Мудрый Юрист

Некоторые аспекты применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

Радченко О.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Восточно-Сибирского института МВД России.

Автор анализирует некоторые проблемы правоприменения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и предлагает наиболее эффективные пути их решения.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, исправление, система "социальных лифтов".

The author analyzes some of the problems of enforcement of the Institute of early conditional release from punishment and offers the most effective solutions.

Key words: parole, correction, system "social elevators".

Современная уголовно-исполнительная политика России развивается в направлении гуманизации системы мер уголовно-правового воздействия на осужденных, дифференциации применения средств исправительного воздействия к их разным категориям с учетом тяжести совершенных ими преступлений для достижения поставленных в ч. 1 ст. 1 УИК РФ целей. Одним из важнейших институтов, стимулирующих правопослушное поведение лиц, совершивших преступление и осужденных к лишению свободы, является условно-досрочное освобождение от отбывания наказания <1>.

<1> Закаржевский Н.Н. Применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Законность. 2013. N 2.

По состоянию на 1 января 2014 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 677,2 тыс. чел. <2>. Вместе с тем ежегодно в России из исправительных учреждений условно-досрочно освобождается не менее 100 тыс. осужденных с возложением на них различных обязанностей.

<2> Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=53679&sphrase_id=644265.

В целях преодоления угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также действий, дезорганизующих деятельность учреждений, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14 октября 2010 г. N 1772-р планирует дополнить систему поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации, а в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагает создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также обновление механизма условно-досрочного освобождения <3>.

<3> Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р "О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. Ст. 5544.

Однако сложившаяся на территории Российской Федерации правоприменительная практика по реализации института условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы свидетельствует о ее неоднозначном подходе, отсутствии четкого понимания некоторых требований действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также отсутствии единого правоприменения по вопросам, связанным с определением органа, которому принадлежит право контроля исполнения возложенных судом обязанностей и принятия необходимых мер реагирования.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется только к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и принудительных работ. Право каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ является непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ и ст. 172 УИК РФ материальным основанием для применения условно-досрочного освобождения является вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. А формальным основанием является тот факт, что осужденный фактически отбыл необходимую для условно-досрочного освобождения часть срока, установленную в ч. 3 ст. 79 УК РФ. Это момент находит свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" (ред. от 09.02.2012).

Однако материальное основание носит неопределенный характер, так как в законе четко не обозначены критерии, с помощью которых можно было бы судить о том, что лицо для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Это, в свою очередь, вызывает споры в судебной практике относительно применения данного поощрительного института.

При этом законодатель не устанавливает, какое именно значение при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания могут иметь те или иные обстоятельства, предоставляя тем самым суду право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли содержащиеся в ходатайстве об условно-досрочном освобождении и в иных материалах сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению. Вывод о наличии или отсутствии оснований для применения условно-досрочного освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании <4>.

<4> Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1500-О // СПС "КонсультантПлюс".

Так, суд проверил приведенные в ходатайстве об условно-досрочном освобождении гр-на Н.Б. Солоха от отбывания наказания доводы и обоснованно отказал в его удовлетворении, приведя соответствующие мотивы.

Как правильно указано в состоявшихся судебных решениях, материалы личного дела не содержат объективных данных о том, что личность Н.Б. Солоха на момент рассмотрения материала утратила общественную опасность и за ней не требуется строгий контроль со стороны администрации учреждения. При этом суд наряду с другими обстоятельствами учитывал отсутствие данных, свидетельствующих о том, что Н.Б. Солоха за непродолжительное время исправилась в полной мере и принимала меры для заглаживания причиненного потерпевшим вреда. Оснований не соглашаться с принятыми судебными решениями у Судебной коллегии не имеется <5>.

<5> Кассационное определение Верховного Суда РФ от 17.10.2013 N 57-УД13-1 // СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем основанием для условно-досрочного освобождения является не только совокупность всех данных, характеризующих осужденного и его поведение, но и цели такого освобождения - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений <6>.

<6> Кассационное определение Новосибирского областного суда от 14.01.2013 по делу N 22-7163-2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Постановлением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 11 июля 2013 г. отказано в удовлетворении ходатайства осужденного М. об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Судом было установлено, что осужденный М. отбыл более половины срока назначенного наказания, имеет неоднократные поощрения от администрации исправительного учреждения, положительно характеризуется, работает в хозяйственном отряде. Однако указанные выше обстоятельства и отбытие осужденным более половины срока назначенного наказания не свидетельствуют об утрате им общественной опасности и возможности его окончательного исправления без полного отбытия наказания. Кроме того, судом учтены конкретные обстоятельства и тяжесть совершенного осужденным преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, имеющего повышенную общественную опасность, а также тот факт, что исправление осужденного продолжается недостаточное время после постановления приговора. Вопреки доводам жалобы, судом дана надлежащая мотивированная оценка указанным обстоятельствам, не согласиться с которой оснований нет <7>.

<7> Постановление Московского городского суда от 11.11.2013 N 4у/1-5909/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии со ст. 9 УИК РФ о степени исправления осужденного могут свидетельствовать его уважительное отношение к обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития, участие в самодеятельных организациях осужденных, соблюдение требований режима исправительного учреждения, получение в колонии общего и профессионального образования, позитивная реакция на воспитательную работу.

Следует отметить, что действующий уголовный закон не требует для условно-досрочного освобождения доказанности своего исправления, в отличие от УК РСФСР. В ст. 53 УК РСФСР отмечалось, что условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием могут быть применены к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление.

В соответствии с ч. 3 ст. 79 УК РФ законодатель установил следующие дифференцированные сроки, которые необходимо отбыть осужденному в зависимости от категории преступлений.

Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ;

г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 и 210 УК РФ;

д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Однако фактическое отбытие части указанного срока в зависимости от категории совершенного деяния не может быть безусловным основанием для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены более мягким видом наказания. Суд должен учитывать данные о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства об условно-досрочном освобождении, принимать во внимание меры поощрения и взыскания в отношении указанных лиц. Кроме того, взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания, с учетом характера допущенных нарушений подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими его данными.

Так, судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда 24 декабря 2010 г. обоснованно отказала в удовлетворении ходатайства осужденному Д. об условно-досрочном освобождении. Как следует из представленного материала, осужденный Д. за весь период отбывания наказания характеризуется отрицательно, допустил ряд нарушений режима отбывания наказания, выразившихся в невыполнении обязанностей дежурного по секции, курении в неустановленном месте, невыполнении работы без уважительной причины, невыполнении команды. Постановлением начальника КП-N от 25.09.2010 признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет. Администрация учреждения ходатайство осужденного Д. об условно-досрочном освобождении не поддержала <8>.

<8> Кассационное определение Иркутского областного суда от 16.03.2011 по делу N 22-892/11 // СПС "КонсультантПлюс".

Полагаем, в целях устранения существующих недостатков в деятельности по реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания необходимо установить четко разработанные критерии, на основании которых суд может сделать вывод о законности и целесообразности применения данного правового института, и регламентировать их в законодательстве РФ.

В 2010 - 2012 гг. ФСИН России экспериментальным путем опробовались новые формы работы с осужденными, ориентированные на выработку у лиц, помещенных в исправительные учреждения системы, стимулов законопослушного поведения, активной социальной адаптации, основанных на выполнении осужденными определенных критериев поведения ("социальные лифты") <9>.

<9> Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2013 N 517-р "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Юстиция" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1743.

Система "социальных лифтов" представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, реализации института условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

Такая система "социальных лифтов" (кроме исправительных колоний особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и лечебных исправительных учреждений) внедрена в деятельность российских исправительных учреждений с 1 апреля 2011 г.

Целью внедрения новых форм в соответствии с распоряжением Правительства является выработка устойчивого алгоритма, выполнение которого гарантировало бы осужденному возможность смягчения меры уголовной ответственности, замены ее более мягким видом наказания, вплоть до условно-досрочного освобождения.

В 2012 году ФСИН России осуществлялся непрерывный мониторинг реализации внедрения системы "социальных лифтов" в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Всего комиссиями рассмотрены характеристики на более 583,6 тыс. осужденных. При этом 43,6 тыс. осужденных (7,5% от общего количества рассмотренных) переведены из обычных в облегченные условия содержания, 12,2 тыс. осужденных переведены из исправительных колоний в колонии-поселения, 30 осужденных переведены из тюрем в исправительные колонии, 1128 - из исправительных колоний особого режима в исправительные колонии строгого режима.

Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким наказанием в отношении около 5 тыс. осужденных, свыше 65 тыс. освобождены из мест лишения свободы условно-досрочно <10>.

<10> Там же.

Таким образом, система "социальных лифтов" предназначена для стимулирования осужденных к законопослушному поведению и соблюдению условий отбывания наказания, при выполнении которых они облегчаются вплоть до условно-досрочного освобождения.

Думается, что законодательное закрепление системы "социальных лифтов", применяемых к осужденным к лишению свободы, в действующем Уголовно-исполнительном кодексе РФ способствовало бы более рациональному и успешному их применению.

Список использованной литературы

  1. Закаржевский Н.Н. Применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Законность. 2013. N 2.
  2. СПС "КонсультантПлюс".