Мудрый Юрист

Сотрудничество в налоговой сфере в странах европейского союза

Головченко Оксана Николаевна, преподаватель кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве РФ.

В статье освещаются вопросы сотрудничества и обмена информацией в налоговой сфере между налоговыми органами стран Европейского союза, рассмотрены правовые способы и средства борьбы с уклонением от уплаты налогов, проанализированы инструменты Европейского союза в сфере налогового сотрудничества.

Ключевые слова: Европейский союз, сотрудничество в области налогов, двойное налогообложение, обмен информацией, уклонение от уплаты налогов.

Cooperation in tax sphere in the states of the European Union

O.N. Golovchenko

Golovchenko Oksana Nikolaevna, teacher, Chair of Financial and Tax Law, Financial University under the Government of the RF.

The article highlights the issues of cooperation and exchange of information in tax matters between tax authorities of the countries of the European Union, the legal ways and means of combating tax evasion, examined the instruments of the European Union in the field of tax cooperation.

Key words: European Union, tax cooperation, double taxation, exchange of information, tax evasion.

Финансовые преступления с каждым годом становятся все более разнообразными и охватывают все более широкий спектр преступлений. К ним относят: уклонение от уплаты налогов и налоговое мошенничество, отмывание денег, вымогательство, коррупция, инсайдерская торговля, мошенническое банкротство, финансирование терроризма. Указанные преступления являются значимыми не только на уровне разрешения внутренних задач конкретной страны, но и носят глобальный характер. Преступная финансовая деятельность способствует аккумулированию значительной массы денег "в чужих руках", что приводит к оттоку капитала и недополучению денежных средств в бюджеты соответствующих стран.

Совершенствование обмена информацией между налоговыми администрациями и другими правоохранительными органами внутри страны в настоящее время является проблемой для многих стран. В то же время устранение барьеров для трансграничного обмена информацией имеет решающее значение для борьбы с международной преступной деятельностью <1>. Решение подобных проблем требует совместных усилий различных государств на уровне мировых сообществ. Пересмотр и совершенствование уже имеющихся стратегий, структур и процессов расширения сотрудничества в налоговой сфере являются приоритетными направлениями в международном сотрудничестве.

<1> OECD. Joint Audit Report of the Sixth meeting of the OECD Forum on Tax Administration. Istanbul, 2010.

В данной статье рассмотрен ряд различных инструментов в борьбе с финансовыми преступлениями, которые доступны для стран Европейского союза. Однако масштабы и формы сотрудничества государств зависят не только от рассмотренных ниже инструментов, но и от налоговой политики конкретного государства, от возможностей применять условия обращения за помощью и оснований от ее отказа.

С целью более эффективного налогового сотрудничества, пресечения уклонений от уплаты налогов и незаконных финансовых потоков, препятствующих мобилизации внутренних денежных потоков для развития своей страны, правительствам необходимо принимать меры по укреплению нормативных положений своей страны, с использованием возможности сравнивать политический опыт других государств, искать пути разрешения общих проблем, при этом использовать "хорошую практику" и работать над координацией внутренней и внешней политики <2>, основываясь на принципах прозрачности, обмена информацией, справедливой налоговой конкуренции, что приведет к повышению перспективы экономического роста при одновременном укреплении системы налогообложения на глобальном уровне <3>.

<2> Effective inter-agency co-operation in fighting tax crimes and other financial crimes. Second edition. 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/tax/crime/.
<3> Communication from the commission to the European parliament, the council and the european economic and social committee. COM (2010) 163 final. Brussels. 21.04.2010.

Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее разрешения. Регулирование взаимодействия международного и внутреннего права в этой деликатной сфере в значительной мере осуществляется при помощи более мягких средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты <4>, а международное сотрудничество в рамках обмена налоговой информацией является ключевым инструментом этой борьбы <5>.

<4> Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 517 с.
<5> G20 Leaders' Declaration. September 2013. P. 12 - 13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.g20.org/load/782795034.

Около одного триллиона евро ЕС теряет в год при уклонении от уплаты налогов. Это приводит не только к весомой потере столь необходимых доходов, но и к угрозе для справедливого налогообложения. В то время как государства - члены ЕС ужесточают национальные законодательства против уклонения от налогов, односторонние решения не приносят результатов на едином рынке. В условиях глобализации экономики национальные несоответствия и пробелы содействуют уклонению от налогообложения. Сильная и сплоченная позиция ЕС в отношении уклоняющихся от уплаты налогов способна победить в эффективной борьбе с уклонением от уплаты налогов <6>.

<6> Clamping down on tax evasion and avoidance: Commission presents the way forward. Last update: 24.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-12-1325_en.htm/.

С целью улучшения международного налогового сотрудничества между государствами - членами ЕС и решения проблем, требующих совместных усилий в налоговой сфере, на максимально широкой географической основе Европейской комиссией разработан ряд директив и регламентов на основе принципов прозрачности, обмена информацией и справедливой налоговой конкуренции для более эффективного реагирования ЕС в борьбе с уклонением от уплаты налогов, содержащих рекомендации к применению конкретных действий. К ним относятся: Директива Совета ЕС N 2011/16/EC от 15.02.2011 "Об административном сотрудничестве в области налогообложения и отмене Директивы N 77/799/EEC" <7>; Регламент Совета ЕС N 904/2010 от 07.10.2010 "Об административном сотрудничестве и борьбе с мошенничеством в области налога на добавленную стоимость" <8>; Регламент Совета ЕС N 389/2012 от 02.05.2012 "Об административном сотрудничестве в области акцизов и отмене Регламента Совета ЕС N 2073/2004" <9>.

<7> Official journal of the European Union. 11.03.2011. L 64/1.
<8> Official journal of the European Union. 12.10.2010. L 268/6.
<9> Official journal of the European Union. 08.05.2012. L 121/15.

Остановимся подробно на каждом из перечисленных выше документов.

Директива Совета 2011/16/EC от 15.02.2011 "Об административном сотрудничестве в области налогообложения и отмене Директивы 77/799/EEC" предусматривает правила и процедуры сотрудничества между государствами - членами ЕС в части обмена необходимой информацией в налоговой сфере между государствами - членами ЕС с целью соблюдения национального законодательства запрашиваемого государства.

Согласно статье 2 положения Директивы распространяются на все налоги любого рода, которые взимаются от имени государства-члена, территориального или административного подразделения государств-членов, в том числе местных органов власти. При этом предусмотрено, что Директива не применяется к налогу на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы, охваченные другим законодательством ЕС об административных сотрудничествах государств-членов. Положения Директивы также не применяются в отношении обязательного социального страхования.

Положения Директивы предусматривают различные виды обмена информацией, а также другие формы административного сотрудничества. Формы сотрудничества включают: обмен информацией по запросу, передача которой осуществляется компетентными органами, назначенными государствами-членами; автоматический обмен информацией, спонтанный обмен информацией. К иным формам административного сотрудничества можно отнести: управление системой обратной связи относительно использования полученной информации; обмен передовым опытом и практикой; одновременное управление государствами - членами ЕС системой административного уведомления; одновременный контроль; присутствие и участие представителя запрашиваемого государства-члена в административных расследованиях.

Согласно статье 5 Директивы обмен информации по запросу осуществляется по просьбе запрашиваемой стороны. Информация, предусмотренная положениями Директивы, направляется запрашиваемой стороне при условии ее наличия, либо направляются результаты административных расследований. Заявка на предоставление информации должна содержать информацию о личности, в отношении которой осуществляется расследование, и налоговых целях предоставления информации. При этом отмечается, что запрашиваемая сторона должна предоставить сведения о том, что были предприняты все доступные средства для получения запрашиваемой информации и все имеющиеся источники информации исчерпаны.

Отметим, что Директива не налагает обязательств по расследованию или передаче информации по запросу на запрашиваемую сторону, если это противоречит национальному законодательству либо имеющаяся информация необходима для собственных нужд. Кроме того, предусмотрено, что компетентный орган запрашиваемого государства может отказать в предоставлении информации, если это приведет к раскрытию коммерческой, промышленной или профессиональной тайн или раскрытие информации противоречит государственной политике. Однако государства-члены не вправе отказать в предоставлении информации, если она находится в распоряжении банков и других финансовых учреждений.

Согласно пункту 9 статьи 3 Директивы автоматический обмен информацией означает систематический обмен информацией с другими государствами - членами ЕС без предварительного запроса в заранее установленные промежутки времени. В силу пункта 1 статьи 8 Директивы компетентные органы каждого государства-члена на автоматической основе должны обмениваться налоговой информацией с компетентными органами других государств-членов, относящейся к налоговому периоду, начиная с 1 января 2014 года в отношении физического лица, являющегося гражданином другого государства - члена ЕС. Информация, подлежащая передаче, относится к конкретным видам доходов и капитала в соответствии с национальным законодательством государства-члена, которое передает информацию - доходы от работы по найму; вознаграждение; продукты страхования жизни, не предусмотренные другими правовыми документами ЕС об обмене информацией; пенсии; собственность и доходы от недвижимого имущества.

Информация должна передаваться не реже одного раза в год, в течение шести месяцев с момента окончания налогового года государства - члена ЕС.

Согласно пункту 10 статьи 3 Директивы спонтанный обмен информацией - это не систематический обмен информацией в любой момент, без предварительного запроса информации от другого государства-члена. Информация сообщается при следующих условиях: если компетентный орган одного государства-члена имеет основания полагать, что имеет место нарушение налогового законодательства другого государства-члена; если лицо, подлежащее налогообложению, получает занижение или освобождение от уплаты налогов, что может привести к увеличению налоговой нагрузки или к ответственности в другом государстве-члене; деловые отношения между лицами, подлежащими налогообложению в разных государствах-членах, осуществляются через одну или несколько стран, что может привести к занижению уплаты налога; компетентные органы имеют основания полагать, что результат искусственного перевода прибыли внутри группы предприятий может привести к занижению уплаты налога; компетентные органы имеют основания полагать, что направленная информация будет иметь значение при оценке налоговых обязательств другого государства-члена. Срок предоставления указанной информации составляет 3 (три) месяца с момента ее получения.

В течение многих лет ЕС активно принимает участие в разработке эффективного инструмента административного сотрудничества в налоговой сфере между государствами - членами ЕС, при этом государства-члены неоднократно выражали свое желание выйти за рамки текущего уровня сотрудничества.

В связи с тем, что большинство государств - членов ЕС в рамках национального законодательства заключили или выразили желание заключить в будущем международные соглашения в части обмена информацией в налоговой сфере с другими странами, не входящими в ЕС, предусматривающие раскрытие налоговой информации, это способствовало пересмотру ряда положений Директивы Совета 2011/16/EC от 15.02.2011 "Об административном сотрудничестве в области налогообложения и отмене Директивы 77/799/EEC".

В частности, это касается соглашений между государствами - членами ЕС и Соединенными Штатами Америки, согласно которым банки и иные финансовые учреждения обязуются передавать любую имеющуюся в их ведении информацию о физических и юридических лицах налоговой службе США (IRS). Обмен информацией в формате FATCA гораздо шире, чем обмен информацией, которая была предусмотрена Директивой 2011/16/EC от 15.02.2011, что приводило к противоречию на внутреннем рынке ЕС. Для устранения негативных последствий государства-члены вынуждены были заключать между собой дополнительные соглашения с целью расширить перечень информации, подлежащей раскрытию. Это относится к дивидендам, приросту капитала, к любым видам доходов и остаткам по счетам, находящимся в любом банке или ином финансовом учреждении, в отношении любого прямого, косвенного или фактического владельца, являющегося физическим лицом, резидентом государства-члена.

Таким образом, целью пересмотра действующей Директивы послужило расширение сферы информации, подлежащей автоматическому обмену. План действий по усилению борьбы с налоговым мошенничеством, представленный Европейской комиссией <10>, устанавливал комплекс мер, чтобы помочь государствам-членам защищать свои налоговые базы и вместе с тем вернуть миллиарды евро на законных основаниях. План действий подчеркивал необходимость содействия автоматическому обмену информацией между налоговыми администрациями государств - членов ЕС в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов, в качестве европейского и международного стандарта прозрачности и обмена информацией по налоговым вопросам <11>. В соответствии с предложением, которое вступает в силу с января 2015 года, дивиденды, прирост капитала и другие формы финансовых доходов и остатков по счетам будут добавлены в список категорий, которые подлежат автоматическому обмену информацией в рамках ЕС.

<10> Communication from the commission to the European parliament and the council. An Action Plan to strengthen the fight against tax fraud and tax evasion. IP/12/1325. COM (2012) 722 final. Brussels. 06.12.2012.
<11> Eteris Eugene. New Administrative Cooperation Directive: combating tax evasion. BC. Copenhagen. 13.06.2013.

Согласно изменениям от 12.06.2013 <12> к Директиве Совета 2011/16/EC от 15.02.2011 "Об административном сотрудничестве в области налогообложения и отмене Директивы 77/799/EEC" компетентный орган государства - члена ЕС вправе обращаться к компетентному органу другого государства - члена ЕС в рамках автоматического обмена информацией, относящейся к налоговому периоду, с 1 января 2014 года, касающейся: дивидендов; дохода от прироста капитала; любого другого дохода по отношению к активам, находящимся на счетах в финансовых учреждениях; любой суммы должника, включая любые выкупные платежи; остатков на счетах, которые выплачиваются, обеспечены или находятся в финансовом учреждении в отношении прямого или косвенного выгодоприобретателя - физического лица - резидента другого государства - члена ЕС.

<12> COUNCIL DIRECTIVE amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation. COM (2013) 348 final // Official journal of the European Union. 20.12.2013. L 348/129.

При этом государства - члены ЕС должны внести изменения в национальные законодательства до 31 декабря 2014 года с предоставлением Европейской комиссии соответствующих текстов изменений, что необходимо сделать для надлежащей работы соответствующей директивы.

Считаем, что расширение сферы действия Директивы способствует обеспечению равенства участников административного сотрудничества в рамках ЕС при предоставлении сведений об активах, воздержанию от нежелательного перераспределения прибыли.

В октябре 2014 года на заседании государств - членов ЕС (ECOFIN) было принято решение внести очередные изменения в Директиву 2011/16/EC в отношении объема обмена информацией между налоговыми администрациями с целью повышения эффективности работы компетентных органов по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Налоговые органы будут автоматически обмениваться информацией в отношении большинства категорий доходов и капитала, принадлежащего физическим и юридическим лицам. Предполагается, что Директива в новой редакции вступит в силу с января 2017 года. При этом была достигнута договоренность о том, что Австрии будет предоставлен дополнительный год с целью проведения консультаций в промышленной сфере и внесения необходимых изменений в национальное законодательство.

По мнению налогового комиссара ЕС Альгирдаса Шеметы, новые изменения - это идеальный финал для мандата, который стал свидетелем борьбы с уклонением от уплаты налогов, толкнул на совершенно новый уровень. Измененная Директива обещает полную и прочную налоговую прозрачность в Европе. Отсутствие банковской тайны при наличии автоматического обмена информацией будет применяться в самом широком виде. Государства-члены будут в полной мере сотрудничать, раскрывая традиционные тайники уклоняющихся от уплаты налогов <13>. Считаем, что новый законодательный акт будет в полном объеме соответствовать новым глобальным стандартам автоматического обмена информацией, охватывать самые высокие стандарты качественного управления, приведет к созданию общей консолидированной корпоративной налоговой базы, так как уход от агрессивного налогового планирования является главным приоритетом для ЕС. Помимо этого, новый правовой инструмент будет обеспечивать определенность для налоговых администраций и экономических операций в ЕС, способствовать развитию международных стандартов в сфере автоматического обмена информацией. Отметим, что IT-технологии, разработанные на основе указанного выше правового инструмента, могут использоваться другими мировыми сообществами, чтобы облегчить работу и отчетность соответствующих компетентных органов.

<13> Speaking points by Commissioner at the ECOFIN press conference [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/semeta/headlines/news/2014/10/14102014_en.htm/.

Новый подход расширяет полномочия государств - членов ЕС, необходимые для эффективного международного сотрудничества, для борьбы с негативными последствиями постоянно растущей глобализации на внутреннем рынке. Эффективность борьбы в нынешних условиях может быть достигнута только на уровне союза <14>.

<14> Tuodor Florin. European Administrative Cooperation in the Field of Taxtion. Annals of "Dunarea de Jos" University of Galati Fascicle I. Economics and Applied Informatics. 30.04.2012. N 1/2012. ISSN 1584-0409.

Регламент Совета ЕС N 904/2010 от 07.10.2010 "Об административном сотрудничестве и борьбе с мошенничеством в области налога на добавленную стоимость" (в редакции Регламента Совета ЕС N 517/2013 от 13.05.2013) <15> устанавливает правила и процедуры сотрудничества компетентных органов государств - членов ЕС в сфере обмена информацией по налогу на добавленную стоимость. Сотрудничество осуществляется на предмет оценки правильности начисления НДС, мониторинга правильности применения НДС по трансграничным операциям, борьбы с мошенничеством, с помощью электронных средств.

<15> Official journal of the European Union. 10.06.2013. L 158/2.

Регламент устанавливает единую схему сотрудничества в сфере обложения налога на добавленную стоимость, применяя положения Директивы Совета ЕС N 2006/112/EC от 28 ноября 2006 г. "Об общей системе налога на добавленную стоимость" <16> и положения Директивы Совета ЕС N 2008/9/EC от 12.02.2008 "О детальных правилах возмещения налога на добавленную стоимость", предусмотренных Директивой Совета ЕС N 2006/112/EC, налогоплательщикам, учрежденным не в государстве - члене ЕС, предоставляющем возмещение, а в другом государстве - члене ЕС <17>.

<16> Official journal of the European Union. 11.12.2006. L 347/1.
<17> Official journal of the European Union. 20.02.2008. L 44/23.

Положения настоящего Регламента предусматривают следующие формы сотрудничества: обмен информацией по запросу, автоматический и спонтанный обмен информацией, запрос административных уведомлений или одновременный контроль, означающий скоординированные проверки налогооблагаемых лиц, организованные двумя или более государствами - членами ЕС, имеющие общий или взаимный интересы.

Одно из важных положений Регламента N 904/2010 от 07.10.2010 содержится в статьях 33, 34, предусматривающих создание единой системы контроля за уплатой налога на добавленную стоимость внутри ЕС - Eurofisc.

В рамках Eurofisc государства-члены должны создать многосторонний механизм раннего предупреждения для борьбы с мошенничеством в сфере НДС; координировать быстрый и многосторонний обмен необходимой информацией в пределах "рабочего" поля Eurofisc; координировать работу должностных лиц, представителей соответствующих государств - членов ЕС.

Задача Eurofisc состоит в объединении налоговых систем государств - членов ЕС с целью более эффективной борьбы с налоговым мошенничеством в сфере НДС, что способствует реализации налоговой политики, проводимой руководством ЕС.

Регламент Совета ЕС N 389/2012 от 02.05.2012 "Об административном сотрудничестве в области акцизов и отмене Регламента Совета ЕС N 2073/2004" предусматривает процедуры и правила сотрудничества компетентных органов, ответственных в государстве - члене ЕС за соблюдение законодательства по вопросам акцизного сбора, в целях обеспечения правильного соблюдения законодательства об акцизах на всей территории ЕС и предупреждения уклонения от уплаты акцизов с использованием электронных средств или иным способом.

Для эффективного применения законодательства в сфере акцизов, предупреждения подачи запросов, носящих повторяющийся характер, устранения языковых барьеров в связи с наличием языкового разнообразия в ЕС, а также с целью обмена информацией (более быстрой ее обработки) положения Регламента рекомендуют использовать компьютерные системы, созданные в соответствии с Директивой Совета ЕС 1152/2003/EC от 16.06.2003 "О компьютерном движении и наблюдении за подакцизной продукцией" <18>.

<18> Official journal of the European Union. 01.07.2003. L 162/5.

Обмен информацией по средствам электронных баз данных не только способствует улучшению работы компетентных органов, но и является полезным для анализа налоговых рисков. Считаем, что обмен информацией в компьютерном формате эффективно обеспечивает соблюдение требований международных стандартов прозрачности, что гарантирует сокращение нарушений в налоговом законодательстве государств - членов ЕС. Однако иные формы сотрудничества также имеют важное значение для достижения желаемого результата, такие как одновременное управление и совместные проверки, запрос о предоставлении информации и административное расследование.

Согласно отчету Европейской комиссии проблемы, связанные с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов, должны решаться на трех уровнях: изменение национального законодательства государств - членов ЕС в соответствии с законодательными актами ЕС; повышение трансграничного сотрудничества между налоговыми администрациями государств - членов ЕС; осуществление четкой и последовательной политики по отношению к третьим странам в целях продвижения своих стандартов на международном уровне <19>.

<19> Communication from the commission to the European parliament, the council and the European economic and social committee. COM (2012) 351 final. 27.06.2012.

В рамках сотрудничества по запросу запрашиваемый орган направляет информацию, необходимую для обеспечения правильного применения законодательства об акцизах, в том числе любую информацию, относящуюся к конкретному делу или конкретному случаю, в частности относящуюся к движению подакцизных товаров в рамках союза <20>, не позднее трех месяцев с момента получения запроса.

<20> Пункт 1 статьи 8 Регламента Совета ЕС N 389/2012 от 02.05.2012.

В рамках Регламента Совета ЕС N 904/2010 от 07.10.2010 также предусмотрено присутствие представителей запрашиваемого государства при административном расследовании с целью обмена необходимой информацией для соблюдения законодательства об акцизах.

Одновременные проверки могут осуществляться двумя и более государствами - членами ЕС, основываясь на анализе рисков, в отношении одного или нескольких хозяйствующих субъектов или других лиц, которые имеют общий интерес в разных государствах-членах. Притом, считается, такой контроль будет эффективнее, чем контроль, проводимый только в рамках одного государства.

Положениями Регламента предусмотрены: формы запроса и ответа; способы передачи документов, способы инициирования одновременного контроля; причины отказа от участия в совместных проверках; а также представители, ответственные за контроль и координацию совместной работы; запрос уведомления управленческих решений и мер; способы и сроки обязательного и спонтанного обмена информацией; обмен информацией и сведения о ее хранении по разрешениям экономических операторов и налоговых органов и прочая информация, необходимая для надлежащего сотрудничества компетентных органов государств-членов с целью надлежащего соблюдения законодательства в сфере уплаты акцизов.

При этом запрашивающее государство не может наложить обязательства на запрашиваемое государство в части сбора необходимой информации для целей настоящего Регламента, которая может привести к непропорциональной налоговой нагрузке.

Исходя из положений статьи 25 Регламента Совета ЕС компетентный орган предоставляет информацию запрашивающей стороне, если последняя исчерпала все возможные, предусмотренные законом действия для получения необходимой информации. Компетентный орган вправе отказать от предоставления информации, если ее раскрытие может привести к раскрытию коммерческой, промышленной, профессиональной тайн или коммерческого процесса либо предоставление информации противоречит государственной политике государства - члена ЕС. Наличие информации в распоряжении банков и других финансовых учреждений не является основанием для отказа в ее предоставлении.

Отметим, что перечисленные выше инструменты сотрудничества ЕС в налоговой сфере предусматривают не только сотрудничество между налоговыми юрисдикциями внутри ЕС, но и сотрудничество с другими международными организациями и странами на благо развития финансовых учреждений и инструментов международного сотрудничества. Такое сотрудничество, безусловно, имеет положительные результаты. Европейская комиссия призывает государства - члены ЕС использовать набор средств для работы со странами, не входящими в состав ЕС, с применением практических инструментов ЕС, в том числе электронных форматов.

Таким образом, тенденция к расширению сотрудничества на международном уровне в последнее десятилетие получила широкое развитие. Все больше стран реализуют на практике идею сотрудничества в налоговой сфере с целью предотвращения злоупотреблений в мировой финансовой системе. Тем не менее процессы глобализации и либерализации экономической деятельности создают значительные проблемы для налоговых администраций по всему миру, препятствуя установлению правильной оценки налоговых обязательств. Налоговые органы по-прежнему сдерживаются границами национальных законодательств, что затрудняет сбор необходимых налоговых поступлений в бюджеты страны. Укрепление взаимной правовой помощи, как механизма для международного сотрудничества между странами в налоговой сфере, остается одним из нерешенных вопросов в области международного налогового права. Концепция взаимной юридической помощи в вопросах налогообложения положила начало развитию сотрудничества в международном налоговом праве.

Защита финансовых интересов ЕС и борьба с налоговыми преступлениями являются сферой общей ответственности. Европейское законодательство требует от государств - членов ЕС сообщать о любых подозрениях в нарушении налогового законодательства, что может повлиять на финансовые интересы ЕС. На наш взгляд, автоматический обмен информацией без предварительных условий является наиболее эффективным способом улучшения правовой оценки налогов для эффективной борьбы с налоговым мошенничеством.

Литература

  1. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 517 с.
  2. Регламент Совета ЕС N 389/2012 от 02.05.2012 (пункт 1 статьи 8).
  3. Clamping down on tax evasion and avoidance: Commission presents the way forward. Last update: 24.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-12-1325_en.htm/.
  4. Communication from the commission to the European parliament and the council. An Action Plan to strengthen the fight against tax fraud and tax evasion. IP/12/1325. COM (2012) 722 final. Brussels. 06.12.2012.
  5. Communication from the commission to the European parliament, the council and the European economic and social committee. COM (2010) 163 final. Brussels. 21.04.2010.
  6. Communication from the commission to the European parliament, the council and the European economic and social committee. COM (2012) 351 final. 27.06.2012.
  7. Council Directive amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation. COM (2013) 348 final // Official journal of the European Union. 20.12.2013. L 348/129.
  8. Effective inter-agency co-operation in fighting tax crimes and other financial crimes. Second edition. 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/tax/crime/.
  9. Eteris Eugene. New Administrative Cooperation Directive: combating tax evasion. BC. Copenhagen. 13.06.2013.
  10. G20 Leaders' Declaration. September 2013. P. 12 - 13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.g20.org/load/782795034/.
  11. OECD. Joint Audit Report of the Sixth meeting of the OECD Forum on Tax Administration. Istanbul, 2010.
  12. Official journal of the European Union. 01.07.2003. L 162/5.
  13. Official journal of the European Union. 08.05.2012. L 121/15.
  14. Official journal of the European Union. 10.06.2013. L 158/2.
  15. Official journal of the European Union. 11.03.2011. L 64/1.
  16. Official journal of the European Union. 11.12.2006. L 347/1.
  17. Official journal of the European Union. 12.10.2010. L 268/6.
  18. Official journal of the European Union. 20.02.2008. L 44/23.
  19. Speaking points by Commissioner at the ECOFIN press conference [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/semeta/headlines/news/2014/10/14102014_en.htm/.
  20. Tuodor Florin. European Administrative Cooperation in the Field of Taxtion. Annals of "Dunarea de Jos" University of Galati Fascicle I. Economics and Applied Informatics. 30.04.2012. N 1/2012. ISSN 1584-0409.