Перспективы иностранных инвестиций в РФ: возвращение резидента
Зеленин Андрей Дмитриевич, управляющий партнер юридической фирмы Lidings, адвокат.
Степанищева Ксения Юрьевна, старший юрист юридической фирмы Lidings, адвокат.
Статья посвящена сравнительному анализу преимуществ и недостатков действующих инструментов для привлечения в РФ инвестиций, в том числе иностранных инвестиций. В частности, это связано с появлением нового правового регулирования в сфере притока инвестиций в Россию, включая введение таких механизмов, как специальные инвестиционные контракты. Как показывает практика, указанный инструмент нашел свое признание в том числе среди крупных автопроизводителей и в настоящее время реально заработал. Одновременно в статье приведены положения, регулирующие более известные российскому праву институты, например особые экономические зоны и индустриальные парки, а также поименованы наиболее интересные опции для осуществления вложений на примере китайского автопрома.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, специальные инвестиционные контракты, льготы инвестора, локализация производства в России, допуск к государственным закупкам, индустриальные парки, инвестиции китайских автопроизводителей.
Prospects of Foreign Investments in the Russian Federation: Return of the Resident
A.D. Zelenin, K.Yu. Stepanischeva
Zelenin Andrey D., Managing Partner of the Lidings Law Firm, Attorney.
Stepanischeva Kseniya Yu., Senior Lawyer of the Lidings Law Firm, Attorney.
The article is devoted to comparative analysis of the advantages and disadvantages of existing instruments to attract investments, including foreign ones, to the Russian Federation. In particular, this involves introduction of innovative legal regulation of inflow of investments in Russia, including introduction of instruments such as special investment contracts. Experience has proven that the said instrument has found recognition, including among major automakers, and it really works now. Simultaneously, the article contains provisions which govern institutions more common in the Russian law, such as special economic zones and industrial parks, and names the most interesting investment options by the example of the Chinese automotive industry.
Key words: foreign investments, special investment contracts, investor benefits, localization of production in Russia, access to public procurement, industrial parks, investments of Chinese automakers.
Последние несколько лет отмечены стремительным развитием нормативно-правового регулирования в области стимулирования инвестиций на территорию России, включающего ряд новых инструментов и механизмов, способствующих созданию новых производств и появлению на рынке новых игроков.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488) ввел новые механизмы сотрудничества, выгодные для иностранных инвесторов, в частности специальный инвестиционный контракт, являющийся в настоящее время одним из главных инструментов привлечения долгосрочных и масштабных инвестиционных проектов.
Специнвестконтракты (далее - СПИКи)
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации уже приняты законы, закрепляющие промышленную политику и содержащие положения о заключении СПИКов. Среди таких субъектов Российской Федерации: Ханты-Мансийский автономный округ, г. Санкт-Петербург, Пермский край, Челябинская область, Краснодарский край, Архангельская область. Во многих субъектах Российской Федерации разработаны соответствующие законопроекты, в частности, в Красноярском крае, Саратовской, Вологодской, Оренбургской и Нижегородской областях, Республике Саха (Якутия) планируется принятие региональных законов о промышленной политике, так как для получения права на заключение СПИКа требуется создание региональной нормативной базы.
По специальному инвестиционному контракту инвестор в предусмотренный контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории России, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ. Другой стороной контракта выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации, который в течение предусмотренного срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством в момент заключения специального инвестиционного контракта. Государственный фонд развития промышленности выступает "оператором" при заключении СПИКа <1>.
<1> URL: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-unvestitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/.Ниже представлен краткий перечень действий, которые должен предпринять инвестор, чтобы получить право претендовать на льготы. Не затрагивая четких критериев, применяемых к инвестору, Закон N 488 устанавливает общие условия заключения СПИКов:
разработку инвестиционного проекта с перечнем конкретных мероприятий по созданию либо модернизации существующего производства. Данный проект должен также включать описание прогнозируемой к созданию/модернизации продукции, характеристику промышленной продукции. К промышленной продукции может относиться, например, электрическая энергия;
срок действия СПИКа составляет не более 10 лет;
объем инвестиций должен составить не менее 750 млн рублей;
определение результатов, которых планируется достигнуть в ходе реализации проекта; срок выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль; объем налогов, планируемых к уплате по окончании срока СПИКа; количество рабочих мест, создаваемых при реализации проекта; порядок представления отчета.
Приказ Минпромторга России от 7 августа 2015 г. N 2289 "Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами", устанавливает специальные формы отчета о выполнении инвестором своих обязательств по СПИКу. Тем самым обеспечивается определенный уровень публичного контроля над инвестором. По итогам предварительного рассмотрения и оценки всех направленных инвестором документов они передаются в межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам, где документы проходят финальную проверку. Решение комиссии направляется инвестору. После этого инвестор при положительном решении в течение 10 рабочих дней рассматривает предложенные условия и либо принимает их, либо готовит протокол разногласий. В случае если стороны приходят к согласию, каждая из них подписывает свою форму СПИКа, после чего они обмениваются документами.
Кто может выступать инвестором по СПИКу
В качестве инвестора по СПИКу вправе выступить российское или иностранное юридическое лицо. При этом Минпромторг России подготовил существенные изменения в Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708 (далее - Постановление), утвердившее Правила заключения специальных инвестиционных контрактов, конкретизирующие правила заключения, изменения и расторжения СПИКа, а также типовую форму СПИКа.
Преимущества СПИКа
Принимая во внимание продолжающийся курс, направленный на импортозамещение, а также на локализацию производства в РФ, заключение иностранным инвестором СПИКа может служить эффективным средством для упрочения доли российского рынка и соблюдения требований по локализации.
К достоинствам СПИКов можно отнести:
- упрощенный допуск к государственным закупкам определенных категорий товаров, например товаров машиностроения, который обеспечивается посредством приложения копии договора, заключенного инвестором без проверки его исполнения. В других случаях наличие СПИКа ускоряет процедуру получения подтверждения Минпромторга о производстве товаров на территории РФ;
- право закупки заказчиком на основании Закона N 488 на внеконкурсной основе до 30% продукции, произведенной в рамках СПИКа, при условии включения поставщика в реестр единственных поставщиков <2>;
- возможность предусмотреть в СПИКе полный перечень предоставляемых российским законодательством льгот и видов поддержки (субсидии на финансирование создания промышленной инфраструктуры, гранты и займы фонда развития промышленности, региональные льготы);
- возможные преференции в части уплаты налога на прибыль (снижение вплоть до 0% федеральной части ставки налога на прибыль и пр.).
Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной СПИКа.
Заключение контракта позволяет получить гарантию стабильности регуляторных условий (аналогичную гарантию можно получить в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), что является более сложным процессом) на срок действия контракта. Помимо этого, предмет СПИКа гораздо шире по сравнению с предметом ГЧП: СПИК подразумевает предоставление определенных исключений из предусмотренных законодательно положений, в то время как предмет ГЧП включает обязательство передать инвестору денежные средства или определенное имущество.
Срок действия СПИКа больше срока действия подтверждения Минпромторга (10 лет против 3 лет).
Пожалуй, к существенному недостатку СПИКа можно отнести положение о том, что в случае его расторжения в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором принятых на себя обязательств инвестор обязуется возместить ущерб, причиненный РФ, субъектам РФ в результате применения различных налоговых послаблений либо неприменения к инвестору более строгого режима ограничений по СПИКу (если таковой вступил в силу после заключения СПИКа) <3>.
<3> Пункт 8 ст. 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются только непосредственно в СПИКе.
Помимо регулирования, содержащегося в Законе N 488, на федеральном уровне существует еще ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в связи со СПИКом. Среди них интерес представляет указанное выше Постановление, которое утвердило Правила заключения специальных инвестиционных контрактов, а также Типовую форму специального инвестиционного контракта.
Помимо этого, Минпромторг совместно с Фондом развития промышленности РФ подготовили подробный путеводитель для иностранных инвесторов касательно заключения СПИКов.
С 1 сентября 2016 г. инвесторы, которые работают с использованием механизма СПИКа, вправе приобрести статус единственного поставщика при условии предоставления инвестиций в сумме не менее 3 млрд рублей <4>.
<4> Подпункт 2 п. 1 ст. 111.3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".Индустриальные парки. Одним из эффективных и оправдавших себя с течением времени способов привлечения иностранных инвесторов, предусмотренных Законом N 488, является также создание на территории России индустриальных парков.
Индустриальный парк согласно Закону - это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, это специальная территория, созданная в целях размещения производственных мощностей и оборудованная в этих целях, в том числе необходимыми коммуникациями, а также имеющая необходимые для работы административные условия.
Для инвесторов индустриальный парк, по сути, представляет собой вид предпринимательской деятельности, в котором предприниматель "берет на себя непрофильные для промышленных компаний функции - девелопмент территории и индустриальной недвижимости" <5>. При этом эффективность индустриального парка достигается за счет эффекта синергии, складывающегося за счет деятельности всех его резидентов.
<5> Цуциев М.А. Индустриальные парки получат преференции: интервью с М.К. Паздниковым // Бюджет. 2014. N 4.Управляющая компания индустриального парка создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества, общества, некоммерческого партнерства или саморегулируемой организации. Данная компания становится на налоговый учет по месту нахождения управляющей компании и ведет реестр резидентов индустриального парка.
Органом, уполномоченным производить процесс подтверждения соответствия индустриального парка и управляющей компании индустриального парка необходимым требованиям, является Минпромторг России. Размещение производства в индустриальном парке призвано содействовать выходу производителя на региональный рынок в максимально сжатые сроки и с заранее определяемыми и прогнозируемыми затратами на запуск предприятия.
Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 794 <6> установлены определенные требования к промышленным паркам, касающиеся в том числе:
- производительности труда в индустриальном (промышленном) парке за предыдущий отчетный период - должна быть выше средней производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта Российской Федерации, где располагается индустриальный парк;
- размещения на территории действующего и создаваемого индустриального парка объектов недвижимого имущества для обеспечения движения транспортных средств резидентов или потенциальных резидентов индустриального парка, а также иных лиц, обслуживающих объекты коммунальной инфраструктуры индустриального парка; системы коммуникаций и объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, связи, обеспечивающих деятельность резидентов индустриального парка; иных зданий, строений и сооружений, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства;
- территории индустриального парка: площадь не менее 8 га с земельными участками категории земель промышленности и (или) земель поселений, где можно размещать объекты инфраструктуры, при этом не менее 50% территории должно быть предназначено для размещения и ведения промышленного производства резидентов;
- коммунальной инфраструктуры индустриального парка: наличие на территории парка точки присоединения потребителей к электрической энергии максимальной мощностью не менее 2 МВт, но не менее 0,15 МВт свободной максимальной мощности на каждый свободный гектар площади территории индустриального парка или наличие действующих технических условий на технологическое присоединение потребителей к электрической энергии или согласованного в установленном порядке проекта создания собственных объектов по производству электрической энергии;
- наличия существующего подключения или технических условий на подключение потребителей к сетям газоснабжения и (или) к сетям теплоснабжения;
- наличия существующего подключения или технических условий на подключение потребителей к системе водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации такие субъекты могут устанавливать дополнительные требования к индустриальным паркам, а также управляющим компаниям индустриальных парков (п. 3 ст. 19 Закона N 488).
Среди наиболее значимых мер поддержки создания и развития промышленных парков следует указать следующие меры:
- содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной инфраструктуры промышленных парков, находящихся в собственности субъектов РФ либо с использованием инструментов ГЧП. Указанный механизм предполагает включение инфраструктуры парка в частную собственность, при этом внешняя инфраструктура (транспортная, инженерная, коммунальная) формируется с использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- прямое субсидирование из бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ на развитие индустриального парка в размере 5% от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка крупными компаниями и 15% от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка субъектами малого и среднего предпринимательства;
- запуск специализированных кредитных продуктов рядом банков и их предоставление под особое обеспечение: залог прав на строящиеся объекты, залог активов проекта;
- создание системы "единого окна" при обращении в финансовые и иные организации, тем самым уменьшение значимости административных препон, в том числе сокращение сроков, упрощение иных формальных процедур, связанных с созданием промышленного парка, на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
- предоставление налоговых льгот <7>.
Схожей с конструкцией индустриальных парков является конструкция особых экономических зон (ОЭЗ). Однако ОЭЗ по общему правилу предоставляют инвесторам более льготный режим не только с точки зрения налогообложения, но и с точки зрения таможенного регулирования. При этом такой режим ОЭЗ зафиксирован как в Налоговом кодексе РФ, так и в самом Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <8>, чего нельзя сказать об индустриальных парках.
<8> Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3127.Один из ключевых принципов деления, применяемый к таким площадкам, как индустриальные парки, - это разделение greenfield и brownfield территорий. Greenfield - это парки, которые были построены практически с нуля (в России их около 87 <9>), в то время как brownfield - это реорганизованные зоны. Специализация существующих индустриальных парков разнообразна - существуют как универсальные индустриальные парки, так и индустриальные парки, специализированные в рамках одной отрасли промышленности. Наиболее многочисленными из специализированных индустриальных парков являются индустриальные парки в сфере машиностроения (16%), пищевой промышленности (8%), строительства и строительных материалов (5%) <10>.
<9> URL: http://www.ccifr.ru/ru/public/302_Leconomika_RU.pdf.<10> Тарасов Н.Н. Индустриальный парк как инструмент развития территории // Бюджет. 2014. N 6.
Первый частный индустриальный парк был создан на территории Российской Федерации в 2005 г. швейцарской компанией DEGA GROUP в г. Ногинске. Данный парк относился к категории Greenfield. Финская компания YIT стала вкладывать средства в развитие промышленного строительства, в частности индустриального парка Greenstate <11>.
<11> URL: http://www.ccifr.ru/ru/public/302_Leconomika_RU.pdf.Преимущества и недостатки индустриальных парков
К ключевым преимуществам индустриальных парков можно отнести (в зависимости от региона):
- возможность получения налоговых льгот по отдельным видам налогов;
- возможность получения льгот по арендной плате за использование имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
- возможность получения субсидий из бюджета на возмещение затрат на создание инфраструктуры парков;
- возможность получения кредита на условиях субсидирования процентной ставки из бюджета;
- наличие специализированных кредитных продуктов банковского сектора для целей создания индустриальных парков;
- возможность получения в собственность промышленной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ;
- возможность добровольной сертификации индустриальных парков.
К недостаткам индустриальных парков можно отнести:
- необходимость существенных капиталовложений для создания индустриального парка;
- ограниченные возможности по привлечению заемного финансирования;
- привлекательность создания инвестиционного парка варьируется от региона к региону;
- законодательные ограничения бюджетного участия в субсидировании создания индустриальных парков;
- слабую проработанность методов оценки эффективности индустриальных парков.
Формы инвестиций в РФ на примере китайских автопроизводителей
Своеобразным аналогом заключения СПИКов на территории Российской Федерации является в том числе режим промышленной сборки автомобилей. Здесь хотелось бы отдельно отметить вклад китайских производителей.
Китай, являясь основным стратегическим партнером России в Восточной Азии, представляет собой не только растущий рынок сбыта для российского сырья, но и потенциального крупного инвестора в российскую экономику.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение вопросов, связанных с китайскими инвестициями в отдельные отрасли на территории РФ, в частности создание автомобильных производств на территории РФ.
Способы осуществления таких инвестиций достаточно вариативны и могут быть реализованы в следующих формах: самостоятельное создание сборочного производства; контрактное производство с использованием мощностей и производственных линий российского партнера; объединение ресурсов и финансов сторон для создания совместного предприятия.
Ниже представлены ключевые преимущества и недостатки каждой из вышеперечисленных форм.
Собственное производство отличается наличием полного контроля китайской стороны над бизнесом, возможностью приобретения статуса локального производителя, а также широкой дискрецией в вопросах финансирования. При всех перечисленных достоинствах к недостаткам данной формы осуществления инвестиций следует отнести ее трудоемкость, затратность, а также бремя ответственности в полном объеме на китайском инвесторе. Одновременно с этим создание собственного производства предполагает существенную сумму инвестиций.
На фоне затратного по времени и средствам собственного производства контрактное производство представляет собой усеченную форму осуществления инвестиций. Это происходит по той причине, что в данном случае стороны не связывают себя юридическими отношениями, а заключают контракт либо серию контрактов, на основании которых комплекты разобранных автомобилей поставляются в РФ, где осуществляется их сборка и дальнейшая продажа. Данный способ отличается возможностью его оперативного запуска, минимизацией местных затрат и рисков, связанных с производством, а также анализируемая форма не предусматривает обязательств и затрат китайского партнера по хранению и утилизации продукции. Наряду с выделенными преимуществами контрактного производства следует обозначить недостатки, которые ему присущи, а именно ограниченный контроль над качеством со стороны инвестора. Помимо этого, инвестор может пострадать вследствие финансовой нестабильности местного партнера, его неплатежеспособности, а также риска признания его несостоятельным. В этом случае возникает множество последующих проблем, в частности с определением момента перехода права собственности на автомобиль, который не был окончательно собран, и пр. Также контрактное производство менее привлекательно с точки зрения будущих инвестиций в страну.
Совместное предприятие определенным образом исключает недостатки обеих вышерассмотренных форм осуществления инвестиций, способствуя распределению инвестиций и рисков между партнерами. Учреждение совместного предприятия позволяет иностранному инвестору воспользоваться существующей сетью дилерских центров и станций техобслуживания, а также полагаться на опыт и связи местного партнера. Однако с точки зрения структурирования совместное предприятие является наиболее сложной из форм инвестирования, равно как и наиболее рискованной для иностранного партнера. Каким бы способом стороны ни воспользовались при его создании, всегда присутствует риск утраты контроля китайской стороной.
При выборе любой из указанных форм осуществления инвестиций в создание автомобильного производства на территории РФ потенциальному инвестору необходимо предусмотреть все сопутствующие данному процессу нюансы и риски: особенности ведения переговоров с иностранными инвесторами, налоговые аспекты избранной для структурирования юрисдикции, выбор применимого права, а также способа разрешения споров, язык документов, вопросы, связанные с переводом, и пр.
Следует отметить, что новые инструменты осуществления инвестиций представляют особый интерес именно для автопроизводителей, а также для производителей фармацевтической продукции.
Новеллы Гражданского кодекса РФ
В ходе начавшейся в 2013 г. реформы гражданского законодательства в ГК РФ был внесен ряд важных изменений, которые призваны сделать российское законодательство более привлекательным для ведения предпринимательской деятельности.
В частности, ГК РФ был дополнен положениями, закрепляющими российские аналоги таких известных конструкций английского права, как заверения и гарантии (ст. 431.2 ГК РФ), возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), потестативные условия (ст. 327.1 ГК РФ), эстоппель (п. п. 2, 5 ст. 166, п. 3 ст. 432, п. 2 ст. 431.1, п. 5 ст. 450.1 ГК РФ). Также на уровне ГК РФ и специального законодательства о хозяйственных обществах предусмотрена возможность заключения участниками хозяйственных обществ корпоративного договора (ст. 67.2 ГК РФ, п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 32.1 Федерального закона "Об акционерных обществах"), т.е. договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью или акционерного соглашения.
При эффективном использовании данные конструкции позволят инвесторам надежно распределять риски (в том числе риски, связанные с оспариванием договора, приобретением некачественного актива, ненадлежащим исполнением обязательств), более гибко подходить к регулированию взаимоотношений с контрагентами, партнерами по бизнесу и в конечном итоге снизить транзакционные издержки предприятия.
Литература
- URL: http://www.ccifr.ru/ru/public/302_Leconomika_RU.pdf.
- Государственный фонд развития промышленности. URL: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/.
- Методические рекомендации по созданию индустриального парка. URL: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/1b7/MetodRecomendacii%20site.pdf.
- Тарасов Н.Н. Индустриальный парк как инструмент развития территории // Бюджет. 2014. N 6.
- Цуциев М.А. Индустриальные парки получат преференции: интервью с М.К. Паздниковым // Бюджет. 2014. N 4.