Мудрый Юрист

Квалификация преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка

Катасонов Владислав Валерьевич, главный специалист отдела государственной и ведомственной статистики управления правовой статистики прокуратуры Липецкой области.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы квалификации преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка.

Ключевые слова: преступление, потребительский рынок, потребитель, участник потребительского рынка, государственная статистическая отчетность.

Qualification of crimes committed in the sphere of the consumer market

V.V. Katasonov

Katasonov Vladislav Valeryevich, Main specialist, Division of the state and departmental statistics of the legal statistics, Department, Public Prosecutor's Office of the Lipetsk Region.

The article analyzes questions about the qualification of crimes committed in the sphere of the consumer market.

Key words: crime, the consumer market, a consumer, member of the consumer market, state statistical reporting.

Зачастую в правоприменительной деятельности возникает проблема, связанная с квалификацией противоправных деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка. Такая неопределенность обусловлена отсутствием в действующем законодательстве дефиниций "потребительский рынок", "преступления в сфере потребительского рынка".

Вместе с тем указанные понятия широко используются в практике органов предварительного расследования и прокуратуры.

Так, согласно п. 17 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" при формировании учетных документов к числу совершенных в сфере потребительского рынка относятся преступления в сфере торговли, общественного питания или сфере услуг. При этом к потребительскому рынку Инструкцией отнесены организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством товаров, их реализацией по договору купли-продажи, выполнением работ или оказанием по возмездному договору следующих видов услуг: бытовых, транспортных, связи, жилищно-коммунальных, туристических, медицинских, санаторно-оздоровительных, правовых и прочих, исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Дискуссия, связанная с определением правовых категорий "потребительский рынок", "преступления в сфере потребительского рынка", идет и в научной среде. К примеру, Е. Зверева понимает потребительский рынок как совокупность хозяйственно-экономических отношений, возникающих между производителем и потребителем по поводу продвижения товаров (услуг) от производителя к конечному потребителю в определенной внешней среде - экономической, институциональной, технической, социально-культурной и правовой (регламентирующей взаимоотношения всех участников потребительского рынка) <1>. При этом важными участниками потребительского рынка являются продавцы, производители и потребители.

<1> См.: Зверева Е.В. Понятие потребительского рынка // Безопасность бизнеса. 2015. N 3.

Г. Царева определяет потребительский рынок как систему политических, социально-экономических, правовых, технических, организационных, психологических и иных отношений, возникающих между субъектами потребительского рынка по поводу соблюдения установленных требований к товарам (работам, услугам), а также в ходе правового режима деятельности продавцов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг <2>.

<2> См.: Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. М., 2003. С. 208.

Некоторые авторы к основным признакам преступлений, совершенных в сфере потребительского рынка, относят: связь с отношениями по производству, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение деяния изготовителями (исполнителями, продавцами) или потребителями <3>.

<3> См., напр.: Субботин А.М. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ): теоретико-прикладное исследование. Н. Новгород, 2007. С. 34 - 36.

Некоторые теоретики выделяют в качестве важного фактора для отнесения преступления к названной категории одновременное наличие нескольких признаков - как общих (противоправность и общественная опасность деяния, наличие ответственности за деяние), так и специфических: факт посягательства на общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, наличие субъекта отношений на потребительском рынке (продавец, изготовитель, потребитель) <4>.

<4> См., напр.: Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке, как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2008. N 11.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" дает следующее определение термина "потребитель": это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ввиду того что в научной литературе термин "потребительский рынок" определяется весьма неоднозначно, а на законодательном уровне он вовсе не закреплен, на практике возникают сложности, связанные с отнесением преступного деяния к рассматриваемой категории.

Полагаем, что к преступлениям в сфере потребительского рынка целесообразно относить противоправные, общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг. При этом в качестве объекта таких деяний должны выступать отношения на потребительском рынке между продавцом (изготовителем) и потребителем.

Рассмотрим пример. По уголовному делу, возбужденному по ч. 3 ст. 160 УК РФ в отношении начальника филиала ФГУП "Почта России" по факту хищения из корыстных побуждений товарно-материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих ФГУП "Почта России", с использованием служебного положения, следователь органа внутренних дел в реквизите 27 статистической карточки на выявленное преступление формы N 1 указал код "013", что является основанием для отнесения названного преступного деяния к категории совершенных в сфере потребительского рынка в государственной статистической отчетности формы N 1-Э "Единый отчет о преступности в сфере экономики".

Вместе с тем исходя из положений теории и правоприменительной практики вывод об отнесении этого деяния к числу совершенных в сфере потребительского рынка был сделан ошибочно, так как материально-ответственное лицо совершило хищение имущества и денежных средств, принадлежащих работодателю, а следовательно, субъектами правоотношений были работник и работодатель. При этом нарушений прав потребителей не было.

Другим примером необоснованного отнесения преступления к числу совершенных в сфере потребительского рынка может служить уголовное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 158 УК в отношении продавца-кассира, который на своем рабочем месте за кассой магазина тайно, из корыстных побуждений, путем свободного доступа совершил кражу товаров. Дознаватель органа внутренних дел в реквизите 27 статистической карточки на выявленное преступление формы N 1 также указал код "013", что не соответствует фактическим обстоятельствам. Как и в первом случае, потребитель не является субъектом противоправного деяния, поэтому указанное преступление не может быть отнесено к числу совершенных в сфере потребительского рынка.

С учетом изложенного с целью формирования единого подхода в части отнесения преступных деяний к числу совершенных в сфере потребительского рынка полагаем необходимым закрепить понятие "потребительский рынок" в Законе РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, для обеспечения достоверности показателей о преступлениях рассматриваемой категории, устранения искажений в статистических отчетах целесообразно ввести в справочник для заполнения документов первичного учета N 15 "Дополнительная характеристика преступления" новый код, позволяющий разграничить преступные деяния, совершенные в сфере потребительского рынка и преступления в сфере торговли в целом.

Пристатейный библиографический список

  1. Зверева Е.В. Понятие потребительского рынка // Безопасность бизнеса. 2015. N 3.
  2. Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке, как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2008. N 11.
  3. Субботин А.М. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ): теоретико-прикладное исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
  4. Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.