Мудрый Юрист

Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы

Зенина Наталья Васильевна, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

Павлова Елена Вячеславовна, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России.

Строгович Юрий Николаевич, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России.

Коллективом авторов проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с вопросами привлечения к труду осужденных к лишению свободы.

Ключевые слова: право, труд, право на труд, привлечение к труду, осужденный, уголовно-исполнительная система.

Characteristics of legal regulation of labor of convicts

N.V. Zenina, E.V. Pavlova, Y.N. Strogovich

Zenina Natal'ya Vasil'evna, senior research fellow, Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, candidate of juridical sciences.

Pavlova Elena Vyacheslavovna, senior research fellow, Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia.

Strogovich Yurij Nikolaevich, senior research fellow, Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia.

The authors analyze normative legal acts regulating social relations related to issues of bringing to labor of convicts.

Key words: law, labor, right to labor, bringing to labor, convict, criminal-executory system.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. <1> утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г. Вместе с тем в условиях преобразований, происходящих в политической и социально-экономической жизни нашего общества, государство испытывает значительные затруднения в обеспечении ресоциализационной деятельности исправительных учреждений в связи с проблемами трудовой занятости осужденных, их материального, вещевого и продовольственного снабжения <2>. Из чего следует, что концептуальным направлением совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы на долгосрочную перспективу является разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания.

<1> См.: О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (в ред. от 31 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.
<2> См.: Матвеенко В.Е. Становление и развитие общественного воздействия в системе основных средств исправления осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 2. С. 31.

Очевидно, что на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы предъявляются новые требования к управлению производственными мощностями учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые определяют потребность в повышении эффективности труда, заключающейся не только в качестве выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности, но и организации труда лиц, осужденных по приговору суда к лишению свободы. Организация трудовой деятельности в местах лишения свободы должна осуществляться по всем требованиям рыночной экономики, но на принципиально новом уровне и в соответствии с требованиями международных стандартов. Следует заметить при этом, что экономические цели труда осужденных предполагают постановку воспитательных целей, не противоречащих принципу уголовно-исполнительного законодательства, согласно которому интересы исправления осужденных не должны "подчиняться" цели получения прибыли от их труда. Трудозанятость осужденных выступает как средство поддержания порядка и дисциплины в местах изоляции от общества.

Современное состояние правового регулирования общественных отношений, связанных с вопросами привлечения к труду осужденных к лишению свободы, характеризуется наличием ряда проблем, которые требуют научного осмысления и выработки предложений по их решению.

Решение проблемы трудовой занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы Российской Федерации, на современном этапе возможно с учетом использования их труда не только на собственном производстве при исправительных учреждениях, но и с учетом применения альтернативных способов организации труда (контрагентские работы, общественные работы, участие в предпринимательской деятельности в ее различных проявлениях).

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает ограничение труда осужденных в виде перечня запрещенных работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных к лишению свободы. Кроме того, фактические возможности производственной базы исправительных учреждений достаточно ограниченны, в силу чего невозможно учесть специальность осужденных при привлечении к труду. Труд осужденных должен быть устроен с минимальными ограничениями и являться максимально стимулирующим <3>. Так, Т.Ф. Минязева считает, что по отношению осужденного к труду непосредственно можно судить о его стремлении к искуплению вины и становлению на путь исправления <4>.

<3> См.: Смирнов Л.Б. Проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы в контексте требований Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. N 2. С. 706.
<4> См.: Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 10.

В ст. 99, 113, 224 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) <5> говорится о привлечении работников: к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также к выполнению работ в ночное время.

<5> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // Российская газета. 31.12.2001.

Следует отметить, что дефиниция понятия "привлечение к труду" не находит своего прямого закрепления в законодательных актах, причем в правоприменительной практике и научной литературе его используют как понятие, не требующее специальных пояснений. Между тем если для целей трудового законодательства отсутствие указанной дефиниции принципиального значения не имеет (это обусловлено в первую очередь достаточно четким и вполне определенным правовым статусом работника в трудовых отношениях, закрепленным в ТК РФ), то относительно понятия "привлечение к труду" это утверждение нельзя считать бесспорным, поскольку трудовой статус осужденного к лишению свободы не находит должного закрепления на законодательном уровне.

В дальнейшем под привлечением к труду осужденных к лишению свободы предлагается понимать деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), направленную на обеспечение применения общественно полезного труда осужденных как одного из основных средств их исправления, а также на реализацию их права на труд, осуществляемую в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ и заключающуюся в трудоустройстве осужденных, т.е. в обеспечении их в установленном порядке с учетом вида исправительного учреждения и особенностей отбывания наказания оплачиваемой работой.

Законодательство в рассматриваемой сфере, базируясь на положениях Конституции РФ <6>, определяющих основы конституционного строя (ст. 2, 7 и 15) и правового статуса личности (ст. 17, 18, 19, 37, 45, 46, 55 и 56), а также на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, в том числе ратифицированных СССР международных договорах, конвенциях и соглашениях (как его правопреемника), включает в свой состав:

УИК РФ;

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1) <7>;

Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ) <8>;

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ) <9>;

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации") <10>;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") <11>;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством") <12>;

другие федеральные законы.

<6> См.: Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
<7> См.: Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
<8> См.: Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 24. Ст. 2789.
<9> См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (в ред. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 2. Ст. 198.
<10> См.: О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.
<11> См.: Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) // Российская газета. 12.08.1998.
<12> См.: Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // Российская газета. 31.12.2006.

Проведенный анализ уголовно-исполнительного законодательства (УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1) позволяет отметить следующее.

Во-первых, вполне четко и определенно сформулирован ряд положений, определяющих правила применения трудового законодательства, в области правового регулирования вопросов, связанных с трудовой деятельностью осужденных к лишению свободы. В частности:

  1. привлекаемые к труду осужденные подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (ст. 98 УИК РФ);
  2. осужденные несут материальную ответственность перед ИУ за причиненный при исполнении трудовых обязанностей ущерб в размерах, предусмотренных трудовым законодательством РФ (ст. 102 УИК РФ).

Необходимо отметить, что в нормах УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 закреплены положения, относящиеся непосредственно к законодательству РФ о труде, а не к трудовому законодательству в общем.

Однако идентичное понятие содержалось в давно утратившем силу КЗоТ РФ (согласно ст. 4 указанного нормативного правового акта, законодательство РФ о труде состоит из самого Кодекса и иных актов трудового законодательства РФ и республик в составе РФ). Между тем состав трудового законодательства (ст. 5 ТК РФ) отличается от состава законодательства РФ о труде, поскольку не включает в себя иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В связи с этим в УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 должны быть внесены соответствующие изменения;

  1. осужденные, достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости, по их желанию и несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством, а осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с трудовым законодательством и законодательством РФ о социальной защите инвалидов (ч. 2 ст. 103 УИК РФ);
  2. продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью, установленной УИК РФ (ст. 104 УИК РФ);
  3. обучающиеся для получения общего образования осужденные освобождаются от работы для сдачи экзаменов в соответствии с трудовым законодательством (ч. 3 ст. 112 УИК РФ).

Во-вторых, ряд других положений уголовно-исполнительного законодательства РФ при определении правила применения трудового законодательства также не устраняют пробелы в правовом регулировании, кроме того, они порождают определенные несоответствия между нормами различных нормативных правовых актов, создавая тем самым неопределенность при правоприменении. Это касается следующих положений уголовно-исполнительного законодательства РФ:

  1. труд осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, регулируется трудовым законодательством, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу (ч. 3 ст. 129 УИК РФ).

Между тем законодательно не закреплено, по каким именно правилам должны осуществляться прием на работу, увольнение с работы и перевод на другую работу данной категории осужденных. Заметим, что это замечание относится ко всем категориям осужденных к лишению свободы, привлекаемых к труду;

  1. осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством (ч. 1 ст. 105 УИК РФ).

При этом другие положения этой же статьи (ч. 2 и 3) фактически дублируют нормы ТК РФ (ч. 2 ст. 93 и ч. 3 ст. 133). Кроме того, данная норма (ч. 1 ст. 105 УИК РФ) не позволяет дать однозначный ответ на вопрос, распространяется ли указанное право на предусмотренные ст. 156 и 157 ТК РФ случаи оплаты труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком (когда, например, полный брак по вине работника оплате не подлежит), или на оплату времени простоя (когда, в частности, время простоя по вине работника не оплачивается).

По-видимому, более точной была бы следующая формулировка данной нормы: "Оплата труда осужденных осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации";

  1. учреждения, исполняющие уголовные наказания, при осуществлении собственной производственной деятельности обязаны обеспечивать работающим осужденным условия труда в соответствии с трудовым законодательством и иными актами (п. 1 ч. 5 ст. 18 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1).

Здесь налицо определенное противоречие рассматриваемой нормы и ст. 104 УИК РФ "Условия труда осужденных к лишению свободы", поскольку в соответствии с ч. 4 этой статьи продолжительность предоставляемого ежегодного оплачиваемого отпуска значительно короче, чем это предусмотрено ст. 115 ТК РФ.

Кроме того, обязанность учреждений, исполняющих наказания, по обеспечению условий труда осужденных в соответствии с трудовым законодательством в случае их привлечения для работы на объектах организаций, не входящих в УИС, в законе не закреплена. Как следует из ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1, привлечение осужденных к труду осуществляется на основании договора, который разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы <13> и в обязательном порядке должен предусматривать обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с трудовым законодательством. Указанный договор заключается между руководством учреждения, исполняющего наказания, и организациями, в которых трудоустраиваются осужденные.

<13> См.: О подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами"): распоряжение ФСИН РФ от 31 октября 2009 г. N 313-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. N 8.

Поэтому представляется целесообразным дополнить ст. 17 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 ч. 2 следующего содержания: "Учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны обеспечивать привлекаемым к оплачиваемому труду осужденным условия труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации". Соответственно в ст. 18 и 21 должны быть внесены необходимые изменения.

Наконец, следует также обратить внимание на норму ч. 1 ст. 103 УИК РФ, в соответствии с которой администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (аналогичные, хотя несколько "усеченные", положения содержатся в ст. 14 и 17 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1).

Понятие "трудоспособность", несмотря на его широкое применение в различных отраслях права (трудового, социального обеспечения, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского), а также научной литературе, в настоящее время законодательно не закреплено.

Содержащееся в п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 392 "Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей" определение этого понятия, согласно которому под трудоспособностью понимается совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги, не может считаться легальным, так как названное Постановление еще в 2000 г. было признано утратившим силу.

Кроме того, в теории права и в действующем законодательстве различают два основных вида трудоспособности <14>:

общую трудоспособность, под которой обычно понимают способность человека к неквалифицированному труду в обычных условиях;

профессиональную трудоспособность, под которой, согласно ст. 3 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества (данная дефиниция представляется не вполне удачной и не согласующейся с нормами ТК РФ).

<14> В научной литературе говорится и о таких видах трудоспособности, как специальная, под которой понимается способность к труду в определенных производственных или климатических условиях, отличающихся от обычных, и ограниченная трудоспособность, под которой понимают способность к труду с определенными ограничениями.

Общими "составными элементами" трудоспособности являются возраст и состояние здоровья.

При этом уяснение смысла данного понятия во многом зависит от его "целевого предназначения", места и роли в том или ином нормативном правовом акте. Так, например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными гражданами являются граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Вместе с тем совершенно очевидно, что граждане, относящиеся к данной категории, никак не ограничены в реализации конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. То есть при отсутствии конкретных медицинских противопоказаний в целях осуществления трудовой деятельности они вполне могут считаться обладающими трудоспособностью, причем не только общей, но в ряде случаев и профессиональной.

Исходя из чего представляется целесообразным предложить следующую дефиницию: "...под трудоспособностью в рамках уголовно-исполнительного законодательства РФ понимается совокупность имеющихся у осужденного врожденных и приобретенных способностей к осуществлению общественно-полезной деятельности, направленной на получение имеющего материальное выражение результата". Данную норму было бы целесообразно законодательно закрепить, дополнив ч. 1 ст. 103 УИК РФ либо ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1.

Следует отметить, что предложенная дефиниция понятия "трудоспособность" согласуется с положениями, содержащимися в пп. 2 п. 71 Правил ООН, согласно которым все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом.

Однако целый ряд вопросов правового регулирования труда осужденных к лишению свободы на сегодняшний день не нашел своего законодательного разрешения. В их числе можно назвать: вопрос о правилах приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу, а также вопрос о правилах заполнения трудовых книжек осужденных; отсутствие положений, четко определяющих трудовые права и обязанности осужденных, а также установленные при осуществлении ими трудовой деятельности правовые ограничения и прочие.

"Разбросанные" в различных статьях УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 отдельные нормы, регламентирующие некоторые из перечисленных вопросов, свидетельствуют о фрагментарности и разрозненности содержащихся в данных Законах правовых норм.

Таким образом, осуществив анализ правового регулирования труда осужденных к лишению свободы, можно сделать следующие выводы:

Для разрешения перечисленных выше проблем правового регулирования представляется целесообразным:

Литература

  1. Матвеенко В.Е. Становление и развитие общественного воздействия в системе основных средств исправления осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 2. С. 31.
  2. Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 10.
  3. Смирнов Л.Б. Проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы в контексте требований Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. N 2. С. 706.