Мудрый Юрист

Административные наказания в системе мер административного принуждения. Теоретико-правовая характеристика

Гостев Алексей Сергеевич, старший преподаватель Новокузнецкого института (филиал) Кемеровского государственного университета.

Школяренко Евгений Александрович, старший преподаватель Новокузнецкого института (филиал) Кемеровского государственного университета.

Статья посвящена исследованию теоретико-правовой составляющей термина "административное наказание". Используя сравнительно-правовой метод, авторы приводят трактовку данного термина в законодательных актах ряда зарубежных государств. Анализируя сущность административного наказания в российском законодательстве, авторы приводят и сопоставляют точки зрения видных ученых-административистов о правовой природе данного термина. В заключение статьи предпринимается попытка сформулировать определение административного наказания как одной из мер административного принуждения.

Ключевые слова: административное право, административное наказание, административная ответственность, административные меры принуждения.

Administrative Punishment in the Administrative Enforcement System. Theoretical and Legal Characteristics

A.S. Gostev, E.A. Shkolyarenko

Gostev Aleksey S., Senior Lecturer of the Novokuznetsk Institute (Branch) of the Kemerovo State University.

Shkolyarenko Evgeniy A., Senior Lecturer of the Novokuznetsk Institute (Branch) of the Kemerovo State University.

The article is devoted to theoretical and legal component of the term "administrative punishment". Using comparative legal method, the authors interpretation of this term in the legislation of some foreign States. Analyzing the essence of administrative punishment in Russian law, authors are given and compared in the point of view of prominent scientists-administratyvistiv about the legal nature of the term. In conclusion, the article attempts to formulate a definition of administrative punishment as one of the measures of administrative coercion.

Key words: administrative law, administrative punishment, administrative responsibility, administrative coercive measures.

Административные наказания являются формой мер административной ответственности, являющихся разновидностями административного принуждения.

Ранее действовавшее административное законодательство не содержало понятия термина "административное наказание", он не имел отношения к мерам административной ответственности и не был известен правоприменителю, так как не имел легитимного закрепления. Кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (далее - КоАП РСФСР) <1> в главе 3 закреплял термин "административное взыскание", определение которого в нормах КоАП РСФСР не содержалось. Статья 23 КоАП РСФСР раскрывала цели административного взыскания, в ней говорилось: "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами", таким образом, можно сформулировать понятие административного взыскания - это предусмотренная государством мера административной ответственности, применяемая к лицам, совершившим правонарушение, в целях их воспитания, а также предупреждения новых правонарушений.

<1> Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909.

Необходимо отметить, что термин "административное взыскание" остается довольно популярным в ряде стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Так, часть 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З закрепляет понятие административного взыскания: "Административное взыскание является мерой административной ответственности" <2>, таким образом, в Беларуси не раскрывается понятие взыскания, а лишь определяется его отношение к мерам ответственности как виду административного принуждения. Статья 22 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан от 22.09.1994 N 2015-XII не только содержит термин "административное взыскание", но и практически копирует статью 23 КоАП РСФСР, исключая из определения целей административного взыскания идеологическую составляющую, при этом, как и в КоАП РСФСР, понятие административного взыскания не раскрывается <3>.

<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 702.
<3> URL: http://lex.uz/pages.

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31.12.2008 N 455 сохраняет термин "административное взыскание", но в отличие от вышеприведенных источников в статье 34 раскрывает его понятие: "Административное взыскание - это установленная настоящим Кодексом принудительная мера ответственности, применяемая судьей, уполномоченным государственным органом либо уполномоченным должностным лицом к физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному или юридическому лицу за совершение административного правонарушения" <4>.

<4> URL: http://www.eurasiangroup.org.

В других зарубежных странах Востока и Запада понятие "административное наказание" либо отсутствует вообще, либо не имеет четкого определения. Так, в Китайской Народной Республике действует закон об административных наказаниях от 17.05.1996, в котором раскрываются цели, виды, полномочия должностных лиц при назначении и исполнении административных наказаний, однако понятие административного наказания не содержится <5>.

<5> URL: http://www.chinalawinfo.ru.

В административном законодательстве Соединенных Штатов Америки (оно не кодифицировано, и нередко право регулирования вопросов административной ответственности осуществляется штатами непосредственно) понятие административного наказания отсутствует, но в ряде актов встречается термин "меры административной ответственности". По словам одного из ведущих американских административистов К. Дэйвиса, он регулирует "полномочия и структуру административных учреждений и в особенности включает нормы, регулирующие административную юрисдикцию" <6>. В отличие от вышеуказанных государств в США не раскрываются и цели мер административной ответственности, которые, по заверению Ш. Джоулса, подразумеваются в положениях американской Конституции <7>.

<6> Shafriti J.M. The Facts of File. Dictionary of Public Administration. N.-Y., 1985. P. 10.
<7> Freund E. Cases on Administration Law. St. Paul, 1928. P. I.

С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) термин "административное взыскание" был заменен законодателем на термин "административное наказание", отказ от термина "административное взыскание" различными авторами объясняется по-разному.

Некоторые из них, такие как А.П. Шергин, считают, что термин "административное наказание" наиболее точно отражает суть карательной санкции <8>. При этом, как считается, черта карательности санкции не присуща современному деликтному законодательству, как полагают некоторые исследователи, исключение идеологических аспектов ответственности способствовало исключению карательного характера.

<8> Шергин А.П. Административное право / Л.Л. Попов. М.: Норма-Инфра, 2003. С. 56 - 59.

Е.А. Котельникова полагает, что замена термина "административное взыскание" на "административное наказание" более соответствует целям построения демократического и правового государства <9>.

<9> Административное право / Е.А. Котельникова, И.А. Семенцова, М.Б. Смоленский. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 89 - 95.

Представляется, что новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их функцию социального возмездия и предназначение; во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности; в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.

В юридической литературе административные наказания определяются по-разному: как один из видов правовых санкций <10>; как карательные санкции административного права <11>; совокупность мер правоохраны; меры административной ответственности <12>.

<10> Калинина Л.А. Административная ответственность / Л.Л. Попов. М.: Норма, 2014. С. 85.
<11> Дмитриев Ю.А. Административное право / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. М.: Эксмо, 2009. С. 336.
<12> Попов Л.Л. Административное право. М.: Проспект, 2014. С. 263.

Все вышеприведенные определения не имеют смысловых расхождений, но в силу генезиса терминологии и исторической правопреемственности, думается, наиболее точно отражает сущность административных наказаний последнее определение.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.1) административное наказание определено как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из указанного определения можно выделить несколько признаков административного наказания:

  1. административное наказание есть установленная государством мера ответственности, при этом в соответствии с действующим законодательством составы административных правонарушений, за которые могут назначаться административные наказания, закрепляются как федеральными, так и региональными правовыми нормами, при этом субъекты РФ не вправе устанавливать свои административные наказания, то есть их перечень, содержащийся в КоАП РФ, является исчерпывающим;
  2. административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения. То есть правовое воздействие со стороны государства возможно только при наличии в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения;
  3. административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Данный признак получил свое отражение в части 1 статьи 1.5 КоАП РФ: "Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина". Часть 2 указанной статьи закрепляет: "Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело";
  4. административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц. Данный признак, с точки зрения некоторых авторов, является спорным; так, А.И. Стахов пишет о том, что ответственность персонифицирована при назначении наказания юридическому лицу в условиях реорганизации в форме присоединения, если присоединившееся юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения <13>;
<13> Стахов А.И. Административная ответственность / И.Ш. Килясханов, А.И. Стахов. М.: Закон и право, 2013. С. 49 - 50.
  1. административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Данный признак находит отражение в главе 23 раздела III КоАП РФ, причем перечень уполномоченных лиц не является исчерпывающим, так как субъекты вправе создавать юрисдикционные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена нормами субъектов РФ;
  2. административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию. Данное положение в большинстве теоретических источников называется периодом административной наказуемости.

Указанные признаки связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно, что представляется логичным, так как оценка деяния, степень воздействия на субъект правонарушения и профилактика являются общими условиями административных наказаний.

Административное наказание как прерогатива государства выражает прежде всего официальную государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В связи с этим административное наказание есть государственное порицание лица, совершившего административное правонарушение.

Цели административного наказания следует рассматривать как конечный результат, которого стремится достичь государство, порицая виновного за совершение административного правонарушения. Вопрос о целях наказания вообще и административного наказания в частности теснейшим образом взаимосвязан с содержанием наказания <14>.

<14> Административные наказания / И.В. Максимов. М.: Норма, 2009. С. 221 - 225.

В отличие от ранее действовавшего административного законодательства воспитание лица, совершившего правонарушение, целью наказания в ныне действующем законе не провозглашается. Некоторые исследователи обоснованно полагают, что мотив исключения воспитания лица из целей административного наказания обусловлен тем, что воспитание может применяться лишь к физическому лицу, а субъектом административного правонарушения может быть и юридическое лицо. Примечательно, что в положениях Закона КНР "Об административных наказаниях", упоминавшегося ранее, целью наказания является исключение дестабилизации законности, при этом превентивная цель не закрепляется. В новом Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года N 235-У <15> цель административного взыскания раскрывается в части 2 статьи 40, при этом она представлена более широко, чем в правовых актах некоторых других государств: "Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами". Как видно из содержания части 2 указанной статьи, в Республике Казахстан не исключается цель воспитания правонарушителя, а в отличие от ранее действовавшего кодекса данная цель возводится на первое место по сравнению со всеми иными целями государственного воздействия. В частях 2 и 3 статьи 6.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях цель административного взыскания дифференцируется в зависимости от субъекта административного правонарушения: "2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

<15> Казахстанская правда. 2014. 12 июля.
  1. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений". Думается, что закрепляемая в Кодексе РБ цель воспитания отражает специфику реализации данной государственной меры.

В ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания только перечислены, при этом их содержание не раскрывается. По смыслу данной правовой нормы целей применения административных наказаний две: предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (частная превенция или специальное предупреждение) и предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция или общее предупреждение). Целесообразным представляется нормативное расширение (конкретизация) закрепленных целей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Административное наказание является важным фактором реализации административного принуждения как части государственного, что нашло свое отражение в действующем законодательстве.
  2. Эволюция терминологии административного наказания в Российской Федерации обусловлена не только общественными изменениями, произошедшими в России за последнее двадцатилетие, но и индивидуальными внутренними изменениями восприятия правопорядка населением.
  3. Специфика реализации административных наказаний (взысканий) как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах предполагает необходимость охраны общественной безопасности и восстановления законности.
  4. Немаловажным фактором в предупреждении правонарушений является и воспитание всех членов общества в направлении выработки у них позитивной морали, убеждений и взглядов, а также нравственности. Воспитание как цель не закреплена действующим КоАП РФ, но предполагается в условиях реализации легальных целей. Важно знать и о том, что механизм влияния административного наказания на различных лиц неодинаков, так как многое зависит от уровня общественного правосознания, морального и культурного уровня граждан.
  5. Анализируя теоретические положения и нормативные подходы к определению, считаем возможным сформулировать понятие термина "административное наказание". Административное наказание - установленная действующим административно-деликтным законодательством мера административного воздействия государства за совершение противоправного деяния, отвечающего признакам административного правонарушения.

Литература

  1. Административные наказания / И.В. Максимов. М.: Норма, 2009. С. 221 - 225.
  2. Административная ответственность / И.Ш. Килясханов, А.И. Стахов. М.: Закон и право, 2013. С. 49 - 50.
  3. Административная ответственность / Л.А. Калинина, Л.Л. Попов. М.: Норма, 2014. С. 85.
  4. Административное право / Л.Л. Попов, А.П. Шергин. М.: Норма-Инфра, 2003. С. 56 - 59.
  5. Административное право / Е.А. Котельникова, И.А. Семенцова, М.Б. Смоленский. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 89 - 95.
  6. Административное право / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. М.: Эксмо, 2009. С. 336.
  7. Административное право / Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2014. С. 263.
  8. Freund E. Cases on Administration Law. St. Paul, 1928. P. I.
  9. Shafriti J.M. The Facts of File. Dictionary of Public Administration. N.-Y., 1985. P. 10.