Мудрый Юрист

Политика евразийского экономического союза в области интеграции и международной торговли

Глотов Сергей Александрович, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Международного юридического института, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются актуальные вопросы интеграционной деятельности Евразийского экономического союза, а также меры, предпринимаемые государствами - членами ЕАЭС по развитию международной торговли.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, процессы экономической интеграции, международная торговля, взаимная торговля в ЕАЭС.

Integration and Global Commerce Policy of the Eurasian Economic Union

S.A. Glotov

Glotov Sergey A., Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the International Law Institute, Doctor of Law, Professor.

The article deals with topical issues of the integration of the Eurasian Economic Union, as well as measures taken by the Member States of the EAEC for the development of international trade.

Key words: Eurasian Economic Union, the processes of economic integration, international trade, mutual trade in the EAEC.

Как известно, Организация Объединенных Наций (ООН) поддерживает развитие международной торговли <1>, в т.ч. путем внедрения в практику Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о международной и коммерческой согласительной процедуре, через деятельность самой ЮНСИТРАЛ.

<1> См.: глава IX Устава ООН "Международное экономическое и социальное сотрудничество".

В рамках этой организации действует 6 рабочих групп, в т.ч. по макро- и микропредприятиям, урегулированию споров, электронной торговле, законодательству о несостоятельности (банкротстве) и т.д.

Поддерживается со стороны ООН и деятельность существующих в мире региональных экономических объединений: 5 экономических и валютных союзов (ЕС, Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭкоЦАС) и др.), 4 общих рынка (Евразийское экономическое пространство, Карибское сообщество и др.), 6 таможенных союзов (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и др.), 11 зон свободной торговли (Африканский союз, СНГ и др.) <2>.

<2> См.: Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.Г. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различия процессов интеграционного строительства. М.: ВИКТОР МЕДИА, 2013.

Среди указанных выше объединений экономического толка сегодня (с 1 января 2015 г.) и Евразийский экономический союз в составе России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, действующий на Евразийском экономическом пространстве и пространстве СНГ.

Следует отметить, что на протяжении уже довольно длительного времени (с разрушения СССР в начале 90-х гг. XX столетия до начала второго десятилетия XXI столетия) главные экономические интересы большинства стран, включая саму РФ, лежали скорее вне, чем внутри СНГ.

Процесс образования СНГ имел непростой характер и протекал сложно и противоречиво. Во-первых, создатели СНГ по-разному понимали цели, статус и перспективы нового межгосударственного образования.

Во-вторых, Содружеству сразу пришлось решать очень сложные и болезненные вопросы, среди которых и проблема правопреемства в отношении бывшего СССР, настоятельная потребность разрешения целого ряда этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, проявившихся уже в открытой форме в последние годы существования советского государства, и др.

В-третьих, процесс становления СНГ исторически совпал с процессом строительства бывшими республиками СССР новых независимых государств, а политические элиты отдавали предпочтение укреплению собственного суверенитета и национальных государственных институтов <3>.

<3> См.: Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: Учебник. М.: Аспект-пресс, 2012. 296 с. Политика ряда государственных деятелей, да и простых граждан стран СНГ, стала тогда скорее формой "дружественного мирного бракоразводного процесса" на постсоветском пространстве, чем учреждения крепкой международной организации 12 республик бывшего СССР.

Это породило активную переориентацию традиционных торгово-экономических связей (особенно развитых в период СССР) и дальнейшее "расползание" постсоветского пространства, что негативно влияло на их внешнюю торговлю. На долю СНГ приходилось (2006) менее 15% внешнеторгового оборота России, тогда как на страны Европейского союза - более половины (52,7%). В том же 2006 г. удельный вес стран Азиатско-Тихоокеанского региона в торговле с РФ также превысил долю торгового обмена со странами Содружества Независимых Государств и составил 17,1%.

Подавляющая часть инвестиций в Россию поступала из стран Европейского союза (но не СНГ, имеющего ограниченный инвестиционный потенциал), что использовалось для модернизации страны (вскоре была провозглашена стратегия "инновации - инвестиции - институты..."). Опережающими темпами росли торгово-экономические отношения с Китаем <4>.

<4> См. подробно: Россия в 2008 - 2016 годах: сценарии экономического развития. М.: Научная книга, 2007. С. 184 - 189.

Роль России в качестве "катализатора" торговой деятельности в СНГ слабела, за исключением направления Белоруссии, у которой 47% национального экспорта приходится на РФ и в то же время Молдавию - 36%. Для Азербайджана, Туркмении вывоз основных экспортных товаров не имеет большого значения. Украина уже тогда (2006) экспортировала в Европу больше товаров, чем в Россию.

Виной во многом является топливно-сырьевой характер российской экономики, низкие возможности обрабатывающей промышленности, ее кооперирование с партнерами в странах СНГ.

Определенное время казалось <5>, что многочисленные попытки России экономически интегрировать страны СНГ как в составе всех 12 государств (проект Экономического союза, 1993 г.), так и в более узком составе (Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕЭП-4, Союзное государство России и Белоруссии) зашли в тупик, оказались неудачными, практика "разноскоростной интеграции" потерпела крах.

<5> Там же. С. 186.

Однако серьезные изменения на международной сцене, мировые финансовые и экономические кризисы (2008 - 2010 и др.), изменение экономической конъюнктуры в мировой торговле, "поляризация" в самом СНГ породили другие тенденции. Речь идет: а) о сформировавшемся к 2015 г. своего рода "ядре" евразийской экономической интеграции - Таможенном союзе - ЕврАзЭС - Евразийском экономическом союзе <6>; б) твердом намерении РБ - РК - РФ - РА - Киргизии совместно двигаться вперед в целях экономического развития и роста благосостояния населения; в) об открывающихся возможностях дополнить экономическую составляющую Союза гуманитарной, социальной, право-человеческой <7>.

<6> См. подробно: ЕврАзЭС сегодня. Издание Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. М., 2013. 48 с.; Мансуров Т. Евразийская экономическая интеграции: опыт и перспективы. М.: Российский Раритет, 2014. 359 с.
<7> См. подробно о состоянии экономик государств ЕАЭС приложения 11 - 17.

В основе этого единая таможенная территория, таможенный союз, единое экономическое пространство указанных стран, возможный и необходимый рост товарообмена.

При этом, конечно, нельзя не учитывать центробежные факторы, препятствующие развитию интеграции и выстраиванию работы по их минимизации. Нельзя не учитывать неравномерность развития экономики государств - членов ЕАЭС (на Россию приходится 80% "всего и вся").

Также следует учитывать, что в последнее время возросла степень противодействия со стороны внешних игроков, крайне не заинтересованных ни в усилении позиций России в регионе и на международной арене, ни в воссоздании некогда единого рынка производства, товаров и услуг на пространстве Евразии. Особое внимание в связи с этим необходимо уделять вопросам укрепления интеграционных процессов со странами СНГ, территориально расположенными в непосредственной близости от стран Евросоюза.

Российский бизнес составляет (наряду с крупными компаниями Индии, Китая, Бразилии) быстро растущий второй эшелон мировых компаний, которые вторгаются в ряды ведущих компаний мирового бизнеса. Делается это не без поддержки государства Российского и, конечно, влияет на развитие внешней и внутренней торговли в РФ.

По данным Росстата и ФТС, динамика экспорта товаров из России за последние 10 лет (в млрд руб.) выглядит следующим образом: 2006 - 297,5; 2007 - 346,5; 2008 - 466,3; 2009 - 297,2; 2010 - 392,6; 2011 - 515,4; 2012 - 527,4; 2013 - 523,3; 2014 - 497,8, 2015 - 333,5. К сожалению, часть наших товаров на Западе и Востоке фальсифицируется, что наносит серьезный ущерб деловой репутации и обороту <8>.

<8> См. подробно: Зубков И. Кликни на вкус. Россия начинает продавать через интернет товары под брендом "Made in Russia" // Российская газета. 2016. 28 июля. N 165 (7033).

Уже в преамбуле Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. упоминается о том, что:

а) Евразийский экономический союз создается в т.ч. в целях "гарантированного устойчивого роста деловой активности, скоординированной торговли и добросовестной конкуренции" государств-участников;

б) принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной Торговой Организации;

в) подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава ООН, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права.

Упоминание ООН и особенно ВТО, конечно, не случайно. Как известно, Организация Объединенных Наций, больше известная в мире как борец за мир и права человека, тем не менее активно занимается и регулированием торговой деятельности. Это прямая обязанность, например, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) <9>, заключенного в рамках ООН в 1947 г. с целью восстановления послевоенной экономики. ГАТТ фактически 50 лет являлось соглашением, выполняя функции международной организации по торговле, которую играет ВТО с начала 1990-х гг.

<9> Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы: первая - с 1947 г. до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживанию существующих тарифов); вторая - с 1959 по 1979 г., включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья - Уругвайский раунд 1986 - 1994 гг. (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО). В ходе длившегося 8 лет Уругвайского раунда переговоров и было принято Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации (ВТО) и приложения к этому документу.

Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации определило таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках".

В этой же статье (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей". В рамках ООН действуют Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) <10>, призванная содействовать гармонизации и унификации международной торговли, и другие институты, документы.

<10> ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развития права международной торговли (Резолюция 2205 (XXI) от 17 декабря 1996 года).

С января 1968 г. Комиссия стала основным юридическим органом ООН в области права международной торговли. Разработала ряд важных международно-правовых документов, в т.ч. Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров (ООН, 1974), Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (ООН, 1976), Конвенцию о международных переводных векселях и международных простых векселях (ООН, 1988), а также ранее уже упомянутую Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи (ООН, 1980) и другие документы.

Например, Конвенция ООН о договорах купли-продажи (Вена, 11 апреля 1980 г.), принятая в целях:

Или Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) услуг от 15 июня 1994 г., регулирующий такую важную сферу торгово-экономических отношений (и не только), как закупки для государственных и муниципальных нужд <11>. Его цель - обеспечение максимальной экономичности и эффективности госзакупок, расширение и стимулирование участия в них поставщиков (подрядчиков), особенно независимо от их государственной принадлежности; развитие конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (см. приложение).

<11> Только в РФ, по данным Счетной палаты РФ, объем госзакупок в 2015 г. составил 25 трлн руб. - львиную долю бюджетных средств. См. подробно: Барта Ю. Как делают состояния на госзакупках // Аргументы и факты. 2016. 20 июля. N 16.

Что касается ВТО, она была создана как международная организация с 1 января 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств - членов ВТО (161 страна на начало 2016 г.).

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами, ВТО строит свою деятельность, исходя из решений, принятых в 1986 - 1994 гг. в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждение проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьезно ограничен.

Действует ВТО и по другим направлениям. Например, Соглашение по упрощению процедур торговли (2013), принятое министерской конференцией ВТО в Бали 3 - 6 декабря 2013 г., требует от государств-членов: а) публикации значительного объема информации об импортно-экспортных и транзитных процедурах, включая все необходимые формы и документы; б) создания и поддержания одного или нескольких справочных центров для ответов на запросы правительств и предпринимателей; в) обеспечения публикации новых или измененных законов и правил применения, касающиеся перемещения, выпуска и оформления товаров, и др.

Из государств - членов ЕАЭС первой во Всемирную торговую организацию была принята Киргизия (1998, 133-й член ВТО), затем Армения (2003, 145-й член ВТО) и Россия (2012, 256-й член ВТО) <12>. За рамками этой организации пока остаются Белоруссия и Казахстан. Правда, членство России в ВТО не избавило ее от финансовых, экономических и торговых санкций США, ЕС и ряда других стран (2014 - 2016 гг.) и, наоборот, введения против ряда стран ответных санкций со стороны РФ <13>.

<12> См.: Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_132905/.
<13> Уже сейчас ущерб от санкций не малый. Выступая с отчетом Правительства в Государственной Думе ФС РФ (апрель 2016 г.), Д.А. Медведев заявил о сумме в 25 млрд евро (1,5% ВВП), в 2015 году он мог равняться 75 млрд евро (4,8% ВВП - 2015). По данным Минэкономразвития РФ, объем внешней торговли РФ в 2014 г. уменьшился на 5,7% и составил 794 млрд руб. Экспорт из России уменьшился в 2014 г. на 4%, импорт - почти на 9%. См. подробно: Глотов С.А., Григорьев А.И., Багрова К.А. Право международной торговли и интеграции (на примере Европейского союза и Евразийского экономического союза): Монография / Под ред. д. ю. н., проф. С.А. Глотова. М.: Кубанский государственный аграрный университет; Щит-М, 2016. 120 с.

В целом же динамизм мировой торговли впечатляет. За 50 лет, с 1950 по 2000 г., ее объем вырос в 20 раз, в то время как мировое производство увеличилось лишь в 7 раз. Мировой экспорт промышленных товаров увеличился в 35 раз, а мировое производство промышленной продукции - в 10 раз <14>.

<14> См.: Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Европейский союз и Евразийское Экономическое Сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства. М.: ООО ВИКТОР МЕДИА, 2013. 240 с.

В соответствии с Уставом ООН, целями международной торговли, международного экономического и торгового права являются:

В актах ООН прослеживаются и такие принципы международного экономического прав, как:

Важная роль в их реализации отводится международной торговле, которая должна осуществляться к взаимной выгоде на основе "режима наиболее благоприятствуемой нации" (материалы Конференции ООН по торговле и развитию. ЮНКТАД, 1964).

Международное торговое право - отрасль международного экономического права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные торговые отношения <15>.

<15> См.: Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов / Ин-т государства и права. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 197 - 241.

Торговые отношения и процедуры занимают центральное положение в системе экономических связей, которые значительно усиливаются в условиях глобализации. Речь идет в первую очередь о праве на торговлю для каждой страны и для всех вместе взятых. В соответствии с Хартией экономических прав и обязанностей государств, каждое государство имеет право участвовать в международной торговле. Ни одно государство не должно подвергаться дискриминации. Более того, "государства обязаны содействовать развитию международной торговли товарами". Каждое государство обязано сотрудничать в обеспечении постоянного и возрастающего расширения либерализации мировой торговли.

Важное значение имеют договоры, устанавливающие общий правовой режим торговли. Они заключаются от имени глав государств и подлежат ратификации парламентами. В договорах оговариваются порядок и объемы импорта и экспорта, расчетов, условия поставок, возможные ограничения в них по соображениям охраны здоровья людей и т.п., срок действия данных межправительственных отношений. В целях сбалансирования платежей между странами заключаются клиринговые соглашения о поставках без перевода иностранной валюты.

По мере усложнения международных торговых связей складываются законы торговли (Lex mercatoria), правила, вытекающие из торговой практики, и право международных торговых организаций.

С позиций уже сложившегося (и эта работа продолжается) международного торгового права целесообразно руководствоваться такими категориями (требованиями, правилами международных торговых организаций), как:

Все это имеет как непосредственное, так и опосредованное отношение к ЕАЭС и его государствам-членам, поскольку они сами (РФ, РБ, РК, РА, КР) являются субъектами международной торгово-экономической политики самостоятельно и коллективно (ЕАЭС) как международной организации, руководствующейся указанными выше документами, принципами и нормами.

Одним из ключевых факторов евразийской интеграции выступает формирование ее договорно-правовой базы, включая, конечно, Таможенный союз (ТС).

Непосредственное формирование и развитие международно-правовой базы ТС началось с 2007 г., когда Межгосударственный совет ЕврАзЭС (РФ - РБ - РК) был наделен статусом высшего органа Таможенного союза (постоянно действующий регулирующий орган), хотя Соглашения о Таможенном союзе принимались 6 января 1995 г., 20 января 1995 г., 26 февраля 1999 г. (Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве).

Разработчики идеи и практики создания интеграции на постсоветском пространстве двигались от "режима свободной торговли" (отмена таможенных пошлин) к нечто большему - в рамках ЕАЭС (ст. 1 Договора) "обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза". Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью" (ч. 2 ст. 1 Договора), что, конечно, невозможно без организации широкомасштабной взаимной международной торговли) <16>.

<16> На долю СНГ приходилось (2006) менее 15% внешнеторгового оборота РФ, тогда как со странами ЕС - более половины (52,7%). Внешняя торговля России со странами Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Россия) составляла в 2014 г. 6,7%, а со странами Азиатско-Тихоокеанского региона - 27%. См. подробно: Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: Учебник. М.: Аспект-пресс, 2012. 296 с.; Евразийская экономическая перспектива: Материалы I Международного форума. Санкт-Петербург, 16 апреля 2015 года. М.: Издание Государственной Думы, 2015. 240 с. Основными торговыми партнерами России были Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Турция, Япония, США, Республика Корея. Введение санкций против РФ со стороны США, ЕС и ряда других стран, возможно, укрепит торгово-экономические отношения государств - членов ЕАЭС.

Среди определений (ст. 2 Договора), фигурирующих в Договоре о ЕАЭС, есть понятие "общий (единый) рынок" как совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Речь идет также о Таможенном союзе как форме торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающей единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (и иные пошлины, налоги и сборы). Меры нетарифного регулирования - специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры, действует единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами.

Одной из основных целей Союза (ст. 4) является "стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов в рамках Союза".

Среди принципов функционирования Таможенного союза (ТС) ЕАЭС в контексте обсуждаемой темы следует выделить (ст. 25 Договора):

В ст. 28 Договора о ЕАЭС говорится о внутреннем рынке Союза <17>, в рамках функционирования которого "во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, меры нетарифного регулирования, специальные защитные антидемпинговые меры)".

<17> О емкости внутреннего рынка ЕАЭС можно в какой-то мере судить по его предшественнику - ЕврАзЭС.

Основные социально-экономические показатели государств - членов ЕврАзЭС в 2011 г.

Территория (тыс. кв. км)

Численность постоянного населения (млн чел.)

Валовой внутренний продукт

Производство промышленной продукции

Валовая продукция сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

Оборот розничной торговли

Внешнеторговый оборот

Беларусь

207,6

9,5

48,9

62

9,9

17,6

20,1

87,2

Казахстан

2724,9

16,7

188,1

109

15,6

34,2

26,4

125,1

Кыргызстан

199,9

5,6

5,9

3,6

3,2

1,0

3,6

6,5

Россия

17,1 млн

143,0

1860

1147

117,6

367

650,2

822,1

Таджикистан

143,1

7,8

6,5

1,6

3,2

1,1

1,6

4,5

ЕврАзЭС

20,4 млн

182,6

2109,4

1323,2!

149,5

420,9

701,9

1045,3

  1. к улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов в рамках глобальной экономики;
  2. с учетом требований ГАТТ (речь идет о режиме наибольшего благоприятствования для третьих стран), режиме свободной торговли с третьими странами, тарифных преференциях в отношении товаров из наименее развитых стран;
  3. развитию экспорта товаров государств-членов на рынки третьих стран с учетом норм ВТО (ст. 4), включая единую маркировку товаров, выставочную деятельность, рекламу за рубежом и т.д.

В торговле с третьими странами (ст. 46) Союз применяет меры нетарифного регулирования, в т.ч.:

  1. запрет ввоза и/или вывоза товаров;
  2. количественные ограничения ввоза и/или вывоза товаров;
  3. исключительное право на экспорт и/или импорт товаров;
  4. лицензирование экспорта и импорта товаров;
  5. расширительный порядок ввоза и/или вывоза товаров.

Государства - члены ЕАЭС "проводят согласованную политику в сфере защиты прав потребителей, направленную на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов" (ст. ст. 60 - 61).

Договором о ЕАЭС устанавливаются (ст. 76) общие правила конкуренции, запрещающие: 1) установление и поддержание максимально высоких или низких цен на товары; 2) изъятие товара из обращения, если за этим последует повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту невыполнимых условий договора; 4) необоснованное сокращение и прекращение производства товаров и т.д. (всего около 10 случаев).

Отдельная статья Договора о ЕАЭС (раздел XXII) посвящена государственным и муниципальным закупкам, их регулированию (ст. 88), установлению 10 принципов госзакупок (в т.ч. их открытости и гласности, эффективности и оптимальности расходования средств, беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках и т.д.).

Органом, отвечающим за торговлю в ЕАЭС, является Комиссия - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС, которая действует в соответствии с Положением о Комиссии ЕАЭС.

В рамках ЕАЭС функционирует Суд ЕАЭС.

Договор о ЕАЭС сопровождает целая "череда" приложений-протоколов, значительная часть которых охватывает (в той или иной мере) торгово-экономическую проблематику. Среди них:

Приложения, протоколы

N приложения, протокола

Название приложения, протокола

Приложение N 6

Протокол о едином денежно-тарифном регулировании

Приложение N 7

Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран

Приложение N 8

Протокол о применении специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам

Приложение N 13

Протокол о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей

Приложение N 14

Протокол о проведении согласованной макроэкономической политики

Приложение N 16

Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций

Приложение N 17

Протокол по финансовым услугам

Приложение N 18

Протокол о взимании косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг

Приложение N 19

Протокол об общих принципах и правилах конкуренции

Приложение N 24

Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике

Приложение N 25

Протокол о порядке регулирования закупок

Приложение N 27

Протокол о промышленном сотрудничестве

Приложение N 28

Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий

Приложение N 29

Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства

Приложение N 31

Протокол о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы

Таким образом, во-первых, несмотря на "молодость", в ЕАЭС сформирована достаточно обширная правовая база деятельности Союза, в т.ч. в области развития торгово-экономических отношений государств-членов. В ее основании - международно-правовые документы в сфере международной торговли (ООН, ВТО и т.д.). Во-вторых, в рамках ЕАЭС активно развиваются интеграционные процессы, основанные на Договоре о Евразийском экономическом союзе 2014 года и предшествующей политической, правовой и экономической практике государств СНГ. В-третьих, торговля в рамках ЕАЭС сама выступает активным катализатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве, благоприятно влияет на развитие Союза.

Литература

  1. Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.Г. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различия процессов интеграционного строительства. М.: ООО ВИКТОР МЕДИА, 2013.
  2. Право международной торговли и интеграции (на примере Европейского союза и Евразийского экономического союза): Монография / С.А. Глотов, А.И. Григорьев, К.А. Багрова; под ред. д. ю. н., проф. С.А. Глотова. М.: Кубанский государственный аграрный университет; Щит-М, 2016. 120 с.
  3. ЕврАзЭС сегодня. Издание Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. М., 2013. 48 с.
  4. Евразийская экономическая перспектива: Материалы I Международного форума. Санкт-Петербург, 16 апреля 2015 года. М.: Издание Государственной Думы, 2015. 240 с.
  5. Зубков И. Кликни на вкус. Россия начинает продавать через интернет товары под брендом "Made in Russia" // Российская газета. 2016. 28 июля. N 165 (7033).
  6. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: Учебник. М.: Аспект-пресс, 2012. 296 с.
  7. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов; Ин-т государства и права. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 197 - 241.
  8. Мансуров Т. Евразийская экономическая интеграции: опыт и перспективы. М.: Российский Раритет, 2014. 359 с.
  9. Россия в 2008 - 2016 годах: сценарии экономического развития. М.: Научная книга, 2007. С. 184 - 189.