Мудрый Юрист

Банковская деятельность: проблемы имплементации международно-правовых принципов и основные направления дальнейшего развития

Самигулина Алла Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ, доцент кафедры гражданского права ГКОУ ВО Российская таможенная академия. Родилась 11 марта 1984 г в городе Люберцы.

Имеет высшее юридическое и высшее педагогическое образование. В 2006 г. окончила Всероссийскую государственную налоговую академию Министерства финансов Российской Федерации.

Специализируется в области предпринимательского права, ценных бумаг в России и за рубежом, гражданского права, международного права, правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц, рейдерства в России и за рубежом.

Автор более 80 трудов (монографий, учебных пособий, рабочих и учебных программ, статей), в том числе:

главы 2 монографии "Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности" (М.: Перо, 2014. С. 22 - 92);

главы 2 учебника "Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности. (Бакалавр, Магистр)" под редакцией д. ю. н., проф. Г.Ф. Ручкиной: Академический курс (М.: ЮРАЙТ, 2014. С. 39 - 83);

Учебно-методических указаний по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий по направлению подготовки 030501.65 "Юриспруденция" (М., 2014, РТА);

Учебно-методического комплекса (для подготовки бакалавров и магистров в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения) "Актуальные проблемы гражданского законодательства" (М., 2011, МГУТУ им К.Г. Разумовского);

и многих других.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". Следовательно, конституционная свобода экономической деятельности и право на занятие предпринимательской деятельностью дополнительно гарантируются положениями международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Так как банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, то указанные положения имеют к ней непосредственное отношение.

Ключевые слова: банковская деятельность, международно-правовые принципы, имплементация, блокчейн, Базельский комитет.

Bank activity: problems of implementation of international-legal principles and basic directions of further development

A.V. Samigulina

According to Article 17, paragraph 1, of the Constitution of the Russian Federation rights and freedom of man and citizen are recognized and guaranteed "according to the generally accepted principles and norms of international law". Hence, constitutional freedom of economic activities and the right to employment by enterprise activity are in addition guaranteed by provisions of international law. The generally accepted principles and norms of international law, and also international treaties of the Russian Federation, are a component of its legal system (Article 15, paragraph 4, of the Constitution of the Russian Federation). As bank activity is a version of enterprise activity these specified provisions are directly applicable to it.

Key words: bank activity, international-legal principles, implementation, block chain, Basel committee.

Международное банковское право как отрасль права имеет свой предмет и метод. Объектом регулирования со стороны права всегда выступают общественные отношения, возникающие по поводу какого-либо предмета. Объектом регулирования со стороны международного банковского права являются банковские правоотношения, предметом которых является банковская деятельность, но осложненная иностранным элементом. Международный или иностранный элемент может быть представлен в различных формах, например: открытие филиала иностранного банка на территории данного государства.

По мнению Г.В. Петровой, международное банковское право представляет собой совокупность действующих и находящихся в стадии становления и развития международных и национальных принципов, норм и обычаев, регулирующих кредитно-расчетные, валютные, инвестиционные, агентские, фондовые, аудиторские, банковские надзорные (координационные) и иные имущественные и неимущественные обязательственные отношения, возникающие из гражданско-правовых сделок, договоров и операций между субъектами международной банковской деятельности <1>.

<1> Петрова Г.В. Современные теоретические подходы к формированию международного банковского права // Банковское право. 2010. N 5. С. 27 - 35.

На наш взгляд, с данным определением нельзя согласиться по следующим основаниям:

Следует согласиться с мнением Н.Ю. Ерпылевой, что международное банковское право необходимо рассматривать как комплексную систему права <2>.

<2> Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учеб. пособие. М.: Форум; Инфра-М, 1998. С. 3.

По нашему мнению, объектом регулирования со стороны международного банковского права выступают банковские правоотношения, предметом которых является банковская деятельность, осложненная иностранным элементом. В качестве субъектов международных банковских отношений выделяются субъекты международного и национального права.

Необходимо отметить, что категория "общепризнанные принципы и нормы международного права" не нашла однозначного понимания ни на уровне международно-правовых актов, ни в науке. Например, по мнению Г.М. Вельяминова, международно-правовые принципы - это или отдельные особо важные, принципиальные нормы международного права, или же комплексы норм, группирующихся вокруг основного концептуального правила-принципа и конкретизирующих это правило, например принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету <3>.

<3> Вельяминов Г.М. О понятии нормы международного права // Ежегодник международного права. 2003. N 3. С. 130.

На наш взгляд, необходимо согласиться с мнением Б.Л. Зимненко, что понятие "общепризнанная норма" обладает родовым характером, а понятие "общепризнанный принцип" - видовым. Общепризнанные принципы международного права должны следовать из норм, однако не всякая норма будет служить общепризнанным принципом <4>.

<4> Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М.: Статут, 2010. С. 153.

Вопросы имплементации международно-правовых принципов банковской деятельности в российское банковское законодательство на сегодняшний день, по нашему мнению, приобретают особую актуальность по следующим причинам:

Сближение национальных правовых систем связано с процессами унификации и гармонизации норм банковского права. Как отмечает Г.А. Пакерман, в отечественной юридической литературе отсутствует единообразие подходов к определению понятий "унификация" и "гармонизация". Одни авторы не разграничивают данные понятия, используя их в качестве синонимов, другие рассматривают гармонизацию в качестве способа и метода унификации права; третьи полагают, что гармонизация является по своему содержанию понятием более широким, нежели унификация <5>.

<5> Пакерман Г.А. Унификация правового регулирования иностранных инвестиций в странах Содружества Независимых Государств / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Эксмо, 2009. С. 77.

На наш взгляд, следует поддержать позицию второй группы авторов, согласно которой гармонизация выступает методом или средством унификации права. Следует добавить, что гармонизацию необходимо еще рассматривать в качестве цели и результата унификации, так как данные понятия взаимосвязаны.

Имплементация международно-правовых принципов банковской деятельности в национальное законодательство связана с выполнением государствами международно-правовых обязательств, принятых на основе согласования воль данных государств, которое находит отражение в международно-правовой норме. В области регулирования банковских правоотношений согласование воль государств может принимать форму рекомендаций, которые приобретают обязательную юридическую силу в случае установления их приемлемости в национальном законодательстве.

Процесс экономической интеграции неразрывно связан с усилением роли права, что является следствием сознательного регулирования процесса интеграции на государственном уровне. В сфере банковской деятельности межгосударственное взаимодействие становится предметом особой области международного банковского права.

Наряду с принципами осуществления банковского надзора другими важными направлениями внедрения международно-правовых стандартов в российское банковское законодательство являются Вольфсбергские принципы (по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе) <6>, принципы страхования банковских вкладов физических лиц в кредитных организациях, международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

<6> Письмо Банка России от 15 февраля 2001 г. N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" // Вестник Банка России. 2001. N 15.

Необходимо отметить, что новые реалии экономического развития РФ, связанные с переходом на инновационный путь развития, предполагают изменения в структуре экономики. Основным критерием экономического роста, согласно "Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года", должен стать научно-технический прогресс. Важную роль в реализации данных преобразований должна сыграть банковская система по средствам обеспечения мобильности капиталов в экономике, а также переориентации на кредитование ее реального сектора, промышленности. Координация банковской деятельности в условиях инновационной экономики потребует совершенствования регулирующего ее законодательства.

Перспективному развитию банковского законодательства должно способствовать, на наш взгляд, использование механизмов государственно-частного партнерства, взаимодействие Банка России с банковскими и научными сообществами.

Необходимо отметить недавно принятый Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2016) <7>. Цели принятия указанного Закона соответствуют стратегиям развития банковской деятельности, а также призваны повысить эффективность реализации такого принципа банковской деятельности, как ее открытость.

<7> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193; 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4219.

Совершенствованию законодательного регулирования банковской деятельности послужил принятый 27 июня 2011 г. Федеральный закон N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (в ред. от 03.07.2016) <8>. На наш взгляд, данный Закон содержит ряд противоречивых положений, которые требуют доработки. Например, непонятно, как между собой соотносятся следующие понятия: "национальная платежная система", "платежная система" и "значимая платежная система". В данном Законе не уточняется круг органов федеральной исполнительной власти, которые осуществляют нормативное регулирование платежной системы.

<8> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872; 2015. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Основной задачей, поставленной перед банковской системой на период 2013 - 2020 гг., является обеспечение конкурентоспособности банковского сектора и интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство. Важной тенденцией в данном случае становится унификация банковского и инвестиционного законодательства. Как отмечает Д.А. Смирнов, взаимосвязь банковской и инвестиционной сфер может способствовать дальнейшей капитализации банковской системы посредством привлечения долгосрочных ресурсов в форме эмиссии ценных бумаг и их размещения <9>.

<9> Правовые основы регулирования банковской деятельности в РФ / Под ред. Д.А. Смирнова. М.: Проспект, 2015. С. 117.

Таким образом, российская банковская система должна стать важнейшим инвестиционно-кредитным инструментом реализации государственной политики. При выборе ориентира правовых преобразований в области банковской деятельности следует совершенствовать систему страхования вкладов физических лиц с учетом передового зарубежного и международного опытов.

Перспективным направлением совершенствования правового регулирования банковской деятельности должно стать развитие сфер ипотечного и потребительского кредитования, усиление специализации кредитных организаций на основе зарубежного опыта с закреплением особенностей их правового статуса на законодательном уровне (инвестиционные, кредитно-депозитные банки, банки ипотечного кредитования и т.д.). Целью преобразований должно стать повышение качества банковской деятельности, банковских операций и сделок, укрепление доверия граждан и предпринимателей к банковской системе.

Дальнейшее развитие деятельности кредитных организаций будет сопряжено с развитием банковских услуг и введением новых программ кредитования. Например, ООО "Искра-К" воспользовалось финансовыми услугами Сбербанка России и получило кредит на развитие бизнеса по новой программе "Доверие". Таким образом, ООО "Искра-К" получило финансовую поддержку на привлекательных условиях (срок кредита до 36 месяцев, сумма до 3 млн руб., ставка 19%, годовая выручка предприятия до 60 млн руб.). Кредит "Доверие" являлся быстрым и удобным способом получения средств для решения текущих задач ООО "Искра-К", а также для реализации планов по его развитию. Сбербанком был предоставлен список документов для получения кредита, а именно:

  1. Анкета (заполняется сотрудником банка в присутствии клиента).
  2. Регистрационные и учредительные документы:
  1. Документы по хозяйственной деятельности:
  1. Финансовые документы:

Следует отметить, что в соответствии с законодательством ООО относится к категории коммерческих корпоративных организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Исходя из этого данные организации обладают общей правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности юридическое лицо может осуществлять только на основании лицензии. Уставный капитал ООО не может составлять менее 10 000 руб. и рассматривается как минимальный размер имущества, гарантирующий интерес его кредиторов. Сформированный из денежных средств уставный капитал вносится на банковский счет сразу после государственной регистрации юридического лица и открытия банковского счета (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.05.2016)) <10>. Согласно законодательству участники ООО обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности.

<10> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

В силу п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2016, далее - ГК РФ) <11> банк гарантирует тайну банковского счета, банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основании и в порядке, которые предусмотрены законом.

<11> Российская газета. 06.02.1996. N 23; 07.02.1996. N 24; 08.02.1996. N 25; 10.02.1996. N 27.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.07.2016, далее - Закон о банках и банковской деятельности) <12> кредитная организация гарантирует тайну об операциях и счетах своих клиентов. Указанной нормой определен объем предоставленной информации и установлен круг лиц, которым кредитные организации могут предоставлять информацию. Данное подтверждается материалами судебной практики, например Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2011 г. N Ф03-615/2011 по делу N А37-944/2010 <13>. В данном Постановлении обозначено, что сведения о банковском счете, а также сведения, касающиеся самого заемщика, являются тайной и разглашение их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, нарушает права клиента банка. Согласно п. 3 ст. 857 ГК РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

<12> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<13> www.rospravosudie.com

Необходимо отметить, что нормотворческая работа по имплементации международно-правовых принципов банковской деятельности в Российской Федерации, являющейся участницей Базельского комитета, продолжается. Следует отметить, что "Базель III" предусматривает повышенные требования к качеству и достаточности капиталов банков, введение показателя "левериджа" (соотношение капитала к объему активов и "забалансовых обязательств", не взвешенных по рискам), специальных "буферов" капитала.

Внедрение новых регулятивных подходов предполагается осуществлять поэтапно (в странах - членах Базельского комитета) в течение 2012 - 2018 гг. Необходимо отметить, что внедрение норм "Базель III" не означает отказа от положений "Базель II", новые стандарты будут интегрироваться в банковскую практику параллельно. Направления и сроки реализации международных подходов к финансовому регулированию в России приведены в приложении N 1 к Стратегии развития банковского сектора <14>. Например, внедрение новых регулятивных стандартов "Базель III" в области капитала и ликвидности, начатое в 2011 г., предполагается завершить в 2018 г. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 г.

<14> Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" // Вестник Банка России. 2011. N 21.

По мнению практиков, более 90% российских банков уже сегодня удовлетворяют усложненным требованиям "Базель III". Как утверждает Н. Громова: "Хорошее качество активов и рост капитала сделали возможным достижение высокого коэффициента достаточности общего капитала по методологии Базель III" <15>.

<15> www.bankir.ru

Но, как отмечают В. Симчера и В. Кургузов, несмотря на формальное соответствие российского банковского дела Базельским принципам, эти показатели необходимо оценивать как весьма завышенные. Данные авторы указывают на сомнительную прозрачность наших банков, низкий уровень их аудита, нулевые рейтинги на мировых фондовых и валютных рынках <16>.

<16> Симчера В., Кургузов В. Базель III: реальные реформы или очередные банковские имитации // Банки и деловой мир. 2011. N 3. С. 55 - 61.

Параллельное внедрение положений "Базель II" и "Базель III" и продуманная государственная политика в области регулирования банковской деятельности будут способствовать проведению реформ в банковской сфере.

По вопросам развития банковского сектора российское Правительство и Банк России активно повышают взаимодействие с международными организациями. Проблема приведения в соответствие с международной практикой критериев деловой репутации руководителей и членов совета директоров кредитных организаций продолжает оставаться актуальной.

Необходимо отметить, что новые технологии позволяют перевести взаимоотношения Банка России и банков на новый уровень. Существующий на сегодняшний день бумажный документооборот никого не устраивает. В 2015 г. была создана рабочая группа с участием банков и Банка России, которая должна обобщить все предложения по данному поводу, изучить технологию и выработать принципы ее использования в банковской системе.

В разных странах приобретает большую популярность блокчейн (распределенная технология), то есть технология единого пространства, в котором нет посредника. Как отмечает О. Скоробогатова: "Данная технология будет развиваться в 2017 - 2018 гг. и будет использоваться в финансовой сфере. Блокчейн предполагает полную анонимность, сложную систему операций. Сама система устроена так, что она не только проводит операции, но и автоматически эмитирует деньги. В данном виде никто из участников финансового рынка и регуляторов ее принять не готов" <17>.

<17> www.lawfirm.ru - Официальный сайт сообщества бизнес-юристов.

На сегодняшний день в мире создан консорциум "R 3", который объединил около сорока участников - финансовых институтов. Они изучают технологию и вырабатывают принципы ее использования в банковской сфере. Блокчейн, как закрытая система, в будущем будет использована в российской банковской системе.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 7.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. N 238 - 239.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. N 14-ФЗ // Российская газета. 1996. N 23 - 27.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3. Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 2001. N 233.
  5. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
  6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193; 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4219.
  7. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872; 2015. N 1 (ч. 1). Ст. 14.
  8. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
  9. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2011 г. N Ф03-615/2011 по делу N А37-944/2010 // www.rospravosudie.com.
  10. Письмо Банка России от 15 февраля 2001 г. N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" // Вестник Банка России. 2001. N 15.
  11. Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" // Вестник Банка России. 2011. N 21.
  12. Вельяминов Г.М. О понятии нормы международного права // Ежегодник международного права. 2003. N 3. С. 130.
  13. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учеб. пособие. М.: Форум; Инфра-М, 1998. 168 с.
  14. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М.: Статут, 2010. 489 с.
  15. Пакерман Г.А. Унификация правового регулирования иностранных инвестиций в странах Содружества Независимых Государств / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Эксмо, 2009. 201 с.
  16. Петрова Г.В. Современные теоретические подходы к формированию международного банковского права // Банковское право. 2010. N 5. С. 27 - 35.
  17. Правовые основы регулирования банковской деятельности в РФ / Под ред. Д.А. Смирнова. М.: Проспект, 2015. 160 с.
  18. Симчера В., Кургузов В. Базель III: реальные реформы или очередные банковские имитации // Банки и деловой мир. 2011. N 3. С. 55 - 61.
  19. Информация с сайта www.bankir.ru.
  20. Информация с официального сайта сообщества бизнес-юристов www.lawfirm.ru.