Мудрый Юрист

Право на образование в конституциях и законодательстве зарубежных стран

Козырин Александр Николаевич - профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований, заведующий кафедрой финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В работе с помощью сравнительно-правового метода раскрывается содержание ключевого института современного образовательного права - права на образование, под которым понимается субъективное право, гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня. Проанализированы конституционные и законодательные основы права на образование по законодательству зарубежных государств.

Ключевые слова: образовательное право, право на образование, конституционные основы права на образование, законодательное закрепление права на образование, гарантии права на образование.

В зарубежных странах право на образование закрепляется на конституционном уровне и образует предмет законодательного регулирования, результатом которого становится формирование самостоятельной отрасли образовательного законодательства.

Нормы, фиксирующие право на образование, появились еще в самых первых конституциях - "старых" конституциях "первой волны", принятых в конце XVIII века. Так, в Конституции Франции 1791 г. (раздел первый "Основные положения, обеспеченные конституцией") закреплено: "Будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей...".

В принятой в 1787 г. Конституции США не содержится упоминание о праве на образование. Однако это не означает, что сфера образования не регламентируется в США на конституционном уровне. В соответствии с принципом остаточной компетенции <1> правовое регулирование образования относится к полномочиям субъектов федерации (поскольку сама Конституция США права на образование не урегулировала и не запретила штатам осуществлять правотворчество по этим вопросам). Так, в Конституции штата Нью-Йорк в статье IX "Образование" закреплено: "Законодательный орган штата обязан организовать и поддерживать систему учреждений бесплатного общего образования, в которых имели бы возможность обучаться все дети штата".

<1> Поправка X к Конституции гласит: "Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией федерации и пользование которыми не запрещено отдельным штатам, остаются за штатами или за населением".

В конституциях, принятых после Второй мировой войны, социальные права, в том числе право на образование, регламентируются более подробно. В Конституции Японии, например, закрепляется: "Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом. Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно".

Пример подробной регламентации права на образование на конституционном уровне содержится в Основном законе ФРГ. В ст. 7 этого конституционного акта определены основополагающие принципы образовательного права Германии, в том числе:

Право на образование может закрепляться на конституционном уровне через установление запрета на лишение такого права: "Никто не должен быть лишен права на обучение и образование" (ст. 42 Конституции Турции 1982 г.).

Заслуживает внимания пример регулирования права на образование, который содержится в Конституции КНР 1982 г. В ней право на образование закрепляется, во-первых, в связи с особой миссией государства как гаранта права на образование (ст. 19) и, во-вторых, в связи с установлением конституционного статуса личности (ст. 46).

Характеризуя основы государственного строя, Конституция КНР выделяет просветительскую и воспитательную функции китайского государства (ст. 19), которые состоят в том, что государство:

<2> Современный литературный китайский язык.

Определяя основные права и обязанности граждан, Конституция КНР (ст. 46) возлагает на государство обязанность по обеспечению "всестороннего нравственного, умственного и физического развития молодежи, подростков и детей". Она содержит пример того, как право на образование закрепляется одновременно и как право граждан, и как их конституционная обязанность: "Граждане Китайской Народной Республики имеют право на образование и обязаны учиться". Отметим, что закрепление образования одновременно и как конституционного права, и как конституционной обязанности граждан свойственно очень немногим конституциям, как правило, социалистических государств. Кроме Конституции КНР, подобную норму можно встретить, например, в Конституции Вьетнама 1992 г.: "Граждане имеют право и обязаны получать образование" (ст. 59).

В конституции могут закрепляться принципы образования, которые задают направление развития образовательного права. За примером обратимся к Конституции Бразилии 1988 г. (ст. 206): "Образование предоставляется на основе следующих принципов:

  1. равенство условий при поступлении в школу и посещении школьных занятий;
  2. свобода обучения, преподавания, проведения исследований и распространения идей, мастерства и знаний;
  3. плюрализм педагогических идей и концепций и сосуществование публичных и частных образовательных учреждений;
  4. бесплатность публичного образования в государственных учреждениях;
  5. уважительное отношение к профессии преподавателя <...>;
  6. демократическое управление в публичных учреждениях образования в соответствии с предписаниями закона;
  7. гарантия стандартов качества".

Несмотря на многообразие подходов к закреплению права на образование на конституционном уровне в зарубежных странах, можно выделить ряд общих черт и наметившихся подходов.

  1. Конституция, закрепляя право на образование, определяет, какие уровни образования граждане могут получить бесплатно в государственных образовательных учреждениях и какой уровень образования для граждан является обязательным:
  1. Конституции ряда зарубежных государств (прежде всего стран Западной Европы) вместе с правом на образование закрепляют также свободу обучения, академические свободы и академические автономии, отражающие идеологический плюрализм западного общества:

Академические свободы могут ограничиваться путем включения в соответствующую конституционную норму закрытого (исчерпывающего) перечня видов деятельности, которыми вправе заниматься образовательные учреждения, а также путем определения условий для преподавания некоторых учебных дисциплин. Примеры таких ограничений можно встретить, как правило, в конституциях развивающихся государств: "<...> Обучение, образование, исследование и изучение - единственные действия, которыми должны заниматься в образовательных учреждениях. Этим видам деятельности не должны чиниться препятствия никаким способом. Никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учреждениях. Иностранные языки, которые необходимо преподавать в образовательных учреждениях, и правила, которым нужно следовать при обучении в школах с изучением иностранных языков, определяются законом <...>" (ст. 42 Конституции Турции 1982 г.).

  1. Конституционные положения об образовании не могут обойти вопрос об отношении образования к распространенным в обществе идеологическим и религиозным концепциям и течениям. В конституции может закрепляться принцип нейтральности образования, как это сделано, например, в Конституции Бельгии 1994 г.: "Сообщество организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся. Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали" (ст. 24).

В конституциях многих развивающихся стран, напротив, закрепляется религиозный или идеологический характер образования. Так, например, Конституция Турции 1982 г., провозглашая свободу обучения и образования, вместе с тем закрепляет: "Обучение и образование проводятся на основе принципов и реформ Ататюрка, на основе современной науки и методов образования под надзором и контролем со стороны государства. Не могут создаваться образовательные учреждения, нарушающие эти положения" (ст. 42).

Еще более ярко идеологический вектор при закреплении права на образование выражен в конституциях социалистических государств: "Претворяя в жизнь принципы социалистической педагогики, государство воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися во имя общества и народа, людьми нового чучхейского <3> склада, которые гармонично сочетают в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" (ст. 43 Конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.).

<3> Чучхе - северокорейская идеология построения социалистического государства, а затем и коммунистического общества, основанная на национально-культурных особенностях корейского народа. Разработана Ким Ир Сеном, руководившим КНДР в 1948 - 1994 гг., с целью изолировать КНДР от влияния сталинизма и маоизма.
  1. Право на образование может закрепляться вместе с провозглашением свободы выбора форм и способов получения образования. Один из примеров тому можно найти в действующей Конституции Люксембурга 1868 г.: "Каждый люксембуржец свободен в получении образования в Великом герцогстве или за границей и в посещении университетов по своему выбору..." (ст. 23).
  2. Субъектами конституционного права на образование становятся, как правило, все граждане, независимо от их пола и возраста. Например, в Конституции Турции 1982 г. субъекты права на образование определены следующим образом: "Начальное образование для всех граждан мужского и женского пола в государственных школах обязательно и бесплатно" (ст. 42).

В некоторых конституциях закрепление права на образование может дифференцироваться в зависимости от характеристик субъекта права (например, возраста или пола): "Все имеют право на образование. Это право гарантировано широкой сетью бесплатных школ, полуинтернатов и интернатов и предоставлением стипендий при всех видах и на всех уровнях обучения, а также бесплатностью учебного материала, предоставляемого каждому ребенку и молодому человеку независимо от материального положения его семьи; возможностью учиться в соответствии со своими способностями, требованиями общества и потребностями социально-экономического развития. Взрослым мужчинам и женщинам это право обеспечивается на таких же условиях бесплатности и со специальными льготами, регулируемыми законом, через систему образования для взрослых, посредством профессионально-технического обучения, повышения трудовой квалификации на предприятиях и в государственных учреждениях и курсов высшего образования для работающих" (ст. 50 Конституции Кубы 1976 г.).

Значительно реже встречаются примеры того, когда субъектный состав конституционного права на образование сужается и ограничивается, например, только детьми (преамбула Конституции Камеруна 1996 г. и т.д.).

  1. Конституционное право на образование тесно переплетается с другими конституционными правами граждан, такими как право на пользование достижениями культуры, проведение научных исследований, занятие спортом и развитие физической культуры и др. В Конституции Швейцарии 1999 г. статьи, посвященные спорту и культуре, содержат положения, которые непосредственно касаются соответствующих направлений образования: "Союз поощряет спорт, особенно спортивную подготовку. Он управляет спортивными школами. Он может издавать предписания о молодежном спорте и объявлять обязательным обучение спорту в школах" (ст. 68); "В сфере культуры компетентны кантоны. Союз может поддерживать культурные устремления, представляющие общешвейцарский интерес, а также содействовать искусству и музыке, особенно в сфере профессиональной подготовки" (ст. 69). А вот как тесно оказались переплетены в Конституции Кубы 1976 г. право на физическую культуру и спорт и право на образование: "Все имеют право на физическое воспитание, занятия спортом и развлечения. Пользование этим правом гарантировано включением в учебные планы Национальной системы образования обучения физической культуре и спорту и практических занятий ими, широким развертыванием обучения и предоставлением в распоряжение народа средств, способствующих массовым занятиям спортом, и организацией развлечений" (ст. 51).
  2. Право на образование сопрягается с конституционными обязанностями государства и родителей по обеспечению условий его реализации.

В зарубежных конституциях наряду с правом каждого на образование закрепляется обязанность родителей воспитывать и обучать своих детей: "Родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака. В случае недееспособности родителей закон определяет тех, на кого будут возложены их обязанности..." (ст. 30 Конституции Италии 1947 г.). Если родители по каким-то причинам не могут исполнить эту конституционную обязанность, она возлагается на государство: "Если родители не в состоянии обеспечить образование своих детей или если дети являются сиротами или они покинуты родителями, их образование и содержание осуществляются за государственный счет" (ст. 71 Конституции Исландии 1944 г.).

Пример возложения обязанности по реализации права на образование одновременно на государство и семью можно встретить в Конституции Бразилии 1988 г.: "Образование - право всех и обязанность государства и семьи; оно осуществляется и поощряется в сотрудничестве с обществом с целью полного развития личности, ее подготовки к обладанию гражданством и получению квалификации для трудовой деятельности".

  1. На конституционном уровне могут быть установлены особые предписания, касающиеся права на образование, предоставляемого отдельным категориям граждан - одаренным детям, малоимущим, инвалидам и т.п.:
  1. На конституционном уровне может быть закреплено распределение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере образования между федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями. Так, например, в Конституции Швейцарии 1999 г. закреплено, что кантоны (субъекты Швейцарской Конфедерации) "компетентны в отношении школьного дела" (ст. 62), а союзные (федеральные) власти "издают предписания о профессиональном образовании" (ст. 63).
  2. Право на образование в конституции должно быть гарантировано государством. В противном случае оно превращается в декларативную фикцию. В конституциях, как правило, закрепляется особая миссия государства по предоставлению и осуществлению гарантий права на образование, а также особая роль государства в осуществлении контроля и надзора за тем, как реализуется право на образование.

Так, в Преамбуле Конституции Франции 1946 г. (нормы действуют наряду с Конституцией 1958 г.) организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней провозглашена долгом государства.

Пример подробного закрепления государственных гарантий права на образование содержит Конституция Бразилии 1988 г. (ст. 208): "Государство выполняет свои обязанности в отношении образования, гарантируя:

  1. основное образование, обязательное и бесплатное, включая предоставление бесплатного образования тем лицам, которые не смогли его получить в надлежащем возрасте;
  2. прогрессивное распространение бесплатности среднего образования;
  3. специализированный прием для лиц, имеющих физические и психические недостатки, преимущественно в рамках обычной школьной системы;
  4. обучение детей с шестилетнего возраста в дневных общественных центрах и дошкольных учреждениях;
  5. доступ на более высокие уровни обучения, исследований и художественного образования в соответствии со способностями каждого;
  6. предоставление регулярного обучения в вечернее время, отвечающего потребностям учеников;
  7. оказание поддержки ученикам, получающим основное образование, посредством дополнительных программ школьного материала, предоставления транспорта, питания и санитарной помощи".

Отметим также, что Конституция Бразилии закрепляет доступ к обязательному и бесплатному обучению "субъективным публичным правом" и устанавливает ответственность за "непредоставление органами государственной власти обязательного образования или нерегулярное его предоставление".

Эффективной гарантией права на образование становится закрепление в конституции фиксированного минимального уровня государственных расходов (как правило, в процентах к ВВП), ежегодно выделяемых на образование в соответствии с бюджетным законом (например, ст. 19 Конституции Египта 2014 г.).

Совсем иначе государственные гарантии права на образование закреплены в Конституции Ирана 1979 г.: "Правительство обязано предоставлять каждому возможность бесплатно получить среднее образование и расширять возможности получения высшего образования настолько, насколько позволят собственные силы страны" (ст. 30). В этом примере гарантии реализации права на высшее образование сформулированы неконкретно и представляют собой скорее норму-целеполагание, отражающую общую устремленность Иранского государства предоставить гражданам право на получение высшего образования.

  1. Принятые во второй половине XX - начале XXI вв. конституции, как правило, закрепляют цели и задачи образования:

Для более поздних конституций характерно уделение вопросам образования самого пристального внимания. Проблематике образования посвящается не одна, а, как правило, несколько статей основного закона страны: в Конституции Афганистана 2004 г. и в Конституции Швейцарии 1999 г. - по четыре статьи, в Конституции Египта 2014 г. - семь статей, а в Конституции Бразилии 1988 г. - целых десять статей.

В поздних конституциях могут закрепляться общие положения, связанные с образованием взрослых, и т.д. (например, ст. 67 Конституции Швейцарии 1999 г.).

  1. Если для экономически развитых стран борьба с неграмотностью перестала быть актуальным ориентиром социальной политики, то в отношении многих развивающихся стран она по-прежнему остается одной из важных государственных задач, закрепленных на конституционном уровне:

Конституционные нормы, закрепляющие право на образование, касаются, как правило, основ образовательного права и регламентируют наиболее важные элементы этого субъективного права. В то же время в некоторых конституциях, принятых в последние годы и отражающих концепцию социального государства, можно встретить примеры особой детализации правового регулирования образовательных отношений, излишней для конституционного акта. Так, например, в Конституции Швейцарии 1999 г. (ст. 62) определена дата начала учебного года в школах ("учебный год начинается между серединой августа и серединой сентября"); в Конституции Греции 1975 г. (ст. 16) профессора высших учебных заведений наделяются статусом государственных чиновников, там же установлен возрастной ценз, по достижении которого они автоматически уходят в отставку, и т.д.

Однако, как бы детально ни прописывались в конституции нормы, закрепляющие право на образование, реализовать конституционные предписания в XXI веке с его высокими социальными стандартами, бурным развитием научно-технического прогресса, академических контактов и гуманитарных связей невозможно без развитого национального (внутреннего) законодательства об образовании.

На основе конституционных норм об образовании принимается один или несколько законодательных актов об образовании, в ряде государств - кодифицированный акт (кодекс об образовании), вокруг которых формируется целая отрасль законодательства - образовательное законодательство. В нем, помимо закрепления содержания права на образование, устанавливаются также гарантии его реализации.

Одним из образцов подробного закрепления права на образование на законодательном уровне является Кодекс образования Франции. "Образование есть первый национальный приоритет", - определено в статье L.111-1 этого Кодекса. И далее: "Право на образование гарантировано каждому с тем, чтобы позволить ему развивать свою личность, повышать уровень начальной и непрерывной подготовки, включаться в общественную и профессиональную жизнь. Исполнять свое гражданское предназначение <...>. Приобретение общей культуры и признанной квалификации обеспечено всем молодым людям, каково бы ни было их общественное, культурное и географическое происхождение".

Содержание права на образование дифференцируется законодателем в зависимости от получаемого уровня образования:

Особые гарантии в связи с закреплением права на образование предоставляются детям и подросткам с физическими и умственными отклонениями: "Дети и подростки с физическими и умственными отклонениями получают образование в обязательном порядке. Они исполняют эту обязанность, получая обычное образование или вместо него специальное образование, определяемое в зависимости от особых потребностей каждого из них департаментской комиссией специального образования", ст. L.112-1).

Законодатель определяет цели и основные параметры получаемого гражданами образования:

Закрепляя право на образование, законодатель устанавливает требование непрерывности образования: "Непрерывное образование есть национальная обязанность. Оно имеет целью обеспечить человеку во все периоды его жизни подготовку и развитие, позволить ему приобрести знания и совокупность интеллектуальных умений и трудовых навыков, которые послужат его совершенствованию в культурном, экономическом и социальном плане" (ст. L.122-5).

Закрепляются основополагающие принципы, в соответствии с которыми предоставляется право на образование, - обязательность школьного образования, бесплатность публичного школьного образования, светский характер публичного образования и свобода образования.

Принцип обязательности школьного образования предполагает, что "обучение обязательно для детей обоего пола, французских и иностранных граждан, в возрасте от шести до шестнадцати лет" (ст. L.131-1), "обязательное обучение может быть дано в образовательных учреждениях, публичных или частных, либо в семье, либо любым другим лицом по выбору родителей" (ст. L.131-2). Лицами, ответственными за исполнение требования обязательного школьного образования, являются родители, опекуны или те, кто имеет ребенка на своем иждивении или занимается ребенком по просьбе его родителей, опекуна или компетентного органа, или "обладающие постоянной фактической ответственностью за ребенка" (ст. L.131-4). Нарушение обязанностей, вытекающих из требования обязательности школьного образования, влечет за собой применение к виновному мер уголовной ответственности (к физическим лицам - штраф и тюремное заключение сроком до шести месяцев).

В ряде зарубежных стран право на образование закрепляется сразу в нескольких законодательных актах в соответствии с предметами их регулирования. В Китае, например, такими актами являются Закон КНР "Об образовании" 1995 г., Закон КНР "Об обязательном образовании" 1986 г. и Закон КНР "О высшем образовании" 1998 г.

В Законе КНР "Об образовании" право на образование закреплено применительно ко всем уровням образования. "Все граждане независимо от этнической принадлежности, происхождения, пола, возраста, рода занятий, имущественного статуса и вероисповедания в соответствии с законом пользуются равными образовательными возможностями", - установлено в ст. 9 этого Закона.

Гарантируя всеобщий характер права на образование, государство:

Для Китая, как и для других многонациональных государств, важной и чувствительной проблемой в связи с закреплением прав на образование становится выбор языка обучения. "Основным языком обучения в школах и других учебных заведениях, - закреплено в ст. 12 Закона "Об образовании", - является письменный и устный китайский (ханьский) язык. В школах и образовательных учреждениях, где обучающиеся и студенты этнических меньшинств составляют большинство, обучение и воспитание осуществляются на языке наиболее многочисленной этнической группы или на языке общего пользования всех обучающихся в данном учреждении национальных меньшинств".

В Законе КНР "Об обязательном образовании" 1986 г. содержание права на образование уточняется применительно к данному уровню образования <4>: "Каждый ребенок без различия пола, национальности и вероисповедания по достижении шестилетнего возраста поступает в школу и получает обязательное образование в соответствии со своим возрастом. В районах, где еще не созданы необходимые условия, возраст поступления в школу может быть установлен с семи лет" (ст. 5).

<4> В соответствии со ст. 2 Закона КНР "Об обязательном образовании" 1988 г. государство осуществляет обязательное девятилетнее образование.

Иначе формулируется право на образование в Законе КНР "О высшем образовании" 1998 г.: "Граждане в соответствии с законом пользуются правом на получение высшего образования. Государство принимает меры, чтобы учащиеся из национальных меньшинств и нуждающиеся студенты получили высшее образование. Высшие учебные заведения обязаны принимать учащихся-инвалидов, которые удовлетворяют требованиям, содержащимся в установленных государством правилах приема. Не подлежат отказу в приеме инвалиды в силу их ограниченных возможностей" (ст. 9). Учащиеся высших учебных заведений должны вносить плату за обучение. Студенты из малообеспеченных семей вправе подать заявление на получение материальной помощи или на снижение платы за обучение, включая полное освобождение от оплаты обучения в университете (ст. 54).

При этом на всех уровнях образования реализация права на образование отличается ярко выраженной идеологической окраской:

В последнее время при закреплении права на образование законодатель ставит акцент на получение качественного образования. В Испании, например, закон, в котором подробно регламентировано право каждого на образование, так и называется - Закон "О качестве образования" 2002 г. В статье 2 этого Закона закрепляется, что "все учащиеся имеют право на получение полноценной образовательной подготовки, которая бы служила всестороннему развитию личности обучающегося". Право на получение образовательной подготовки дополняется:

В реализации права на получение достойного и качественного образования все должны обладать равными возможностями. Правовой гарантией этого становится норма, в соответствии с которой "все учащиеся имеют право на получение помощи и поддержки, компенсирующих неблагоприятные условия личного, семейного, экономического, социального и культурного свойства, особенно в том, что касается нужд образования и что затрудняет доступ к системе обучения и пребывания в ней". Экономической (материальной гарантией) реализации права на достойное образование становится обязанность государства выделять местным органам власти необходимые на эти цели финансовые средства: "В целях соблюдения прав граждан на получение качественного образования государственные власти обязаны предпринимать меры и выделять необходимые ресурсы на то, чтобы лица, находящиеся в неблагополучных социальных условиях, могли приобретать образование и профессиональную подготовку того или иного уровня. Для этого государство заключает с автономными сообществами необходимые соглашения".

Право на образование в испанском законодательстве дифференцируется в зависимости от принадлежности обучающихся к определенным группам:

Особое место в испанском образовательном законодательстве занимает институт непрерывного образования, предоставляющий гражданам возможность обучаться на протяжении всей жизни, приобретать, обновлять или расширять знания и навыки для личных или профессиональных целей. Обучение взрослых, как это закреплено в ст. 52 Закона "О качестве образования", имеет следующие цели:

а) "давать возможность приобретать и расширять знания и навыки, облегчая доступ взрослых к различным уровням образования;

б) предоставлять социально неблагополучным категориям населения специальные программы и учебные курсы;

в) создавать условия для повышения квалификации и переквалификации;

г) способствовать активному участию населения в социальной, культурной, политической и экономической жизни страны".

Государственные органы по управлению образованием должны уделять особое внимание тем категориям граждан, которые по тем или иным причинам не завершили курс базового обучения. Обязательное обучение должно распространяться на лиц, находящихся в местах лишения свободы или в больницах. Разрабатываются образовательные программы для взрослых по изучению государственного языка, а для взрослых-иммигрантов - программы по освоению базовых элементов культуры страны пребывания. Для организации системы обучения взрослых органы по управлению образованием заключают договоры с местными органами власти, университетами и иными образовательными учреждениями.

Обращение к образовательному законодательству ФРГ дает нам интересный пример подхода к индивидуальным гарантиям права на образование. В этих целях был принят Федеральный закон "Об индивидуальной помощи в получении образования" 2001 г., в котором определены основания и виды предоставляемого государством содействия, организация и процедуры оказания помощи обучающимся.

Так, например, государство возлагает на себя ответственность по оказанию содействия учащимся общеобразовательных школ, профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений в случае:

Получателями государственного содействия могут стать также учащиеся, находящиеся в тяжелом материальном положении, лица, обучающиеся за границей, практиканты, проходящие практику вдали от их места жительства, и т.д.

Законодательство уточняет все случаи, при которых те или иные категории учащихся имеют право на получение помощи от государства. Так, например, в соответствии с § 5 Закона "Об индивидуальной помощи в получении образования" содействие оказывается учащимся, постоянно проживающим на территории ФРГ, при обучении за границей, если обучение осуществляется в рамках международного сотрудничества по единой программе поочередно в немецком и зарубежном учебном заведении или после минимум одного года обучения в немецком учебном заведении обучение продолжается в учебном заведении государства - члена Европейского союза.

Формы государственного содействия могут быть различными - материальные пособия, субсидии, компенсация взносов учащихся за страхование на случай болезни и т.д. Для организации процесса предоставления обучающимся индивидуальной помощи в субъектах федерации создаются земельные ведомства по содействию получения образования.

Образовательное законодательство ФРГ содержит также подробное закрепление академических свобод, которые, как правило, сопровождают нормы, устанавливающие право на образование.

В Законе Баварии "О высшем образовании" 1993 г. академические свободы представлены (ст. 3) в виде:

<5> Свобода исследований в полной мере применима в отношении занятий искусством и художественных проектов.

Нормы, содержащиеся в законодательных актах об образовании, развивают и дополняют конституционные положения, предоставляющие гражданам право на образование. В то же время как бы детально законодатель ни урегулировал субъективные права граждан в сфере образования, обязательно потребуется принятие органами исполнительной власти подзаконных актов (by-laws, actes reglementaires), в которых будут развиваться и детализироваться законодательные нормы применительно к определенным (более конкретным, частным) ситуациям в сфере образования. При этом принцип законности не будет нарушен, если возможность делегирования (передачи) полномочий от законодательных органов к органам исполнительной власти (органам управления образованием) будет предусмотрена в законодательных актах, в которых будут определены объем делегированных полномочий и порядок их реализации.

Библиографический список

  1. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А. Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. 2011. N 4. С. 50 - 54.
  2. Козырин А.Н. Образование и право на образование // Реформы и право. 2015. N 2.
  3. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. М., 2007. 432 с.
  4. Handbook of comparative higher education law / Ed. by Charles J. Russo. N.Y., 2013. 393 p.