Мудрый Юрист

Проблемы государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

Косинов Виктор Андреевич - аспирант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный институт бизнеса".

С момента начала приватизации в нашей стране прошло уже не одно десятилетие, однако до настоящего момента продолжаются споры как о ее правомерности, целесообразности, так и о правовых последствиях. Еще большую актуальность приобретает вопрос приватизации в ходе обсуждения перспектив ее "второй волны". Целью проведения приватизации в настоящее время является сокращение участия государства в рыночных процессах и уменьшение доли государственной собственности, а также привлечение дополнительных денежных средств в бюджет. Предлагаемая статья посвящена краткому анализу обозначенной проблемы. Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания общественных процессов. В процессе исследования использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический, логический, формально-юридический подходы. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в первую очередь в том, что современное правовое регулирование должно подстраиваться под изменяющиеся правоотношения и учитывать ошибки прошлых лет. Однако в настоящее время вопросы приватизации в основном урегулированы нормативно-правовыми актами, принятыми более десяти лет назад, а политика государства в данной сфере практически не изменилась.

Ключевые слова: приватизация, законность, государственное регулирование, государственная собственность, муниципальная собственность, залоговый аукцион, конкуренция, монополия, управление имуществом, защита конкуренции.

State regulation of public and municipal property privatization

V.A. Kosinov

Kosinov Viktor Andreevich - Postgraduate Student at the National Institute of Business, Department of State Legal Disciplines.

Several decades have passed since the beginning of the process of privatization in Russia, but the disputes are still taking place about its legitimacy, reasonability and legal consequences. The topic of privatization is becoming even more important within the discussions of its "second wave". Privatization today is aimed at reduction of the state role in market processes, decrease of the state property, and involvement of additional funds into the budget. This article is devoted to a brief analysis of the problem mentioned. The methodology of the article is based on the general scientific and the special scientific methods of social processes cognition. The author uses the system-structural, comparative-legal, historical, logical, and formal-logical approaches. The use of these approaches allowed the author to study the problem in coherence, consistency, comprehensively and objectively. The importance of this problem consists of the fact that the modern legal regulation should conform to the changing legal relationship and take into consideration the former mistakes. But at present the issues of privatization are regulated by the normative acts which had been adopted more than ten years ago, and the state policy in this sphere practically has not changed.

Key words: privatization, legality, state regulation, state property, municipal property, mortgaging auction, competition, monopoly, property management, protection of competition.

До настоящего времени в России идут споры о справедливости приватизации 90-х годов. Многие граждане и эксперты уверены, что самыми крупными кусками экономики завладели отдельные представители - олигархи, а "ограбленное" ими государство лишилось возможности использовать богатство страны на пользу своего общества. Политика приватизации 90-х годов проводилась без участия антимонопольных органов и без достаточных представлений о рыночных процессах, что привело к противоречивым последствиям в аспекте формирования конкурентного рынка. С одной стороны, приватизация привела к увеличению числа хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой на одних и тех же товарных рынках, а с другой, приватизация способствовала деиндустриализации страны и сокращению объемов производства. Фактически меньшинство приобрело в собственность большинство российской экономики в виде различных активов, что в дальнейшем привело к значительному имущественному расслоению в обществе и образованию социального слоя олигархов.

В ходе приватизации на продажу был выставлен ряд крупнейших компаний, которые продавались на залоговых аукционах. Аукционы назывались залоговыми, так как в отличие от обычных аукционов компании не продавались, а отдавались в залог. Однако выкуплены обратно они не были. Также предприятия были выставлены по заниженным ценам, а конкурс был очень низкий. Как отмечала Счетная палата, "анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась" [1]. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько компаний, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались за деньги, взятые в кредит у государства. Сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином на депозитных счетах коммерческих банков, ставших победителями в залоговых аукционах. Таким образом, банки фактически кредитовали государство государственными же деньгами. В результате банки смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге акций государственных предприятий.

По данным Росстата, в частные руки перешло более 130 тыс. предприятий, за которые государство получило 7 млрд $. 5 августа 1997 года состоялся коммерческий конкурс, на котором государственный пакет акций РАО "Норильский никель" (38%) был приобретен ЗАО "Свифт", представлявшим интересы группы ОНЭКСИМ Банка [3]. Прибыльный государственный горно-металлургический комбинат, который добывал 35% мировых разведанных запасов никеля, 10% меди, 14% кобальта, 55% палладия, 20% платины, а также серебро и уголь, был продан за 270 миллионов $ (сумма, равная прибыли предприятия за несколько месяцев). Для сравнения в 1997 г. предприятие заработало 3,1 млрд $ [2].

На данный момент Правительство подготовило план "Приватизации N 2". По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 год включительно может получить 3,128 триллиона рублей. В 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 млрд рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации.

Несмотря на то что первые лица государства заявляют о том, что необходимо выделить из госкорпораций непрофильные активы и ограничить приобретение ими новых не только в непрофильных отраслях, но и в "своих" секторах, чтобы не мешать развитию конкуренции, на деле экономика регулярно сталкивается с экспансией государства. Данные процессы противоречат установке государства на присутствие исключительно в стратегических отраслях. При этом приватизация 2012 - 2016 гг. не изменит положения дел. Например, государство продало 7,6% из 57,6% принадлежащих государству акций ОАО "Сбербанк России" за 5,2 млрд $, что стало крупнейшей приватизационной сделкой в России. При этом государство оставило за собой контрольный пакет (50% + 1 акция), то есть масштабы присутствия государства в экономике не меняются.

План приватизации, в частности, предусматривает сокращение госпакета акций следующим образом:

В настоящее время приватизация в первую очередь регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно ст. 1 указанного Федерального закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц [5].

Кроме того, до настоящего времени в России действует Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024, в редакции Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 N 903. Таким образом, изменения в указанный основополагающий нормативно-правовой акт не вносились 15 лет. В указанной Концепции изложено, что "несмотря на то что в результате массовой приватизации 58,9% предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут: не сформирован широкий слои эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках" [4].

Следует отметить, что ситуация в российской экономике с тех пор практически не изменилась. До настоящего времени государство не готово устранить перечисленные негативные тенденции и изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом, тем самым нарушая собственные программные установки. Следует подчеркнуть, что именно правовое регулирование, начиная с конституционного уровня, является основополагающим фактором развития конкуренции. В противном случае цели приватизации снова не будут достигнуты. Остается надеяться, что государство не допустит тех же ошибок, что и 20 лет назад, и "новая волна" приватизации будет способствовать развитию конкуренции и реализации конституционных принципов.

Библиография

  1. Залоговые аукционы 1995 года // Коммерсантъ. N 110 (1995). 21 июня 2000.
  2. Лосев М. "Все вокруг колхозное" // Росбизнесконсалтинг. 2012. N 6. С. 34 - 38.
  3. Лосев М. "Отечество не продается" // Росбизнесконсалтинг. 2011. N 7. С. 41 - 43.
  4. "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации": Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 // Собрание законодательства РФ. 27.09.1999. N 39. Ст. 4626.
  5. "О приватизации государственного и муниципального имущества": Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.01.2002. N 4. Ст. 251.
  6. Писенко К.А. Публичные субъекты конкурентного права в России и зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. N 2. С. 60 - 71.

References (transliterated)

  1. Zalogovye auktsiony 1995 goda // Kommersant". N 110 (1995). 21 iyunya 2000.
  2. Losev M. "Vse vokrug kolkhoznoe" // Rosbizneskonsalting. 2012. N 6. S. 34 - 38.
  3. Losev M. "Otechestvo ne prodaetsya" // Rosbizneskonsalting. 2011. N 7. S. 41 - 43;
  4. "O Kontseptsii upravleniya gosudarstvennym imushchestvom i privatizatsii v Rossiiskoi Federatsii": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.09.1999 N 1024 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 27.09.1999. N 39. St. 4626;
  5. "O privatizatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo imushchestva": Federal'nyi zakon ot 21.12.2001 N 178-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 28.01.2002. N 4. St. 251.
  6. Pisenko K.A. Publichnye sub"ekty konkurentnogo prava v Rossii i zarubezhnykh stranakh // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2012. N 2. S. 60 - 71.