Мудрый Юрист

Система контроля качества и безопасности хассп уже должна быть введена

Одним из механизмов создания единого экономического пространства на территории стран Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) является унификация и гармонизация правовых норм стран - членов Союза. Этот процесс жизненно необходим для построения единой инфраструктуры в рамках Союза, для проведения согласованной единой налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, для обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ от 12.12.1993 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым законодательство, принятое в рамках ЕврАзЭС, становится не только неотъемлемой частью российской правовой системы, но и имеет приоритетное значение.

Создание единого экономического пространства осуществляется путем перехода с законодательства стран-участниц на единые нормы права. Единые нормы права могут отличаться от внутригосударственных правил страны участника Союза. При такой ситуации на производителя возлагается обязанность следить за соответствием выпускаемой продукции не только внутригосударственному законодательству, но и нормам права Таможенного союза.

Нормы законодательства Таможенного союза распространяются на всех стран - участниц ЕврАзЭС без ограничений, в том числе если продукция распространяется на территории страны-производителя и не предназначена на экспорт.

Техническое регулирование безопасности пищевых продуктов и санитарного соответствия процессов их производства с 15 февраля 2015 года регулируется ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции <1> (далее - ТР ТС 021/2011).

<1> Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".

В части 2 и 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 указано, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points). Это концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:

  1. выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
  2. выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
  3. определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
  4. проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
  5. проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
  6. обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
  7. соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
  8. содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
  9. выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции;
  10. выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
  11. ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
  12. прослеживаемость пищевой продукции.

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (статья 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Органы Роспотребнадзора при проведении проверок соблюдения санитарного законодательства в обязательном порядке следят за надлежащим выполнением производителем пищевой продукции обязанностей по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП.

В соответствии со статьей 11 ТР ТС 021/2011, изготовитель должен вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции:

  1. перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции;
  2. перечень критических контрольных точек (далее - ККТ) процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить опасные факторы;
  3. предельные значения параметров, контролируемых в ККТ;
  4. порядок мониторинга ККТ процесса производства (изготовления);
  5. установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, от установленных предельных значений;
  6. периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям ТРТС на отдельные виды пищевой продукции;
  7. периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
  8. меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.

Введение ХАССП обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. Особое внимание уделено критическим контрольным точкам, в этих точках риски для потребителя могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня.

ХАССП - это самоконтроль производителя. Процедуры ХАССП надо отличать от сертификации и лицензирования, т.к. контроль ведется постоянно, а не по отдельным поводам или периодам времени. Кроме того, Роспотребнадзор проверяет не наличие документации, а ее внедрение в производственные процессы. Наличие сертификата, руководства по безопасности, системы менеджмента не является основанием для прекращения проверки. Перечень документации и порядок проведения проверки соответствия предприятия требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности пищевой продукции представлен в утвержденных Методических рекомендациях Роспотребнадзора МР 5.1.00980-14 от 18.12.2014 "Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП".

Важно отметить, что ХАССП отличается от ГОСТов: требования ГОСТа касаются лишь конечного результата - соответствует ли он заявленным критериям. ХАССП предъявляет требования к тому, чтобы все процессы производства проходили без сбоев и нарушений. Процедуры ХАССП надо отличать и от сертификации и лицензирования, т.к. контроль ведется постоянно, а не по отдельным поводам или периодам времени. Обязанность внедрить принципы ХАССП распространяется на всех изготовителей пищевой продукции. В число таких производителей пищевой продукции входят не только собственно пищевые производства (например, мясокомбинаты, молокозаводы, и другие крупные товаропроизводители), но и субъекты, предоставляющие пищевую продукцию конечным производителям (например, столовые, пищеблоки столовых, школ, детских садов и т.д.).

На уровне арбитражных судов <2> и судов общей юрисдикции уже накоплена достаточная база судебных решений о привлечении к ответственности юридических лиц за отсутствии введенной системы ХАССП. Так, решением Свердловского областного суда от 14.06.2016 по делу N 72-860/2016 привлечен к ответственности детский сад. Постановлением Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 308-АД15-10368 по делу N А15-2948/2014 признано законным привлечение к ответственности производителя алкогольной продукции. Апелляционным определением Липецкого областного суда от 09.11.2015 по делу N 33-3091/2015 признано законным привлечение к ответственности пищевого комбината, занимающегося производством масла.

<2> Постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.03.2016 N Ф04-516/2016 по делу N А27-17561/2015; Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2015 по делу N А13-4006/2015; Постановление арбитражного суда Центрального округа от 09.06.2016 N Ф10-1437/2016 по делу N А48-6808/2015.

Таким образом, система контроля качества ХАССП должна быть уже введена. В противном случае органы Роспотребнадзора привлекут виновное лицо к ответственности по статье 14.43 КоАП РФ, а также выдадут предписание об устранении выявленных нарушений путем введения такой системы.

Суды, разбирая такие дела, не признают малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) административным правонарушением факт отсутствия введенных процедур ХАССП, даже в том случае, если отсутствуют негативные последствия для потребителя. Если все-таки в отношении организации ведется административное производство по данному факту, то необходимо бороться за назначение наиболее меньшего наказания, т.к. Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П статья 14.43 КоАП РФ признана частично не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции. И тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания <3>.

<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19,15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики".