумкова А.А., Филатова А.В., Чанов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный) / Под ред. С.Ю. Наумова // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.
  3. Осипян Б.А. Корень понятия "правомерность" // Современное право. 2008. N 1.
  4. Стародубцева И.А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 43.
  5. Толмачев В.А. Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг // Право и государство: теория и практика. 2012. N 12.