Мудрый Юрист

Антимонопольные запреты при недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности

Орлова Елена Владимировна, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", адвокат, доктор права, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены антимонопольные запреты при недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, дана их классификация на безусловные, условные и запреты на заключение "вертикальных соглашений", проанализированы соответствующие статьи Федерального закона "О защите конкуренции".

Ключевые слова: конкуренция, недобросовестная конкуренция, соглашение, "вертикальное" соглашение, хозяйствующий субъект, исключительные права.

Antimonopoly prohibitions in case of unfair competition and monopolistic activities

E.V. Orlova

Orlova Elena Vladimirovna, assistant professor, Chair of Entrepreneurial and Corporate Law, M.M. Speranskij Law Faculty, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration", advokat, LL.D., candidate of juridical sciences.

In the clause antimonopoly prohibitions are considered at an unfair competition and monopolistically activity, their classification on unconditional, conditional and prohibitions on the conclusion of "vertical agreements" is given, corresponding clauses of the Federal act "About competition protection" are analysed.

Key words: a competition, an unfair competition, the agreement, the "vertical" agreement, the enterprise entity, exclusive privileges.

В ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Об этом же говорится в ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. По существу, о защите конкуренции говорится в ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В российской и зарубежной науке дается немало определений собственно экономической деятельности. Ученые и специалисты в области предпринимательского права, такие как, например, Е.П. Губин, П.Г. Лахно и другие, рассматривали экономическую деятельность как "атрибут существования товарного производства рыночной организации экономики, связанный с процессом воспроизводства материальных благ, воплощенный в создании (производстве) товара (продукции), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) использовании (распределении, обмене, потреблении" [1].

Конкуренция - объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанный на свободе предпринимательства, однако именно защита конкуренции является важнейшим условием развития собственно рыночной конкуренции путем ограничения злоупотребления свободой предпринимательства.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют хозяйствующие субъекты - российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также внебюджетные фонды, Банк России, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели - по своей природе являются публичными. Нормы, регулирующие их, направлены на ограничение свободы предпринимательства в целях обеспечения общего блага - конкуренции.

Хозяйствующие субъекты, вступая в договорные отношения с контрагентами, производителями, импортерами и пр., должны соблюдать ограничения (запреты) антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона "О защите конкуренции").

Главой второй (ст. 10 - 14) Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливаются запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, в том числе на их согласованные действия по ограничению конкуренции, на недобросовестную конкуренцию [2].

Установленные ст. 10, 11, 11.1 и 14 Закона запреты можно подразделить на безусловные запреты, запреты на заключение "вертикальных" соглашений, "условные" (соглашения с условием) запреты.

Безусловные запреты распространяются на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), которые предусмотрены ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами) и другие.

Злоупотребление доминирующим положением представляет собой частный случай злоупотребления правом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ "не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке".

Хозяйствующий субъект в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), подпадающие под п. п. 4, 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Закона, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона.

Для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган устанавливает факт доминирования хозяйствующего субъекта, определяет субъект правонарушения, причем действия в составе групп лиц также могут расцениваться в качестве злоупотребления доминирующим положением (ч. 2 ст. 9 Закона), подтверждает действие или бездействие хозяйствующего субъекта, которому адресован запрет, проверяет факт допустимости пределов для осуществления контрагентами своих прав, наложения на контрагентов неразумных ограничений или наличия необоснованных условий реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"), разумности тех или иных проявлений поведения хозяйствующего субъекта [3], устанавливает круг лиц, на которых распространяются последствия неправомерного поведения обязанного субъекта, констатирует наступление негативных последствий или возможность их наступления как результат неправомерного действия обязанного субъекта.

Следует заметить, что ч. 4 ст. 10 Закона не распространяет применение норм (запретов) о злоупотреблении доминирующим положением на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Указанная норма права основана на ст. 1229 ГК РФ, согласно которой "гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)".

Безусловные запреты, согласно ч. 1 ст. 11 Закона распространяются также на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке ("горизонтальные" соглашения).

Последствия подобных соглашений приводят или могут привести к такому ограничению конкуренции, как установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел товарного рынка по территориальному принципу, объем продажи или покупки товаров, ассортимент реализуемых товаров либо состав продавцов и покупателей (заказчиков); сокращение или прекращение производства товаров, а также отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Запрещаются на основании ч. 3 ст. 11 Закона соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются (согласно ч. 2 ст. 11 Закона) такие "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случаев, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара, а также которыми предусматривается обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца, причем данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Участники "вертикальных" соглашений действуют на разных товарных рынках и не конкурируют непосредственно между собой. Поэтому перечень негативных последствий заключаемых ими антиконкурентных соглашений намного меньше, чем в отношении иных "горизонтальных" соглашений.

Запрет на заключение "вертикальных" соглашений, предусмотренный ч. 2 ст. 11 Закона, не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под своим товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (ч. 9 ст. 11 Закона). Тем более что ч. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, например, в отношении исключительного права на товарный знак прямо предусматривает, что исключительное право правообладателя на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

Допустимость "вертикальных" отношений предусмотрена ст. 12 Закона и позволяет считать допустимыми совершенные в письменной форме соглашения, являющиеся договорами коммерческой концессии. Исключение составляют "вертикальные" соглашения между финансовыми организациями, что обусловлено их правовым статусом и ограничениями на осуществление соответствующих видов деятельности.

Кроме того, допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

"Условные" запреты распространяются на такие соглашения, которые ставят перед контрагентом ряд условий, приводящих впоследствии или могущих привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям согласно ч. 4 ст. 11 Закона относятся, например, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования.

Следует отметить, что понятие соглашения как договоренности в устной или письменной форме, содержащейся в документах или нескольких документах, не совпадает с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Следовательно любой договор является соглашением, но не любое соглашение - договором.

Соглашения с точки зрения антимонопольного законодательства представляют собой более объемную категорию, поскольку могут как устанавливать, изменять или прекращать права и обязанности сторон, так и фиксировать лишь намерения сторон относительно будущего поведения или действий каждой из них в отношении себя и/или третьих лиц.

Выявление соответствия либо несоответствия конкретного соглашения антимонопольному законодательству возможно лишь при анализе воздействия соглашения на рыночное поведение сторон.

В Российской Федерации в соответствии с п. 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220, при выявлении взаимозаменяемых товаров может использоваться "тест гипотетического монополиста" (в зарубежных антимонопольных органах используется тест "SSNIP" - небольшое, но значимое и стабильное повышение цены, т.е. тест гипотетического монополиста), позволяющий определить продуктовые границы товарного рынка путем выявления предпочтений приобретателей товара по замене одного другим при условии повышения цены только на один из них [4].

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством РФ.

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, предусмотрен в ч. 1 - 3 ст. 11.1 Закона "О защите конкуренции".

Понятие согласованных действий как особого, отличного от соглашения, типа антиконкурентного поведения применимо, например, к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) организациями технологической инфраструктуры или сетевыми организациями.

Часть 3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции содержит открытый перечень последствий согласованных действий, ответственность за совершение которых наступает только в том случае, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции.

Могут быть признаны допустимыми соглашения хозяйствующих субъектов (ч. 6 ст. 11 Закона) и согласованные действия хозяйствующих субъектов (ч. 4 ст. 11.1 Закона), а также сделок и иных действий при одновременном выполнении трех условий ч. 1 ст. 13 Закона, а именно:

Соглашения, соответствующие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона, признаются допустимыми в случаях, определенных Правительством РФ.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" [5] определены Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами. Так, например, соглашения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона "О защите конкуренции", признаются допустимыми при совокупном выполнении следующих требований:

Кроме того, в п. 2 упомянутых Общих исключений сформулированы недопустимые условия соглашений между покупателем и продавцом, например условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар третьим лицам.

Хозяйствующий субъект, имеющий намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства и предоставить документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявлений хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение" [6, 7].

Федеральный закон "О защите конкуренции" в п. 9 ст. 4 дает понятие недобросовестной конкуренции как любых действий хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статья 14 Закона налагает безусловный запрет на недобросовестную конкуренцию, которая может выражаться в:

  1. распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  3. некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  4. продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
  5. незаконном получении, использовании, разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2002. С. 13.
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Комментарий к ФЗ под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: Инфра-М, 2013.
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (в ред. от 14 октября 2010 г. N 52). URL: http://www.zakonbase.ru/content/nav/121861.
  4. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20131909_10.
  5. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" (с Общими исключениями в отношении соглашений между покупателями и продавцами). URL: http://www.rg.ru/2009/07/23/postanovlenie-dok.html.
  6. Приказ ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91489.
  7. Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 343 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству РФ ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов". URL: http://www.rg.ru/2013/03/25/fas-regl-site-dok.html.