Мудрый Юрист

Изменения в налогах, взносах и бухучете с 2015 года с учетом законов nn 134-ФЗ и 420-ФЗ

/"Налоги" (газета), 2014, N 48/
В.В. АВДЕЕВ

До конца текущего 2014 г. осталось не так много времени. Грядет следующий год, и с его началом вступят в силу изменения, внесенные в российское законодательство. С тем, какие изменения с 2015 г. произойдут в налогообложении, исчислении и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также в бухгалтерском учете, мы познакомим вас в этой статье.

Изменения, внесенные в налоговое законодательство

Прежде всего обратимся к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и рассмотрим, какие же изменения ждут налогоплательщиков с 1 января 2015 г.

Как вы знаете, налогоплательщики и плательщики сборов наделены НК РФ как правами, так и обязанностями. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 23 НК РФ, и первое изменение, о котором мы скажем, внесено именно в эту статью Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ).

Статья 23 НК РФ дополнена новым п. 2.1, согласно которому с 1 января 2015 г. налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо прочих обязанностей, предусмотренных НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Такое сообщение с приложением к нему копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Между тем сообщение не нужно будет представлять, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если оно не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Изменения, внесенные в ст. 23 НК РФ, корреспондируют с изменениями, внесенными Законом N 52-ФЗ в ст. 52 НК РФ, определяющую порядок исчисления налога, п. 2 которой определено, что, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление.

Пункт 2 ст. 52 НК РФ дополнен новыми нормами, согласно которым налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления. И если налогоплательщик не получил уведомление от налогового органа и выполнил свою обязанность по сообщению о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, то исчисление суммы налога будет производиться начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Но вновь вернемся к ст. 23 НК РФ, которая Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ) дополнена п. 5.1, касающимся лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме. Указанные лица должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Квитанция о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота должна быть передана налоговому органу в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Следующая статья, на которую хотелось бы обратить более пристальное внимание налогоплательщиков, это ст. 76 НК РФ, определяющая порядок приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и предпринимателей. Законом N 134-ФЗ внесены изменения в п. 3 этой статьи, также она дополнена новым п. 3.1.

Итак, с 1 января 2015 г. согласно п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

  1. в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения этого срока;
  2. в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

Как видите, если должностное лицо организации, ответственное за электронный документооборот, несвоевременно отправит квитанцию о приеме документов в налоговый орган, это приведет к приостановлению операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Порядок отмены решений налоговиков о приостановлении операций по счетам с 1 января 2015 г. определен новым п. 3.1 ст. 76 НК РФ и будет осуществляться в следующем порядке:

  1. при принятии решения в связи с непредставлением налоговой декларации - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;
  2. при принятии решения в случае неисполнения обязанности по передаче квитанции - не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

дня передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

дня представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Обратите внимание! Правила, установленные ст. 76 НК РФ, с 1 января 2015 г. будут применяться не только в отношении организаций - налоговых агентов и плательщиков сборов, индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов, но также в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ.

Мы рассмотрели основные изменения, внесенные в часть первую НК РФ на момент написания статьи, теперь обратимся к части второй НК РФ.

Налог на добавленную стоимость

Организациям и индивидуальным предпринимателям п. 1 ст. 145 НК РФ предоставлено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Перечень документов, подтверждающих в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения), содержит п. 6 этой же статьи, и в настоящий момент этот перечень включает копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. С 1 января 2015 г. этот документ не будет представляться в налоговые органы, что установлено п. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 81-ФЗ), поскольку с этой же даты утрачивает силу положение о том, что налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, что следует из пп. "а" п. 4 ст. 1 Закона N 81-ФЗ.

Обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур лишь налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента) или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в отношении указанной деятельности, что следует из п. 3.1 ст. 169 НК РФ, который с 1 января 2015 г. будет действовать в новой редакции.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абз. 1 п. 3.1 ст. 169 НК РФ применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся плательщиками НДС либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абз. 1 п. 3.1 ст. 169 НК РФ применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров. Такие изменения в п. 3.1 ст. 169 НК РФ внесены пп. "б" п. 3 ст. 1 Закона N 238-ФЗ.

Еще одно изменение, касающееся НДС, внесено в ст. 174 НК РФ, определяющую порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Названная статья дополнена п. 5.1, который определяет, какие сведения подлежат включению в налоговую декларацию по НДС.

Новый п. 5.2, добавленный в ст. 174 НК РФ Федеральным законом N 134-ФЗ, установил, что с 1 января 2015 г. лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1, 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы физических лиц

Как вы знаете, ст. 208 НК РФ определяет доходы от источников в Российской Федерации и за ее пределами и для целей обложения НДФЛ к доходам, полученным от источников за пределами России, в настоящее время на основании пп. 1 п. 3 названной статьи относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, полученных от российской организации, а также процентов, полученных от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

С 1 января 2015 г. к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, будут относиться также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок. Такие изменения внесены в п. 3 ст. 208 НК РФ п. 5 ст. 3 Закона N 420-ФЗ.

При этом под депозитарными расписками согласно новому п. 6.1 ст. 214.1 НК РФ, введенному в текст гл. 23 Законом N 420-ФЗ, в целях налогообложения понимаются российские депозитарные расписки, а также ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов, а под представляемыми ценными бумагами понимаются ценные бумаги, права на которые удостоверяют депозитарные расписки. В целях гл. 23 НК РФ не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг:

  1. погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг;
  2. передача представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги.

Помимо этого ст. 214.1 НК РФ дополнена Законом N 420-ФЗ следующими новыми положениями:

Глава 23 НК РФ дополнена новой ст. 219.1, которой установлены перечень, особенности и порядок предоставления инвестиционных налоговых вычетов, право на получение которых налогоплательщик имеет при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 и со ст. 214.1 НК РФ.

Изменения внесены и в ст. 226.1 НК РФ и касаются они особенностей исчисления и уплаты налога налоговыми агентами по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Отметим, что особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов, установлены новой ст. 10.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", которая вступит в силу с 1 января 2015 г. Соответствующие изменения в названный Закон внесены п. 7 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2014 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2015 г. налоговый учет курсовых разниц, возникающих при переоценке валютных ценностей, обязательств и требований, претерпит некоторые изменения, на что указывают нормы Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 81-ФЗ).

Дело в том, что со следующего года налоговый учет перестанет делить разницы на курсовые и суммовые. Сейчас в налоговом учете (помимо курсовых разниц, возникающих при операциях купли-продажи валюты) курсовыми разницами признаются разницы, возникающие при переоценке валютных ценностей, обязательств и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте и погашаемых в иностранной валюте. В свою очередь суммовые разницы возникают если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

С 1 января 2015 г. и те, и другие разницы будут считаться курсовыми разницами, учет которых будет вестись по единым правилам. Причем изменения, вносимые Законом N 81-ФЗ, коснутся в основном налогового учета суммовых разниц, а в учете истинно курсовых разниц - разниц, возникающих при переоценке валютных ценностей, а также при исполнении сделок, где валюта долга совпадает с валютой платежа, - каких-либо кардинальных изменений не произойдет, за исключением того, что сменится дата, на которую налогоплательщикам придется переоценивать в налоговом учете валютные требования и обязательства. Сегодня такой пересчет на основании п. 8 ст. 271 НК РФ (в части доходов) и на основании п. 10 ст. 272 НК РФ (в части расходов) производится на дату прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше. Со следующего года датами пересчета станут дата прекращения (исполнения) требований и обязательств и (или) последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Это, кстати, приведет указанные нормы в соответствие с нормами пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ, а также пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ, из которых следует, что положительные (отрицательные) курсовые разницы признаются налоговыми доходами (расходами) на последнее число текущего месяца.

Однако по большому счету в части учета истинно курсовых разниц это ничего не изменит, так как даже в нынешних условиях большинство налогоплательщиков переоценивает свои "валютные" обязательства и требования помесячно и, соответственно, отражает в учете возникающие курсовые разницы. В остальном алгоритм учета истинно курсовых разниц останется прежним.

Обновленными нормами п. 11 ст. 250 НК РФ и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ прямо предусмотрено, что курсовые разницы образуются и при расчетах в у.е.

Но если правила учета истинно курсовых разниц изменятся несущественно (сдвигается лишь дата пересчета обязательств и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте), то механизм учета суммовых разниц, по сравнению с ныне действующим, станет иным.

Напомним, что в налоговом учете при исполнении договорных отношений в у.е. пересчету подлежит кредиторская или дебиторская задолженность субъекта. Но если сейчас ее нужно пересчитывать только на дату окончания расчетов между сторонами, то со следующего года переоценивать ее придется не только на дату погашения задолженности, но и на последний календарный день текущего месяца в течение всего периода, пока она не погашена. Кстати, пересчет "валютных" обязательств и требований, погашаемых в иностранной валюте, также придется делать не на последнее число отчетного (налогового) периода, как сейчас, а на последнее число текущего месяца. Это фактически уравняет налоговые моменты пересчета "дебиторки" и "кредиторки" с моментами пересчета средств в расчетах, установленными ПБУ 3/2006, а значит, бухгалтерский учет курсовых разниц будет максимально сближен с их налоговым учетом. Тем более что при определении налоговых доходов по сделкам в у.е. можно будет использовать не только официальный курс иностранной валюты, установленный Банком России, но и курс, установленный законом или согласием сторон.

При этом исполнение договора в у.е. на условиях аванса также больше не будет вызывать вопросов у бухгалтера. Ведь буквальное прочтение п. 7 ст. 271 НК РФ и п. 9 ст. 272 НК РФ, определяющих моменты признания суммовых разниц внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика, не позволяет однозначно сказать, возникают или нет суммовые разницы при расчетах в у.е. по авансам.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 13 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/83, если условиями договора предусмотрено, что окончательная цена товаров (работ, услуг) в у.е. формируется на дату их оплаты, то при получении 100-процентного аванса суммовые разницы не возникают. Понятно, что данная точка зрения идет на пользу налогоплательщикам, однако прямо из НК РФ это не вытекает, что формирует основания для возникновения претензий. Со следующего года обновленные нормы гл. 25 НК РФ в части учета курсовых разниц позволяют с уверенностью сказать, что курсовые разницы по авансам вне зависимости от валюты платежа возникать не будут.

Обращаем ваше внимание на то, что такой порядок учета курсовых разниц по сделкам в у.е. будет применяться только по сделкам, заключенным после 1 января 2015 г.! При исполнении договоров в у.е., заключенных до указанной даты, нужно будет руководствоваться порядком учета суммовых разниц, установленным НК РФ до вступления в силу Закона N 81-ФЗ, на что прямо указано в п. 3 ст. 3 Закона N 81-ФЗ.

Закон N 81-ФЗ внес изменения и в ст. 254 НК РФ. Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ дополнен новой нормой, согласно которой в целях списания расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе будет самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Иными словами, появляется возможность списывать названное имущество не только единовременно по мере ввода его в эксплуатацию, но и в течение более одного отчетного периода.

Помимо этого с 1 января 2015 г. при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), не будет применяться метод ЛИФО, предусмотренный п. 8 ст. 254 НК РФ, что следует из пп. "в" п. 7 ст. 1 Закона N 81-ФЗ.

Не будет применяться метод ЛИФО и как метод оценки покупных товаров при их реализации, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, поскольку Законом N 81-ФЗ внесены изменения в этот подпункт.

Напомним, что в целях бухгалтерского учета уже в настоящее время применяется только три метода оценки, поскольку метод ЛИФО исключен из п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, еще с 1 января 2008 г.

Таким образом, и в целях налогообложения прибыли, и в целях бухгалтерского учета с нового года будут применять одинаковые методы оценки материально-производственных запасов при их списании в производство.

Отметим, что в целях налогообложения прибыли организаций особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам установлены ст. 269 НК РФ, причем с 1 января 2015 г. она будет действовать в редакции, существенно обновленной Законом N 420-ФЗ.

Анализ поправок, внесенных в ст. 269 НК РФ Законом N 420-ФЗ, позволяет отметить, что со следующего года налогоплательщики получат возможность учитывать для налогообложения проценты по долговым обязательствам в полном объеме - исходя из фактической ставки. Правда, в целях определения своих процентных (доходов) расходов налогоплательщику придется разделить все имеющиеся у него долговые обязательства на три вида, а именно на:

В части первого вида долговых обязательств по общему правилу доходом (расходом) будут считаться проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. То есть по таким долговым обязательствам процентные расходы будут включаться в состав налогооблагаемых расходов без каких-либо ограничений в полной сумме.

По второму виду долговых обязательств доходом (расходом) будет считаться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" НК РФ.

Иными словами, признать процентные расходы для целей налогообложения по долговым обязательствам данного вида налогоплательщик также сможет в полном объеме, но уже исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ.

Порядок определения доходов (расходов) в отношении последнего вида долговых обязательств по сути является исключением из общего правила, установленного для долговых обязательств, возникших в результате контролируемых сделок.

Так, в отношении долговых обязательств, возникших в результате контролируемых сделок, одной из сторон которых является банк, налогоплательщик будет вправе:

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по такому долговому обязательству, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ;

признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по такому долговому обязательству, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

При этом из п. 1.2 обновленной редакции ст. 269 НК РФ вытекает, что для целей применения п. 1.1 ст. 269 НК РФ налогоплательщик в зависимости от валюты долговых обязательств будет руководствоваться следующими интервалами предельных значений процентных ставок:

Сравнивая действующий порядок учета процентов с новым механизмом, предложенным законодателем, можно с уверенностью сказать, что новые требования Закона являются менее трудоемкими для налогоплательщика, что, несомненно, является положительным моментом.

Законом N 420-ФЗ также внесены изменения в следующие статьи НК РФ:

Появилась в гл. 25 НК РФ и новая ст. 299.5 НК РФ, введенная Законом N 420-ФЗ, устанавливающая особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок.

Государственная пошлина

В гл. 25.3 НК РФ изменения внесены двумя Законами, одним из которых является Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Изменения, внесенные названным Законом, касаются значительного увеличения с 1 января 2015 г. размеров государственной пошлины, взимаемой за совершение различных действий.

Обратите внимание! Законом N 221-ФЗ ст. 333.35 НК РФ дополнена новым п. 4, согласно которому размеры государственной пошлины, установленные гл. 23 НК РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, с 1 января 2015 г. будут применяться с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме. Действовать эта норма будет до 1 января 2019 г.

Помимо этого изменения в гл. 25.3 НК РФ внесены Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Упрощенная система налогообложения

Как вы знаете, применение упрощенной системы налогообложения организациями в настоящее время предусматривает, в частности, их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций.

С 1 января 2015 г. начнет действовать исключение, касающееся налога на имущество, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Соответствующее изменение в п. 2 ст. 346.11 НК РФ внесено Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В связи с изменениями, внесенными в российское законодательство, изменения коснулись и перечня организаций, которые не вправе применять УСН. Напомним, что согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. С начала следующего года в соответствии с обновленной редакцией названного выше подпункта данное ограничение не будет распространяться:

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения, как вы знаете, может применяться индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными российским налоговым законодательством, и п. 7 ст. 346.43 НК РФ определено, что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. В настоящее время минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а его максимальный размер не может превышать 1 млн. руб., если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 НК РФ.

С 1 января 2015 г. ограничивается лишь максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, причем его размер остался прежним и составляет 1 млн. руб., если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Соответствующие изменения в ст. 346.43 НК РФ внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).

Права субъектов Российской Федерации, связанные с установлением патентной системы налогообложения, с 1 января 2015 г. расширены. Согласно новому пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъекты Российской Федерации с нового года вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований), за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 10, 11, 32, 33 и 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по-прежнему подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Перейдем к ст. 346.45 НК РФ, согласно п. 1 которой в настоящий момент патент действует лишь на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Между тем индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

С 1 января 2015 г. полученный коммерсантом патент будет действовать на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия. Индивидуальный предприниматель, как и сейчас, вправе будет получить несколько патентов.

Пункт 2 рассматриваемой нами ст. 346.45 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому в случае, если предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 10, 11, 32, 33 и 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) п. 2 ст. 346.43 НК РФ) на территории, которая определена законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ и на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, заявление на получение может быть подано в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.

Транспортный налог

В отношении транспортного налога отметим, что действующей редакцией п. 1 ст. 363 НК РФ установлено, что срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2015 г. вступает в действие норма, согласно которой налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующее изменение в ст. 363 НК РФ внесено Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".

/"Налоги" (газета), 2015, N 1/

Налог на имущество организаций

Как вы знаете, налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, что установлено п. 3 ст. 375 НК РФ. С начала следующего года в соответствии с изменениями, внесенными в названный подпункт Законом N 52-ФЗ, в случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей гл. 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.



Перечень отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, дополнен жилыми домами и жилыми помещениями, не учитываемыми на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Подпункт 4 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, которым установлена эта норма, введен в текст названной статьи НК РФ Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 284-ФЗ).

Изменения внесены и в п. 10 ст. 378.2 НК РФ, но уже Законом N 52-ФЗ. Согласно этим изменениям, если объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень.

Рассматриваемая нами ст. 378.2 НК РФ дополнена новым п. 15, который начнет действовать с 1 января 2015 г. и введен в текст статьи Законом N 284-ФЗ. Им установлено, что изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

Между тем изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Земельный налог

Объект налогообложения земельным налогом определен ст. 389 НК РФ, но этой статьей установлен также перечень земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения, и с 1 января 2015 г. этот перечень, помимо прочих объектов, на основании нового пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ будет содержать земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Такое изменение внесено в ст. 389 НК РФ Законом N 284-ФЗ, который внес изменения и в ст. 391 НК РФ, устанавливающую порядок определения налоговой базы.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 389 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.



В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

С 1 января 2015 г. изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не будет учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

Между тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости будет учитываться при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Ну и что касается срока уплаты земельного налога. Согласно ст. 397 НК РФ в настоящий момент срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2015 г. вступит в действие норма, согласно которой налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

И еще одно изменение в налоговом законодательстве, которое напрямую коснется всех физических лиц, владеющих имуществом. Текст части второй НК РФ пополнится новой гл. 32 "Налог на имущество физических лиц", которая введена в текст Кодекса Законом N 284-ФЗ.

Страховые взносы

Как вы знаете, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства России о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).



Основные изменения внесены в законодательство о страховых взносах Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), но обо всем по порядку.

Первое изменение, о котором мы скажем, внесено в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, определяющую суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Как вы помните, в настоящее время не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-работодателей все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. список исключений расширен и с указанной даты, помимо компенсации за неиспользованный отпуск, исключение будут составлять:

Известно, что для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей характерны очень суровые климатические условия, поэтому северянам государство предоставляет особые льготы. Одной из таких государственных гарантий лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является компенсация оплаты один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно (ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Эта льгота в обязательном порядке распространяется не только на самих работников, но и на членов их семей, причем член семьи должен находиться на иждивении работника северной организации, ведь в ст. 325 ТК РФ речь идет о неработающих членах семьи. Если же член семьи работника не является иждивенцем (работает), то эта льгота на него не распространяется, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 18 ноября 2009 г. N 03-04-06-01/300.

Если в настоящее время на основании п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами, то с 1 января 2015 г. ситуация меняется.



Статьей 5 Закона N 188-ФЗ установлено, что с указанной даты не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов. О членах семей работников речь уже не идет, из чего можно сделать вывод, что работодатели, руководствуясь нормами ТК РФ, по-прежнему будут компенсировать стоимость проезда и провоза багажа как самим работникам-северянам, так и неработающим членам их семей, но на соответствующие суммы оплаты членам семей работников нужно будет начислять страховые взносы.

Аналогичная норма предусмотрена и для случая проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации: с 1 января 2015 г. не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Изменения внесены и в ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которой при оплате плательщиками взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также иные расходы, перечисленные в ч. 2 расходы.

При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов в настоящее время освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. С 1 января 2015 г. эта норма утрачивает силу, следовательно, при отсутствии документального подтверждения расходов по найму жилого помещения произведенные расходы будут облагаться страховыми взносами в полном объеме.

Помимо плательщиков страховых взносов - работодателей есть еще одна категория плательщиков - лица, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Эти лица, руководствуясь ч. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии документального подтверждения отсутствия деятельности в указанные периоды. Если же в течение расчетного периода указанными выше плательщиками соответствующая деятельность осуществлялась, то взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах уплачиваются пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.

Здесь нужно отметить, что с 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и в п. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ с этой даты будет фигурировать именно этот Закон, а в ч. 7 ст. 14 Закона N 212-ФЗ введена новая норма, которой установлено, что за неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов будет определяться пропорционально количеству календарных дней этого месяца.



Как вы знаете, сейчас сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие фонды, на основании ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ определяется в полных рублях, в то время как расчет по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения", заполняется в рублях и копейках.

Также в рублях и копейках заполняются:

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, будет определяться в рублях и копейках. Соответствующее изменение в ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ внесено пп. "а" п. 3 ст. 5 Закона N 188-ФЗ.

Еще одно изменение, внесенное в ст. 15 Закона N 212-ФЗ, коснулось порядка представления форм отчетности в соответствующие внебюджетные фонды в форме электронных документов. В настоящее время "электронную отчетность" обязаны представлять плательщики взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел. Плательщики взносов и вновь созданные организации, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять "электронную отчетность".

С 1 января 2015 г. предел численности снижен с 50 до 25 человек, то есть плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют соответствующие расчеты в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью.

Как вы знаете, физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно, что установлено ч. 6 ст. 16 Закона N 212-ФЗ.

Срок представления расчета установлен, но срок уплаты страховых взносов по этому расчету ст. 16 Закона N 212-ФЗ не определен. Подпунктом "б" п. 4 ст. 5 Закона N 188-ФЗ ч. 6 ст. 16 Закона N 212-ФЗ дополнена положением, согласно которому сумма страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Далее. С 1 января 2015 г. расширены права плательщиков страховых взносов, а именно плательщики взносов получили возможность получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, что следует из нового п. 13 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) определены новыми статьями, которые дополнят с начала следующего года гл. 3 "Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов", а именно:

У банков появятся новые обязанности, поскольку ст. 24 Закона N 212-ФЗ будет дополнена новыми ч. 6.1 - 6.3.

С 1 января 2015 г. банки будут обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 6.1).

Названные выше справки могут быть запрошены органами контроля за уплатой страховых взносов в следующих случаях (п. 6.2):

Часть 6.3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ касается порядка обмена информацией между органами контроля и банками.

Закон N 212-ФЗ дополнен новой ст. 49.1, устанавливающей ответственность за непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов. Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с ч. 6.1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Уточнен порядок начисления пени за просрочку уплаты страховых взносов. В ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ внесено дополнение, согласно которому пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно, что следует из ч. 6 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, между тем плательщик страховых взносов может и сам представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов. С 1 января 2015 г. такое заявление можно будет представить не только в письменной форме, но и в форме электронного документа, о чем свидетельствует пп. "в" п. 15 ст. 5 Закона N 188-ФЗ.

Еще одно изменение, внесенное в ст. 26 Закона N 212-ФЗ, касается возможности осуществления зачета излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.

В настоящее время такой зачет невозможен, но с 1 января 2015 г. благодаря изменениям, внесенным в ч. 21 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, будет возможен зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов. Производиться такой зачет будет по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.

Иными словами, с начала следующего года плательщик страховых взносов сможет зачесть переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в счет погашения недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование или наоборот, поскольку взносы именно в эти фонды администрируются ПФР.

С 1 января 2015 г. сумма излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов может быть возвращена плательщику страховых взносов не только по его письменному заявлению, но и по заявлению, поданному в форме электронного документа, что следует из изменений, внесенных в ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ.

Мы уже упоминали в статье о правах и обязанностях плательщиков страховых взносов. Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2015 г. утрачивает силу ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ и с указанной даты плательщики страховых взносов - организации и индивидуальные предприниматели не обязаны сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов о создании или закрытии обособленных подразделений организации, а также о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Соответствующее изменение внесено пп. "в" п. 17 ст. 5 Закона N 188-ФЗ.

Коснемся выездной проверки. В настоящий момент срок выездной проверки ограничен двумя месяцами, что следует из ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.

С 1 января 2015 г. эта норма дополнена положением, согласно которому при наличии оснований срок проведения выездной (повторной) проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев, а основания для продления срока установлены новой ч. 11.1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.

Если сейчас в ходе рассмотрения материалов проверки орган контроля за уплатой страховых взносов наряду с прочими действиями, перечисленными в ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение такого правонарушения, то со следующего года обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, учитываться не будут, поскольку утрачивает силу ст. 44 Закона N 212-ФЗ.

Как вы знаете, для отдельных категорий плательщиков страховых взносов установлены пониженные тарифы страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 гг., и среди таких плательщиков в п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ названы аптечные организации. Законом N 188-ФЗ внесены изменения в названный подпункт, и с 1 января 2015 г. плательщики страховых взносов, уплачивающие ЕНВД, - аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

Уточнена редакция и п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, и с 1 января 2015 г. индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.