Мудрый Юрист

Налоговое регулирование инвестиций в энергетике

Джаббаров Рустамджон Тухтасинович, доцент кафедры экономического и финансового права Финансово-экономического института Таджикистана, кандидат экономических наук.

Статья посвящена используемым в Таджикистане методам регулирования предпринимательской деятельности в отрасли энергетики посредством налоговых механизмов. Краткий анализ налогового регулирования в этой сфере позволяет выявить основные проблемы налогового контроля, требующие своего разрешения.

Ключевые слова: налоговое регулирование, налоговые льготы, соглашение о разделе продукции, инвестиционное соглашение, соотношение затрат и результатов.

Tax Regulation of Investments in the Energy Sector

R.T. Jabbarov

Jabbarov Rustamdzhon T., Assistant Professor of the Department of Economic and Financial Law of the Finance and Economics Institute of Tajikistan, Candidate of Economic Sciences.

The article is devoted to the methods used in the Tajikistan business regulation in the energy sector through tax mechanisms. A brief analysis of the tax regulation in this area allows identify the main problems of tax control need to be addressed.

Key words: tax regulations, tax exemption, production sharing agreement, an investment agreement, cost-benefit ratio.

В законодательстве Таджикистана, где энергетика, в первую очередь гидроэнергетика, является одной из стратегических точек экономического и социального роста, значительное внимание уделяется привлечению инвестиций и созданию благоприятных налоговых условий для инвесторов.

Потребности экономики страны в энергетических ресурсах, в первую очередь в нефтепродуктах и природном газе, в основном обеспечиваются за счет импорта. Страна имеет высокий гидроэнергетический потенциал, используемый в настоящее время на 4 - 5%. Зимний дефицит электроэнергии покрывается за счет импорта и (или) лимитирования потребления, а в летний период избыток производимой электроэнергии частично экспортируется в соседние страны, либо производство сокращается, что ухудшает производственные и финансовые показатели функционирующих государственных и частных ГЭС. Ситуация еще более ухудшается в связи с монопольным положением в производстве и распределении электроэнергии со стороны госкомпании "Барки Точик", имеющей серьезные проблемы.

Налогообложение является одним из важнейших ключевых инструментов регулирования, с помощью которого государство стимулирует привлечение крупных инвестиций в освоение энергетических ресурсов и строительство новых энергопроизводящих мощностей в целях стабильного обеспечения потребностей экономики, социальной сферы и экспорта.

Государственная поддержка инвестиций в энергетику реализуется посредством различных правовых механизмов, иногда не согласованных с реализуемой налоговой политикой и администрированием.

Так, в соответствии с соглашением с китайскими инвесторами о строительстве ТЭЦ-1 в г. Душанбе т.н. "ресурсным методом" <1> для инвестора установлен специальный налоговый режим. В соответствии с ним инвестору предоставляются лицензии на добычу полезных ископаемых. Затраты инвестора на строительство ТЭЦ согласно утвержденной смете будут возмещаться за счет суммы дополнительных налоговых льгот, а также суммы налогов (подписного бонуса, бонуса коммерческого обнаружения, роялти за добычу, налога с пользователей автомобильных дорог, налога на прибыль и других налогов, за исключением подоходного и социального налогов с наемных работников), связанных с освоением и добычей полезных ископаемых. В настоящее время строительство ТЭЦ-1 завершено, строительство ТЭЦ-2 начато на основе льготного китайского кредита.

<1> Одобрено Постановлением Правительства РТ от 18 августа 2012 г. N 410.

Следует отметить, что с точки зрения налогообложения установленный льготный режим для строительства ТЭЦ-1 не является достаточно прозрачным и экономически обоснованным, при этом став чрезвычайно сложным для администрирования, что впоследствии может привести к серьезным спорам налоговых органов с инвестором. С учетом высокой стоимости электро- и тепловой энергии, производимой на ТЭЦ, плохого состояния энергопроводящей сети и невысокой платежеспособности потребителей ухудшение финансового положения ТЭЦ обусловит последующее ухудшение финансового положения госкомпании "Барки Точик".

Более распространенный налоговый механизм стимулирования применен при строительстве российскими инвесторами ГЭС "Сангтуда-1", иранскими инвесторами ГЭС "Сангтуда-2", а также при строительстве Рогунской ГЭС за счет государственного бюджета. В соответствии с ним <2> для сокращения затрат заказчик и генеральный подрядчик на период строительства ГЭС освобождаются от основных налогов (в т.ч. налога на добавленную стоимость, в том числе при импорте, налога с пользователей автомобильных дорог, налога на прибыль, налога на транспортные средства, налогов на недвижимое имущество и социального налога с наемных работников), а их поставщики товаров (работ, услуг) освобождены от налога на добавленную стоимость и налога с пользователей автомобильных дорог. Специальная налоговая отчетность позволяет налоговой администрации в определенной степени отслеживать обоснованность освобождений поставщиков.

<2> См.: Налоговый кодекс РТ. Душанбе: Шарки озод, 2012. С. 620 - 622.

Для стимулирования инвестиций в освоение недр в соответствии с соглашением о разделе продукции было подписано несколько соглашений в отношении разведки и добычи нефти и природного газа и применения специального льготного налогового режима <3>. При этом инвесторы освобождаются от налогов на природные ресурсы, социального налога, налога с пользователей автомобильных дорог, налогов на недвижимое имущество, налога на добавленную стоимость при импорте товаров, необходимых согласно смете работ, и поставке произведенной продукции.

<3> Там же. С. 625 - 634.

В настоящее время пока еще не определена эффективность данного налогового режима, поскольку проекты пока еще не завершены и ни один инвестор не начал промышленную добычу полезных ископаемых. Вопросы возникают при намерении различных инвесторов в рамках одного соглашения о разделе продукции де-факто при использовании льготного налогового режима выделить из него свои геологические отводы и осуществлять деятельность самостоятельно, что требует всестороннего изучения ситуации и правильного правового заключения заинтересованных государственных органов.

В целях поддержки инвестиций по вопросам налогообложения и иным вопросам с 2013 г. стал широко применяться механизм Закона РТ "Об инвестиционном соглашении". В этих соглашениях комплексно регулируются все вопросы, связанные с инвестированием в Таджикистане, в том числе режим налогообложения, внешнеторговых операций, визовые, финансовые, банковские, страховые и другие вопросы.

Правительством страны уже одобрены подобные соглашения в сфере энергетики, в частности соглашения о переработке нефти с участием китайских инвесторов, о строительстве ветки газопровода по транзиту туркменского газа в Китай, разрабатываются соглашения о разведке и добыче нефти с участием российских инвесторов, о строительстве трех ГЭС с участием индийских инвесторов, о добыче угля и производстве электроэнергии с участием инвесторов из Индонезии.

Закон РТ "Об инвестиционном соглашении" <4> предусматривает подписание таких соглашений в связи с коммерческими проектами, предусматривающими существенный объем инвестиций в РТ, содержащими высокую степень финансовых, технологических, экологических и иных рисков для инвестиций и являющимися стратегически важными для развития национальной экономики. Поэтому подписание таких капиталоемких соглашений в отношении энергетических объектов является обоснованным.

<4> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2013. N 3. Ст. 187.

При разработке соглашений проблемы возникают в отношении оценки рисков инвесторов и объемов налоговых льгот (затраты-результаты), которые могут быть предоставлены им с тем, чтобы обеспечить достаточные стимулы для инвестирования и не допустить необоснованных потерь бюджета в связи с налоговыми льготами. Кроме того, при рассмотрении проектов инвестиционных соглашений не до конца решены вопросы о существенности объемов инвестиций и их воздействии на развитие национальной экономики.

Различный налоговый режим устанавливается в соглашениях с международными финансовыми организациями, оказывающими помощь Таджикистану в модернизации действующих ГЭС и их оборудования, строительстве малых ГЭС, строительстве линий электропередач и др., что приводит к проблемам в процессе реализации проектов и осложняет администрирование, в частности связанное с налогообложением наемных работников - резидентов и нерезидентов РТ, юридических лиц - нерезидентов РТ и неотрегулированностью иных вопросов налогообложения.

Основные проблемы налогообложения, в частности в сфере электроэнергетики, проявившиеся в других странах, в частности в РФ <5>, связанные с вычетом потерь вследствие изношенности оборудования, отчислений надзорным органам, платой за техническое присоединение, зачетом налога на добавленную стоимость и пр., из-за монопольного положения компании "Барки точик" и централизованного режима уплаты компанией налогов пока еще в Таджикистане не являются существенными. При завершении процесса реструктуризации компании "Барки точик", создании оптового рынка электроэнергии и новых энергетических структур необходимо, чтобы эти налоговые проблемы нашли свое правильное разрешение. Более эффективная деятельность частных энергетических предприятий по сравнению с государственными неоднократно доказана на практике <6> и не требует дополнительного обоснования. Поэтому ожидается, что рациональная реструктуризация компании "Барки точик" не только улучшит исполнение ею своих налоговых обязательств, но и приведет к улучшению финансового состояния всех участников производства и распределения электроэнергии.

<5> См.: Брызгалин А.В., Королева М.В. Сложные вопросы налогообложения в сфере электроэнергетики // Энергетическое право. 2009. N 1.
<6> Милов В., Селивахин И. Проблемы энергетической политики // Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы. М., 2005. N 4. С. 25.

В текущей ситуации монополизм в электроэнергетике страны приводит к возникновению налоговых проблем у частных производителей (в т.ч. ГЭС "Сангтуда-1" и "Сангтуда-2"), которые вынуждены нарушать налоговое законодательство из-за отсутствия оптового рынка электроэнергии и недостаточной платежеспособности компании "Барки точик". Распространение негативной информации о такой ситуации дестимулирует новых инвесторов от вложений в энергетику страны, что недопустимо.

Исходя из ограниченности энергоснабжения, осложняющей предпринимательство в Таджикистане, до завершения строительства Рогунской ГЭС важным направлением государственной политики должно стать энергосбережение, рациональное использование произведенной электроэнергии и развитие альтернативных источников электроэнергии. В налоговом регулировании это могло бы проявляться в установлении повышенных норм амортизации энергетического оборудования, допущении вычетов затрат на повышение энергоэффективности производства, поддержке альтернативной (солнечной, ветровой и др.) электроэнергетики и т.д., как это делается в других странах <7>.

<7> Саткалиев А. Развитие электроэнергетики в Казахстане: устойчивое развитие и энергоэффективность // Энергетика. 2013. N 1 (44). С. 15.

Если учесть значительные объемы нефтепродуктов, поступающих в РТ без таможенного оформления, что ухудшает финансовые показатели предприятий - поставщиков этих товаров, функционирующих довольно прозрачно, возникают проблемы налогового контроля за оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов в РТ. В соответствии с практикой налоговых органов других стран в РТ начаты работы по улучшению контроля продаж посредством установления в контрольно-кассовых машинах автозаправочных станций (АЗС) электронно-передающих устройств, что позволит сравнить объемы декларируемых и реальных продаж нефтепродуктов, опломбирования счетчиков АЗС.

Одновременно для сокращения объемов контрабанды нефтепродуктов необходимо не только реализовать соответствующие меры в области таможенного контроля, но и по возможности исключить условия, способствующие незаконному ввозу товаров в РТ, в частности изучить целесообразность снижения ставки налога на добавленную стоимость до уровня, установленного в соседних странах (с 18 до 12%).

Серьезным образом процесс привлечения крупных инвестиций в энергетику Таджикистана начат сравнительно недавно. Считаем, что действующая законодательная база для налоговой поддержки привлекаемых инвестиций, подвергаемая постоянному мониторингу и анализу, в целом соответствует текущим требованиям национальной экономики. Вместе с тем применение опыта других развитых стран по налоговому регулированию инвестиций в энергетику с учетом возможностей РТ, обеспечение энергоэффективности, большей гибкости действующих правовых норм и соответствия налоговых затрат результатам позволят создать необходимые условия для развития этой стратегической для национальной экономики сферы.

Литература

  1. Брызгалин А.В., Королева М.В. Сложные вопросы налогообложения в сфере электроэнергетики // Энергетическое право. 2009. N 1.
  2. Милов В., Селивахин И. Проблемы энергетической политики // Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы. М., 2005. N 4.
  3. Налоговый кодекс РТ. Душанбе: Шарки Озод, 2012.
  4. Саткалиев А. Развитие электроэнергетики в Казахстане: устойчивое развитие и энергоэффективность // Энергетика. 2013. N 1 (44). С. 15.