Мудрый Юрист

Административный арест

А.С. Дугенец, кандидат юридических наук, доцент (ВНИИ МВД России), заслуженный юрист РФ.

Существенное место в системе административных наказаний Российской Федерации занимает одно из самых суровых наказаний - административный арест: лишение в качестве меры наказания для правонарушителя свободы и тем самым временная изоляция его от общества на срок, устанавливаемый судьей. Административный арест является мерой исключительной и применяется только за наиболее тяжкие проступки. Данный вид в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП России устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях, за совершение строго определенных законом 12 административных проступков:

  1. потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП России);
  2. неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ч. 1 ст. 17.3);
  3. неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.3);
  4. неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19.3);
  5. невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24);
  6. мелкое хулиганство (ст. 20.1);
  7. организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды (ч. 3 ст. 20.2);
  8. демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3);
  9. нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5);
  10. блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18);
  11. появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21);
  12. самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25).
2000 г.             
2001 г.  
2002 г. 
Всего применено            
административных арестов
судами
792300              
677200   
387900  
Удельный вес от общего     
количества наложенных
судами
наказаний
51,5%               
50,5%    
43,1%   
Всего применено мировыми   
судьями административных
арестов
16300    
254800  
Удельный вес от общего     
количества наложенных
наказаний <*>
47,3%    
30,2%   
<*> См.: Российская юстиция. 2002. N 8. С. 69 - 70; 2003. N 8. С. 77 - 78.

По общему правилу административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест назначается исключительно судьей.

Следует заметить, что в Республике Казахстан продолжительность данного вида наказаний измеряется несколько иными размерами - ч. 2 ст. 63 КоАП Казахстана допускает при наложении наказаний за совершение нескольких правонарушений, рассматриваемых одним органом административной юрисдикции, максимальный размер административного ареста до тридцати суток, а административного ареста, налагаемого за нарушение требований режима чрезвычайного положения, - сорока пяти суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП России данный вид наказания не может применяться к ряду субъектов административно-правовых отношений, к которым законодатель отнес:

Часть 2 ст. 3.9 КоАП России закрепляет исчерпывающий перечень указанных выше субъектов административной ответственности, на законодательном уровне защищенных от применения данного наказания. Трудно однозначно дать общую оценку подходу законодателя к этому вопросу. С одной стороны, наказание в виде административного ареста всегда дается в конкретной санкции как вариант, у правоприменителя всегда есть возможность альтернативного выбора одного из содержащихся в санкции нескольких видов наказаний. И совершенно правильно в специальной литературе подвергнуты критике предложения о безальтернативном применении административного ареста за ряд серьезных проступков <*>. С другой стороны, норма, содержащаяся в ч. 2. ст. 3.9 КоАП России, подлежит, по нашему мнению, некоторому реформированию. В данном случае предполагается существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в связи с чем представляется необходимым, в целях гуманизации данной нормы, перечень предусмотренных в ней субъектов ответственности сделать открытым. Интересы привлекаемых к ответственности лиц должны быть защищены не только возможностью альтернативного применения административного ареста, но и расширением круга субъектов рассматриваемых административно-деликтных отношений. В юридической литературе вполне правомерно высказываются предложения о необходимости дополнения указанного перечня, например, словами "женщины, достигшие 55 лет и старше; мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше" <**>.

<*> См., напр.: Татарян В.Г., Татарян Е.Е. Административный арест и его исполнение в свете кардинального реформирования административно-деликтного законодательства // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: Сборник научных трудов / Под ред. В.Г. Татаряна. М., 2002. С. 159.
<**> См., напр.: Татарян В.Г., Татарян Е.Е. Указ. раб. С. 160.

Логическое осмысление содержательной части рассматриваемой правовой нормы позволяет усомниться в ее безупречности, с определенной долей условности она представляется уязвимым местом отечественной правовой системы. Возникает вопрос, а почему должны отбывать столь серьезное наказание лица, имеющие признанные заслуги перед Родиной (награжденные государственными наградами), принимавшие участие в военных действиях, отдавшие многие годы служению Отечеству и на законных основаниях вышедшие в запас или отставку. Думается, что данный перечень заслуживает еще большего расширения, которое, по нашему мнению, целесообразней осуществить путем придания ч. 2 ст. 3.9 КоАП России открытого характера. Реализация данного предложения в полном объеме согласуется со ст. 2 Конституции Российской Федерации, а также иными нормами международного права.

По общему правилу (ч. 3 ст. 3.9 КоАП России) срок административного задержания включается в срок административного ареста. В связи с тем что административный арест является одним из видов установленных государством административных наказаний, его применение не влечет за собой судимости и не может служить основанием для увольнения правонарушителя с работы.

Среди ученых-административистов в последнее время нет единого мнения о целесообразности сохранения данного вида наказаний в российской системе административных наказаний. Более того, сомнения в необходимости административного ареста высказывались в вето Президента Российской Федерации, направленном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проект принятого в декабре 2000 г. КоАП России. Однако при доработке проекта КоАП депутаты Государственной Думы проигнорировали высказанную точку зрения высшего должностного лица государства. Думается, что в данном случае было принято правильное, взвешенное решение. К тому же наказание в виде административного ареста предусмотрено принимаемыми в постсоветский период кодексами бывших союзных республик. И, наконец, заслуживает упоминания мнение В.Г. Татаряна, очень метко сделавшего по этому вопросу "сугубо практическое замечание, состоящее в том, что если изъять из правового оборота данное административное наказание, не дав взамен равноценную меру государственного принуждения, применяемую к наиболее злостным правонарушителям, то правоприменители в лице судей, должностных лиц органов внутренних дел останутся без достаточно эффективного средства влияния на оперативную обстановку в городах и населенных пунктах страны, т.к. применять, например, к неработающему мелкому хулигану или бытовому пьянице меру ответственности в виде административного штрафа не представляется возможным в силу хронической неплатежеспособности последних" <*>.

<*> См.: Татарян В.Г. Генезис административно-деликтного законодательства: от общесоюзных основ до кодексов государств - участников СНГ об административных правонарушениях // Актуальные проблемы правовой реформы в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств: Сборник научных трудов: В 2 т. Т. 1 / Под общ. ред. В.Г. Татаряна. М., 2002. С. 14.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Это означает, что лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работниками милиции из зала суда в спецприемник или изолятор временного содержания. Как показывает изучение правоприменительной практики, имеют место факты, когда по причине территориальной удаленности этих специальных учреждений от зданий суда арестованные до отправления в конечный пункт временно водворяются в комнату для задержанных при дежурных частях органов внутренних дел. В подобных случаях срок нахождения арестованного не должен превышать трех часов.

Анализ норм, регулирующих исполнение постановлений об административном аресте, позволяет сделать вывод об определенном несоответствии их Основному закону нашего государства - Конституции Российской Федерации. Постановление об административном аресте, вынесение которого отнесено к исключительной компетенции судьи (ч. 1 ст. 3.9 КоАП России), приводится в исполнение немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.8 КоАП России). Тем самым правонарушитель фактически лишается конституционного права защиты своих прав и свобод (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Далее, от теоретической части надлежит перейти к практической составляющей. По общему правилу в целях защиты прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, в срок назначенного административного ареста надлежит засчитывать срок фактического административного задержания. Однако, как показали проведенные ВНИИ МВД России исследования, в правоприменительной практике нередки случаи, когда в постановлениях суда не указывается время (часы) начала срока отбывания административного ареста, и поэтому в таких случаях работниками милиции срок содержания, как правило, исчисляется с момента доставления лица в специальное учреждение. При этом не учитывается срок примененного к правонарушителям административного задержания, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 32.8 КоАП России.

Следует заметить, что в ряде случаев игнорируемый срок административного задержания может быть значительным, и, следовательно, срок нахождения правонарушителя под арестом может необоснованно длиться больше срока, определенного конкретным постановлением для конкретного правонарушителя. Например, срок административного задержания при совершении мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП России) может составлять до 48 часов (ч. 4 ст. 29.6 КоАП России). Поэтому срок административного ареста должен исчисляться исключительно с момента задержания правонарушителя, а постановление суда без указания времени начала срока отбывания административного ареста не может быть признано оформленным надлежащим способом.

КоАП России не содержит, к сожалению, правовой нормы, предусматривающей приостановление исполнения постановления о наложении административного наказания в виде административного ареста в связи с подачей жалобы на это постановление. Анализ некоторых норм КоАП позволил выявить существенное противоречие. Постановление об административном аресте, как известно, исполняется немедленно после вынесения. С другой же стороны, по общему правилу постановление об административном наказании исполняется с момента вступления его в законную силу, то есть после истечения 10-дневного срока возможного обжалования. Данное положение противоречит Конституции страны и не может быть признано приемлемым.

Реагируя на рассматриваемое несовершенство правовой нормы, Е. Ламонов полагает, что исключение возможности приостановления исполнения постановления об административном аресте в случае его обжалования в установленные законом сроки вызывает определенное возражение, ибо оно приводит к нарушению соблюдения конституционного права граждан на судебную защиту, к уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении административного ареста. По сути, считает специалист, речь идет об исполнении постановления, не вступившего в законную силу. Это в определенной степени находило свое объяснение в то время, когда постановления, выносимые судьями районных судов, являлись окончательными и не подлежали обжалованию. Однако в настоящее время постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и, следовательно, до рассмотрения жалобы считается не вступившим в законную силу, а поэтому его исполнение нельзя признать законным <*>. Думается, что готовящиеся в настоящее время в профильном комитете Государственной Думы предложения по внесению изменений и дополнений в действующий КоАП учтут высказанные замечания. Реализация их в законотворческой деятельности устранит наблюдающееся в настоящее время существенное противоречие в нормах КоАП России.

<*> См.: Ламонов Е. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу // Российская юстиция. 2003. N 3. С. 60.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста". Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, в то же время к ним могут быть применены предусмотренные действующим законодательством ограничения.

Арестованные доставляются в специальные приемники органами внутренних дел, производившими их задержание. При поступлении в спецприемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При поступлении в специальный приемник арестованные проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинскими работниками с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных. В необходимых случаях медицинская помощь оказывается им в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Привлеченные к ответственности лица содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Камеры специальных приемников оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации. При отбывании наказания арестованные обеспечиваются на время сна индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.

Во время содержания в специальных приемниках правонарушителям разрешается получать передачи. Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются в порядке, утверждаемом МВД России.

Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника. Отбывающие рассматриваемый вид административного наказания лица обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников.

Отбытие срока наказания влечет освобождение административно арестованного из специального учреждения. При освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста им выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.

В литературе в последнее время высказываются предложения, направленные на дальнейшую демократизацию административно-наказательной политики. Применительно к теме настоящего исследования заслуживает внимания предложение о пересмотре законодательства об административной ответственности путем введения правовой нормы, предусматривающей возможность постановки вопроса о сокращении срока отбывания административного ареста в случае добросовестного поведения правонарушителя <*>. Реализация в правотворческой деятельности настоящего предложения будет иметь, как нам видится, как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, если по обстоятельствам дела, с учетом личности правонарушителя, применение других мер будет признано недостаточным. Отсюда вытекает, что правонарушитель представляет для общества повышенную опасность и срок его наказания в виде административного ареста является обоснованным и вполне заслуженным. Следовательно, и сокращать срок отбывания данного наказания, длящегося, как правило, не более двух недель, представляется излишним, а может быть, и поспешным. Думается, что в данном случае принцип неотвратимости наказания не будет выполнять своей функции.

<*> См.: Турусов А.А. Осторожно: КоАП - защищайтесь! Ростов-на-Дону, 1999. С. 188.

С другой же стороны, в условиях построения правового государства органам правоприменения следует считаться с конкретными жизненными ситуациями, к которым можно отнести, к примеру, болезнь родственников, близких, занятость уходом за ними, предстоящую сессию в учебном заведении и прочие обстоятельства. Нельзя также исключать возможного ухудшения состояния здоровья самого правонарушителя. В этой связи на обсуждение широкой научной общественности учеными-административистами внесено заслуживающее, по нашему мнению, внимания и необходимого осмысления предложение о возможности досрочного освобождения от дальнейшего отбывания административного ареста лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи и в установленном порядке имеющих открытый листок нетрудоспособности <*>. Изложенные варианты возможного развития ситуаций в пределах сроков отбывания административного ареста, конечно же, должны находить должную реакцию в деятельности правоприменительных органов. Защита прав и законных интересов граждан, напомним, является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).

<*> См.: Татарян В.Г., Татарян Е.Е. Административный арест и его исполнение в свете кардинального реформирования административно-деликтного законодательства // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: Сборник научных трудов / Под ред. В.Г. Татаряна. М., 2002. С. 166.

Существенной проблемой исполнения административного ареста в современных условиях российского общества является также материальная сторона правоприменения. Следует иметь в виду, что использование на различного рода работах административно арестованных лиц не может характеризоваться самоотверженным приложением их желания, сил, а также имеющегося опыта к выполнению требуемой работы. Во-первых, отсутствуют правовые механизмы должного воздействия должностных лиц на арестованных, сознательно уклоняющихся от выполнения данной работы. Во-вторых, что существенно, к ответственности в виде административного ареста привлекаются, как правило, не имеющие постоянного места работы, а следовательно, и необходимой трудовой квалификации. На данное обстоятельство обращал в свое время внимание А.П. Коренев, отмечая, что расходы, связанные с содержанием лиц, отбывающих данное наказание, значительно превышают те суммы, которые получает государство от выполнения ими работ во время отбытия административного ареста <*>. Результаты изучения практики отбывания рассматриваемого наказания в современных условиях не вызывают малейшего сомнения, что за прошедшие почти сорок лет ничего не изменилось в изучаемом направлении реализации судебных решений. И в-третьих, может быть, самое главное - с принятием Российской Федерации в Совет Европы, а также иные официальные международные организации наша страна признала труд административно арестованных разновидностью осуждаемого в цивилизованных странах наемного труда.

<*> См.: Коренев А.П. Убеждение и принуждение в деятельности советской милиции // Труды Высшей школы МООП РСФСР: Выпуск 11. М., 1965. С. 41.