Мудрый Юрист

Деятельность хозяйствующих субъектов как собирательный элемент предмета антимонопольного регулирования

Гутерман Александр Евгеньевич, адвокат, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В настоящей статье автором обосновывается положение, которое позволяет выделять деятельность хозяйствующих субъектов в качестве основного элемента предмета антимонопольного регулирования с точки зрения различных особенностей такой деятельности. К числу таких особенностей относятся: специфический правовой статус хозяйствующих субъектов, динамичный характер хозяйственной деятельности, сфера деятельности хозяйствующих субъектов и последствия такой деятельности.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, товарный рынок, хозяйствующий субъект.

Activities of economic subjects as a cumulative element of the subject-matter of antimonopoly regulation

A.E. Guterman

Guterman Aleksandr Evgen'evich, advokat, postgraduate student, Chair of Entrepreneurial and Corporate Law, M.M. Speranskij Law Faculty, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the RF.

In this article the author substantiates the position, that allows you to highlight the activities of economic entities as an essential element of the subject of antitrust regulation in terms of features such activities. These features include: specific legal status of economic entities, the dynamic nature of economic activity, the scope of activities of businesses and the consequences of such activities.

Key words: antitrust, competition, commodity market, economic entity.

Ключевым субъектом, деятельность которого подлежит регулированию конкурентным правом, является хозяйствующий субъект.

Закон о защите конкуренции (далее по тексту - ЗоЗК) определяет хозяйствующего субъекта как коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход, индивидуального предпринимателя, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющего профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации <1>.

<1> О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 июля 2006 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14 июля 2006 г.) // СПС "КонсультантПлюс". П. 5 ст. 4.

Под коммерческими организациями понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Такие организации могут быть созданы в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данный перечень был увеличен в результате внесения блока поправок (в результате "реформы гражданского законодательства") в Гражданский кодекс РФ <2> (далее по тексту - ГК РФ).

<2> О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2014 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2014 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (ч. 1 ст. 66 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества могут быть созданы в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) (ч. 3 ст. 66 ГК РФ).

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (ч. 4 ст. 66 ГК РФ).

Крестьянское (фермерское) хозяйство - объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность <3>. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

<3> О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 мая 2003 г.) // СПС "КонсультантПлюс". П. 1 ст. 1.

Наконец, хозяйственными партнерствами признаются созданные двумя или более лицами коммерческие организации, в управлении деятельностью которых принимают участие участники партнерства, а также и иные лица в пределах и объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством <4>.

<4> О хозяйственных партнерствах: Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 ноября 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Законом запрещено хозяйственным партнерствам осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, а также размещать рекламу своей деятельности. Кроме того, партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций <5>.

<5> Там же. Ст. 2.

К некоммерческим организациям ст. 50 ГК РФ относит потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ), казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, фонды, государственные, муниципальные и частные учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и публично-правовые компании.

Таким образом, некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Однако законом допустимо некоммерческим организациям осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

Вместе с тем если уставом некоммерческой организации предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, то такая некоммерческая организация должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Данное правило применяется с временными особенностями для некоммерческих организаций, созданных после опубликования соответствующих изменений, и некоммерческих организаций, созданных до дня опубликования.

Итак, некоммерческая организация может быть создана для удовлетворения социально-культурных, бытовых, научных и иных нужд. В связи с этим при некоторых обстоятельствах некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую им доход, и тем самым участвовать в конкурентных отношениях на определенном рынке.

К хозяйствующим субъектам также могут относиться и физические лица в случае осуществления ими предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также физические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность, приносящую им доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 ЗоЗК). Как верно отмечено В.Ф. Попондопуло, "не случайно в п. 3 ст. 23 (речь идет о ГК РФ. - Прим. авт.) предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения" <6>.

<6> Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 25.

Важно заметить, что в свете описанного выше к числу хозяйствующих субъектов не относятся адвокаты. Ранее в рамках внесения изменений в ЗоЗК адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, рассматривался в качестве хозяйствующего субъекта, однако впоследствии был исключен из списка <7>.

<7> См.: Конкурентное право: Учебник / Отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 93.

Таким образом, состав субъектов конкурентного права весьма обширен и имеет ряд юридических особенностей. Например, к числу физических лиц - хозяйствующих субъектов относятся и арбитражные управляющие, аудиторы, нотариусы. Можно предположить, что адвокат исключен из числа рассматриваемых субъектов ввиду особенности получения статуса: адвокатская деятельность не подлежит государственной регистрации и не осуществляется ни в силу выдачи лицензии на право занятия такой деятельностью, ни в силу членства в саморегулируемой организации.

Как отмечено выше, деятельность хозяйствующих субъектов направлена на получение дохода.

Очевидно, что любой субъект ориентирован не просто на получение, а на получение максимально возможного дохода в результате осуществляемой им деятельности. В конечном итоге такая деятельность может достигнуть предела и хозяйствующий субъект станет монополистом в определенной сфере и на определенном рынке. Как известно, установленная монополия несет урон экономике и в конечном итоге потребителям. В таких условиях потребитель лишен права выбора и вынужден либо соглашаться с предлагаемыми условиями, либо отказываться, оставаясь без необходимого ему товара. Во избежание этого государствами активно предпринимаются действия по устранению захвата рынка и созданию условий по расщеплению экономической власти. При таких обстоятельствах у потребителя появляется возможность контакта с большим количеством поставщиков аналогичных товаров и выбора того из них, который является наиболее предпочтительным <8>. В широком смысле такие действия государства можно назвать антимонопольным регулированием.

<8> Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013. С. 482.

Центральным звеном (целью) антимонопольного регулирования является конкуренция, т.е. соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 ЗоЗК).

Товаром по смыслу п. 1 ст. 4 ЗоЗК признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В таком значении понятие "товара" по смыслу ЗоЗК и ГК РФ не совпадает. Существенным отличием понятия "товара" в антимонопольном законодательстве является учет его экономических свойств - стоимости.

С понятием "товара" тесно связано другое понятие - "товарный рынок". Под товарным рынком ЗоЗК определяет сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами (п. 4 ст. 4 ЗоЗК).

Исходя из смысла ЗоЗК, а также введенных им терминов, рассмотренных выше, деятельностью хозяйствующего субъекта признается деятельность по производству, реализации либо приобретению товаров. Ввиду того, что указанная деятельность ведется в рамках торговли, все хозяйствующие субъекты являются либо продавцами, либо покупателями, либо одновременно продавцами и покупателями. Важно отметить, что деятельность хозяйствующих субъектов так или иначе связана с торговой деятельностью.

Основным нормативно-правовым актом в сфере регулирования торговой деятельности является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <9> (далее по тексту - ФЗ о ГРТД).

<9> Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 2009 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 декабря 2009 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно ФЗ о ГРТД торговой деятельностью признается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2 Закона).

Торговая деятельность бывает двух видов: оптовая и розничная. Под оптовой деятельностью понимается деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Понятие розничной торговли прямо противоположно оптовой торговле - деятельности по приобретению и (или) продаже товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одновременно с деятельностью хозяйствующих субъектов при осуществлении торговой деятельности ФЗ о ГРТД регулирует и отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйствующими субъектами поставки товаров при организации торговой деятельности и ее осуществлении.

Сфера действия ФЗ о ГРТД не распространяется на отношения, связанные с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, деятельности по проведению организованных торгов, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, а также купле-продаже ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. К названным отношениям применяются требования отдельных нормативно-правовых актов.

В частности, ЗоЗК содержит требования к отношениям хозяйствующих субъектов при участии в торгах, конкурсах и аукционах на право заключения отдельных договоров, а также к заключению договоров с финансовыми организациями.

Деятельность по продаже товаров на розничных рынках регулируется Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <10>.

<10> О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 2006 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 декабря 2006 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом отношения, выходящие за пределы действия ЗоЗК и ФЗ о ГРТД, подлежат регулированию отдельными нормативно-правовыми актами.

Антимонопольное регулирование в сфере защиты конкуренции возложено на Федеральную антимонопольную службу РФ. ФАС России выполняет контроль и надзор в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках с разделением различных сфер на отрасли: сфера электроэнергетики, сфера промышленности, сфера ЖКХ, сфера транспорта и т.д.

При осуществлении своей деятельности хозяйствующие субъекты наделены значительным объемом прав ввиду того, что в сфере охватываемых конкурентным правом отношений преобладают нормы диспозитивного регулирования. По сути, запреты, предусмотренные антимонопольным законом, предоставляют свободу в действиях хозяйствующих субъектов за пределами этих запретов <11>.

<11> См. подробнее: Конкурентное право: Учебник. ... С. 39.

В связи с такими особенностями российского антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам в процессе своей деятельности дозволено относительно свободное поведение, им предоставлена возможность саморегулирования в пределах, не противоречащих гражданскому законодательству. Это так называемый "дозволительный тип" правового регулирования, характерный для частного права.

Хозяйствующие субъекты вправе заключать любые соглашения между собой в том случае, если они не подпадают под действие принципа per se или не влекут последствия, предусмотренные под условием запрета ЗоЗК.

Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если эта деятельность не запрещена законом. Данное право может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При таких обстоятельствах в процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты вправе использовать свой "потенциал" до того момента, пока их поведение не приведет или не станет возможным для приведения к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, хозяйствующим субъектам предоставлена возможность объединяться для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности за счет приобретения в результате такого объединения отдельных конкурентных преимуществ каждого из них. К таким объединениям относятся концерны, конгломераты, консорциумы, финансово-промышленные группы, холдинги, корпорации, синдикаты, тресты, пулы и другие формы.

Помимо частноправового регулирования деятельность хозяйствующих субъектов подлежит публично-правовому регулированию. По сути, такое регулирование бывает в двух формах: нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц, и акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования).

К актам индивидуального регулирования относятся акты позитивного регулирования и акты реагирования на правонарушения.

Акты позитивного регулирования принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К таким актам можно отнести акты регистрации (например, прав на недвижимое имущество), акты-разрешения (например, выдача лицензии для занятия определенной лицензируемой деятельностью), акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий, акты планирования и акты-распоряжения <12>.

<12> Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 69.

При таком достаточно свободном и мягком регулировании деятельности хозяйствующих субъектов последние нередко злоупотребляют своими правами, что может составлять потенциальную опасность для конкуренции.

К числу таких действий ЗоЗК относит недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, координацию экономической деятельности, соглашения хозяйствующих субъектов и согласованные действия.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 ЗоЗК).

Важно заметить, что само по себе понятие "недобросовестная конкуренция" является оценочным применительно к поведению участников одного и того же товарного рынка. Под недобросовестностью можно понимать злоупотребление правами хозяйствующим субъектом, которое приводит к умалению прав другого хозяйствующего субъекта на этом рынке. Такими правами могут быть право на имя, право на деловую репутацию и т.д. Важной особенностью недобросовестной конкуренции является нарушение хозяйствующим субъектом обычаев делового оборота или бизнес-этики.

Статьей 14 ЗоЗК установлен открытый перечень запрещенных актов недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами. К ним относятся:

  1. дискредитация хозяйствующего субъекта (прямая дискредитация) - конкурента (например, распространение заведомо ложных сведений относительно конкурента, которые могут нанести ущерб его деловой репутации или снизят уровень доверия к нему потребителей);
  2. введение в заблуждение в отношении производимого товара (его свойств) или его производителей;
  3. некорректное сравнение хозяйствующих производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  4. продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (многие ученые юристы этот вид актов недобросовестной конкуренции отмечают отдельно в качестве актов недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности);
  5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Кроме того, ч. 2 ст. 14 ЗоЗК введен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Этот вид актов недобросовестной конкуренции также относится к актам в сфере интеллектуальной собственности и заключается в одновременном выполнении действий хозяйствующего субъекта по приобретению исключительных прав и их использованию.

Помимо установленных ЗоЗК недопустимых актов недобросовестной конкуренции имеют место и иные формы, прямо не упомянутые в Законе о конкуренции <13>. В данном случае юристы выделяют отдельные федеральные законы, которые косвенно регулируют конкурентные отношения и содержат нормы, обязательные при применении ст. 14 ЗоЗК для пресечения отдельных форм недобросовестной конкуренции. Например, при использовании олимпийской и (или) паралимпийской символики.

<13> См. подробнее: Конкурентное право: Учебник. ... С. 219.

Следующим видом деятельности, представляющей угрозу для конкуренции, является монополистическая деятельность, т.е. деятельность по злоупотреблению хозяйствующим субъектом или группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законом, а также иные действия, которые могут быть признаны монополистической деятельностью.

Как отмечено выше, это может быть злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений, одновременное выполнение согласованных действий, акты и действия (бездействие) публичных органов, направленные на ограничение конкуренции, а также антиконкурентные соглашения и согласованные действия публичных органов (ст. 10 - 11.1, 15 - 16 ЗоЗК).

Согласование действия хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таковых хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (п. 14 ст. 4 ЗоЗК - координация экономической деятельности), также запрещено антимонопольным законом.

При осуществлении своей деятельности хозяйствующие субъекты нередко вступают в договорные отношения между собой с целью увеличения прибыли. Справедливо заметить, что далеко не все такие соглашения являются противозаконными. Однако нередко субъекты могут вступать и в такие отношения, которые в конечном итоге могут привести к ограничению конкуренции и нанести ущерб экономике.

Законодатель относит антиконкурентные соглашения (ст. 11 ЗоЗК) и согласованные действия (ст. 11.1 ЗоЗК) к разновидностям монополистической деятельности, которая запрещена.

Все соглашения в юридической литературе традиционно делят на:

  1. "горизонтальные", т.е. те, которые заключены между хозяйствующими субъектами, действующими в пределах одного товарного рынка;
  2. "вертикальные", т.е. соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых продает товар, а второй приобретает;
  3. иные соглашения.

Наибольшую опасность для конкуренции представляют "горизонтальные" соглашения, так как при вступлении в них хозяйствующие субъекты в силах монополизировать рынок путем отказа в конкурировании между собой.

В России особое внимание уделяют такому виду "горизонтальных" соглашений, как картель. Картель часто называют "жестким" антиконкурентным соглашением.

Легальное определение "картеля" было введено относительно недавно так называемым "Третьим антимонопольным пакетом", в соответствии с которым ч. 1 ст. 11 ЗоЗК стала называть картелем соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

При указанных выше последствиях картели запрещаются. Такой подход называется "доктриной per se" и означает буквальный запрет (запрет сам по себе) на заключение соглашений, подпадающих под действие ч. 1 ст. 11 ЗоЗК вне зависимости от действия гражданского принципа свободы договора.

Участники "вертикальных" соглашений действуют на разных товарных рынках и не являются конкурентами, в связи с чем перечень негативных последствий по отношению к картельным соглашениям существенно сужен. К числу запрещенных "вертикальных" соглашений относятся такие соглашения, которые:

  1. могут привести или приводят к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара (п. 1 ч. 2 ст. 11 ЗоЗК) и соглашения;
  2. предусматривают обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца (п. 2 ч. 2 ст. 11 ЗоЗК).

При этом в силу ЗоЗК хозяйствующие субъекты вправе представить доказательства того, что заключенные ими соглашения, за исключением картельных соглашений, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями отдельных норм ЗоЗК (ст. 12 ЗоЗК, ч. 1 ст. 13 ЗоЗК).

По понятным причинам законодатель не может предусмотреть все виды антиконкурентных соглашений, потому перечни таких соглашений являются открытыми. Кроме того, ЗоЗК содержит и другой вид соглашений, который может быть опасным для конкуренции, - "иные" соглашения между хозяйствующими субъектами (ч. 4 ст. 11 ЗоЗК).

Определено, что иные соглашения запрещаются в том случае, если установлено, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены соглашения:

  1. о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  2. об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  3. о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
  4. об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Важно заметить, что заключение таких соглашений недопустимо, однако хозяйствующий субъект вправе доказать его допустимость по аналогии с "вертикальными" соглашениями.

Последний на сегодняшний день вид противоправной деятельности хозяйствующих субъектов, который представляет угрозу рыночным отношениям, - это согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Легального определения "согласованных действий" нет. По сути, это действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии между ними заключенных антиконкурентных соглашений.

На основании ст. 11.1 ЗоЗК запрещаются согласованные действия, если такие согласованные действия приводят к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Указанные согласованные действия признаются недопустимыми вне зависимости от самого факта доказанности ограничения, недопущения или устранения конкуренции.

В отличие от этого п. 3 ст. 11.1 ЗоЗК содержит открытый перечень иных согласованных действий, которые могут привести или приводят к ограничению конкуренции. Это согласованные действия по:

  1. навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  2. экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  3. созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Ответственность за согласованные действия, указанные выше, может наступить только в том случае, если будет доказан факт ограничения хозяйствующими субъектами конкуренции.

В завершение темы согласованных действий хотелось бы отметить, что такие действия не могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство в случае, если хозяйствующими субъектами будут представлены доказательства допустимости таких согласованных действий; если совокупная доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает восемь процентов; положения ст. 11.1 ЗоЗК не применяются к согласованным действиям хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Проведя детальный анализ деятельности хозяйствующих субъектов в широком и узком смыслах, автор приходит к следующему.

Российское законодательство позволяет гражданам и организациям вступать в любые экономические отношения между собой, ориентируясь на достаточно большой объем конституционных и гражданских прав в указанной сфере.

Прежде всего речь идет о провозглашенных в Конституции РФ принципах свободы экономической деятельности, за исключением деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.



Гражданским законодательством определены принципы, при которых физические и юридические лица вправе вступать в любые договорные отношения, включая те, которые напрямую не предусмотрены законодательством, и действовать в таких отношениях максимально свободно.

В рамках осуществления экономической деятельности различными субъектами преобладает частноправовая форма регулирования таких отношений, которая характеризуется диспозитивностью норм права. При публично-правовом регулировании этих же отношений превалирует форма позитивного государственного вмешательства (безделиктная), которая в большинстве случаев сводится к установлению неких обязанностей для защиты публичных интересов.

Одновременно с этим такая экономическая свобода не предполагает полное отсутствие контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Мы выяснили, что основной экономической целью этих субъектов является получение дохода. Очевидно, что от извлечения сверхдохода никто никогда не откажется. При извлечении такой максимальной выгоды возникает ущемление и нарушение прав других участников рыночных отношений. Именно по этой причине экономическая деятельность все же должна быть регулируемой, несмотря на общий принцип свободы.

Большинство норм о регулировании экономической деятельности содержится в антимонопольном законодательстве. Верно отмечает С.А. Пузыревский <14>, когда называет конкурентное право важнейшим регулятором экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

<14> Там же. С. 31.

Проанализировав современную литературу по конкурентному праву, мы не найдем четкого определения предмета конкурентного права, однако сможем определить, что в качестве основного элемента выступает деятельность хозяйствующего субъекта по нескольким причинам.

Во-первых, в юридической литературе однозначно выделяется в качестве основного субъекта конкурентного права хозяйствующий субъект. Все остальные субъекты этой отрасли права либо являются производными от хозяйствующего субъекта (например, группа лиц), либо выступают в качестве особых регуляторов конкурентных отношений (органы государственной и муниципальной власти приобретают статус субъектов конкурентного права в силу возложенных на них административно-правовых воздействий на конкуренцию, а антимонопольный орган является контролирующим органом).

Во-вторых, деятельность хозяйствующих субъектов носит динамичный характер, поэтому их поведение на товарном рынке влечет определенные результаты, которые могут приводить к неблагоприятным последствиям, запрещенным или регулируемым ЗоЗК.



Выступая ключевым субъектом конкурентного права, хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в сфере торговли, в связи с чем множество понятий антимонопольного закона содержат определения терминов именно из этой сферы отношений (товар, товарный рынок). Полагаю, что рассмотрение торговой деятельности в РФ должно быть и в рамках рассмотрения предмета конкурентного права.

Отношения по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и отношения по пресечению недобросовестной конкуренции также не могут быть оторваны от деятельности хозяйствующих субъектов и быть предметом отдельного рассмотрения.

В большинстве случаев эти отношения хозяйствующих субъектов возникают в результате злоупотребления своими правами либо своим положением, намеренным заключением антиконкурентных соглашений или вступлением в выполнение согласованных действий, т.е. напрямую зависят от воли хозяйствующего субъекта.

По этим причинам деятельность хозяйствующих субъектов в качестве основного элемента предмета антимонопольного регулирования должна быть рассмотрена в широком смысле, т.е. с учетом сферы деятельности хозяйствующих субъектов и их экономической цели, различных правовых форм регулирования деятельности основных субъектов конкурентного права и наиболее опасной деятельности хозяйствующих субъектов, выражающейся в монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Литература

  1. Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов / М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013. 640 с.
  2. Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 304 с.
  3. Конкурентное право: Учебник / Отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 416 с.
  4. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2014 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2014 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  5. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 июля 2006 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14 июля 2006 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  6. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 мая 2003 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  7. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 2006 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 декабря 2006 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  8. О хозяйственных партнерствах: Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 ноября 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  9. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 2009 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 декабря 2009 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. 1072 с.