Мудрый Юрист

Некоторые вопросы проведения следственных действий, направленных на обнаружение, фиксацию и изъятие электронных сообщений, переданных посредством мобильных абонентских устройств сотовой связи

Васюков Виталий Федорович, старший преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук, майор полиции.

В статье рассматриваются проблемные вопросы проведения следственных действий, в ходе которых осматриваются и изымаются электронные сообщения, созданные, переданные, полученные посредством мобильных абонентских устройств сотовой связи. Автором приводятся рекомендации проведения осмотра таких устройств, обозначается алгоритм получения сведений у организаций связи. Также анализируются изменения в законодательстве, которые станут применяться правоохранительными органами с 1 июля 2018 года. Предлагаются некоторые корректировки норм, устанавливающих порядок осмотра и выемки сведений, содержащихся в электронных сообщениях.

Ключевые слова: осмотр, выемка, электронное сообщение, абонентские устройства, следователь, расследование, следственное действие, компьютерная информация.

Several Aspects of Investigative Actions Aimed at Detection, Fixation and Caption of Electronic Messages Transmitted Via User Mobile Devices

V.F. Vasyukov

Vasyukov Vitaly F., Senior Lecturer of the Department of Criminalistics and Preliminary Investigation in Internal Affairs Agencies of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Police Major.

The article discusses the problems of carrying out investigative actions, during which inspected and confiscated electronic messages created, transmitted, received by mobile subscriber units in cellular communication. The author gives guidelines for inspection of such devices is indicated by the algorithm information to organizations communication. Also analyzes the changes in the law that will include law enforcement agencies from 1 July 2018. Suggested some corrections of rules establishing the order of inspection and seizure of information contained in electronic messages.

Key words: inspection, seizure, electronic communication, subscriber units, investigator, investigation, investigative action, computer information.

Среди ключевых факторов, имеющих отражение в результате произошедшей информационной революции конца XX века, значится повсеместное распространение коммуникационных сервисов. Системы подвижной связи, долгое время находясь под монопольным контролем ограниченного и довольно специфического круга пользователей, обрели статус общедоступных. Кардинально изменив информационную инфраструктуру общественных институтов, наряду с другими средствами высокоскоростной транспортировки сообщений, а также глобальной сетью Интернет сети связи стали иметь стратегическое значение для государства <1>.

<1> Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 14.

В июле 2016 года был внесен ряд изменений в уголовно-процессуальное законодательство, касающихся установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности <2>. Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ была дополнена норма, устанавливающая ограничительное правило получения информации о содержании электронных сообщений, а также иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи в рамках производства их осмотра или выемки. В частности, ст. 185 УПК РФ была дополнена седьмой частью, которой устанавливается порядок получения сведений, имеющих значение для уголовного дела, из учреждений связи.

<2> Федеральный закон от 06.07.2016 N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" // Российская газета. 2016. 11 июля.

Более тщательное изучение приводимых законодателем формулировок говорит о том, что данная норма затрагивает широкий круг отношений в сфере информационно-коммуникационных технологий, определяющих алгоритмы формирования и передачи сообщений в электронном виде. Соответственно, правовое регулирование таких отношений обеспечивается системой нормативных актов, изучение которых станет насущной необходимостью уполномоченного лица, планирующего произвести осмотр и выемку электронной информации в учреждениях связи.

Так, в соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под термином "электронное сообщение" понимается "информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети" <3>. При этом "информационно-телекоммуникационная сеть" определяется как технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

<3> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

В то же самое время формулировка термина "электросвязь" приводится в п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" в такой интерпретации: всякое "излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам" <4>.

<4> Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

Таким образом, содержание перечисленных дефиниций свидетельствует о том, что по правилу, установленному в ч. 7 ст. 185 УПК РФ, следует осматривать и изымать электронные сообщения, которые были созданы и переданы с помощью любого компьютерного устройства, работающего в информационно-телекоммуникационной сети. Соответственно, к ним логично отнести все мобильные абонентские устройства, с помощью которых передаются:

  1. короткие текстовые сообщения (SMS), под которыми понимаются сообщения, состоящие из букв и (или) символов и предназначенные для передачи по сети телефонной связи <5>, а также мультимедийные сообщения, передаваемые специальной службой MMS, работающей только в сетях сотовой подвижной связи;
<5> Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (ред. от 03.02.2016) (вместе с Правилами оказания услуг телефонной связи) // СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7431.
  1. текстовые и мультимедийные сообщения по электронной почте с помощью интернет-сервисов;
  2. мультимедийные сообщения мессенджеров, отправление и получение которых возможно только после установки программ-приложений для смартфонов.

Если первая группа сообщений может отправляться и быть получена всеми абонентскими устройствами стандарта GSM, вторая группа - мобильными аппаратами с поддержкой сети Интернет, третья - смартфонами с установленной программой-мессенджером (WhatsApp, Viber, Skype, Facebook, Telegram и др.).

Очевидно, что для получения информации о переданном или полученном сообщении следователю необходимо обратиться к источнику такого сообщения, которым, по сути, является абонентское устройство пользователя, где это сообщение было создано, либо к абонентскому устройству, на которое поступило данное сообщение <6>.

<6> Васюков В.Ф., Булыжкин А.В. Изъятие электронных носителей информации при расследовании преступлений: нерешенные проблемы правового регулирования и правоприменения // Российский следователь. 2016. N 6. С. 5.

Для этого в ходе расследования уголовного дела необходимо установить абонентское устройство, на котором может содержаться информация, имеющая значение для уголовного дела. В этих целях проводится следственное действие, предусмотренное ст. 186.1 УПК РФ, а также организуются поисковые действия, инициируются оперативно-технические мероприятия.

При осмотре изъятого абонентского устройства необходимо учитывать специфические свойства хранящейся информации об электронных сообщениях. Так, если короткие текстовые сообщения разделяются на входящие и исходящие, сохраняются в памяти устройства или на модуле SIM, то мультимедийные сообщения в мессенджерах аккумулируются в определенных беседах (чатах) контактных лиц, хранящихся только в памяти устройства либо карте памяти. При этом в беседах могут быть помещены фотографии, видео-, аудиофайлы.

В случае успешного изъятия абонентского устройства, представляющего значение для уголовного дела, в описательной части протокола осмотра указываются тип устройства, его модель, идентификационная информация, внешние атрибуты и особенности конструкции корпуса. После внешнего осмотра устройства без извлечения носителей информации (модуля(ей) SIM, карты памяти) в протоколе указывается путь к электронным сообщениям, например: "меню - значок "сообщения" - перечень сообщений - входящее сообщение от абонента с номером 8111111111, сохраненного под именем "Иван". После этого в протоколе указываются время получения/отправления сообщения, его дословное содержание. При описании сообщений, сохраненных в чатах мессенджеров, следует обращать внимание на геопозиционные данные устройства, которые фиксируются в электронном сообщении в момент его отправления посредством специальных сервисов. В этом случае описывается информация, полученная с помощью такого сервиса, например: "...при нажатии графического значка-стрелки, расположенного в правом нижнем углу текстового сообщения, на экране смартфона отобразилась карта интернет-сервиса GoogleMap с указанием, что это сообщение было отправлено пользователем, который находился в этот момент по адресу: г. Энск, ул. Энская, д. 15...".

При осмотре видео-, аудиозаписей, помещенных в чатах, необходимо также указывать тип расширения файла, время создания, изменения, продолжительность, а также содержание записи, например: "...при воспроизведении видеозаписи с помощью программы-приложения VLC media player на экране смартфона было установлено, что на видеозаписи изображена городская улица, по которой в неизвестном направлении идет девушка европейской внешности, на вид 20 - 25 лет, со светлыми длинными прямыми волосами, одетая в джинсовую куртку, темную юбку и темные туфли. Далее на 1 мин. 32 сек. при просмотре видеозаписи было установлено, что к девушке со спины подошел мужчина 30 - 35 лет с короткой стрижкой (лицо не просматривается), одетый в спортивный костюм, светлые кроссовки, который резким движением вырвал у девушки из левой руки предмет, похожий на мобильный телефон, после чего запись прерывается...".

В случае отсутствия информации о нахождении мобильного абонентского устройства, на котором могут содержаться электронные сообщения, имеющие значение для уголовного дела, следователь в соответствии с ч. 7 ст. 185 УПК РФ и ст. 186.1 УПК РФ затребует информацию у организаций (учреждений) связи о факте направления и (или) получения таких сообщений, а также их содержании <7>.

<7> Васюков В. Некоторые вопросы истребования информации о пользователях сотовой связи при расследовании грабежей и разбоев, совершаемых на открытой местности // Закон и право. 2009. N 3. С. 77.

Операторы сотовой подвижной связи могут предоставить только статистические биллинговые данные о входящих и (или) исходящих коротких текстовых сообщениях SMS и мультимедийных сообщениях службы MMS. Для получения детализации соединений абонента с указанием таких сообщений следователь получает судебное решение на производство следственного действия, предусмотренного ст. 186.1 УПК РФ, после чего запрашивает у операторов сотовой связи информацию по факту получения и (или) передачи сообщения конкретным абонентом. В случае проявления активности абонентом в конкретной сети сотовой подвижной связи следователю предоставляются сведения в табличной форме, где указываются абонентский номер, с которого было направлено (или получено) сообщение, идентификационный номер абонентского устройства - IMEI-номер, идентификационный номер модуля SIM, адрес и номер базовой станции, номер контактного лица. В соответствии с ч. 5 ст. 186.1 УПК РФ следователь должен осмотреть представленные оператором документы, о чем составить протокол с указанием только той части информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу. Далее эти документы приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность (ч. 6).

При необходимости получения информации о содержании электронных сообщений, направленных/полученных посредством приложений-мессенджеров, почтовых интернет-сервисов, сотрудником органов предварительного расследования до настоящего времени направлялись запросы организациям-владельцам в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 21 УПК РФ. Изучение следственной практики позволило сделать вывод о том, что зачастую организациями - представителями компаний, зарегистрированных в иностранных государствах, под различными предлогами какая-либо информация не предоставляется органам предварительного расследования. Это может во многом осложнить процесс раскрытия преступления, при подготовке и реализации которого подозреваемым велась электронная переписка с жертвой и (или) со своими подельниками.

В этой связи достаточно своевременными стали принятые меры законодательного воздействия на операторов связи, которые с 1 июля 2018 года обязаны сохранять <8>:

<8> Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" // СЗ РФ. 2016. N 28. Ст. 4558.
  1. информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услуг связи - в течение трех лет;
  2. текстовые сообщения пользователей услуг связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услуг связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

Также вносятся дополнения в ст. 185 УПК РФ, которыми устанавливается порядок получения таких сведений. Согласно ч. 7 ст. 185 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка. Толкование данной нормы в контексте содержания всей статьи дает основание полагать, что законодателем имеются в виду сообщения, которые находятся в ведении организации, то есть находятся в определенном хранилище данных оператора связи. Соответственно, основываясь на положениях ч. ч. 1 - 6 ст. 185 УПК РФ, следователь, получив решение суда, должен прибыть в соответствующее учреждение связи, провести осмотр компьютерного оборудования, с помощью которого возможно получить доступ к хранилищу данных, изготовить копию данных, представляющих интерес для расследования, изъять их на бумажном или электронном носителе.

Указанная несложная на первый взгляд процедура при ее реализации на практике может сопровождаться определенными трудностями. Так, например, остается открытым вопрос о том, может ли быть наложен арест на электронную переписку, осуществляемую с анонимизированных абонентских номеров. Представляется, что нет, так как для наложения ареста следователь должен составить постановление о возбуждении ходатайства перед судом о его осуществлении, в котором в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться (п. 1 ч. 3 ст. 185 УПК РФ).

Положения ч. 5 ст. 185 УПК РФ предоставляют право следователю "вызвать" специалиста, который в нашем случае должен обладать знаниями в сфере информационно-коммуникационных технологий. Считаем целесообразным в таких условиях привлекать сотрудников - операторов компьютерного оборудования организаций связи для необходимой выборки электронных сообщений. В случае осмотра больших по объему электронных сообщений следователю целесообразно сделать их копии на заранее подготовленном электронном носителе информации, коим может стать оптический диск либо флеш-накопитель.

Обращение к содержанию ч. 7 ст. 185 УПК РФ позволяет говорить о возможности выемки электронных сообщений. Между тем электронные сообщения, как и любую другую компьютерную информацию, невозможно технически изъять полностью из одного места и переместить в другое. В трактовке изъятия электронных сообщений корректно говорить только о копировании компьютерной информации и изъятии документов в электронном виде.

Обращает на себя внимание отсутствие указания термина "электронные сообщения" в ч. 1 ст. 185 УПК РФ, согласно которой может быть наложен арест только на предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, содержащиеся соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях. Представляется, что в этой формулировке законодатель все электронные сообщения относит к группе "сведения, содержащиеся в других почтово-телеграфных отправлениях". Между тем согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" под почтовыми отправлениями понимаются адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры <9>. Понятие "телеграмма" определяется как текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи <10>. Как мы видим, рассматриваемые понятия по своей правовой природе не соотносятся с термином "электронные сообщения" в контексте одной и той же процедуры, обозначенной законодателем в ст. 185 УПК РФ. В этом контексте небезосновательной считаем позицию А.Л. Осипенко, согласно которой закрепленный процессуальным законодательством порядок взаимодействия следствия с учреждением связи при наложении ареста на почтово-телеграфные отправления абсолютно неприменим к возможным мероприятиям с участием операторов связи по аресту сообщений электронной почты <11>.

<9> Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
<10> Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1557.
<11> Осипенко А.Л. Особенности расследования сетевых компьютерных преступлений // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 124.

Не исключено, что отсутствие последовательного изложения порядка получения сведений, содержащихся в электронных сообщениях, может негативно отразиться на практике применения исследуемых норм, реализация которых начнется с 1 июля 2018 года. В связи с этим предлагаем дополнить перечень объектов, указанных в ч. 5 ст. 185 УПК РФ, термином "электронные сообщения", а также дать в ч. 7 ст. 185 УПК РФ формулировку в следующей интерпретации: "...следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и копирование".

Литература

  1. Васюков В. Некоторые вопросы истребования информации о пользователях сотовой связи при расследовании грабежей и разбоев, совершаемых на открытой местности // Закон и право. 2009. N 3. С. 77 - 78.
  2. Васюков В.Ф., Булыжкин А.В. Изъятие электронных носителей информации при расследовании преступлений: нерешенные проблемы правового регулирования и правоприменения // Российский следователь. 2016. N 6. С. 3 - 8.
  3. Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. 462 с.
  4. Осипенко А.Л. Особенности расследования сетевых компьютерных преступлений // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 121 - 126.