Мудрый Юрист

Реализация принципа свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров в государствах - членах ЕАЭС

Леньшин Артем Александрович - аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (Москва).

На основании сравнительно-правового анализа трудового законодательства государств - членов ЕАЭС, действовавшего до и после принятия концепции достойного труда Международной организации труда, а также рассмотрения документов сотрудничества между странами ЕАЭС и МОТ делается вывод о значительном воздействии этой концепции на правовое регулирование принципа свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров. Приводятся точки зрения исследователей из государств - членов ЕАЭС на данную проблему и отмечается, что необходима дальнейшая активная работа по совершенствованию трудового законодательства государств - членов ЕАЭС и приведению его в соответствие с международными трудовыми стандартами. По мнению автора, принцип свободы объединений и право на ведение коллективных переговоров - это неотъемлемые составляющие устойчивого экономического развития государств и углубления евразийских интеграционных процессов.

Ключевые слова: достойный труд, свобода объединений, коллективные переговоры, ЕАЭС, МОТ.

The realization of freedom of association and the right to collective bargaining in the EAEU member states

A.A. Lenshin

Lenshin A.A., Moscow, Kutafin Moscow State Law University.

Basing on the comparative-legal analysis of the EAEU states labour legislation existed before and after the adoption of the ILO decent work concept, as well as the examination of documents on cooperation between the EAEU states and the ILO, the author concludes that this concept has had a significant impact on legal regulation of freedom of association and the right to collective bargaining. Also, he examines several viewpoints of researchers from the EAEU member states and argues that it is necessary to improve the EAEU states labour legislation and to bring it in accordance with the international labour standards. It is stated that the principle of freedom of association and the right to collective bargaining seem to be essential components of the sustainable economic states development and the Eurasian integration processes.

Key words: decent work, freedom of association, collective bargaining, EAEU, ILO.

Реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда представляет собой социальный минимум для мирового сообщества в целом и для государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в частности. Демонстрацией такого подхода стало принятие 18 июня 1998 г. на 86-й сессии Международной конференции труда Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) об основополагающих принципах и правах в сфере труда <1> (далее - Декларация МОТ 1998 г.). Так, в Декларации предусматривается, что государства в духе доброй воли обязуются уважать, продвигать и реализовывать следующие принципы, касающиеся основополагающих прав:

свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

действенное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации в области труда и занятий.

<1> Рос. газ. 1998. 16 дек.

Принцип свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров реализуется путем принятия совместных решений социального и производственного характера, позволяющих предотвратить потенциально конфликтные ситуации между работниками и работодателями. Основополагающими конвенциями в данной сфере являются Конвенция МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.) <1> (далее - Конвенция МОТ N 87) и Конвенция МОТ N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (Женева, 1 июля 1949 г.) <2> (далее - Конвенция МОТ N 98). Указанные Конвенции ратифицированы государствами - членами ЕАЭС. Непосредственная имплементация права на свободу объединений и на ведение коллективных переговоров достигается посредством принятия государствами - членами ЕАЭС соответствующих законодательных актов.

<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX. С. 278 - 284.
<2> Там же. С. 292 - 297.

Реализация принципа свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров предусматривалась в программных документах сотрудничества между государствами - членами ЕАЭС и МОТ. В Программе по достойному труду в Республике Казахстан на 2010 - 2012 гг. <1> приоритетным назывался комплекс задач по совершенствованию правового регулирования вопросов в сфере трудовых отношений в соответствии с международными стандартами. Программа по достойному труду в Республике Армения на 2007 - 2011 гг. <2>, хотя и не закрепляла прямо такого приоритетного направления, однако в рамках подготовительных процедур к ее заключению и реализации Республика Армения ратифицировала Конвенции МОТ N 87 и N 98 (в 2003 и 2006 гг. соответственно). Модификация трудового законодательства Республики Беларусь, регламентирующего право на свободу объединений и эффективное ведение коллективных переговоров, была предусмотрена Программой сотрудничества между Республикой Беларусь и МОТ <3>. В Национальной программе по достойному труду в Кыргызской Республике на 2006 - 2009 гг. <4> речь шла о развитии институциональной основы права на свободу объединений и эффективном содействии коллективным переговорам на всех уровнях. В Программе сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2013 - 2016 гг. <5> провозглашались продвижение международных трудовых норм и их имплементация в национальном трудовом праве, усовершенствование трудового законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами и нормами с опорой на лучший мировой опыт и практику. На наш взгляд, лучший мировой опыт в области трудового права воплощается в концепции достойного труда МОТ.

<1> URL: https://www.mzsr.gov.kz/node/241707.
<2> The Decent Work Country Programme for the Republic of Armenia 2007 - 2011 // URL: http://www.un.am/up/library/Decent%20Work_Country%20Prog_eng.pdf.
<3> Belarus - ILO co-operation programme // URL: http://un.by/en/ilo/techcoop.
<4> The Decent Work Country Programme for the Kyrgyz Republic 2006 - 2009 // URL: http://www.ilo.org/public/english/bureau/program/dwcp/download/kyrgyzstan.pdf.
<5> Бюл. трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. N 3. С. 126 - 133.

Принцип свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров, закрепленный основополагающими Конвенциями МОТ N 87 и N 98, Декларацией 1998 г. и получивший развитие в концепции достойного труда МОТ, оказал значительно влияние на национальное трудовое законодательство государств - членов ЕАЭС. Проанализируем различные механизмы правового регулирования свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров в странах Союза до и после провозглашения концепции достойного труда МОТ.

Утративший силу Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. N 493-I "О труде в Республике Казахстан" <1> закреплял право работников на добровольное членство в профессиональных союзах или других общественных объединениях. Статья 8 Закона предоставляла и работодателям право создавать объединения работодателей и вступать в них в целях представительства и защиты своих прав и интересов. Ранее действовавший Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. N 2107-XII "О профессиональных союзах" <2> также закреплял право граждан Республики Казахстан объединяться в профессиональные союзы. Профсоюзы формировались на основе равноправия их членов. Количество профсоюзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивалось. Всем профсоюзам предоставлялись равные правовые возможности. Была предусмотрена ответственность за воспрепятствование созданию профсоюза и за противодействие его деятельности. Указанный Закон вводил запрет на дискриминацию граждан по признаку принадлежности к профсоюзам. Принадлежность к профсоюзам не влекла за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством.

<1> Ведомости Парламента РК. 1999. N 24. Ст. 1068.
<2> Ведомости Верховного Совета РК. 1993. N 8. Ст. 200.

В соответствии с утратившим силу Кодексом законов о труде Республики Армения от 16 июня 1972 г. <1> (далее - КЗоТ Республики Армения) рабочим и служащим было предоставлено право на объединение в профсоюзы, на участие в общих собраниях трудовых коллективов (конференции) и в профсоюзах. Предприятия (работодатели) в свою очередь были обязаны обеспечивать надлежащие условия для беспрепятственного участия рабочих и служащих в профсоюзах.

<1> . 1972. N 12.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде Республики Беларусь от 23 июня 1972 г. <1> (далее - КЗоТ Республики Беларусь) в числе задач законодательства о труде предусматривал установление и защиту трудовых прав работников, а также развитие социального партнерства между работниками и нанимателями. В Кодексе закреплялось право работников на объединение в профсоюзы. Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. N 1605-XII "О профессиональных союзах" <2> граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений). В Законе указано, что профсоюзы независимы и осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством о профсоюзах и иными актами законодательства Республики Беларусь. В Законе прямо предусмотрен запрет дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам, а также закреплено, что принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь.

<1> Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. N 5-6. Ст. 38.
<2> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1992. N 19. Ст. 300.

Утративший силу Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 ноября 1997 г. N 70 <1> (далее - ТК КР 1997 г.) среди своих задач называл развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и государственными органами. В силу ст. 13 ТК КР 1997 г. одним из основных прав нанимателя являлось право объединяться с другими нанимателями в объединения, чтобы совместно представлять свои интересы перед профсоюзом или иным представительным органом работников предприятия и государством. Работники в целях соблюдения и поддержки своих интересов наделялись правом объединяться в профсоюзы или иные представительные органы работников предприятия, а также вступать в уже существующие организации. Соглашения, которые пытаются ограничить это право или препятствовать ему, признавались недействительными, а меры, направленные на это, - противозаконными. Более того, каждому работнику предоставлялось право выбирать производственное представительство интересов. ТК КР 1997 г. включал отдельную главу, посвященную коллективным трудовым отношениям в сфере труда. Так, работники и наниматели наделялись правом объединяться и создавать объединения без предварительного на то разрешения, а также правом вступать в такие объединения при условии подчинения уставам последних. Закон Кыргызской Республики от 16 октября 1998 г. N 130 "О профессиональных союзах" <2> дает определение понятия профессиональных союзов, регулирует право на объединение в профессиональные союзы, устанавливает их независимость, основные права и гарантии.

<1> Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1998. N 1. Ст. 1.
<2> Эркин-Тоо. 1998. Ст. 167.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. <1> (далее - КЗоТ РФ) в числе основных трудовых прав и обязанностей работников называл право на объединение в профессиональные союзы. Работникам предоставлялись гарантии при приеме на работу, в частности не допускалось ограничение их прав в зависимости от принадлежности к общественным объединениям. Статья 225 КЗоТ РФ отдельно закрепляла право работников на объединение в профсоюзы, которые действовали в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежали регистрации в государственных органах. Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязывались всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности.

<1> Свод законов РСФСР. Т. 2. С. 123.

Реализация гражданами конституционного права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <1>. Так, в соответствии со ст. 2 указанного Закона каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

На основании сказанного возможно выделить общие и особенные черты правового регулирования свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров в трудовом законодательстве государств - членов ЕАЭС до принятия концепции достойного труда. Так, всеми государствами - членами ЕАЭС предусматривалось право работников и работодателей на вступление в объединения, закреплялась независимость профессиональных союзов и устанавливались гарантии их деятельности. Однако степень развитости механизмов правового регулирования указанного принципа в странах - членах Союза значительно различалась. Так, в Республике Казахстан, Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации наряду с кодифицированными актами о труде принимались отдельные законы, регламентирующие статус профессиональных союзов и гарантии их деятельности. В Республике Армения статус профсоюзов раскрывался в отдельной главе КЗоТ.

После принятия концепции достойного труда национальное законодательство стран - участниц ЕАЭС подверглось трансформации, следствием которой и стали имплементация и развитие в национальном законодательстве принципа свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров.

Так, в ст. 4 нового Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. N 414-V <1> обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов провозглашается принципом трудового законодательства Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 г. N 211-V "О профессиональных союзах" <2> предусматривает свободу создания профсоюзов, которая подразумевает равноправие их членов. Количество профсоюзов, учреждаемых в рамках одной отрасли, организации, не ограничивается. Всем профсоюзам предоставляются одинаковые правовые возможности. Воспрепятствование созданию профсоюза, противодействие его деятельности, а равно незаконное вмешательство в его дела не допускаются. Новый Закон также закрепляет независимость деятельности профсоюзов от государственных органов всех уровней, политических партий, работодателей и их объединений. В ст. 7 устанавливается запрет дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам: принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законами Республики Казахстан.

<1> Казахстанская правда. 2015. N 226.
<2> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. N 11. Ст. 66.

В Трудовом кодексе Республики Армения от 9 ноября 2004 г. N ЗР-124-Н <1> (далее - ТК РА) обеспечение права работодателей и работников на свободное объединение для защиты трудовых прав и интересов (включая право на создание профессиональных союзов и ассоциаций работодателей или на участие в них) названо принципом трудового законодательства. В ТК РА предусмотрена отдельная глава, регулирующая представительство в коллективных трудовых отношениях. Так, в ст. 21 Кодекса указывается, что работодатели и работники в целях защиты и представления своих прав и интересов могут в установленном законом порядке свободно объединяться по своей воле, создавая профсоюзы и ассоциации работодателей. Работодатели, работники и их представители при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должны соблюдать закон, действовать добросовестно и благоразумно. Запрещаются злоупотребление трудовыми правами, а также воспрепятствование объединению работников в профсоюзы.

<1> Собр. действующего законодательства Республики Армения. 2004. Т. 8.

Деятельность профсоюзов регулируется отдельным Законом Республики Армения от 5 декабря 2000 г. N ЗР-135 "О профессиональных союзах" <1>, в котором приводятся дефиниция понятия профсоюзов, основные принципы их деятельности, их права и гарантии. Корреспондирующим с данным Законом законодательным актом является Закон Республики Армения от 27 февраля 2007 г. N ЗР-115 "Об ассоциациях работодателей" <2>. В соответствии с ним работодатели имеют право на свободное создание союзов работодателей, которые защищают права своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, профсоюзами, коллективами работников и отдельными работниками, а также представляют законные интересы своих членов на дискуссионных площадках по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, включающих нормы трудового права. Указанным Законом закрепляются основные принципы деятельности ассоциаций (союзов) работодателей, их права и гарантии.

<1> Там же. 2000. Т. 4.
<2> URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/MONOGRAPH/78543/84024/F765377389/ARM78543.pdf.

В Трудовом кодексе Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 296-3 <1> (далее - ТК РБ) в числе задач Кодекса значится развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления. Согласно ст. 11 ТК РБ работники обладают правом на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку. Наниматели, кроме того, имеют право на вступление в коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений, а также на создание и вступление в объединения нанимателей. Законом Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. N 267-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" <2> был внесен масштабный пакет поправок, касающихся статуса профсоюзов и их прав, соотношения национального законодательства и международных трудовых стандартов. Так, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, отличные от содержащихся в Законе, то применяются правила международного договора. Также значительно расширены права профсоюзов в сфере общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, об охране труда, проведения проверок за выполнением коллективных договоров.

<1> Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999. N 26-27. Ст. 432.
<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. N 60. 2/1819.

В ст. 2 Трудового кодекса Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. N 106 <1> (далее - ТК КР) среди основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений названы обеспечение права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих прав, свобод и интересов в области трудовых правоотношений и осуществления общественного контроля за их соблюдением, а также обеспечение права работодателей на объединение для защиты своих прав, свобод и интересов в области трудовых правоотношений. Законом Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. N 105 "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О профессиональных союзах" <2> ст. 11 Закона "О профессиональных союзах", регламентирующая права профсоюзов на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений, была дополнена ч. 1 следующего содержания: "Профсоюзы выступают в качестве социального партнера в трудовых и социально-экономических отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и объединениями работодателей, работодателями (их представителями)".

<1> Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2006. N 4. Ст. 392.
<2> Эркин-Тоо. 2004. N 65-66.

Закон Кыргызской Республики от 22 мая 2004 г. N 66 "Об объединениях работодателей" <1> предоставляет работодателям право на объединение: они имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей, действующие в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. В свою очередь, государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Кроме того, в Законе КР "Об объединениях работодателей" сказано, что объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений). Устанавливается запрет на вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, установленных международными договорами Кыргызской Республики, указанным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

<1> Там же. 2004. N 41.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ признает обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них, в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Запрещаются ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Право на вступление в объединения и создание объединений включено в число основных прав работника и работодателя.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" <1> закрепляет право работодателей на объединения: работодатели в целях представительства и защиты своих прав и охраняемых законом интересов без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов имеют право создавать на добровольной основе объединения работодателей, а также вступать в объединения работодателей в порядке, установленном уставами объединений работодателей. Государство содействует реализации этого права, участию объединений работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; оказывает в соответствии с федеральными законами поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление работодателям, являющимся членами объединения работодателей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей; создает иные условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ <1> внес значительные изменения в ст. 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Теперь в ней указано, что в структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза; в структуре общероссийского и межрегионального профсоюза наряду с первичной профсоюзной организацией могут образовываться территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации.

<1> Там же. 2014. N 52 (ч. 1). Ст. 7555.

Рассмотрев поправки, внесенные в трудовое законодательство государств - членов ЕАЭС в связи с принятием концепции достойного труда, можем отметить ее широкоформатное влияние на механизмы правового регулирования свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров. Так, общими изменениями стали: закрепление принципа свободы объединений в качестве принципа трудового законодательства или принципа правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; совершенствование правового регулирования статуса профессиональных союзов и объединений работодателей, а также развитие социальных партнерских отношений. Так, в Республике Казахстан, Республике Армения появились новые законы о профессиональных союзах, в Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации в действующее законодательство о профессиональных союзах были внесены поправки, дополняющие правовой статус профессиональных союзов. Кроме того, в указанных странах значительно расширились права и гарантии деятельности профсоюзов. Также появилось специальное законодательство, регулирующее деятельность объединений работодателей: новые законы были приняты в Республике Армения, Кыргызской Республике и Российской Федерации. Представляется, что принятие концепции достойного труда оказало и оказывает положительное влияние на развитие трудового законодательства государств - членов ЕАЭС.

О реализации принципа свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров пишут многие исследователи из государств - членов ЕАЭС. Так, А.Б. Темирбекова и Н.Б. Тастандиева отмечают, что в Казахстане в советский период все работники принудительно становились членами профсоюза и профсоюзы в основном занимались распределением материальных и финансовых средств, а не защитой прав своих членов. В настоящее время, несмотря на то что очень большой пласт работников по-прежнему не охвачен профсоюзным движением, в Казахстане создана правовая база (приняты законы, постановления, программы) для развития социального партнерства, свободы объединений и признания права на ведение коллективных переговоров <1>.

<1> Темирбекова А.Б., Тастандиева Н.Б. Теоретические и правовые аспекты социального партнерства в РК // Партнерство бизнеса и НПО для эффективного решения социальных проблем: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20 ноября 2012 г.). Алматы, 2012. С. 101 - 107.

А.Т. Мамедова указывает, что потребность в защите прав работников особенно высока в современный период, когда в Республике Казахстан усилились социально-экономические противоречия, вылившиеся в забастовки на предприятиях. При разработке нового и внесении изменений в существующее социально-трудовое законодательство Республики Казахстан необходимо, по мнению автора, опираться на конвенции МОТ <1>.

<1> Мамедова А.Т. Институт социального партнерства является одним из инструментов договорного регулирования трудовых отношений // URL: http://www.enu.kz.

В глобальном докладе, представленном на 97-й сессии МОТ, генеральный директор МОТ Х. Сомавия рассказал, что Республика Армения и ряд других стран приняли новое законодательство или создали новые механизмы регулирования и применяют новые процедуры в целях запрета антипрофсоюзной дискриминации и вмешательства в профсоюзную деятельность, а также предусматривают новые санкции и средства, способствующие исправлению ситуации в этом плане <1>. Т.А. Избиенова отмечает, что Республика Армения обладает развитым законодательством, регламентирующим свободу объединений и право на ведение коллективных переговоров, однако в этой стране есть проблема вмешательства государственных органов в осуществление профсоюзной деятельности, требующая разрешения <2>.

<1> Свобода объединения на практике: извлеченные уроки: глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40ed_norm/%40relconf/documents/meetingdocument/wcms_092197.pdf.
<2> Избиенова Т.А. Защита работников от дискриминации по причине их принадлежности к профессиональным союзам // URL: http://www.ysu.am/files/07T_Izbienova_r.pdf.

Согласно докладу "Профсоюзные права в Беларуси", подготовленному Комиссией по расследованию, назначенной в соответствии со ст. 26 Устава МОТ для рассмотрения вопроса о соблюдении Правительством Республики Беларусь Конвенции 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (N 87) и Конвенции 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (N 98), система трудовых отношений в Республике Беларусь и практика профсоюзной деятельности сохраняют многие советские черты, особенно в том, что касается непосредственного участия руководителей предприятий и представителей государственных органов, включая министров и заместителей министров, в принятии решений профсоюзными органами <1>. Е.А. Волк утверждает, что законодательство Республики Беларусь нуждается в совершенствовании, в частности необходимо дальнейшее расширение прав профсоюзов на регулирование защиты прав работников и иные формы участия в управлении организацией <2>.

<1> URL: http://www.ilo.org/public/russian/standards/relm/gb/docs/gb291/pdf/ci-belarus.pdf.
<2> Волк Е.А. О целесообразности различных форм представительства интересов работников в Беларуси // Профсоюзы и актуальные проблемы трудового, корпоративного и социального права: Сб. науч. тр. по итогам II Междунар. науч.-практ. конф. (1 - 2 ноября 2013 г.) / Под ред. К.Л. Томашевского. Минск, 2013.

Э.Б. Мамбетова и О.Д. Порваткин указывают, что несмотря на проблемы и недостатки реализации в Кыргызской Республике принципа свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров, профсоюзы этой страны должны оставаться в системе социального партнерства и защиты прав трудящихся, но при условии реформирования своей деятельности и структуры и приведения их в соответствие с вызовами современного мира <1>.

<1> Мамбетова Э.Б., Порваткин О.Д. Профсоюзное движение в Кыргызстане // URL: http://www.nisi.kg/uploads/research_ph/research_2015/07_profsouz_report_15.pdf.

С.Ю. Головина отмечает, что основополагающий принцип международного трудового права - свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров - в полной мере реализовался в российском законодательстве, однако новые экономические условия ставят перед отечественным законодателем ряд актуальных вопросов, решать которые предстоит в ближайшее время <1>. Н.Л. Лютов полагает, что наибольшее количество несоответствий между внутренним российским законодательством и международными трудовыми стандартами связано с двумя блоками вопросов, касающихся основополагающих принципов и прав в сфере труда - свободы объединений (включая право на коллективные переговоры и право на забастовку) и запрета дискриминации в сфере труда и занятий <2>.

<1> Головина С.Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России // Рос. юрид. журн. 2015. N 1. С. 132 - 145.
<2> Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: Науч.-практ. пособие. М., 2012.

На основании проведенного сравнительно-правового анализа трудового законодательства государств - членов ЕАЭС в части правового регулирования свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров до и после провозглашения концепции достойного труда МОТ, а также точек зрения ученых из стран Союза на указанную проблему можно сделать вывод о том, что принятие этой концепции оказало положительное влияние на совершенствование трудового законодательства государств - членов ЕАЭС, однако в данной сфере требуется дальнейшая интенсивная работа.

Список литературы

Belarus - ILO co-operation programme // URL: http://un.by/en/ilo/techcoop.

The Decent Work Country Programme for the Kyrgyz Republic 2006 - 2009 // URL: http://www.ilo.org/public/english/bureau/program/dwcp/download/kyrgyzstan.pdf.

The Decent Work Country Programme for the Republic of Armenia 2007 - 2011 // URL: http://www.un.am/up/library/Decent%20Work_Country%20Prog_eng.pdf.

Волк Е.А. О целесообразности различных форм представительства интересов работников в Беларуси // Профсоюзы и актуальные проблемы трудового, корпоративного и социального права: Сб. науч. тр. по итогам II Междунар. науч.-практ. конф. (1 - 2 ноября 2013 г.) / Под ред. К.Л. Томашевского. Минск, 2013.

Головина С.Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России // Рос. юрид. журн. 2015. N 1.

Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. // Рос. газ. 1998. 16 дек.

Избиенова Т.А. Защита работников от дискриминации по причине их принадлежности к профессиональным союзам // URL: http://www.ysu.am/files/07T_Izbienova_r.pdf.

Кодекс законов о труде Республики Армения от 16 июня 1972 г. // . 1972. N 12.

Кодекс законов о труде Республики Беларусь от 23 июня 1972 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993 г. N 5-6. Ст. 38.

Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. // Свод законов РСФСР. 1971. Т. 2.

Конвенция МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX.

Конвенция МОТ N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (Женева, 1 июля 1949 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX.

Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: Науч.-практ. пособие. М., 2012.

Мамбетова Э.Б., Порваткин О.Д. Профсоюзное движение в Кыргызстане // URL: http://www.nisi.kg/uploads/research_ph/research_2015/07_profsouz_report_15.pdf.

Мамедова А.Т. Институт социального партнерства является одним из инструментов договорного регулирования трудовых отношений // URL: http://www.enu.kz.

О внесении изменений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности": Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ // СЗ РФ. 2014. N 52 (ч. 1). Ст. 7555.

О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О профессиональных союзах": Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. N 105 // Эркин-Тоо. 2004. N 65 - 66.

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах": Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. N 267-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. N 60. 2/1819.

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

О профессиональных союзах: Закон Кыргызской Республики от 16 октября 1998 г. N 130 // Эркин-Тоо. 1998. Ст. 167.

О профессиональных союзах: Закон Республики Армения от 5 декабря 2000 г. N ЗР-135 // Собр. действующего законодательства Республики Армения. 2000. Т. 4.

О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. N 1605-XII // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1992. N 19. Ст. 300.

О профессиональных союзах: Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 г. N 211-V // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. N 11. Ст. 66.

О профессиональных союзах: Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. N 2107-XII // Ведомости Верховного Совета РК. 1993. N 8. Ст. 200.

О труде в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. N 493-I // Ведомости Парламента РК. 1999. N 24. Ст. 1068.

Об ассоциациях работодателей: Закон Республики Армения от 27 февраля 2007 г. N ЗР-115 // URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/MONOGRAPH/78543/84024/F765377389/ARM78543.pdf.

Об объединениях работодателей: Закон Кыргызской Республики от 22 мая 2004 г. N 66 // Эркин-Тоо. 2004. N 41.

Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.

Программа по достойному труду в Республике Казахстан на 2010 - 2012 гг. // URL: https://www.mzsr.gov.kz/node/241707.

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2013 - 2016 годы // Бюл. трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. N 3.

Профсоюзные права в Беларуси: Доклад Комиссии по расследованию, назначенной в соответствии со ст. 26 Устава МОТ для рассмотрения вопроса о соблюдении Правительством Республики Беларусь Конвенции 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (N 87) и Конвенции 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (N 98) // URL: http://www.ilo.org/public/russian/standards/relm/gb/docs/gb291/pdf/ci-belarus.pdf.

Свобода объединения на практике: извлеченные уроки: Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40ed_norm/%40relconf/documents/meetingdocument/wcms_092197.pdf.

Темирбекова А.Б., Тастандиева Н.Б. Теоретические и правовые аспекты социального партнерства в РК // Партнерство бизнеса и НПО для эффективного решения социальных проблем: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20 ноября 2012 г.). Алматы, 2012.

Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. N 106 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2006. N 4. Ст. 392.

Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 ноября 1997 г. N 70 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1998. N 1. Ст. 1.

Трудовой кодекс Республики Армения от 9 ноября 2004 г. N ЗР-124-Н // Собр. действующего законодательства Республики Армения. 2004. Т. 8.

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 296-3 // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999. N 26-27. Ст. 432.

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. N 414-V // Казахстанская правда. 2015. N 226.

References

Belarus - ILO co-operation programme // URL: http://un.by/en/ilo/techcoop.

Deklaracii Mezhdunarodnoj organizacii truda ob osnovopolagayushhix principax i pravax v sfere truda 1998 g. // Ros. gaz. 1998. 16 dek.

Golovina S.Yu. Konstitucionnye principy i prava v sfere truda i ix konkretizaciya v trudovom zakonodatel'stve Rossii // Ros. yurid. zhurn. 2015. N 1.

Izbienova T.A. Zashhita rabotnikov ot diskriminacii po prichine ix prinadlezhnosti k professional'nym soyuzam // URL: http://www.ysu.am/files/07T_Izbienova_r.pdf.

Kodeks zakonov o trude Respubliki Armeniya ot 16 iyunya 1972 g. // . 1972. N 12.

Kodeks zakonov o trude Respubliki Belarus' ot 23 iyunya 1972 g. // Vedomosti Verxovnogo Soveta Respubliki Belarus'. 1993 g. N 5-6. St. 38.

Kodeks zakonov o trude Rossijskoj Federacii ot 9 dekabrya 1971 g. // Svod zakonov RSFSR. 1971. T. 2.

Konvenciya MOT N 87 "Otnositel'no svobody associacij i zashhity prava na organizaciyu" (San-Francisko, 9 iyulya 1948 g.) // Sbornik dejstvuyushhix dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyx SSSR s inostrannymi gosudarstvami. M., 1960. Vyp. XIX.

Konvenciya MOT N 98 "O primenenii principov prava na organizaciyu i na vedenie kollektivnyx peregovorov" (Zheneva, 1 iyulya 1949 g.) // Sbornik dejstvuyushhix dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyx SSSR s inostrannymi gosudarstvami. M., 1960. Vyp. XIX.

Lyutov N.L. Rossijskoe trudovoe zakonodatel'stvo i mezhdunarodnye trudovye standarty: sootvetstvie i perspektivy sovershenstvovaniya: Nauch.-prakt. posobie. M., 2012.

Mambetova Eh.B., Porvatkin O.D. Profsoyuznoe dvizhenie v Kyrgyzstane // URL: http://www.nisi.kg/uploads/research_ph/research_2015/07_profsouz_report_15.pdf.

Mamedova A.T. Institut social'nogo partnerstva yavlyaetsya odnim iz instrumentov dogo-vornogo regulirovaniya trudovyx otnoshenij // URL: http://www.enu.kz.

O professional'nyx soyuzax, ix pravax i garantiyax deyatel'nosti: Federal'nyj zakon ot 12 yanvarya 1996 g. N 10-FZ // SZ RF. 1996. N 3. St. 148.

O professional'nyx soyuzax: Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 16 oktyabrya 1998 g. N 130 // Ehrkin-Too. 1998. St. 167.

O professional'nyx soyuzax: Zakon Respubliki Armeniya ot 5 dekabrya 2000 g. N ZR-135 // Sobr. dejstvuyushhego zakonodatel'stva Respubliki Armeniya. 2000. T. 4.

O professional'nyx soyuzax: Zakon Respubliki Belarus' ot 22 aprelya 1992 g. N 1605-XII // Vedomosti Nacional'nogo sobraniya Respubliki Belarus'. 1992. N 19. St. 300.

O professional'nyx soyuzax: Zakon Respubliki Kazaxstan ot 27 iyunya 2014 g. N 211-V // Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazaxstan. 2014. N 11. St. 66.

O professional'nyx soyuzax: Zakon Respubliki Kazaxstan ot 9 aprelya 1993 g. N 2107-XII // Vedomosti Verxovnogo Soveta RK. 1993. N 8. St. 200.

O trude v Respublike Kazaxstan: Zakon Respubliki Kazaxstan ot 10 dekabrya 1999 g. N 493-I // Vedomosti Parlamenta RK. 1999. N 24. St. 1068.

O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Kyrgyzskoj Respubliki "O professional'nyx soyuzax": Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 4 avgusta 2004 g. N 105 // Ehrkin-Too. 2004. N 65 - 66.

O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Respubliki Belarus' "O professional'nyx soyuzax": Zakon Respubliki Belarus' ot 17 maya 2011 g. N 267-Z // Nacional'nyj reestr pravovyx aktov Respubliki Belarus'. 2011. N 60. 2/1819.

O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O professional'nyx soyuzax, ix pravax i garantiyax deyatel'nosti": Federal'nyj zakon ot 22 dekabrya 2014 g. N 444-FZ // SZ RF. 2014. N 52 (Ch. 1). St. 7555.

Ob associaciyax rabotodatelej: Zakon Respubliki Armeniya ot 27 fevralya 2007 g. N ZR-115 // URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/MONOGRAPH/78543/84024/F765377389/ARM78543.pdf.

Ob ob''edineniyax rabotodatelej: Federal'nyj zakon ot 27 noyabrya 2002 g. N 156-FZ // SZ RF. 2002. N 48. St. 4741.

Ob ob''edineniyax rabotodatelej: Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 22 maya 2004 g. N 66 // Ehrkin-Too. 2004. N 41.

Profsoyuznye prava v Belarusi: doklad Komissii po rassledovaniyu, naznachennoj v sootvetstvii so st. 26 Ustava MOT dlya rassmotreniya voprosa o soblyudenii Pravitel'stvom Respubliki Belarus' Konvencii 1948 g. o svobode associacii i zashhite prava na organizaciyu (N 87) i Konvencii 1949 g. o prave na organizaciyu i na vedenie kollektivnyx peregovorov (N 98) // URL: http://www.ilo.org/public/russian/standards/relm/gb/docs/gb291/pdf/cibelarus.pdf.

Programma po dostojnomu trudu v Respublike Kazaxstan na 2010 - 2012 gg. // URL: https://www.mzsr.gov.kz/node/241707.

Programma sotrudnichestva mezhdu Rossijskoj Federaciej i MOT na 2013 - 2016 gody // Byul. trudovogo i social'nogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2013. N 3.

Svoboda ob''edineniya na praktike: izvlechennye uroki: global'nyj doklad, predstavlennyj v sootvetstvii s mexanizmom realizacii Deklaracii MOT ob osnovopolagayushhix principax i pravax v sfere truda // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40ed_norm/%40relconf/documents/meetingdocument/wcms_092197.pdf.

Temirbekova A.B., Tastandieva N.B. Teoreticheskie i pravovye aspekty social'nogo partnerstva v RK // Partnerstvo biznesa i NPO dlya ehffektivnogo resheniya social'nyx problem: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (20 noyabrya 2012 g.). Almaty, 2012.

The Decent Work Country Programme for the Kyrgyz Republic 2006 - 2009 // URL: http://www.ilo.org/public/english/bureau/program/dwcp/download/kyrgyzstan.pdf.

The Decent Work Country Programme for the Republic of Armenia 2007 - 2011 // URL: http://www.un.am/up/library/Decent%20Work_Country%20Prog_eng.pdf.

Trudovoj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 4 avgusta 2004 g. N 106 // Vedomosti Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki. 2006. N 4. St. 392.

Trudovoj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 4 noyabrya 1997 g. N 70 // Vedomosti Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki. 1998. N 1. St. 1.

Trudovoj kodeks Respubliki Armeniya ot 9 noyabrya 2004 g. N ZR-124-N // Sobr. dejstvuyushhego zakonodatel'stva Respubliki Armeniya. 2004. T. 8.

Trudovoj kodeks Respubliki Belarus' ot 26 iyulya 1999 g. N 296-3 // Vedamasci Nacyyanal'naga sxodu Rehspubliki Belarus'. 1999. N 26-27. St. 432.

Trudovoj kodeks Respubliki Kazaxstan ot 23 noyabrya 2015 g. N 414-V // Kazaxstanskaya pravda. 2015. N 226.

Volk E.A. O celesoobraznosti razlichnyx form predstavitel'stva interesov rabotnikov v Belarusi // Profsoyuzy i aktual'nye problemy trudovogo, korporativnogo i social'nogo prava: Sb. nauch. tr. po itogam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (1 - 2 noyabrya 2013 g.) / Pod red. K.L. Tomashevskogo. Minsk, 2013.