Мудрый Юрист

Влияние экономических факторов на реализацию принципа свободы договора купли-продажи между хозяйствующими субъектами

Ермолова Ольга Николаевна, доцент кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследуются экономические факторы, оказывающие влияние на реализацию принципа свободы договора между хозяйствующими субъектами на примере договора купли-продажи. К числу таких факторов автор относит экономическое положение субъектов, вид экономической деятельности, цель заключения договора, экономическую ситуацию на рынке.

Ключевые слова: правовое регулирование, принципы регулирования, экономическая деятельность, свобода договора.

Influence of economic factors on implementation of the principle of freedom of contract of sale-purchase between economic entities

O.N. Ermolova

Ermolova Ol'ga Nikolaevna, assistant professor, Chair of Civil and Private International Law, Saratov State Law Academy, candidate of juridical sciences, assistant professor.

This article examines the economic factors that affect the implementation of the principle of freedom of contract between entities on the example of the contract of sale. Among these factors, the author considers the economic situation of the subjects of economic activity, the kind of economic activity, the purpose of the contract, the economic situation on the market.

Key words: legal regulation, principles of regulation, economic activity, freedom of contract.

Принцип свободы договора признается одним из основных начал гражданского права. На основании ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечается проявление свободы договора в различных аспектах: во-первых, это право самостоятельно решать, заключать или не заключать договор; во-вторых, предоставление сторонам договора широкого усмотрения при определении его условий; в-третьих, право свободного выбора контрагента договора; в-четвертых, право заключать как предусмотренные ГК РФ, так и не поименованные в нем договоры; в-пятых, право выбора вида договора; в-шестых, право заключать смешанные договоры <1>.

<1> См., например: Клейн Н.И. Принцип свободы договора и основания его ограничения в предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2008. N 1. С. 27.

Хотелось бы отметить специфику реализации данного правового принципа в условиях осуществления предпринимательской, иной экономической деятельности хозяйствующих субъектов на примере договоров купли-продажи.

Отметим, что Гражданский кодекс РФ одновременно с принципом свободы договора провозглашает принцип равенства участников регулируемых им отношений. Таким образом, по общему правилу, объем правомочий по реализации предоставленной свободы договора у участников имущественных отношений равный. В ст. 10 ГК закрепляются общие пределы осуществления гражданских прав: не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность же участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

При этом сам ГК предусматривает ряд ограничений принципа свободы заключения договора, в частности в конструкциях публичного договора и договора присоединения, учитывая характер деятельности одной из сторон договора.

В сфере осуществления экономической деятельности хозяйствующими субъектами юридическое равенство участников имущественных отношений зачастую не соответствует их экономическому равенству, что предопределяет все большее вмешательство государства в экономические отношения в целях поддержания баланса частных и публичных интересов.

Неравным экономическим положением сторон и возможностью злоупотребления им на товарном рынке обусловлены положения ст. 10, 11, 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2>. В связи с особым положением торговых сетей в структуре торговых организаций, а также частыми случаями злоупотребления этим положением Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> ввел понятие договора поставки продовольственных товаров и целый ряд требований к сторонам этого договора (ст. 9 Закона).

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434.
<3> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Очевидно, что подобными положениями законодательства принцип свободы договора значительно ограничивается. Пределы такого ограничения закреплены в Конституции Российской Федерации: в РФ гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8); не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Аналогичное правило воспроизводит и ГК РФ в ст. 10 в аспекте использования гражданских прав.

Значительное влияние на реализацию принципа свободы договора оказывает вид экономической деятельности, осуществляемый хозяйствующим субъектом, а соответственно цель заключения договора купли-продажи, определяемая этим видом деятельности.

В своих работах Г.Ф. Шершеневич критиковал законодательное название договора - "купля-продажа", считая его внушающим мысль, будто речь идет не об одном, а о двух разных договорах <4>. Нам же оно представляется не просто устоявшимся, но и достаточно объективным, а потому и допустимым к использованию, в том числе в законе по следующим размышлениям.

<4> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II: Товар. Торговые сделки. М.: Статут, 2003. С. 126.

Название договора - купля-продажа - свидетельствует о двойственном характере содержания договора как акта, регулирующего отношения с взаимными встречными целями сторон. Договор купли-продажи объединяет и регулирует одновременно два различных действия участников договорных отношений: акт реализации товара хозяйствующим субъектом - продавцом и акт приобретения товара хозяйствующим субъектом - покупателем. Можно говорить, что договор купли-продажи одновременно регулирует различные виды деятельности, осуществляемые сторонами, - деятельность по реализации (в том числе по сбыту) и закупочную деятельность.

Реализационная деятельность осуществляется в целях сбыта произведенной продукции, получения прибыли от перепродажи или в целях избавления от не используемого в деятельности имущества. Соответственно, в качестве продавца по договору могут выступать производители товара, торговые посредники, иные лица, обладающие имуществом. Деятельность по приобретению товара осуществляется хозяйствующими субъектами в целях производства новой продукции, дальнейшей перепродажи товара, в целях использования закупленного товара в хозяйственной или иной экономической деятельности. Покупателями по договору купли-продажи являются производственные предприятия, посредники, розничные торговцы, иные хозяйствующие субъекты - потребители товара.

Хозяйствующий субъект, реализующий товар, является не просто продавцом, как это вытекает из положений Гражданского кодекса о купле-продаже, это участник экономических отношений, для которого акт реализации тесно связан с осуществляемой до этого деятельностью, является ее продолжением. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную деятельность, приносящую доход, целью заключения договора является получение дохода, обеспечивающего формирование прибыли по итогам деятельности. Количество денежных средств, получаемых в результате продажи, должно превышать количество денег, затраченных на производство (переработку, покупку) соответствующего количества данного товара, а также иные затраты (налоговые и штрафные выплаты, выплаты по трудовым договорам, амортизационные отчисления и т.д.). Акт реализации товара таким субъектом охватывает не только процесс передачи товара покупателю, но и предшествующий процесс его производства либо приобретения в аспекте произведенных затрат.

Кроме того, договор, особенно реализационный, является средством осуществления коммерческой политики хозяйствующего субъекта, назначением которой является поступательное развитие бизнеса в соответствии с интересами и целями самого субъекта. Признаками развития являются количественное увеличение и качественное изменение - совершенствование. И то и другое возможно только в случае увеличения материальных ресурсов предприятия. Таким образом, прибыль является не только целью, но и необходимой составляющей любого предприятия, поскольку без вложения денежных средств невозможно развитие как таковое. На законодательном уровне это проявляется в том, что любой субъект предпринимательской деятельности должен изначально иметь определенный денежный ресурс (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд), минимальный размер которого зачастую определяется императивно.

Принцип свободы договора, как было отмечено, охватывает свободу формирования сторонами условий договора. В правовой литературе при характеристике процесса формирования условий договоров акцент делается, как правило, на деятельность по согласованию воли сторон относительно каждого необходимого условия договора.

Представляется необходимым переместить акценты и обратить внимание на то обстоятельство, что формирование условий договора происходит задолго до его заключения.

Так, нужно учитывать, что предприниматель, реализующий товар, ограничен в формировании условий договора имеющимся у него и предназначенным для реализации товаром: его количеством, характеристиками. При заключении договора на срочную реализацию это обстоятельство невозможно игнорировать. Другое дело - заключение договора с отдаленным сроком его исполнения. В этом случае у производителя имеется возможность произвести товар необходимого для покупателя качества, количества, ассортимента и иных требуемых характеристик.

Следующее обстоятельство, подлежащее учету, - реализация товаров невозможна без наличия спроса на него и готовности покупателя оплатить его.

Можно выделить, по крайней мере, ряд факторов экономического характера, определяющих вид договора и его условия. Так, факторами формирования условий договора с позиции продавца являются: 1) наличие определенного вида, качества и количества товара; 2) определение цены как суммы, превышающей произведенные затраты; 3) срок годности (хранения) реализуемого товара; 4) возможность доставки товара своими силами, 5) возможность производства товара иного качества, количества, ассортимента, необходимого покупателю, в требуемые им сроки.

Факторами формирования условий договора с позиции покупателя выступают: 1) потребность в определенном виде и количестве товара; 2) наличие определенной суммы денежных средств на эти цели; 3) понятие о качестве как о свойстве товара, обеспечивающем его функциональную пригодность, а также безопасность и долгосрочность эксплуатации; 4) возможность самовывоза товара либо ее отсутствие. Данные обстоятельства изначально определяют часть условий будущего договора хозяйствующего субъекта.

Таким образом, и у покупателя, и у продавца к моменту заключения договора уже имеется виртуальный, а зачастую и разработанный проект договора, обусловленный видом экономической деятельности и конкретным экономическим состоянием субъекта. Об этом свидетельствует распространенная практика заключения договоров путем направления подготовленного его проекта. Проект может быть квалифицирован как оферта, если содержит все существенные условия договора, либо как деловое предложение - при их отсутствии.

Свобода выбора контрагента по сделке в отношениях между хозяйствующими субъектами реализуется с учетом ряда факторов: деловой репутации субъекта, заинтересованности в долгосрочных отношениях, предлагаемых ценовых условий.

Зачастую при осуществлении предпринимательской деятельности видение на противоположной стороне какого-либо конкретного субъекта сведено к минимуму в связи с отсутствием характеристики предпринимательского обязательства как личного, связанного с личностью контрагента. Механизм обезличивания контрагента по договору используется, в частности, при биржевой торговле фьючерсными контрактами, когда биржа берет на себя обеспечение исполнения по сделке, выражающееся в подборе контрагента с открытой противоположной позицией. Проявляется это и в процедуре заключения договора путем размещения публичной оферты, когда лицо выражает намерение вступить в договорные отношения с любым, кто отзовется (ст. 437 ГК РФ). Такое поведение характерно для любого хозяйствующего субъекта - и для продавца, и для покупателя товара. Выбор определенного контрагента обусловлен факторами, связанными не с его личностью, а с наличием у продавца необходимого товара либо предложением наиболее низкой его стоимости - с позиции покупателя. С позиции продавца условием выбора контрагента может явиться предложение покупателем наибольшей цены за товар, если цена не установлена как твердая, единая для всех покупателей.

Коммерческая политика организации включает в себя определение стратегического развития бизнеса и с необходимостью подразумевает определение приоритетов, которые также не могут не отразиться на договорном процессе.

В зависимости от целей хозяйствующего субъекта изменяются условия заключаемых ею договоров. В этой связи в литературе обращается внимание, что инструментом коммерческой политики фирмы является цена на товар, а потому обсуждение методов и правил ценообразования имеет смысл только в том случае, если имеется представление о том, чего хочет добиться организация, устанавливая цены на свои услуги <5>.

<5> Бутова В.Г., Троценко А.Г., Каплан М.З. Оценка уровней интерактивного маркетинга в системе "Персонал - пациент" // Менеджер здравоохранения. 2006. N 9 / СПС "Гарант".

Нацеленность на максимально возможное извлечение прибыли ориентирует на заключение договоров приобретения сырья по наиболее низким ценам и реализацию своей продукции по максимально высоким ценам. Стремление иметь круг постоянных контрагентов предопределяет чуткое реагирование на их индивидуальные запросы относительно свойств продукции и введение системы гибких скидок с установленной цены на товар. Намерение обладать популярной торговой маркой стимулирует реализацию качественной и красиво упакованной продукции или по ценам, несколько меньшим по сравнению с обычно устанавливаемыми конкурентами. И так далее.

Таким образом, хотелось бы обратить внимание, что выбор договора, контрагента по договору, определение условий договора - это не только и не столько результат свободы хозяйствующих субъектов, сколько результат целого ряда факторов экономического характера, включая экономическое положение каждого из них и экономическую ситуацию на товарном рынке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клейн Н.И. Принцип свободы договора и основания его ограничения в предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2008. N 1. С. 27 - 33.
  2. Бутова В.Г., Троценко А.Г., Каплан М.З. Оценка уровней интерактивного маркетинга в системе "Персонал - пациент" // Менеджер здравоохранения. 2009. N 9 / СПС "Гарант".
  3. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II: Товар. Торговые сделки. М.: Статут, 2003.