Мудрый Юрист

Повышение эффективности государственного учета результатов интеллектуальной деятельности

Латынцев Александр Викторович, кандидат юридических наук, директор Научно-исследовательского института правовых экспертиз и комплексных исследований (Москва) (www.ИнститутПрава.РФ).

Научная специализация:

правовые аспекты оформления и защиты интеллектуальной собственности, трансфера (передачи) технологий, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; договорное право и право обеспечения исполнения обязательств.

Ключевые работы автора:

Правовые аспекты трансфера технологий в фармацевтической и медицинской промышленности (2015, изд-во "Момент");

Расчет убытков в коммерческой деятельности (2002, изд-во "Лекс-Книга");

Обеспечение исполнения договорных обязательств (2002, изд-во "Лекс-Книга).

В статье рассмотрены и систематизированы закрепленные в современном российском праве основные аспекты государственного учета и государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг. При этом отмечены выявленные в ходе изучения Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2016 N 341 юридические неточности в части заполнения необходимых форм при осуществлении государственного учета результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) и сделаны предложения по их устранению. Кроме того, в целях достижения полноты государственного учета правоотношений, связанных с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, предложено дополнить перечень учетных форм дополнительными формами, указанными в статье.

Отдельное внимание уделено параметрам, по которым предлагается осуществлять государственный учет единых технологий и правоотношений при их внедрении и обороте, представляющих особый интерес в целях эффективного решения задач мониторинга процессов модернизации российской промышленности с широким использованием передовых технологий.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, единые технологии, государственный учет, государственная регистрация, ЕГИСУ НИОКТР, юридические неточности учета.

Effectiveness growth of state intellectual property accounting

A.V. Latyntsev

The article discusses and systematizes currently existing in Russian law main aspects of state accounting and registration of intellectual property end-results (IPR) and equated means of individualization of legal bodies, goods and services. In addition, a review of the Order of the Education and Science Ministry from 31.03.2016 N 341 lists legal gaps in completion of required papers in execution of intellectual property state accounting, including the equated means of individualization in the united state accounting data of scientific research, development and technological work in civil applications; suggestions of their resolutions are presented. Moreover, in order to have the state control complete in the process of circulation of intellectual property end-results, the article suggests additional blanks to the number of existing accounting forms.

Special attention is devoted to the settings, under which state accounting of united execution techniques takes place and following legal relationships during their implementation and circulation, which is especially interesting for purposes of an effective Russian industrial modernization monitoring process with a high used advanced technology.

Key words: intellectual property activities (results), united technology, state accounting, state registration, legal inaccuracy in accounting.

1. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности

Необходимо различать государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и их государственный учет. Если первая создает гражданско-правовые последствия для участников правоотношений, то второй служит решению государственно-управленческих задач и не влияет на права владельцев интеллектуальной собственности. При этом уклонение от участия в государственном учете влечет административную ответственность, в частности, предусмотренную ст. 13.23 Кодекса об административных правонарушениях.

В силу ст. 1353 ГК РФ государственная регистрация изобретения, полезной модели и промышленного образца (патентоспособных РИД) является обязательным условием для признания и охраны исключительного права на соответствующий РИД. Соответственно, отчуждение и залог исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставление по договору права их использования подлежат государственной регистрации (ч. 2 ст. 1369 ГК РФ).

Государственную регистрацию РИД, а также регистрацию отчуждения исключительного права и перехода исключительного права на зарегистрированные РИД осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

При несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права на РИД по договору об отчуждении исключительного права или без договора, залога исключительного права либо предоставления другому лицу права использования такого результата по договору переход исключительного права, его залог или предоставление права использования считаются несостоявшимся.

Подобные правила действуют в отношении многих приравненных к РИД средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, например в отношении государственной регистрации товарного знака (статьи 1480, 1503, 1505 ГК РФ), а также государственной регистрации отчуждения и залога исключительного права на товарный знак, предоставления по договору права его использования, перехода исключительного права на товарный знак без договора (ч. 2 ст. 1490 ГК РФ). По аналогии также выстроена система охраны прав на знаки обслуживания.

В свою очередь, наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации (ст. 1518 ГК РФ), однако распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается (ч. 4 ст. 1519 ГК РФ).

Существенно иные правила установлены для объектов авторского права, смежных прав, топологии интегральной микросхемы, секретов производства (ноу-хау).

Так, программы для ЭВМ и базы данных согласно части 1 статьи 1262 ГК РФ могут быть зарегистрированы в Роспатенте, но только по желанию правообладателя в течение срока действия исключительного права. Не подлежат государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

При этом в отношении зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных в Роспатенте может быть зарегистрирован только переход исключительного права по договору либо без договора. Таким образом, предоставление права использования зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных (в том числе на основании лицензионных договоров), а также залог исключительных прав на них государственной регистрации не подлежат.

Аналогичные правила применяются в отношении топологий интегральных микросхем (ст. 1452 ГК РФ). Отличительной особенностью является только возможность государственной регистрации залога исключительного права на топологию (ч. 2 ст. 1460 ГК РФ).

Не подлежат государственной регистрации произведения и объекты смежных прав (кроме, как указывалось выше, программ для ЭВМ и баз данных, которые регистрируются по желанию правообладателя), так как в силу ч. 4 ст. 1259 и ч. 2 ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав не требуется регистрация произведения, объекта смежных прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Соответственно, не подлежат государственной регистрации случаи распоряжения исключительными правами на произведения или на объекты смежных прав.

Не подлежат государственной регистрации секреты производства (ноу-хау) и, соответственно, распоряжение ими.

Единые технологии не выделены Гражданским кодексом РФ в качестве результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, и они, соответственно, также не подлежат государственной регистрации. Но при этом Роспатент осуществляет регистрацию сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации (ч. 2 ст. 1551 ГК РФ).

2. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности

В целях информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности в России сформирована и ведется Министерством образования и науки РФ единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР).

Обязательному включению в данную информационную систему подлежат только сведения о работах, выполняемых с привлечением средств федерального бюджета.

Объектами учета в информационной системе являются следующие виды сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности:

а) сведения о начинаемых работах;

б) сведения о результатах работ, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" в форме обязательных экземпляров неопубликованных документов;

в) сведения о правообладателях и правах на созданные в процессе выполнения работ результаты интеллектуальной деятельности, способные к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или имеющие правовую охрану как база данных, топология интегральных микросхем или программа для электронно-вычислительных машин, сведения об изменении состояния их правовой охраны, о наличии лицензионного договора или заявления о возможности использования любыми лицами на условиях открытой лицензии, об условиях открытой лицензии, а также сведения о практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1089 учет единых технологий, права на которые принадлежат Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Функции по формированию и ведению единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения возложены на Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131.

Доступ к отчетам о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации, а к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения - Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

3. Юридические неточности существующего государственного учета результатов интеллектуальной деятельности и предложения по их устранению

В п. 6.1 приложения N 10 "Требования к заполнению формы направления сведений о созданном результате интеллектуальной деятельности" к Приказу Министерства образования и науки РФ от 31.03.2016 N 341 в указанной форме для включения в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения могут быть указаны следующие результаты интеллектуальной деятельности: программа для ЭВМ, база данных, изобретение, полезная модель, промышленный образец, селекционное достижение, топология интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), коммерческое обозначение, товарный знак и знаки обслуживания, алгоритм, генетический ресурс, усовершенствование (рационализаторское предложение), технология, иное.

Данный перечень видов результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих государственному учету, представляется достаточно спорным.

Во-первых, он не включает в себя такой важный результат интеллектуальной деятельности, как произведение науки.

Во-вторых, "технология" выделена как вид РИД, но без надлежащего оформления, например в форме секрета производства (ноу-хау), ей в силу ч. 1 ст. 1225 ГК РФ не будет предоставляться правовая охрана, поэтому учет ее в этом случае лишен практического смысла. В то же время при оформлении технологии в форме ноу-хау она подлежит учету по данной категории и дублирование учета по двум категориям неоправданно. Однако отдельный учет технологий весьма важен, поэтому, пока технология не внесена в ч. 1 ст. 1225 ГК РФ в качестве самостоятельного охраняемого результата интеллектуальной деятельности, представляется целесообразным учитывать ее в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в качестве подвида, например секрета производства (ноу-хау).

В-третьих, в рассматриваемом перечне к видам результатов интеллектуальной деятельности отнесены "алгоритм", "генетический ресурс", "рационализаторское предложение" и "иное". С учетом закрытого перечня результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, выделять данные категории при государственном учете также лишено практического смысла. Представляется целесообразным классифицировать их в целях учета в указанной государственной базе в качестве подвидов соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в ч. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Наконец, в рассматриваемом приложении речь идет о порядке заполнения формы направления сведений о созданном результате интеллектуальной деятельности. В то же время в перечне результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть указаны в данной форме, приведены "коммерческое обозначение" и "товарный знак и знаки обслуживания", которые относятся к категории средств индивидуализации, а не к результатам интеллектуальной деятельности. Для устранения юридической неточности предлагается изменить наименование формы в следующей редакции: "Форма направления сведений о созданном результате интеллектуальной деятельности или приравненного к нему средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг".

Нужно отметить, что перечень видов РИД, которые указываются в следующей форме из указанных в рассматриваемом Приказе Минобрнауки РФ (форме направления сведений о состоянии правовой охраны результата интеллектуальной деятельности), несколько отличается от соответствующего рассмотренного выше перечня к предыдущей форме и включает в себя: программу для ЭВМ, базу данных, изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, топологию интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), коммерческое обозначение, товарный знак и знаки обслуживания, единую технологию (п. 5.1 приложения N 11 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N 341).

Перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть указаны в данной учетной форме, стал закрытым по сравнению с аналогичным перечнем, используемым при заполнении предыдущей формы, и из него исключены такие спорные объекты отдельного учета, как "алгоритм", "генетический ресурс", "усовершенствование (рационализаторское предложение)". Наконец, термин "технология" заменен на "единая технология".

Указанные выше замечания и предложения, приведенные в комментариях к порядку заполнения предыдущей формы, в полной мере применимы в отношении учета технологии в данной форме. При этом замена термина "технология" на "единая технология" представляется неоправданной, так как суживает возможный перечень объектов учета по признакам, присущим единой технологии и указанным в главе 77 ГК РФ.

Так же как и в предыдущей форме, в рассматриваемой форме учета используются термины "коммерческое обозначение" и "товарный знак и знаки обслуживания", которые относятся к категории средств индивидуализации, а не к результатам интеллектуальной деятельности. Для устранения юридической неточности предлагается изменить наименование формы в следующей редакции: "Форма направления сведений о состоянии правовой охраны результата интеллектуальной деятельности или приравненного к нему средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг".

В п. 5.1 приложения N 12 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N 341, регламентирующего требования к заполнению формы направления сведений об использовании результата интеллектуальной деятельности, в целях государственного учета предусмотрены следующие виды договоров предоставления права использования РИД: простая (неисключительная) лицензия; исключительная лицензия; открытая лицензия; отчуждение исключительного права; залог исключительного права; внесение в уставный капитал.

Данный перечень возможных видов использования результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих государственному учету, также представляется достаточно спорным.

Во-первых, в рассматриваемом перечне отсутствует "полная лицензия" (при полном лицензировании лицензиар в течение срока действия лицензионного договора не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в тех пределах, в которых право использования такого результата или такого средства индивидуализации предоставлено лицензиату по договору на условиях исключительной лицензии, а также, соответственно, не вправе выдавать лицензии третьим лицам).

Во-вторых, "отчуждение исключительного права" правообладателем не относится к категории использования результатов интеллектуальной деятельности, а в силу ч. 1 ст. 1233 ГК РФ составляет отдельную категорию распоряжения данными правами, так как при данных правоотношениях происходит переход исключительного права к новому правообладателю.

В-третьих, "залог исключительного права" также нельзя отнести к использованию результата интеллектуальной деятельности. Данные правоотношения относятся к категории способов обеспечения обязательств (ст. 358.18 ГК РФ).

Наконец, "внесение в уставный капитал" возможно либо в форме отчуждения соответствующего исключительного права, либо в форме взноса права использования результата интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, то есть в форме оформления неисключительной, исключительной, полной или открытой лицензии. Таким образом, использование результата интеллектуальной деятельности в форме вклада в уставный (складочный) капитал на основании лицензионного договора подлежит учету в зависимости от возможного вида лицензирования и дублирование учета по двум параметрам неоправданно.

Таким образом, рассматриваемый перечень подлежащих государственному учету видов договоров предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности, применяемых в рассматриваемой форме, целесообразно заменить на следующий:

  1. Простая (неисключительная) лицензия.
  2. Исключительная лицензия.
  3. Полная лицензия.
  4. Открытая лицензия.

В целях полноты государственного учета правоотношений, связанных с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, предлагается дополнить указанный выше перечень учетных форм следующими формами:

  1. Форма направления сведений об отчуждении результата интеллектуальной деятельности (в целях государственного учета сделок и иных правоотношений по отчуждению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности).

В соответствующих полях формы указываются реквизиты договора по отчуждению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, получатель права, особые условия договора, при наличии указываются сведения о государственной регистрации перехода исключительного права;

  1. Форма направления сведений о залоговых правоотношениях, связанных с результатом интеллектуальной деятельности (в целях государственного учета правоотношений по залогу исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, залогу прав по договору об отчуждении исключительных прав или по лицензионному (сублицензионному) договору).

4. Предложения по параметрам государственного учета единых технологий

Отдельно рассмотрим параметры учета, по которым должны подлежать государственному учету единые технологии.

Как справедливо отмечают Д.А. Белова и В.П. Мозолин, практическое значение данного объекта трудно переоценить. Если изобретения, полезные модели и иные результаты научно-технической деятельности опосредуют лишь отдельные аспекты практической деятельности, то единая технология является технологической основой деятельности, ведущей к созданию конечного продукта. В связи с этим единые технологии представляются наиболее востребованными на рынке интеллектуальных продуктов. Производители товаров и услуг заинтересованы в приобретении прав на решение, опосредующее производство продукта в целом, а не отдельных его частей [1] <1>.

<1> Мозолин В.П., Белова Д.А. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии // Право и экономика. 2008. N 9.

По обоснованному мнению ряда российских экспертов, с процессами трансфера технологий неразрывно связано решение таких задач управления инновациями, как осознание возможности и необходимости осуществления инноваций, идентификация и оценивание новой технологии, защита инноваций как объектов интеллектуальной собственности. Решение этих задач предполагает постоянный просмотр, контроль, сбор, обзор и анализ информации о внешних исследованиях и разработках в поисках новых продуктов, услуг, технологий [2] <2>.

<2> Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001. 272 с.

Учет и мониторинг технологий составляют основу для их трансфера; систематизация и анализ информации о новых разработках необходимы для идентификации новых технологий и, во многом, для разработки государственной стратегии инновационного развития.

Описание единой технологии

  1. Наименование __________________________________________
  2. Описание ______________________________________________
  3. Деятельность, технологическую основу которой составляет единая технология _______________________________________________
  4. Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии

Наименование охраняемого результата интеллектуальной деятельности (в соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Наименование документа, удостоверяющего исключительные права на охраняемый результат интеллектуальной деятельности

Реквизиты документа, удостоверяющего исключительные права на охраняемый результат интеллектуальной деятельности

Срок действия документа, удостоверяющего исключительные права на охраняемый результат интеллектуальной деятельности, либо срок действия исключительного права (при отсутствии удостоверяющего документа)

  1. Перечень документов, содержащих неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности (техническая документация)

Наименование документа

Количество страниц в документе

Необходимо признать, что описанных в предыдущих параграфах параметров государственного учета единых технологий недостаточно для эффективного решения задач мониторинга процессов модернизации промышленности России с широким использованием передовых технологий. Необходимы специальные параметры, по которым могут учитываться единые технологии, но для начала рассмотрим уже существующие документы, регламентирующие порядок их учета.

В Постановлении Правительства РФ от 31.10.2009 N 880 "Об утверждении примерных форм договоров о передаче прав на единые технологии и примерной формы договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица" приведена следующая примерная форма описания единой технологии:

Можно отметить следующие недостатки данной формы:

С учетом вышеизложенного предлагается осуществлять государственный учет единых технологий (кроме технологий военного, специального или двойного назначения, а также иных технологий, в отношении которых введен режим государственной тайны) по следующим параметрам:

  1. Общие сведения о технологии:

1.1. наименование технологии;

1.2. реферат - общие краткие сведения о технологии (с учетом необходимости сохранения коммерческой тайны в отношении сведений, входящих в состав технологии, описание технологии должно быть общим и кратким);

1.3. деятельность, технологическую основу которой составляет единая технология;

1.4. возможные направления (способы) использования технологии;

1.5. преимущества технологии, новизна, эффективность внедрения технологии;

1.6. ключевые слова;

1.7. сфера (сферы) деятельности использования технологии в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);

1.8. при наличии, номер государственного учета технологии при ее оформлении в качестве результата интеллектуальной деятельности (ноу-хау).

  1. Сведения о владельце (владельцах) технологии и источнике (источниках) финансирования ее создания:

2.1. правообладатель (правообладатели) исключительного права на технологию (полное наименование организации либо Ф.И.О. физического лица (индивидуального предпринимателя), ИНН, контактные данные (телефоны, почтовый и электронный адреса);

2.2. при наличии, предыдущий правообладатель (предыдущие правообладатели) исключительного права на технологию (полное наименование организации либо Ф.И.О. физического лица (индивидуального предпринимателя), ИНН, СНИЛС (для физического лица) и сведения о договоре (наименование, реквизиты и иные существенные сведения), в соответствии с которым исключительные права перешли к действующему правообладателю);

2.3. источник (источники) финансирования создания технологии (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, муниципальный бюджет, частные инвестиции, собственные средства организации) с указанием объема финансирования по каждому источнику, а также наименования, номера и даты договоров и/или иных документов, в соответствии с которыми были выделены бюджетные или иные средства.

3. Результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии и используемые в ней:

3.1. Перечень входящих в технологию охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат владельцу технологии, с указанием в отношении каждого результата:

3.2. Перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам и используемых в составе технологии по лицензионным договорам с правообладателями, с указанием в отношении каждого результата:

3.3. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (указываются общие наименования сведений, на которые распространяется режим коммерческой тайны) либо иную тайну, охраняемую законом (кроме государственной тайны).

3.4. Перечень результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащих правовой охране, в том числе информационные, технические и иные данные.

4. Сведения об использовании технологии.

4.1. Сведения о заключенных договорах по использованию (трансферу) технологии с указанием в отношении каждого заключенного договора:

4.2. Сведения о собственном использовании технологии с описанием способа использования, полученных результатах и т.п.

5. Сведения о действующих залогах исключительных прав.

5.1. Сведения о действующем залоге исключительного права на технологию:

5.2. Сведения о действующем залоге исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии, с указанием в отношении каждого:

Список литературы

  1. Мозолин В.П., Белова Д.А. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии // Право и экономика. 2008. N 9.
  2. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001. 272 с.