Мудрый Юрист

Конституция как источник уголовного права в зарубежных странах

Малиновский Алексей Александрович, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук.

В статье анализируются роль и значение конституции в сфере уголовно-правового регулирования общественных отношений в зарубежных странах. Особое внимание уделяется месту конституции в иерархии источников уголовного права, сравниваются различные подходы к решению данного вопроса.

Ключевые слова: конституция, источники уголовного права, уголовно-правовое регулирование.

Constitution as a Source of Criminal Law in Foreign Countries

A.A. Malinovsky

Malinovsky Aleksey A., Head of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law.

The article analyzes the role and importance of the constitution in the field of legal regulation of social relations in foreign countries. Particular attention is paid to the place of the Constitution in the hierarchy of sources of criminal law, compared the different approaches to this issue.

Key words: constitution, sources of criminal law, criminal law regulation.

В большинстве отечественных учебников по уголовному праву России параграф, посвященный конституции как источнику уголовного права, отсутствует <1>. Во многих современных монографиях и диссертациях данному вопросу также практически не уделяется внимание. Лишь в некоторых работах роль конституционного регулирования уголовно-правовой сферы является предметом исследования <2>.

<1> В этой связи весьма интересен тот факт, что в учебниках по уголовно-процессуальному праву анализируемый вопрос описан детально и обстоятельно. См., например: Курс уголовного процесса: Учебник / Отв. ред. Л.В. Головко. М., 2016.
<2> См., например: Коняхин В. Конституция как источник общей части уголовного права // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 14.09.2016).

Вопрос о признании конституции в качестве источника уголовного права в иностранной юридической доктрине не является дискуссионным. Некоторые зарубежные учебники и монографии начинаются именно с описания роли конституции в сфере уголовно-правового регулирования <3>.

<3> См., например: Фристер Г. Уголовное право Германии. Общая часть. Москва - Берлин, 2013; Constitutional Limitations on the Criminal Law. URL: https://highered.mheducation.com/sites/dl/free/.../Chapter_2.pdf_.

В любом случае знакомство с зарубежным уголовным правом с научно-исследовательской или практической целью всегда полезно начинать с изучения зарубежных конституций. Это необходимо для выявления первоисточников конкретной уголовно-правовой системы и понимания природы уголовно-правовых запретов. Так, согласно ст. 4 Конституции Исламской Республики Иран (1979 г.) все гражданские, уголовные и другие законы должны быть основаны на исламских нормах. Эта статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм. В соответствии со ст. 3 Конституции Афганистана ни один закон не может противоречить убеждениям и положениям священной религии Ислама. Вполне очевидно, что в данном случае конституция в мусульманской правовой системе выступает связующим звеном между первоисточниками права (Кораном, Сунной) и уголовным законом. При этом Коран, выражаясь юридическим языком, имеет верховенство над уголовным кодексом.

В конституциях, как правило, содержатся положения об основах правовой системы конкретной страны. На основании ст. 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Таким образом, данная норма ориентирует нас на то, что судебные прецеденты высших судов (в том числе и по уголовным делам) являются полноценными источниками уголовного права. Влияние норм международного права на национальное уголовное право также надо учитывать при осуществлении исследования.

Согласно ст. 1 Конституции КНР Китайская Народная Республика является социалистическим государством народно-демократической диктатуры под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян. Социалистическая система является базовой системой Китайской Народной Республики. Ни одна организация или частное лицо не имеют права подрывать социалистическое государство. Предписания данной статьи необходимы исследователю для понимания природы охраняемых законом общественных отношений. Это позволяет выявить китайскую специфику категории "общественная опасность деяния", которая детерминирована социалистическими ценностями и главенством коммунистической партии.

Конституции подавляющего большинства стран мира обязательно содержат уголовно-правовые нормы принципиального характера. При этом, как отмечает В.Н. Додонов, можно выделить конституционные нормы и принципы, имеющие непосредственное уголовно-правовое значение, и предписания, которые опосредованно определяют смысл и содержание уголовного законодательства. Так, большинство конституций мира содержат норму, провозглашающую принцип "Nullum crimen sine lege". Иногда также конституционно закрепляется принцип "Nullum poena sine lege". Кроме того, многие конституции содержат нормы о привлечении к ответственности только на основании писаных законов, запрещении обратной силы уголовных законов, запрете повторного осуждения и наказания, праве убежища и выдаче уголовных преступников, различных видах уголовных наказаний, об амнистии и помиловании, об отдельных преступлениях (чаще всего о государственной измене) <4>.

<4> См.: Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 88.

В большинстве конституционных актов зарубежных государств основы уголовного права регламентированы достаточно подробно. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (которая считается составной частью Конституции Франции) впервые были закреплены основополагающие принципы уголовного права:

  1. равенство граждан перед законом ("закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает" - ст. 6);
  2. недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основании закона ("никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанных им формах" - ст. 7);
  3. законодательный запрет общественно вредных действий ("закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества" - ст. 5);
  4. наказуемость деяний устанавливается только законом;
  5. гуманизм уголовного наказания, экономия мер уголовной репрессии ("закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые" - ст. 8);
  6. недопустимость обратного действия уголовного закона ("никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного" - ст. 8).

Данные принципы впоследствии были заимствованы законодателями других государств и нашли свое юридическое закрепление в конституциях и уголовных кодексах практически всех стран мира, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Конституция Французской Республики (1958 г.) также содержит нормы уголовного права: никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66); закон устанавливает нормы, касающиеся определения преступлений, деликтов и мер наказания за них, уголовного судопроизводства, амнистии (ст. 34); Президент Республики осуществляет право помилования (ст. 17); Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, если эти действия в момент их совершения квалифицировались как преступления или деликты. Высокая палата связана определением преступлений и деликтов, а также установленными за них наказаниями, которые содержатся в уголовных законах, действовавших на момент совершения данных деяний (ст. 68).

Основной Закон ФРГ (1949 г.) закрепляет ряд уголовно-правовых принципов, среди которых: недопустимость обратного действия уголовного закона (ст. 103/2 устанавливает, что деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения); недопустимость многократного наказания за одно и то же деяние (ст. 103/3). Статья 74 Основного Закона предписывает, что уголовное право относится к сфере конкурирующей законодательной компетенции. Поэтому в качестве источников уголовного права ФРГ необходимо рассматривать и уголовные законы земель. Согласно ст. 102 Основного Закона смертная казнь в Германии отменена.

Конституция США (1787 г.) также содержит нормы уголовно-правового характера. К ним относятся: разд. 3 ст. 1, регулирующий вопросы привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц; разд. 8 ст. 1, предписывающий, что Конгресс имеет право устанавливать наказание за подделку государственных ценных бумаг и монет, определять и карать морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в море; разд. 9 ст. 1, запрещающий принимать билли об опале (законодательные акты, объявляющие определенное лицо виновным в тяжком преступлении без судебного разбирательства и предусматривающие смертную казнь) и законы ex post facto (законы, имеющие обратную силу); разд. 2 ст. 2, предоставляющий Президенту право отсрочки исполнения приговоров, а также помилования за преступления, совершенные против США, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента; разд. 3 ст. 3, содержащий дефиницию государственной измены, под которой понимается ведение войны против США, присоединение к их врагам, оказание им помощи и услуг; разд. 2 ст. 4, устанавливающий, что лицо, обвиненное в каком-либо штате в измене, фелонии или ином преступлении, скрывающееся от правосудия и обнаруженное в другом штате, подлежит выдаче по требованию исполнительной власти штата, из которого оно бежало, для препровождения в штат, в юрисдикцию которого входит это преступление.

Билль о правах (1791 г.) содержит важнейшие уголовно-правовые предписания, в частности: никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление (ст. 5); уголовный закон должен заранее устанавливать сферу своего действия (ст. 6); не должны взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания (ст. 8); подневольные работы применяются лишь в качестве наказания за преступление (ст. 13); ни один штат не должен лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без законного судебного разбирательства и не может отказать лицу, подчиненному его власти, в равной для всех защите закона (ст. 14).

Понимание роли Конституции США в уголовно-правовом регулировании невозможно без анализа соответствующих прецедентов, решающих вопрос о конституционности конкретного института уголовного права. Именно прецеденты превращают застарелые правовые нормы, не соответствующие современным реалиям, в "живую" конституцию.

Фактически действующая ("живая") Конституция США, пишет О.А. Жидков, представляет собой прежде всего синтез конституционного текста с целой серией судебных прецедентов, выстроенных в виде конституционных доктрин, дающих Основному Закону, трудно поддающемуся формальным изменениям, необходимые для социального маневра гибкость и динамизм <5>.

<5> См.: Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993. С. 16.

Однако прецеденты не только восполняют пробелы в конституционном регулировании уголовных правоотношений, но и содержат примеры расширительного толкования конституционных норм применительно к каждому конкретному случаю <6>.

<6> См. подробнее: Берлявский Л.Г. Концепция "живой конституции" в Соединенных Штатах Америки // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 14.09.2016).

Проиллюстрируем сказанное наиболее известными американскими прецедентами. Так, по делу Gregg v. Georgia (1976 г.) было установлено, что применение смертной казни не противоречит Конституции США, которая запрещает жестокие и необычные наказания. Согласно прецеденту Roe v. Wade (1973 г.) аборт на ранних сроках беременности не считается убийством (лишением жизни ребенка), а поэтому уголовная ответственность за прерывание беременности на ранних сроках неконституционна. В соответствии с эпохальным решением Texas v. Johnson (1989 г.) не считается преступлением сожжение американского флага, если данное деяние является способом выражения свободы мысли (которая гарантирована 1-й поправкой к Конституции США). На основании решения по делу Austin v. US (1991 г.) не допускается конфискация имущества, разоряющая преступника (поскольку 8-я поправка к Конституции запрещает назначение чрезмерно высоких штрафов).

Вопросы конституционности норм уголовного права актуальны не только для стран англо-американской правовой семьи. Интересным объектом исследования может являться конкретное решение конституционного суда зарубежного государства о признании не соответствующими конституции какого-либо уголовно-правового института или конкретной статьи уголовного кодекса. Так, Федеральный Конституционный Суд ФРГ вынес решение о признании ст. 43a УК ФРГ ("Имущественный штраф") не соответствующей п. 2 ст. 103 Основного Закона ФРГ, поскольку законодатель не урегулировал в УК ФРГ данный вопрос. В УК установлен только вид наказания (штраф), но не его минимальный и максимальный размеры <7>.

<7> См. подробнее: Малиновский А.А. Сравнительное уголовное право: Учебник. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 346 - 348.

Степень детализации конституционного регламентирования уголовно-правовых отношений в различных государствах имеет как сходные, так и отличительные черты. Общим является то, что во многих конституциях закреплены общие принципы уголовного права, а также наиболее важные правила привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц.

В некоторых конституциях отдельные вопросы наказуемости деяний урегулированы "излишне" подробно, что не характерно для основополагающих правовых актов. Так, согласно Конституции Италии наказания не могут состоять в мерах, противных гуманным чувствам, и должны быть направлены на перевоспитание осужденного. В конституциях португалоязычных и отдельных испаноязычных стран закреплен запрет пожизненного заключения как вида наказания. Основные Законы Болгарии, Бразилии, Гватемалы, Гондураса, Парагвая, Польши, Руанды, Того, Эквадора, Эфиопии устанавливают случаи неприменения срока давности. Эпизодически в конституциях встречаются и другие нормы уголовно-правового характера, например, закрепляются право на необходимую оборону (Парагвай, Португалия), принцип пропорциональности наказания (Кипр), принцип индивидуализации наказания (Португалия) <8>.

<8> См. подробнее: Додонов В.Н. Указ. соч. С. 88 - 89.

В федеративных государствах (например, в США), в которых уголовное законодательство не относится к исключительному ведению федерации, конституции субъектов федерации не только провозглашают наиболее важные уголовно-правовые принципы, но и детально регулируют некоторые вопросы наказуемости преступных деяний. Так, в соответствии с Конституцией штата Аризона смертная казнь приводится в исполнение с использованием удушающего газа. Однако такой подход является скорее исключением, чем правилом.

В Англии конституция как единый законодательный акт отсутствует. Однако это не означает, что изучение английского уголовного права надо начинать сразу с уголовных законов. Важным объектом исследования является законодательство, которое юрист романо-германской правовой семьи назвал бы конституционным, т.е. устанавливающим базовые принципы правового регулирования. К примеру, весьма познавательным будет анализ Закона о правах человека 1998 г. Данный акт регламентирует вопросы применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод английскими судами, в том числе и в уголовно-правовой сфере. В нем также содержатся правила толкования национальных правовых норм с учетом решений Европейского суда по правам человека <9>.

<9> См.: Human Rights Act 1998. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/42/data.pdf>.

В целом конституция как источник уголовного права устанавливает:

  1. систему источников национального уголовного права (общефедеральные кодексы, уголовное законодательство субъектов федерации, подзаконные акты, судебную практику, религиозные источники уголовного права);
  2. охраняемую систему общественных ценностей (права и свободы человека и гражданина, господствующую религиозную или политическую идеологию, основы нравственности и т.д.);
  3. общеправовые принципы права (законность, равенство граждан перед законом и судом и т.д.), которые должны быть детализированы и конкретизированы в уголовном законодательстве;
  4. основные принципы уголовного права (справедливость, гуманизм и др.);
  5. отсылку к общепризнанным принципам и нормам международного права, действующим в уголовно-правовой сфере.

В заключение отметим, что изучение конституционного регулирования уголовно-правовой сферы является важным этапом юридического познания. Вполне очевидно, что именно с него и надо начинать исследование как отечественного, так и зарубежного уголовного права.

Литература

  1. Берлявский Л.Г. Концепция "живой конституции" в Соединенных Штатах Америки // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. М.: Юрлитинформ, 2009.
  3. Коняхин В. Конституция как источник общей части уголовного права // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Курс уголовного процесса: Учебник / Отв. ред. Л.В. Головко. М., 2016.
  5. Малиновский А.А. Сравнительное уголовное право: Учебник. М.: Юрлитинформ, 2014.
  6. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.
  7. Фристер Г. Уголовное право Германии. Общая часть. Москва - Берлин, 2013.
  8. Human Rights Act 1998. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/42/data.pdf>.