Мудрый Юрист

Вступление китая в ВТО и реформирование его экономического законодательства

Михеева Ирина Вячеславовна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Нижний Новгород).

Логинова Анастасия Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", магистр экономики (Нижний Новгород).

Рассматривается реформирование китайского законодательства под влиянием требований Всемирной торговой организации. Выделяются четыре этапа подготовки Китайской Народной Республики к вступлению в ВТО (1982 - 2001 гг.), в рамках которых шла трансформация правовой системы Китая. Представлены и систематизированы источники китайского права, составляющие основу экономического законодательства Китая на этапе подготовки к его вхождению в ВТО. Авторы полагают, что опыт Китая допустимо учитывать при продвижении России в международное торговое сообщество.

Ключевые слова: Китай, национальное законодательство, вступление в ВТО, рыночная экономика, внешнеторговая деятельность.

WTO accession of China and the reforming of its economic legislation

I.V. Mikheeva, A.S. Loginova

Mikheeva I.V., Nizhny Novgorod, National Research University Higher School of Economics.

Loginova A.S., Nizhny Novgorod, National Research University Higher School of Economics.

The authors consider the Chinese legislation development which has been influenced by the World Trade Organization requirements. There were four stages of preparation of the People's Republic of China for WTO accession (1982 - 2001) within which the Chinese legal system was significantly changing. The authors enumerate and systemize the sources of Chinese law forming the core of the PRC economic legislation at a stage of preparation for acceding to the WTO. They argue that the experience of China may be useful for the inclusion of Russia into the international trading community.

Key words: China, national legislation, WTO accession, market economy, foreign trade activity.

Присоединение Китая к Всемирной торговой организации 15 декабря 2001 г. обозначило новую веху хозяйственного развития и глобальных перемен в экономической и социальной жизни страны. Китаю пришлось принять большой объем обязательств <1>, что повлияло и на правовую регламентацию наиболее важных сфер жизни страны. Интеграция Китая в международную торговую систему требовала экономических преобразований и соответствующего правового обеспечения реформационных процессов. История вхождения Китая в ВТО позволяет выделить несколько этапов реформирования национального законодательства в соответствии с требованиями международного торгового сотрудничества.

<1> Вплоть до конца 1990-х гг. средний уровень таможенного тарифа в КНР (15,5%) превышал уровень таможенного обложения развивающихся стран.

Первый этап (1947 - 1982 гг.) - подготовительный - знаменует становление Китая как участника мирового экономического сообщества, равноправного субъекта международных экономико-правовых отношений. Начало вхождения Китая в организованное международное торговое сообщество связано с подписанием им 30 октября 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле для получения членства в ГАТТ/ВТО <1>. В работе органов ГАТТ/ВТО КНР стала принимать участие в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса только в 1982 г. В те годы шла разработка прежде всего программных документов, где определялись векторы предстоящего экономического развития, перечислялись его приоритетные направления. В инновационной сфере это План развития науки и техники КНР на 1978 - 1985 гг., Программа-863.

<1> До 1949 г. Китай был представлен в ГАТТ правительством Гоминьдана. После образования КНР в 1949 г. новое правительство отозвало свое членство в ГАТТ. В 1986 г. Китай принял решение о восстановлении позиций в ГАТТ и получил статус наблюдателя. При подаче заявки на вступление в ГАТТ Китай надеялся на автоматическое (безусловное) восстановление его членства в этой организации. В общей сложности переговорный процесс с ГАТТ/ВТО занял 15 лет (1986 - 2001 гг.).

Принятие экономических по содержанию правовых актов китайским правительством в тот период было направлено на либерализацию внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации вступления государства в ВТО. Так, чтобы расширить технический обмен с зарубежными странами и укрепить международное экономическое сотрудничество, 1 июля 1979 г. был принят Закон КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала" <1>. В соответствии с ним иностранным компаниям, предприятиям и другим хозяйствующим субъектам (организациям и частным лицам) разрешалось (с позволения Правительства КНР) организовывать на территории Китая совместные с национальными предприятия. В Законе провозглашалась обязанность Правительства КНР защищать экономические права иностранных участников совместных предприятий, в частности их капиталовложения и долю получаемой ими прибыли, в соответствии с нормами уставов, договоров, соглашений, утвержденных китайским правительством.

<1> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_joint_equity_enterprise_law.

С начала 1980-х гг. можно говорить о следующем этапе вступления КНР в ВТО (1982 - 1987 гг.). Принятие КНР в 1982 г. в ГАТТ с правом совещательного голоса сопровождалось новыми требованиями, касавшимися обеспечения американским компаниям доступа на китайский рынок. Эти требования выходили за рамки компетенции ГАТТ и затрагивали непосредственно внутриполитические вопросы развития Китая. Для решения данных вопросов пришлось расширить субъектный состав участников переговоров по ГАТТ/ВТО. Если вначале в переговорах участвовали только Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и Таможенный комитет, то в 1982 - 1987 гг. количество заинтересованных ведомств увеличилось <1>. При этом общественность практически не информировалась о содержании переговорного процесса по присоединению к ГАТТ/ВТО.

<1> Wei L. China's WTO Negotiation Process and its Implications // Journal of Contemporary China. 2002. N 11. P. 683 - 719.

Параллельно проводилась унификация китайского экономического законодательства (законов и подзаконных актов) в соответствии с перспективой установления в государстве рыночной экономики. Для обеспечения реализации Закона КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала" Государственный совет КНР 20 сентября 1982 г. опубликовал Положение о применении Закона КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала". В нем говорилось о порядке создания и регистрации совместных предприятий, их организационной форме и уставном капитале, способах оплаты уставного капитала, органах управления этих предприятий, привлечении технологий, предоставлении таким предприятиям права использования земли, о закупках и продаже, налогообложении, валютном контроле, финансовом бухгалтерском учете, найме работников, профсоюзной организации, сроке ведения деятельности и порядке ликвидации совместных предприятий, разрешении споров <1>.

<1> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino_foreign_equity_enterprise_implementation.

Почти одновременно с этим Положением были введены Правила регистрации и регулирования деятельности постоянных представительств иностранных предприятий в КНР, утвержденные Государственным советом КНР и опубликованные Главным управлением торгово-промышленной администрации КНР в 1983 г. <1>.

<1> Данный документ утратил силу в связи с принятием в 2011 г. Положения о регистрации представительств иностранных предприятий. Оно определило порядок аккредитации, регистрации изменений и ликвидации представительств иностранных компаний (URL: http://pavel.bazhanov.pro/books_publications/publications/representative_office_registration_new_rules_2011).

12 апреля 1986 г. в целях "регулирования гражданских отношений в связи с требованиями развития социалистической модернизации... и с учетом действительного положения" в стране были приняты Общие положения гражданского права КНР и Закон КНР "О предприятиях иностранного капитала". Отдельный раздел Общих положений посвящен применению законодательства в гражданских отношениях с иностранным элементом <1>.

<1> URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/general_principles_civil_law.

Принятие Закона КНР "О предприятиях иностранного капитала" придало импульс развитию китайской экономики и способствовало углублению внешнеэкономического, в том числе технического, сотрудничества. Иностранные инвесторы (предприятия и иные хозяйственные организации или частные лица) получили возможность создавать в Китае предприятия полностью на основе иностранного капитала. Главным условием образования таких предприятий стало их благоприятное влияние на эволюцию национальной экономики КНР. Предпочтение должно было отдаваться тем предприятиям с иностранным капиталом, которые применяли передовые технологии или экспортировали продукцию.

22 января 1987 г. был принят Таможенный кодекс КНР, определивший одно из важных направлений экономической модернизации страны - "содействие внешнеэкономическим связям и торговле, научно-техническому и культурному обмену..." <1>.

<1> URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_customs/law_customs_ch1.

Желание Китая вступить в ВТО обусловливало необходимость приведения национального законодательства в соответствие с нормами ВТО и международными нормами стран рыночной экономики. Поэтому во многих законодательных актах, принимаемых на этапе подготовки к вступлению в ВТО, обозначалась такая цель правового регулирования, как содействие развитию рыночной экономики.

В мае 1987 г. была образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению поданной Китаем заявки о вступлении в ГАТТ/ВТО, что положило начало длительным и непростым переговорам по вхождению Китая в ВТО и позволило выделить третий этап этого процесса (1988 - 1994 гг.). В тот период состоялось около 19 заседаний рабочей группы ГАТТ. В связи с событиями 4 июня 1989 г. в Китае западные страны заняли жесткую позицию против его вступления в ВТО, что осложнило ведение переговоров. Между тем в рамках заседания рабочей группы в 1990 г. началось обсуждение экономической политики КНР. В 1993 г. Китай представил свой вариант Меморандума по национальной внешнеторговой системе.

Для скорейшего вхождения в состав ГАТТ Китай до конца 1994 г. выполнил практически все поставленные перед ним условия, касающиеся создания единой системы налогообложения и единого плавающего регулируемого курса национальной валюты; сужения сферы директивного планирования внешней торговли; уменьшения перечня товаров, подвергающихся лицензированию и квотированию; отмены прямых экспортных субсидий и др.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. совершенствовалось экономическое законодательство Китая. 13 апреля 1988 г. в целях расширения экономического сотрудничества и технического обмена с зарубежными странами был принят Закон КНР "О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала" <1>. Он определил общие требования к созданию в КНР предприятий, основанных на совместном участии китайских и иностранных предприятий (совместные кооперационные предприятия), которые стали альтернативой совместным паевым предприятиям или предприятиям со 100%-ным иностранным капиталом <2>.

<1> Закон КНР "О кооперационных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала" был изменен в соответствии с решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 31 октября 2000 г.
<2> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_cooperation_enterprise_law.

Наряду с вступлением в силу новых документов модифицировались принятые ранее акты. В 1990 г. в целях расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена КНР были внесены поправки в Закон КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала", а также в Положение о применении Закона КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала" <1>. Механизм реализации Закона "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала" дополнился Временными положениями "О сроке деятельности совместных паевых предприятий китайского и иностранного капитала" 1990 г., которые определили, в каких случаях совместные паевые предприятия обязаны устанавливать срок ведения деятельности, а в каких - нет.

<1> Там же.

На пути к рыночной экономике важно было упорядочить организацию и деятельность компаний и обеспечить законные права и интересы компаний, их участников (акционеров) и кредиторов. С этой целью 29 декабря 1993 г. был принят Закон КНР "О компаниях" <1>, который урегулировал создание в КНР компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний с ограниченной ответственностью. Эти наиболее востребованные организационно-правовые формы используются в Китае и сегодня.

<1> URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_company.

Механизм реализации Закона "О компаниях" был предусмотрен в Положении о регистрации уставного капитала компаний. В 2004 г. в Положении о регистрации предмета деятельности предприятий, утвержденном приказом Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР <1>, был уточнен предмет деятельности компаний, а в Положении о регистрации компаний - правила регистрации создания, изменений и снятия с учета компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний с ограниченной ответственностью <2>.

<1> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinacivillaw/china_enterprise_business_scope.
<2> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinacivillaw/china_company_registration_regulation_statute.

Для развития рыночной экономики Китая большую роль сыграл принятый 12 мая 1994 г. Закон КНР "О внешней торговле" <1>. Он установил основные правила допуска организаций к внешнеторговой деятельности, экспорта и импорта товаров, технологий, международной торговли услугами, охраны прав интеллектуальной собственности, проведения расследований во внешней торговле, содействия внешней торговле, использования мер правовой защиты, а также юридическую ответственность за правонарушения в сфере внешней торговли <2>.

<1> URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_foreign_trade.
<2> Там же.

В 1987 - 1994 гг. были приняты меры по преобразованию законодательства для создания и развития в Китае рыночных механизмов экономики. Однако запланированного вступления в ГАТТ/ВТО не состоялось, главным образом из-за нежелания Соединенных Штатов Америки предоставить КНР статус развивающейся страны в этой организации.

Завершающий этап переговорного процесса (1995 - 2001 гг.) характеризовался переменной динамикой. В то время ГАТТ преобразовалось в ВТО. Переговоры по вхождению Китая в ВТО осложнились, поскольку не удавалось найти ответ на главный вопрос: на каких условиях Китай вступает в ВТО - как развитая либо как развивающаяся страна? Западные страны во главе с США были едины во мнении, что Китаю не нужно предоставлять исключительное право преференциального статуса развивающейся страны. Свою позицию США и западные страны обосновывали тем, что Китай, вступив в ВТО на условиях развивающейся страны, начнет изнутри воздействовать на мировые экономические процессы в пользу "третьего мира" и своих интересов.

Однако Китай продолжал настаивать на получении статуса развивающейся страны в рамках соблюдения договоренностей Уругвайского раунда. Тактика переговоров изменилась: теперь выжидательную позицию заняла китайская сторона. В итоге данный вопрос был решен в ее пользу.

Переговоры о вступлении в ВТО вновь активизировались после потепления китайско-американских отношений и взаимных визитов двух президентов в США и КНР в 1997 - 1998 гг. Важным фактором оживления переговорных процессов в то время стало появление в американском Конгрессе влиятельного прокитайского лобби - представителей крупного американского бизнеса, вовлеченных в операции на китайском рынке. В ноябре 1999 г., после подписания соглашения с США, нерешенным оставался вопрос о предоставлении КНР режима наибольшего благоприятствования (РНБ) на постоянной основе. США не намерены были автоматически распространять на Китай РНБ в сфере торговли даже после его вступления в ВТО и ратовали за сохранение в силе поправки Джексона - Вэника к Закону США "О торговле" 1974 г. <1>. Все же эта проблема разрешилась в пользу Китая. Двустороннее соглашение между Китаем и ЕС было подписано в мае 2001 г. В ноябре того же года Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника.

<1> Потапов М. Вступление КНР в ВТО: условия присоединения и последствия для китайской экономики // Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М., 2004. С. 76.

Четвертый период вхождения Китая в ВТО (1995 - 2001 гг.) имеет свои особенности. Прежде всего в те годы активно обновлялось национальное законодательство. Принятые ранее законы конкретизировались нормами подзаконных актов. В 1995 г. появился ряд правил и положений, которые уточнили некоторые положения Закона КНР "О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала". Они коснулись процедур создания и ликвидации совместных кооперационных предприятий, внесения вкладов, организации органов управления данных предприятий, порядка распределения прибыли между участниками <1>.

<1> Подробные правила применения Закона КНР "О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала" 1995 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_cooperation_enterprise_law_implementation.

Временные положения о некоторых вопросах создания акционерных компаний с ограниченной ответственностью с иностранным капиталом, принятые в 1995 г. Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества КНР (в настоящее время преобразовано в Министерство коммерции КНР), установили требования к вновь создаваемым акционерным компаниям с иностранным капиталом, а также процедуру преобразования уже существующих компаний в акционерные компании с иностранным капиталом <1>. Временные правила о регулировании представительств иностранных бухгалтерских фирм, принятые Министерством финансов КНР в 1996 г. и действующие в настоящее время, определили порядок создания в Китае представительств иностранных бухгалтерских фирм (в том числе фирм из Гонконга, Макао и Тайваня) <2>. Некоторые положения об изменении долевого участия участников предприятия с иностранным капиталом 1997 г. <3> уточнили правила регистрации изменений распределения долей участников предприятий с иностранным капиталом.

<1> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_foreign-invested_joint_stock_companies.
<2> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/china_accounting/china_foreign_accounting_firms_representative_offices.
<3> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_foreign-invested_enterprise_equitychange.

Крайне важным для экономической модернизации Китая стало принятие Закона КНР от 15 марта 1999 г. "О договорах" <1>. Он закрепил основные принципы договорного права, общие правила заключения, исполнения и расторжения договоров равными субъектами гражданского права, а также специальные правила в отношении отдельных видов договоров. Данный документ был принят в целях защиты законных интересов сторон договоров, чтобы последствия их сделок не отражались негативно на социально-экономической ситуации в стране и способствовали делу социалистического строительства <2>.

<1> URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract.
<2> Современное китайское право Китайской Народной Республики (Обзор законодательства 1978 - 2010 гг.): В 2 ч. Ч. 1: 1978 - 2001 гг. М., 2012 // URL: http://istina.msu.ru/media/publications/book/97d/49d/3401367/SV_Pravo_KNR_ch.1_2012.pdf.

Кроме того, в 2000 г. был впервые сформирован Перечень приоритетных отраслей для иностранных инвестиций в западных и центральных регионах страны <1>.

<1> URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_western_central_regions_foreigninvestment_encouraged_industries_catalogue.

Изменение законодательства является одним из направлений структурного реформирования экономики на любом этапе государственного развития. В содержании правовых актов находит отражение поиск оптимальных моделей модернизации экономики, устанавливающих открытый экономический порядок. Правила, регулирующие право собственности, конкуренцию, денежный оборот, финансы, налоговую сферу, внешнеэкономическую деятельность и пр., закрепляются в правовых формах и реализуются с помощью правовых инструментов. В связи с этим перед государством ставится задача повышения качества правовой регламентации экономической сферы.

Экономическое законодательство Китая включает такие виды правовых актов, как Конституция КНР; законы и другие акты, принимаемые Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей; постановления Государственного совета КНР (акты Центрального народного правительства КНР); нормативные правовые акты министерств и ведомств Государственного совета КНР; разъяснения Верховного народного суда КНР и Верховной народной прокуратуры КНР; международные договоры и соглашения, заключенные КНР с Россией, а также соглашения между КНР и Специальным административным районом Гонконг, Специальным административным районом Макао и Тайванем.

Примечательно, что в КНР существует особый источник права - правила, устанавливаемые Верховным народным судом КНР. Дело в том, что в Китае отсутствует разделение власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), в связи с чем суды могут осуществлять правотворческую деятельность. Правотворческая деятельность Верховного народного суда КНР позволяет определять направления развития правоприменительной практики в наиболее актуальных сферах государственного управления.

Очевидно, что в экономическое законодательство КНР входят как законы, так и подзаконные акты <1>. Как правило, подзаконные акты обеспечивают государственное управление в конкретной сфере экономики и могут приниматься вслед за законом. Так, спустя четыре года после принятия Закона КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала" были введены Нормы и правила применения Закона КНР "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала", после принятия Закона КНР 1997 г. "О товариществах" были разработаны Меры регулирования создания в КНР товариществ иностранными предприятиями или физическими лицами 2010 г.; за принятием Таможенного кодекса (Закона КНР 1987 г. "О таможне") последовало принятие Норм и правил о таможенной защите прав интеллектуальной собственности 2003 г. и т.д.

<1> Интерес представляет исследование национальных источников КНР, регулирующих инвестиционные споры: Беликова К.М., Ахмадова М.А. Об источниках правового регулирования инвестиционных споров в РФ и КНР // Рос. юрид. журн. 2016. N 1. С. 48 - 53.

В налоговой сфере часто применяется несколько иная стратегия - опережающее подзаконное регулирование. Сначала на неопределенное время принимаются подзаконные акты (временные нормы и правила или временные положения). Их на территории КНР действует множество: временные нормы и правила КНР о налоге на использование природных ресурсов 1994 г., о налоге на пользование землями городов и городских районов 1988 г., о налоге на передачу имущества 1997 г. и др. Затем анализируется применение норм этих актов, на основе чего они либо закрепляются в законе, либо нет <1>. Такая особенность правовой регламентации налоговых отношений, когда каждая законодательная норма предварительно апробируется, позволяет придать законам устойчивый характер.

<1> Севальнев В.В. Правовое регулирование налогообложения инновационного сектора КНР: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2012. С. 12.

Следует отметить адекватную динамику развития экономического законодательства Китая. На последнем этапе переговорного процесса о вхождении КНР в ВТО, во второй половине 1990-х - начале 2000-х гг., была проведена налоговая реформа, приняты меры по активному благоприятствованию иностранным инвестициям. Одновременно появились важные законы и постановления ("Об ускорении технического прогресса", "О стимулировании внедрения научно-технических достижений", "О стимулировании малых и средних предприятий"), были введены Правила государственного премирования в научно-технических областях, принят комплекс мер по реализации Государственной программы среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 - 2020 гг. С начала 2000-х гг. активизировался процесс систематизации национального законодательства. Продолжилась унификация экономико-правового инструментария для китайских и иностранных предприятий. Очевидным стало влияние норм ВТО на национальное законодательство Китая.

Анализ законодательства показывает устойчивое движение Китая по пути развития рыночной экономики. Адаптация национального экономического законодательства к требованиям ВТО позволяет Китаю уверенно входить в единое правовое пространство внешнеэкономической деятельности.

Напомним, что в ряду основных общих обязательств перед ВТО, принятых КНР, выделяется приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами стран с рыночной экономикой, что Китай планомерно реализует. Кроме того, Китаю необходимо было повысить уровень прозрачности и единообразного применения норм права, а также осуществления судебного надзора <1>.

<1> Halverson K. China's WTO Accession // Economic, Legal, and Political Implications. 2004. Vol. 27. Is. 2 // URL: http://lawdigitalcommons.bc.edu/iclr/vol27/iss2/6.

Итак, многолетний процесс вхождения Китая в ВТО включает несколько этапов. За это время Китай приложил все усилия к получению наиболее выгодного для него как члена ВТО статуса развивающейся страны. Несмотря на высокие требования, противостояние западных стран, которое сопутствовало переговорам по вхождению Китая в ВТО, ему удалось максимально задействовать ресурсы экономического пространства ВТО в своих интересах, создав относительно устойчивую правовую основу для развития рыночных отношений. Экономико-правовые меры Китая по адаптации сельскохозяйственного производства к условиям рынка; ставка на заимствование технологий и партнерство крупных госкомпаний с автохолдингами; активная национальная инвестиционная политика, способствующая защите отечественных товаропроизводителей и уравниванию их прав и условий их доступа на зарубежные рынки, позволяют считать опыт вхождения Китая в ВТО успешным, а с учетом ряда сходных геополитических и экономических характеристик - пригодным для изучения и использования в России.

Список литературы

Halverson K. China's WTO Accession // Economic, Legal, and Political Implications. 2004. Vol. 27. Is. 2 // URL: http://lawdigitalcommons.bc.edu/iclr/vol27/iss2/6.

Wei L. China's WTO Negotiation Process and its Implications // Journal of Contemporary China. 2002. N 11.

Беликова К.М., Ахмадова М.А. Об источниках правового регулирования инвестиционных споров в РФ и КНР // Рос. юрид. журн. 2016. N 1.

Временные положения о некоторых вопросах создания акционерных компаний с ограниченной ответственностью с иностранным капиталом 1995 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_foreign-invested_joint_stock_companies.

Временные правила о регулировании представительств иностранных бухгалтерских фирм 1996 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/china_accounting/china_foreign_accounting_firms_representative_offices.

Закон КНР 1994 г. "О внешней торговле" // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_foreign_trade.

Закон КНР 1999 г. "О договорах" // URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract.

Закон КНР 1993 г. "О компаниях" // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_company.

Закон КНР 1988 г. "О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала" // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_cooperation_enterprise_law.

Закон КНР 1979 г. "О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала" // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_joint_equity_enterprise_law.

Некоторые положения об изменении долевого участия участников предприятия с иностранным капиталом 1997 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_foreign-invested_enterprise_equity_change.

Общие положения гражданского права КНР 1986 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/general_principles_civil_law.

Перечень приоритетных отраслей для иностранных инвестиций в западных и центральных регионах страны 2000 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_western_central_regions_foreign_investment_encouraged_industries_catalogue.

Подробные правила применения Закона КНР "О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала" 1995 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_cooperation_enterprise_law_implementation.

Положение о применении Закона КНР "О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала" 1982 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino_foreign_equity_enterprise_implementation.

Положение о регистрации компаний 2004 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinacivillaw/china_company_registration_regulation_statute.

Положение о регистрации предмета деятельности предприятий 2004 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinacivillaw/china_enterprise_business_scope.

Положение о регистрации представительств иностранных предприятий 2011 г. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/books_publications/publications/representative_office_registration_new_rules_2011.

Потапов М. Вступление КНР в ВТО: условия присоединения и последствия для китайской экономики // Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М., 2004.

Севальнев В.В. Правовое регулирование налогообложения инновационного сектора КНР: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2012.

Современное китайское право Китайской Народной Республики (Обзор законодательства 1978 - 2010 гг.): В 2 ч. Ч. 1: 1978 - 2001 гг. М., 2012 // URL: http://istina.msu.ru/media/publications/book/97d/49d/3401367/SV_Pravo_KNR_ch.1_2012.pdf.

Таможенный кодекс КНР // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_customs/law_customs_ch1.

References

Belikova K.M., Axmadova M.A. Ob istochnikax pravovogo regulirovaniya investicionnyx sporov v RF i KNR // Ros. yurid. zhurn. 2016. N 1.

Halverson K. China's WTO Accession // Economic, Legal, and Political Implications. 2004. Vol. 27. Is. 2 // URL: http://lawdigitalcommons.bc.edu/iclr/vol27/iss2/6.

Nekotorye polozheniya ob izmenenii dolevogo uchastiya uchastnikov predpriyatiya s inostrannym kapitalom 1997 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_foreign-invested_enterprise_equity_change.

Obshhie polozheniya grazhdanskogo prava KNR 1986 g. // URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/general_principles_civil_law.

Perechen' prioritetnyx otraslej dlya inostrannyx investicij v zapadnyx i central'nyx regionax strany 2000 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_western_central_regions_foreign_investment_encouraged_industries_catalogue.

Podrobnye pravila primeneniya Zakona KNR "O sovmestnyx kooperacionnyx predpriyatiyax kitajskogo i inostrannogo kapitala" 1995 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_cooperation_enterprise_law_implementation.

Polozhenie o primenenii Zakona KNR "O paevyx sovmestnyx predpriyatiyax kitajskogo i inostrannogo kapitala" 1982 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomi-claw/china_sino_foreign_equity_enterprise_implementation.

Polozhenie o registracii kompanij 2004 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinacivillaw/china_company_registration_regulation_statute.

Polozhenie o registracii predmeta deyatel'nosti predpriyatij 2004 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinacivillaw/china_enterprise_business_scope.

Polozheniya o registracii predstavitel'stv inostrannyx predpriyatij 2011 g. // URL: http://pavel.bazhanovpro/books_publications/publications/representative_office_registration_new_ru-les_2011.

Potapov M. Vstuplenie KNR v VTO: usloviya prisoedineniya i posledstviya dlya kitajskoj ehkonomiki // Vneshneehkonomicheskaya model' razvitiya stran Vostochnoj Azii. M., 2004.

Seval'nev V.V. Pravovoe regulirovanie nalogooblozheniya innovacionnogo sektora KNR: Avtoref. dis. ... k. y. n. M., 2012.

Sovremennoe kitajskoe pravo Kitajskoj Narodnoj Respubliki (Obzor zakonodatel'stva 1978 - 2010 gg.): V 2 ch. Ch. 1: 1978 - 2001 gg. M., 2012 // URL: http://istina.msu.ru/media/publications/book/97d/49d/3401367/SV_Pravo_KNR_ch.1_2012.pdf.

Tamozhennyj kodeks KNR // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_customs/law_customs_ch1.

Vremennye polozheniya o nekotoryx voprosax sozdaniya akcionernyx kompanij s ogranichennoj otvetstvennost'yu s inostrannym kapitalom 1995 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_foreign-invested_joint_stock_companies.

Vremennye pravila o regulirovanii predstavitel'stv inostrannyx buxgalterskix firm 1996 g. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/china_accounting/china_foreign_accounting_firms_representative_offices.

Wei L. China's WTO Negotiation Process and its Implications // Journal of Contemporary China. 2002. N 11.

Zakon KNR 1999 g. "O dogovorax" // URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract.

Zakon KNR 1993 g. "O kompaniyax" // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_ company.

Zakon KNR 1988 g. "O sovmestnyx kooperacionnyx predpriyatiyax kitajskogo i inostrannogo kapitala" // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_cooperation_enterprise_law.

Zakon KNR 1979 g. "O sovmestnyx paevyx predpriyatiyax kitajskogo i inostrannogo kapitala" // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaeconomiclaw/china_sino-foreign_joint_equity_enterprise_law.

Zakon KNR 1994 g. "O vneshnej torgovle" // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_foreign_trade.