Мудрый Юрист

Стадия досудебного обжалования решений регистрирующего органа как факультативная стадия государственной регистрации юридических лиц

Зорина Елена Александровна, аспирант кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье рассматривается сравнительно недавно введенная процедура обязательного досудебного обжалования решений регистрирующего органа. Выявлены недостатки данной процедуры, сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: государственная регистрация, регистрирующий орган, досудебное обжалование, административная процедура, стадии государственной регистрации.

The stage of prejudicial appealing of decisions of the registration agency as a facultative stage of the state registration of juridical persons

E.A. Zorina

Zorina E.A., postgraduate student, Chair of Administrative law, Volga-Vyatka Institute (Branch), Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article considers the procedure pre-trial appeal of decisions of the registration authority. Identified shortcomings of this procedure, formulated the proposals for its improvement.

Key words: state registration of a legal entity, the registration authority, the pre-trial appeal, the administrative procedure, the stage of state registration.

Развитие частного сектора предпринимательства в стране позволяет создавать новые рабочие места, разрабатывать новые технологии производств, инновационные продукты, способствовать развитию процветающего общества. Совершенный, продуманный механизм регистрации юридических лиц позволит беспрепятственно реализовывать гражданам и их объединениям свое право на ведение предпринимательской деятельности. Государство играет ключевую роль в данном процессе: совершенствует законодательство в сфере государственной регистрации и налогообложения, снижает затраты на урегулирование споров, снимает административные барьеры для ведения бизнеса, предоставляет различные льготы.

Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации протекает в определенной административно-правовой форме, другими словами, процедурной форме, которая устанавливает стадии регистрации и их последовательность, а также условия, характеризующие производство в конкретной стадии.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела стадии могут быть обязательными или факультативными.

Факультативной стадией процедуры государственной регистрации является досудебное обжалование решений регистрирующих органов.

Процедура досудебного урегулирования спора в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1> (далее - Закон о регистрации) появилась в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <2>, который установил порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов, а также обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации.

<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. 2001. N 153-154.
<2> Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. 2014. N 163.

Следует отметить, что принятие данных поправок вполне закономерно. Например, институт досудебного урегулирования налоговых споров показал уже на практике свою эффективность. Анализ статистических данных свидетельствует, что на фоне сокращения на 22% числа дел об оспаривании актов налоговых органов снижается и доля дел, по которым акты признаются судами незаконными. Таким образом, в целом можно говорить как о повышении эффективности института досудебного урегулирования налоговых споров, так и о повышении качества правовых актов налоговых органов <3>.

<3> Судебная статистика здесь и далее приводится по данным сайта Федеральных арбитражных судов Российской Федерации. URL: http://arbitr.ru/press-centr/news/totals/.

С появлением возможности обратиться в ФНС России посредством интернет-сообщений через сервисы "Часто задаваемые вопросы" <4> и "Решения по жалобам" <5> на сайте ФНС России снизилось количество обращений в суды. Официальная статистика приведена на сайте ФНС России, где указано, что количество обжалованных в судах решений регистрирующих органов в первом полугодии 2014 г. уменьшилось на четверть. Одновременно более чем на 10% увеличился удельный вес судебных актов, вынесенных в пользу налогового органа по судебным спорам <6>. Регистрирующий орган связывает данные успехи с активной работой ФНС России сразу в нескольких направлениях, одним из которых, например, является применением регистрирующими органами методологических тематических писем по сложным вопросам правоприменения, а также обзоров судебной практики при вынесении решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации.

<4> URL: http://www.nalog.ru/rn77/service/kb/
<5> URL: http://www.nalog.ru/rn77/service/complaint_decision/
<6> Подведены итоги работы по унификации правоприменительной практики в сфере госрегистрации ЮЛ и ИП в 2013 году и первом полугодии 2014 года. URL: http://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/4897639/.

Итак, в соответствии с Законом о регистрации заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права. Кто может являться заинтересованным лицом, Закон не определяет. Представляется, что заинтересованным лицом может являться как заявитель при государственной регистрации, так и иное лицо, чьи права решением регистрирующего органа были нарушены. В частности, это может быть участник хозяйственного общества, который узнал о регистрации перехода доли в обществе к третьему лицу и не воспользовался преимущественным правом покупки доли. Жалоба подается в вышестоящий регистрирующий орган либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации. Может быть обжаловано решение о государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации, а также решение УФНС по жалобе на решение ИФНС.

Для сравнения в соответствии с п. 108 Административного регламента оказания услуг по государственной регистрации юрлиц и ИП (утв. Приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н) заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленным ст. ст. 11.1 и 11.2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в т.ч. в следующих случаях:

Перечень достаточно исчерпывающий, однако на практике зачастую сложно добиться, например, письменного мотивированного отказа в приеме документов для государственной регистрации. К примеру, в 46-й Межрайонный ИФНС по г. Москве в случае наличия сомнений о понимании заявителем своих действий (когда документы представляют так называемые номинальные директора), налоговые работники при отказе в приеме документов предлагают заявителю воспользоваться услугами Почты России.

Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, экономит время на рассмотрение обращения, т.к. регистрирующий орган передает жалобу вместе с регистрационным делом в вышестоящий регистрирующий орган. Заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать, что его право нарушено. Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет.

В Законе о регистрации перечислены основания оставления жалобы без рассмотрения. Представляется, что данный перечень не совсем доработан законодателем. Необходимо предусмотреть случаи прекращения производства по жалобе. Данными основаниями могут быть:

В Законе о регистрации не предусмотрен случай оставления заявления без рассмотрения в случае, если по тому же предмету и по тем же основаниям ведется производство в суде, но решение еще не вынесено.

Таким образом, основаниями рассмотрения заявления без рассмотрения могут служить:

В случае оставления жалобы без рассмотрения предполагается, что заинтересованное лицо вправе повторно обратиться с жалобой.

Существенным недостатком принятых поправок автор считает достаточно длительный срок рассмотрения жалобы - 15 рабочих дней, т.е. это составляет почти месяц. За данное время можно произвести регистрацию изменений сведений в ЕГРЮЛ или создать юридическое лицо как минимум дважды. В соответствии с п. 6 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации срок рассмотрения жалобы также составляет 15 рабочих дней, однако в налоговых правоотношениях другой, более сложный предмет обжалования, требующий зачастую изучения большого количества документов и различных перерасчетов. Для регистрационных правоотношений данный срок необоснованно завышен.

Для сравнения: в соответствии с ч. 1 ст. 30.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Введение аналогичной нормы в Закон о регистрации было бы целесообразным.

Представляется, что данные нововведения позволят существенно снизить судебную нагрузку, повысить эффективность функционирования института государственной регистрации юридических лиц, а также решить многие проблемы правоприменения.