Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования хозяйственных правоотношений

Коваль В.Н., доктор юридических наук, директор Юридического института Севастопольского государственного университета.

Статья представляет собой анализ особенностей хозяйственных правоотношений в контексте необходимости принятия отдельного кодифицированного нормативно-правового акта.

Автор предлагает учитывать как позитивный, так и негативный опыт государств, которые пошли по пути реформирования гражданского законодательства.

Исследование направлено на повышение эффективности рассмотрения экономических споров арбитражными судами как специализированными в единой судебной системе РФ.

Ключевые слова: хозяйственные правоотношения, частное право, публичное право, арбитражный суд.

Features of legal regulation of economic relations

V.N. Koval'

Koval' V.N., doctor of law, director of the Law institute of the Sevastopol state university.

The article is an analysis of the peculiarities of economic relations in the context of the need adopting a single codified legal act.

The author proposes to consider, both positive and negative experiences of States that have gone the way of reform of civil legislation.

The research is aimed at improving the efficiency of consideration of economic disputes by arbitration courts as specialized in unified judicial system of the Russian Federation.

Key words: economic relations, private law, public law, court of arbitration.

Хозяйственные правоотношения являются важной частью общественных отношений, поскольку возникают в процессе хозяйственной деятельности, которая, как известно, связана с материальным производством товаров, работ, услуг и их потреблением.

В свою очередь, правовое регулирование хозяйственных отношений придает им стабильность, создает определенный порядок в поведении субъектов хозяйствования и соответствующих органов управления, в связи с чем можно говорить о том, что эффективная хозяйственная деятельность является следствием четкого правового регулирования хозяйственных отношений.

Отличие хозяйственных правоотношений от гражданских и административно-правовых сводится к степени государственного воздействия. Так, гражданские правоотношения основаны на равенстве его участников, а административные - на власти - подчинении, в то время как хозяйственным правоотношениям в определенной степени свойственны и тот и другой признак. Еще одним отличием является то, что хозяйственные отношения, как было уже сказано - это отношения, возникающие в процессе производства, в то время как гражданские направлены на удовлетворение имущественных и личных неимущественных интересов. Административные же отношения - это отношения в области деятельности органов управления и должностных лиц, реализующих властные и управленческие полномочия.

Хозяйственные отношения в широком смысле слова - это отношения, в которые вступают определенные субъекты при осуществлении хозяйственной деятельности. Различают следующие виды хозяйственных отношений: отношения, строящиеся "по горизонтали" и "по вертикали", а также внутрихозяйственные отношения; отношения имущественного характера и организационные; отношения частные и публичные; отношения коммерческие и некоммерческие.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также в процессе ее организации. Предмет включает в себя три группы общественных отношений, такие как: предпринимательские; тесно с ними связанные иные (не связанные с получением прибыли, в том числе по созданию и прекращению деятельности субъектов хозяйствования); отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

В этой связи хотелось бы остановиться на хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права, представляющей собой совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих в данном случае сферу хозяйственных отношений.

Хозяйственное право - это самостоятельная отрасль права. При этом следует исходить из того, что, несмотря на то что в учебной и иной юридической литературе более широко используется понятие "предпринимательское право", однако же хозяйственная деятельность шире предпринимательской, поскольку включает не только деятельность, направленную на получение прибыли, а также и некоммерческую деятельность, соответственно, "хозяйственное право" является понятием более широким, в связи с чем отождествление данных понятий является неправильным.

Следует отметить, что отношения по руководству и осуществлению хозяйственной деятельности составляют единую систему хозяйственных отношений, требующую единого правового регулирования.

В правовой науке существует две основные концепции хозяйственного права - цивилистическая и хозяйственно-правовая.

Первая (цивилистическая) отрицает хозяйственное право как самостоятельную отрасль права, рассматривая его как совокупность норм и институтов различных отраслей права.

Так, существует концепция, при которой хозяйственное право расценивается как комплексная отрасль права, которая включает так называемое гражданское хозяйственное право и административное хозяйственное право, поскольку хозяйственное право основывается на сочетании частноправовых и публично-правовых начал. Сторонниками "комплексной" концепции являлись проф. С.С. Алексеев и проф. Ю.К. Толстой <1>.

<1> Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. 264 с.; Толстой Ю.К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. N 1. С. 42.

В соответствии с этой концепцией хозяйственное право включает нормы как гражданского, так и административного права, которые в то же время остаются нормами соответствующих отраслей права. Исходя из такого понимания предлагается рассматривать хозяйственное право как комплексную отрасль права, сочетающую в себе признаки и методы ряда базовых отраслей. В итоге хозяйственное право оказывается отраслью, в которой объединяются отличные друг от друга институты, взятые из ряда отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности, что на практике вызывает определенные трудности.

Цивилистическая концепция исходит из признания неоднородности хозяйственных (предпринимательских) отношений. Поэтому их правовое регулирование осуществляется в рамках как частного (гражданского) права, так и различных отраслей публичного права (административного, финансового и др.) <2>.

<2> Годунов В.Н. Хозяйственные отношения и их правовое регулирование // Право в современном белорусском обществе: Сборник научных трудов / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь; Ред. кол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Минск: Право и экономика, 2010. Выпуск 5. С. 265 - 278.

При этом некоторые сторонники цивилистической концепции утверждают, что хозяйственное право составляет часть гражданского права, ссылаясь на то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в Гражданский кодекс. Но такие утверждения, по моему мнению, ошибочны, поскольку Гражданский кодекс включает лишь те нормы хозяйственного права, которые имеют частноправовой характер, публично-правовые нормы по организации хозяйственной деятельности им не охватываются, поскольку к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется.

Считаю такой подход неправильным, поскольку экономика является сложной системой, включающей как горизонтальные, так и вертикальные связи, причем последние частным правом охватываться не могут. С практических позиций сведение государственного воздействия на экономику к частноправовым формам не дает возможности решать многие проблемы в интересах государства и общества.

В свою очередь, хозяйственно-правовая концепция основывается на том, что отношения по руководству и осуществлению хозяйственной деятельности составляют единую систему хозяйственных отношений, требующую единого правового регулирования <3>.

<3> Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты / Отв. ред. М.М. Славин. М.: Юристъ, 1997. 140 с.

Особенности взаимосвязи прав и обязанностей в хозяйственных правоотношениях проявляются в том, что любой субъект хозяйствования, осуществляя права и обязанности во взаимоотношениях с другим субъектом, исполняет также определенные обязанности публично-правового характера. Так, в правоотношениях по договору поставки правам покупателя соответствуют обязанности поставщика, а правам поставщика - соответствующие обязанности покупателя. Но этим права и обязанности сторон хозяйственного договора не исчерпываются. Участники хозяйственных правоотношений при заключении и исполнении хозяйственного договора должны учитывать требования нормативных актов к качеству и комплектности товара, выполнять предписания и требования уполномоченных органов, выявивших нарушения при производстве или хранении продукции, а также получить предусмотренные законом разрешения (лицензии) на производство, хранение и реализацию определенных групп и т.д.

"Вот во всем этом и проявляется специфика хозяйственного договора как одного из видов хозяйственных правоотношений и правового способа, соединяющего публичные интересы с частными интересами отдельных хозяйствующих субъектов и его отличие от гражданско-правового договора" <4>. Сочетание в хозяйственных правоотношениях организационных и имущественных элементов, частных и публичных интересов определяет особенность хозяйственного права как отрасли права и отличие этих правоотношений от гражданско-правовых. В связи с этим возникает необходимость выработки особых методов правового регулирования хозяйственных отношений.

<4> Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. М.: Юринком Интер, 2002. С. 37.

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что правовое регулирование экономики осуществляется, в известной степени, и другими отраслями права: административным, гражданским и т.д.

Возникновение в процессе осуществления хозяйственной (в том числе предпринимательской) деятельности двух разных групп общественных отношений: частноправовых (горизонтальных) и публично-правовых (вертикальных) - позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия.

Составляющими метода правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности, таким образом, будут являться способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов. Однако, как утверждал профессор В.К. Мамутов, сохранение соответствующих норм в иных отраслях (таких, например, как гражданское и административное) затрудняет проявление их хозяйственно-правовой специфики и формирование общих положений, характерных как для частноправовых, так и для публично-правовых элементов хозяйственного права <5>.

<5> Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. М.: Юринком Интер, 2002. С. 37.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном, как уже отмечалось, - в наличии отношений власти и подчинения.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования. К ним относятся:

разнообразие хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, системы управления и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства <6>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебное пособие Н.Ю. Кругловой "Хозяйственное право" включено в информационный банк согласно публикации - КНОРУС, 2013 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<6> Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2011. 885 с.

Как известно, различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений: метод предписаний, метод автономных решений, метод координации и метод рекомендаций.

Некоторые авторы, прежде всего Г.Л. Знаменский, считают, что хозяйственные отношения регулируются с помощью одного комплексного метода, который интегрирует все вышеназванные. Это - метод равного подчинения всех участников хозяйственных отношений общественному хозяйственному порядку, что обеспечивает оптимальное сочетание частных и публичных интересов и создает партнерам устойчивые и добропорядочные отношения в сфере хозяйствования <7>.

<7> Знаменский Г.Л. Хозяйственное законодательство Украины: формирование и перспективы развития. Киев: Наукова думка, 1996. 56 с.

В мировой практике сложились две системы правового регулирования предпринимательской деятельности. Первая состоит в том, что предпринимательские отношения регулируются гражданским законодательством, как это, в частности, осуществляется в Италии, Нидерландах, Швейцарии. Вторая же исходит из того, что предпринимательские отношения регулируются специальным кодексом - Торговым или Коммерческим. Такая система сегодня применяется, к примеру, во Франции, в Германии, Испании, Португалии, Украине, Японии, Казахстане.

При том что на сегодняшний день в Российской Федерации хозяйственное право характеризуется как совокупность норм иных отраслей, регулирующих экономические (предпринимательские) отношения, создание кодифицированного закона, регулирующего такие правоотношения, необходимо с целью учесть специфику хозяйственных правоотношений, отличных от административных и гражданских.

Однако, приступая к реформированию, необходимо учитывать как позитивный, так и негативный опыт государств, которые уже пошли по этому пути.

Например, Украина с принятием ХКУ и нового ГК в 2003 году столкнулась с трудностями разграничения сфер их действия, с наличием коллизионных норм, что вызвало трудности в правоприменительной деятельности, а также критику.

Так, академик Сулейменов в результате ознакомления с содержанием ХКУ сделал вывод о том, что данный Кодекс - это не что иное, как возведенная в ранг закона теория (наука). При этом регулятивное значение имеет от силы половина статей украинского Хозяйственного кодекса.

Российская юридическая наука имеет возможность учесть ошибки зарубежных законодателей и преодолеть эти негативные явления.

Адекватное правовое регулирование хозяйственных отношений, эффективное и качественное экономическое правосудие служат гарантами устойчивости и определенности экономических отношений и необходимыми условиями дальнейшего развития экономики РФ, способствуют улучшению инвестиционного климата в стране.

В этой связи хотелось бы отметить особую роль арбитражных судов РФ, рассматривающих экономические споры, отличительными чертами которых является то, что, во-первых, они в массе своей возникают в сфере предпринимательской деятельности, а во-вторых, вопросы, которые они затрагивают, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в производстве работ, товаров и услуг.

Арбитражный суд занял достойное место в единой судебной системе РФ, является органом, который полно, всесторонне и строго в пределах установленных АПК РФ сроков рассматривает экономические споры, при этом соблюдая принцип гласности, поскольку все судебные акты по каждому конкретному делу публикуются в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел.

При этом арбитражное процессуальное законодательство учитывает специфику экономических отношений, связанных с коммерческой деятельностью, способствует наиболее оперативному и квалифицированному рассмотрению экономических споров, требующих глубоких специальных познаний.

Кроме того, особая роль арбитражных судов в нормотворческом процессе позволяет наиболее полно использовать потенциал судебной практики для совершенствования законодательства РФ.

Таким образом, сохранение арбитражных судов как специализированных в единой судебной системе РФ и арбитражного процессуального законодательства позволит сохранить высокий уровень рассмотрения экономических споров, что способствует и в дальнейшем будет способствовать всестороннему развитию экономики страны.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. 264 с.
  2. Толстой Ю.К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. N 1. С. 42.
  3. Годунов В.Н. Хозяйственные отношения и их правовое регулирование // Право в современном белорусском обществе: Сборник научных трудов / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь; Ред. кол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Минск: Право и экономика, 2010. Выпуск 5. С. 265 - 278.
  4. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты / Отв. ред. М.М. Славин. М.: Юристъ, 1997. 140 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебное пособие Н.Ю. Кругловой "Хозяйственное право" включено в информационный банк согласно публикации - КНОРУС, 2013 (3-е издание, переработанное и дополненное).

  1. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. М.: Юринком Интер, 2002. С. 37.
  2. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2011. 885 с.
  3. Знаменский Г.Л. Хозяйственное законодательство Украины: формирование и перспективы развития. Киев: Наукова думка, 1996. 56 с.