Мудрый Юрист

Антимонопольный контроль в Российской Федерации: генезис, сущность и содержание

Самолысов Павел Валерьевич

Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, кандидат педагогических наук, доцент.

Автор более 120 научных и учебно-методических работ в области образования, информационных технологий, экономики, права.

Ключевые работы автора:

  1. Теоретико-методологические основы принятия решений с учетом информации и знаний: Монография. М.: МИЭП, 2008. 232 с.
  2. Информатизация образования. Избранные научные труды: Монография. М.: АИО, 2011. 188 с.
  3. Картели: система доказывания, судебная практика // Закон. 2013. N 4. С. 131 - 138 (в соавторстве).
  4. О некоторых аспектах новейшего законодательства в сфере конкуренции // Юрист. 2016. N 16. С. 4 - 8.
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Коллектив авторов, отв. ред. И.Ю. Артемьев. МГИМО(У) МИД России, ФАС России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 1024 с. (в соавторстве).

В статье представлен ретроспективный анализ отечественных и зарубежных источников, а также законодательства Российской Федерации, содержащих дефиницию "антимонопольный контроль". В результате сопоставления семантического наполнения данного юридического термина предложены авторские определения антимонопольного контроля в широком и узком аспектах.

Ключевые слова: антимонопольные органы, ФАС России, антимонопольное законодательство, антимонопольный контроль, проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Antitrust control in the Russian Federation: genesis, essence and content

P.V. Samolysov

The article presents a retrospective analysis of domestic and foreign sources, as well as the legislation of the Russian Federation, that contains the definition of "Antitrust control". The author's definition of "Antitrust control" is proposed as a result of the comparison of the semantic content of this legal term.

Key words: competition authorities, FAS Russia, antitrust legislation, antitrust control, antitrust case study.

Создание здоровой конкуренции, свободного предпринимательства как важнейших факторов развития страны невозможно без эффективного антимонопольного контроля, направленного на "обеспечение эффективности и устойчивости всей нашей национальной экономики" <1>.

<1> Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на Юбилейном заседании Коллегии ФАС России 23 сентября 2015 г. URL: http://fas.gov.ru/press-center/media-arxiv/stenogrammyi/stenogramma-vyistupleniya-prezidenta-rossijskoj-federaczii-v.v.-putina-na-yubilejnom-zasedanii-kollegii-fas-rossii.html (дата обращения: 01.12.2016).

В Российской Федерации антимонопольный контроль осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством.

Первый российский "антимонопольный" закон берет свое начало в 1991 году после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <2>, когда под воздействием стремительного развития рыночных отношений были сформированы взгляды на конкуренцию как социально-правовую дефиницию и в наиболее концентрированном виде определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.

<2> Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации заложила правовой фундамент для здания рыночной экономики. В соответствии с основными конституционными принципами в Российской Федерации гарантируются основы конституционного строя - единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также гарантируются права и свободы человека и гражданина - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию <3>.

<3> Ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.

В 1999 году российское антимонопольное законодательство пополнилось Федеральным законом от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <4>.

<4> Федеральный закон от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3174.

К 2005 г. стало очевидно, что положения "антимонопольных" законов не стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства.

В 2006 году принципы Конституции Российской Федерации и вышеуказанные Законы были положены в основу нового антимонопольного законодательства - Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <5> (далее - Закон о защите конкуренции, ЗоЗК). За 10 лет существования Закона о защите конкуренции было принято 36 федеральных законов, вносящих в него те или иные изменения и дополнения. При этом одни законы вносили концептуальные изменения (вводились новые статьи и главы или признавались утратившими силу некоторые положения), другие носили "косметический" характер и связаны были в основном с юридико-техническими правками.

<5> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Но до настоящего времени ни в указанных "антимонопольных" законах, ни в других нормативных правовых актах Российской Федерации понятие "антимонопольный контроль" легально не определено, хотя используется и в самом Законе о защите конкуренции, и в многочисленных научных трудах по вопросам конкуренции и проблемам антимонопольного регулирования.

Прежде всего определимся с термином "контроль", который можно рассматривать в двух аспектах: в узком и в широком. В узком аспекте контроль - это проверка кого-либо или чего-либо; она связана с одной какой-либо функцией управления, выявляющей те или иные отклонения в плане выполнения мероприятия, и предотвращает его срыв, невыполнение. В широком аспекте подчеркивается функциональное значение контроля как вида обратной связи, по каналам которой субъекты управления получают необходимую информацию о фактическом состоянии принимаемых ими управленческих решений.

Так, в узком смысле В.И. Даль определяет контроль как "учет, проверку счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся проверкой отчетов" <6>. В Словаре С.И. Ожегова: "Контроль - проверка, а также наблюдение с целью проверки; контроль над отчетностью и т.д." <7>. Аналогичное определение дано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: "Контроль - это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора" <8>. В Большой советской энциклопедии: "Контроль (фр. controle, от contrerole - список, ведущийся в двух экземплярах) - проверка чего-либо, например выполнения законов, планов, решений" <9>. Примечательно, что в Новом энциклопедическом словаре искомого термина уже нет <10>.

<6> Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Ил. издание. М.: Эксмо, 2012. С. 450.
<7> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М., 1972. С. 268.
<8> Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989. С. 293; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.
<9> Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 13. М., 1973. С. 70.
<10> Новый энциклопедический словарь. М.: БРЭ; РИПОЛ классик, 2006. 1456 с.

Коллектив авторов (включая автора статьи) под руководством руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева, комментируя Закон о защите конкуренции <11>, также связывает проведение контроля за соблюдением антимонопольного законодательства с проведением проверки и приходит к выводу, что понятия контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольного контроля являются синонимами.

<11> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Отв. редактор И.Ю. Артемьев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. С. 615.

Ключевую роль проверок отмечают многие ученые. Например, А.Ю. Кинев в качестве административно-правовых средств защиты конкуренции выделяет "контрольную деятельность антимонопольных органов, плановые и внеплановые проверки указанными органами соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами" <12>. А.Н. Варламова отмечает, что "одним из важных полномочий антимонопольного органа по защите конкуренции является проведение проверок при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства" <13> и др.

<12> Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Дис. ... д. ю. н. М., 2014. С. 81.
<13> Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. М.: Статут, 2010. С. 223.

При этом заслуживает внимание и мнение К.Л. Вознесенского о том, что "сводить контроль исключительно к проверкам было бы неправильно, однако само их существование свидетельствует об основополагающем значении проверок в системе контрольных мероприятий" <14>.

<14> Вознесенский К.Л. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации: Дис. ... к. ю. н. Саратов, 2010. С. 101.

Исходя из вышеизложенного определим понятие "антимонопольный контроль" в узком аспекте.

Антимонопольный контроль - это проверка антимонопольным органом соблюдения российскими и иностранными хозяйствующими субъектами, финансовыми организациями, органами публичного управления антимонопольного законодательства.

Подтверждение легитимности использования данного термина в узком смысле приводится в ряде судебных актов, отмечая, что "контроль соблюдения антимонопольного законодательства является главной и основной функцией ФАС России, антимонопольный орган должен был выявить признаки нарушения антимонопольного законодательства в ходе проведения внеплановой проверки и отразить эти сведения в своих решениях" <15>.

<15> См., например: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2016 по делу N А40-107607/15; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.10.2016 N Ф05-14670/2016 по делу N А40-139022/15 и др.

Определяя дефиницию "контроль" в широком смысле, будем исходить из следующего.

В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона определяется термин "государственный контроль", который "представляет собой самостоятельное государственное установление, во всем равное с другими министерствами" <16>.

<16> Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т. 9. СПб., 1895. С. 408 - 411.

Американский словарь для колледжей содержит несколько значений термина "контролировать": "а) осуществлять административное или доминирующее влияние; б) сдерживать, ограничивать; в) проверять, проводя параллельный эксперимент или сравнивая с другими стандартами" <17>.

<17> Американский словарь для колледжей. Наследие. Изд. 3-е. Бостон-Нью-Йорк, 1997. С. 303.

В экономической науке контроль определяется как специфический вид управленческой деятельности; как источник информационного обеспечения управления; как система проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью подтверждения правомерности его деятельности <18>.

<18> Данилевский Ю.А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. ... д. э. н. М., 1993.

В современных правовых исследованиях контроль рассматривается как функция управления, которая характеризует отслеживание, анализ и оценку хода и результативности выполнения Конституции Российской Федерации, законов, иных нормативных правовых актов, управленческих решений, а также влияние полученной информации на совершенствование целеполагания и содержание данных документов <19>. Профессор Б.А. Страшун рассматривает контроль как "одну из неотъемлемых функций управления, позволяющую сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины" <20>.

<19> См.: Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2005. С. 8.
<20> Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М., 1996. С. 304.

С.В. Бендюрина определяет "контроль как деятельность, обеспечивающую достижение ожидаемых результатов воздействия субъекта контроля на объект, основанную на правовых предписаниях (то есть соединения нормотворчества и исполнения), которые способствуют гармоничным отношениям между управляющими (субъектом) и управляемыми (объектом)" <21>.

<21> Бендюрина С.В. Федеральный парламентский контроль (конституционно-правовое исследование): Дис. ... к. ю. н. М., 2013 С. 35.

В базовом Законе в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее - Закон о проверках) <22> государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Законом о проверках, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями <23>.

<22> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
<23> П. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Нельзя не согласиться с профессорами С.В. Максимовым и В.Е. Чиркиным <24>, которые указывают на то, что "контрольная деятельность органов исполнительной власти направлена на сбор информации, ее оценку, анализ, составление прогноза будущего состояния объекта контроля, определение мер, необходимых для достижения объектом контроля установленных для него целей (обеспечения соответствия объекта контроля установленным для него требований) не только в части соблюдения таким объектом порядка осуществления деятельности (также устанавливается нормативными правовыми или правовыми актами), но и в части соответствия контролируемого объекта специальным требованиям законности, целесообразности, эффективности, экономичности, оптимальности, нравственности и некоторым иным требованиям в различных их сочетаниях, определяемых исходя из социальных потребностей и возможностей государства".

<24> Чиркин В.Е., Максимов С.В. Концепция Федерального закона "Об основах контрольной деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации". URL: http://www.igpran.ru/ (дата обращения: 12.01.2017).

Переходя к определению дефиниции "антимонопольный контроль" в широком аспекте, будем исходить из основополагающих принципов Конституции Российской Федерации, ключевых контрольных функций и полномочий антимонопольного органа и научных взглядов ряда ученых.

Согласимся с мнением А.Ю. Кинева о том, что контроль является одной из черт, выделяющих антимонопольные органы среди других федеральных органов исполнительной власти. Сущность указанной функции определила вид федерального антимонопольного органа. Контроль является основным смыслом деятельности ФАС России, в связи с этим она отнесена к категории "федеральная служба" <25>.

<25> Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Дис. ... д. ю. н. М., 2014. С. 111 - 112.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314 федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. При этом под функциями по контролю и надзору в данном Указе понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением всеми субъектами установленных нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов <26>.

<26> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" <27> Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

<27> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3259.

Указанные в Положении о ФАС России законы при кажущейся своей разнонаправленности взаимосвязаны по сферам регулируемых общественных отношений, приводятся в исполнение одним и тем же федеральным органом государственной власти - ФАС России, гарантируют основы конституционного строя - единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также все они гарантируют права и свободы человека и гражданина - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, декларированные в Конституции Российской Федерации <28>.

<28> Ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.

То есть главной целью деятельности антимонопольного органа является предотвращение, выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства. Исходя из этого антимонопольный орган наделен следующими основными функциями:

  1. контролировать добросовестное конкурентное поведение хозяйствующих субъектов на рынке;
  2. контролировать добросовестное регуляторное поведение властных субъектов;
  3. предотвращать возможные антиконкурентные проявления на рынке <29>.
<29> Конкурентное право России: Учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, И.В. Башлаков-Николаев и др.; Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014. С. 297.

"Наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи ее естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже в какой-то степени насаждается извне с помощью специальных управляющих воздействий" <30>. Таким управляющим воздействием, несомненно, является функция контроля.

<30> Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 1995. С. 90.

Как справедливо заметил К.Ю. Тотьев, "на конкуренцию в рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций регулирования, мотивации, распределения и контроля.

Функция регулирования заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель. Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль у предпринимателя возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка своими более удачливыми конкурентами. Таким образом, доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использовавших свои ресурсы максимально эффективно. Именно в этом и проявляется другая роль конкуренции - функция распределения. В свою очередь, функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора [выделено нами. - П.С.]" <31>.

<31> Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). Учебник. М., 2000. С. 24 - 25.

По мнению С.С. Татариновой, "изначально антимонопольные законы разрабатывались для контроля за действиями частной экономической власти, предотвращения монополии, наказания картелей и защиты конкуренции и брали за основу нормы британского общего права <32>. <...> На начальном этапе антимонопольная политика России носила достаточно жесткий запретительный характер и сводилась в основном к государственному антимонопольному контролю и выработке антимонопольных запретов" <33>.

<32> Татаринова С.С. Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... к. ю. н. Самара, 2016. С. 33.
<33> Татаринова С.С. Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... к. ю. н. Самара, 2016. С. 67.

Также согласимся и с мнением коллектива авторов под руководством А.Г. Цыганова, что "антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса" <34>.

<34> Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. С. 6.

Таким образом, в широком аспекте антимонопольный контроль представляет собой правовой режим, заключающийся в предотвращении нарушений единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности, а также в недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

При этом судебные инстанции в своих решениях также используют термин "антимонопольный контроль" в широком аспекте применительно не только к антимонопольному законодательству, но и к законодательству о закупках <35>.

<35> См., например: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.11.2016 N Ф02-6158/2016 по делу N А74-177/2016 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2016 N Ф01-4219/2016 по делу N А38-438/2016; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4705/2016 по делу N А53-30809/2015 и др.

Анализируя приведенные решения судов, можно отметить, что при трактовке дефиниции "антимонопольный контроль" судьи в зависимости от контекста используют трактовку данного понятия как в широком, так и в узком смысле.

Таким образом, предложенные авторские подходы к пониманию юридического термина "антимонопольный контроль" в широком и узком аспектах направлены на дальнейшее развитие доктрины административного права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Американский словарь для колледжей. Наследие. Изд. 3-е. Бостон-Нью-Йорк, 1997.
  2. Бендюрина С.В. Федеральный парламентский контроль (конституционно-правовое исследование): Дис. ... к. ю. н. М., 2013.
  3. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 13. М., 1973.
  4. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. М.: Статут, 2010.
  5. Вознесенский К.Л. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации: Дис. ... к. ю. н. Саратов, 2010.
  6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Ил. издание. М.: Эксмо, 2012.
  7. Данилевский Ю.А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. ... д. э. н. М., 1993.
  8. Конкурентное право России: Учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, И.В. Башлаков-Николаев и др.; Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014.
  9. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Дис. ... д. ю. н. М., 2014.
  10. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 1999.
  11. Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2005.
  12. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Отв. редактор И.Ю. Артемьев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.
  13. Новый энциклопедический словарь. М.: БРЭ; РИПОЛ классик, 2006.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М., 1972.
  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989.