Мудрый Юрист

Второе гражданство граждан России

Асида Агрба, юрист практики по вопросам коммерческого, трудового и миграционного права CMS-Россия, г. Москва.

Четвертого августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проанализируем практику применения данного Закона за прошедшее время.

Обязанность уведомления

В соответствии с требованиями Закона N 142-ФЗ граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет, которые по состоянию на 4 августа 2014 года имели гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны были подать уведомление в миграционные органы не позднее 2 октября 2014 года (включительно).

Законные представители граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности по состоянию на 4 августа 2014 года, имеющих иностранное гражданство или право на постоянное проживание в иностранном государстве, также должны до 2 октября подать уведомления.

В случае приобретения гражданином Российской Федерации после 4 августа 2014 года иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом уведомление в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Введение такой обязанности уведомления - обычная практика, при которой ведется учет государственной принадлежности граждан, создается своего рода информационная база данных. Как было указанно в пояснительной записке к тогда еще проекту Закона, нововведения связаны с тем, что волеизъявление граждан Российской Федерации, имеющих также гражданство иного государства, может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

За неисполнение данной обязанности и процедуры нарушители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности (виды ответственности и наказания смотрите в таблице).

Вид ответственности

Вид нарушения

Наказание

Уголовная ответственность (ст. 330.2 УК РФ)

Неисполнение обязанности по подаче уведомления

Штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательные работы на срок до 400 часов

Административная ответственность ( ст. 19.8.3 КоАП РФ)

Нарушение установленного порядка подачи гражданином РФ или законным представителем гражданина РФ уведомления, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений

Наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей

Ничто не мешает исполнить Закон

С даты, до которой уведомления должны были быть поданы в компетентные органы, прошло уже более трех месяцев. За это время в миграционной службе уже была сформирована база данных граждан Российской Федерации с двойным гражданством, которые прислали соответствующие уведомления. И соответственно стали возникать вопросы к тем гражданам, уведомления которых получены не были, а факт наличия иностранного гражданства либо вида на жительство выявлен.

Существуют различные ситуации, при которых возможно выявление иностранного гражданства. К примеру, при выезде за рубеж в стране с визовым режимом въезда граждане России с двойным гражданством предъявляют российский паспорт, в котором, как правило, отсутствует виза, и в качестве подтверждения права на въезд в страну назначения предъявляют иностранный паспорт. И если при проверке по базе данных выяснится, что информация о наличии второго гражданства лица не представлялась, у компетентных органов есть полное основание привлечь лицо к ответственности.

В соответствии с существующей на сегодняшний день практикой миграционная служба принимает уведомления от всех граждан и после 2 октября 2014 года, но с наложением административного штрафа за несвоевременность подачи.

Само по себе уведомление о втором гражданстве никаких ограничений для гражданина не влечет. Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором". Таким образом, ничто не мешает гражданину проинформировать уполномоченные органы о факте наличия у него иностранного гражданства.

Намеренное сокрытие факта наличия иностранного гражданства может иметь противоправный умысел, и наличие штрафа и ответственности за неуведомление о данном обстоятельстве будет стимулировать граждан своевременно подавать соответствующую информацию.

Это также поможет избежать ситуаций, когда граждане, сокрыв факт наличия иностранного гражданства, к примеру, занимают определенные должности, имеют доступ к государственной тайне. До принятия Закона N 142-ФЗ указанным гражданам грозило лишь увольнение с должности без какой-либо дополнительной ответственности за правонарушение.