Мудрый Юрист

Законодательство КНР и пакты о правах человека юй лимэй

Юй Лимэй, аспирантка кафедры международного права Российского университета дружбы народов.

После нескольких десятилетий сравнительно медленного развития в Китайской Народной Республике значительно ускорился экономический рост, и в XXI век страна вошла мощной и влиятельной экономической державой. На фоне быстрого экономического развития успешно претворяются в жизнь демократические преобразования. По мере осуществления политических и экономических реформ в Китае бурное изменение и развитие стало претерпевать и законодательство страны.

С конца 1979 г. по настоящее время КНР переживает законодательный бум, который характеризуется принятием законов, необходимых для ускорения политического и экономического развития страны, проведения демократических преобразований. Центральное место в указанном процессе занимают права человека, признаваемые государством той ценностью, на обеспечение которой должны быть направлены принимаемые законы. При этом страна опирается на положения важнейших международных соглашений в сфере прав человека, включая Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах. Опыт Китая в данном отношении интересен как для России, так и в особенности для развивающихся стран, ряд из которых до сих пор не ратифицировали Пакты о правах человека.

Китайская Народная Республика исходит из того, что реализация основных прав и свобод человека должна сочетаться со специфическими особенностями каждой страны. В силу больших различий в социальном строе, уровне экономического развития, исторических условий и культурных традиций тех или иных стран весьма различно и отношение к правам человека, и подходов к их практической реализации <*>. В Китае также существует специфическое понимание прав человека, вытекающее из исторического опыта и конкретных современных реалий. Важнейшее внимание (наряду с индивидуальными правами) в стране уделяется защите коллективных прав, что обусловлено особенностями исторического и культурного развития, наличием громадного населения и связанных с этой необходимостью постоянного решения крупномасштабных задач. Однако при этом граждане Китая пользуются основными правами и свободами, которые закреплены в Конституции страны и действующем законодательстве.

<*> См. подробнее: Современный Китай и основы модернизации. М., 1998.

За время своего существования в Китайской Народной Республике были приняты четыре Конституции: Конституция 1954 г., Конституция 1975 г., Конституция 1978 г. и ныне действующая Конституция, принятая 4 декабря 1982 г., в которой были закреплены базовые принципы ранее действующих основных законов. Конституция КНР 1982 г. содержит Предисловие и 4 главы: "Общие положения", "Основные права и обязанности граждан", "Государственное устройство", "Государственный флаг, Государственный герб, столица КНР". <*> Во 2 главе Конституции закрепляются принципы равенства граждан Китая перед законом и запрещение дискриминации. Граждане страны наделяются как экономическими, социальными и культурными, так и гражданскими и политическими правами. Конституция КНР обладает высшей юридической силой, а национальное законодательство не должно ей противоречить. Все народы страны, государственные органы, вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны рассматривать выполнение Конституции как основной критерий своей деятельности. <**>

<*> См.: Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
<**> Современный Китай и основы модернизации. М., 1998.

Конституция КНР и законодательство страны закрепляют специфический китайский подход к правам человека, в основе которого - право на существование и развитие. Это означает, что человек имеет право на удовлетворение самых необходимых потребностей в жилье, пище и одежде. Для Китая с миллиардным населением первоочередной задачей является обеспечение всех жителей необходимыми продуктами жизнедеятельности.

Всесторонний прогресс в защите прав человека возможен только при успешном ходе реформ, развития производительных сил и повышения благосостояния всего народа. Ставя в качестве основного право на существование и развитие, КНР стремится обеспечить и другие базовые экономические, социальные, культурные права наряду с гражданскими и политическими свободами. В вопросах соблюдения прав человека такой подход акцентируется на следующем: социальная стабильность рассматривается в качестве его предпосылки; развитие - как ключевое звено; реформа - как движущая сила; законодательство - как гарантия. <*> Придерживаясь этого подхода, Китай за сравнительно короткий период создал правовую систему, обеспечивающую основные права и свободы как всего народа, так и отдельных граждан.

<*> См.: Китай в XX веке: шансы, выводы и перспективы. М., 2000.

КНР придерживается позиции, что вопросы, относящиеся к правам человека, должны быть, главным образом, во внутренней юрисдикции государств и решаться при помощи законодательных, административных и иных внутренних механизмов. Однако за последние годы в стране стала преобладать точка зрения, что в деле обеспечения и защиты прав человека значительную роль играет межгосударственное сотрудничество и соблюдение основополагающих международных соглашений по правам человека <*>. Все это привело к ратификации КНР целого ряда международных конвенций по правам человека.

<*> О развитии международного сотрудничества государств по правам человека см.: Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.

В 2001 г. Китай ратифицировал Пакт об экономических, социальных и культурных правах, а в 1998 г. подписал Пакт о гражданских и политических правах. В настоящее время принимаются меры по приведению национального законодательства и практики его применения в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах и его последующей ратификации. Реализация основных прав и свобод человека в полном объеме является одной из главных задач развития КНР в XXI веке.

Как было отмечено ранее, наибольшее значение Китай придает праву на существование и развитие, решению проблем обеспечения населения жильем, питанием и одеждой. Поэтому неслучайно, что Пакт об экономических, социальных и культурных правах явился одним из первых международных договоров, который ратифицировала эта страна. Согласно стратегии экономического развития, разработанной в Китае после провозглашения политики реформ и открытости, для проведения модернизации страны намечено три этапа. Цели первого этапа (решение проблем питания и других средств жизни) и второго этапа (достижение уровня первоначальной зажиточности) уже в основном реализованы. Заложена материальная база для осуществления цели третьего этапа: к середине XXI века довести среднедушевой показатель ВВП до уровня развитых стран, что будет означать создание зажиточной жизни для населения и наиболее полную реализацию одного из главных положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах (далее - Пакт) - права каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилье, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11).

В КНР принимают последовательные меры и для реализации других социально-экономических и культурных прав, предусмотренных в названном Пакте. Они не только закреплены в Конституции страны и законодательных актах, но и осуществляются на практике. Так, согласно ст. 42 Конституции КНР, "граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство создает условия труда, улучшает охрану труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся".

В стране в настоящее время трудятся на производстве и в сельском хозяйстве свыше 700 млн. человек, а коэффициент безработных составляет всего около 3%. Создана система социальных гарантий трех категорий:

<*> См.: Основы модернизации современного Китая. М., 1998.

В Китае непрерывно повышается уровень жизни, а число бедных ежегодно сокращается на 10 млн. человек. Претворяя в жизнь положения указанного Пакта, КНР исходит из специфических особенностей развития страны. Конституция Китая, защищая брак, семью, материнство и младенчество, обязывает супругов - мужа и жену - "осуществлять планирование семьи" (ст. 49). В городской семье может быть не более одного ребенка. Если родится девочка, то можно иметь еще одного ребенка. В сельской семье разрешено иметь двух детей. При соблюдении этого правила семья получает материальное поощрение от государства, при нарушении - полагается штраф.

Данные меры вызваны высоким уровнем рождаемости и стремлением страны обеспечить каждому достойный уровень жизни. Такое планирование семьи не нарушает положений Пакта, а учитывает специфические особенности развития страны.

КНР серьезно относится к своим международным обязательствам. Поэтому перед тем как ратифицировать тот или иной договор, принимаются меры для приведения законодательства страны в соответствии с его положениями. Именно этим объясняется тот факт, что Китай, подписав Пакт о гражданских и политических правах в 1998 г., пока не ратифицировал его. Одна из причин этого состоит в том, что в КНР еще не запрещена смертная казнь. Согласно Пакту смертную казнь можно применять только "за самые тяжкие преступления в соответствии с законом" (ст. 6). В Китае ежегодно казнят до 3 тыс. осужденных не только за такие тяжкие преступления, как убийства, терроризм и разбой, но и за ненасильственные экономические преступления - мошенничество, кража кредитных карт и др. Такое суровое наказание обусловлено историческими особенностями развития страны и ее законодательства, берущего начало с момента возникновения древнекитайского права. <*>

<*> См.: Россия и Китай: история и современность. М., 2000.

Широкое применение смертной казни в Китае не может скрыть тот факт, что практически все остальные положения Пакта последовательно осуществляются в стране. В Китае запрещены пытки. Более чем 20 из 78 статей "Тюремного Кодекса", вступившего в силу еще в 1994 г., касаются гарантий прав заключенных. Эти статьи запрещают попрание личного достоинства, телесные наказания и пытки, закрепляют право на подачу обжалования приговора и гарантируют другие права. В 1998 г. КНР ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В Китае гарантируются такие права (закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах), как право принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на свободных периодических выборах, право на свободу слова, печати и собраний, личную неприкосновенность и другие.

Ратификация КНР Пакта об экономических, социальных и культурных правах, подписание Пакта о гражданских и политических правах, присоединение ко многим международным конвенциям в сфере прав человека свидетельствуют о том, что в стране постепенно меняется отношение к развитию сотрудничества в данной области. Если первоначально Китай рассматривал вопросы, относящиеся к правам человека, как исключительно свое внутреннее дело, то в 1990-х гг. позиция страны кардинально меняется. КНР начинает сотрудничать с различными органами ООН, контролирующими процесс соблюдения прав человека.

В 1991 г. Китай впервые направил приглашение Специальному докладчику ООН по проблемам религиозной нетерпимости, пригласил Рабочую группу ООН по проблемам произвольного заключения под стражу и Специального докладчика ООН по проблеме пыток. После ратификации Пакта об экономических, социальных и культурных правах КНР направила соответствующему Комитету ООН подробный доклад о принятых в стране мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в указанном Пакте. Этот Комитет при рассмотрении докладов государств выносит в их адрес рекомендации, которые он считает целесообразными. Сотрудничество КНР с Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, а также с другими контрольными органами ООН свидетельствуют о том, что страна больше не рассматривает права человека, как входящие исключительно во внутреннюю юрисдикцию государства.

Совершенно очевидно, что развитие международного сотрудничества КНР с Организацией Объединенных Наций и другими универсальными и региональными учреждениями будет способствовать сближению точек зрения различных государств по вопросам, относящимся к правам человека, и выработке согласованных позиций в данной сфере.