Мудрый Юрист

Новый таможенный кодекс и интеллектуальная собственность

В.И. Еременко, начальник отдела права Евразийского патентного ведомства, доктор юридических наук.

С 1 января 2004 г. введен в действие новый Таможенный кодекс, принятый 28 мая 2003 г. <*>. Необходимость принятия уже второго Кодекса в постсоветской истории России обусловлена тем обстоятельством, что законодательство в сфере таможенного дела было достаточно громоздким - помимо Таможенного кодекса 1993 г. оно состояло из Закона РФ "О таможенном тарифе" и большого количества ведомственных нормативных актов.

<*> СЗ РФ. 2003. N 22. С. 2066.

Включение в Таможенный кодекс положений об интеллектуальной собственности - одно из важнейших нововведений российского таможенного законодательства. Тем самым преодолено еще одно препятствие на многострадальных переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации. В целом нормы Кодекса, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, которым посвящена гл. 38 ("Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров"), состоящая из восьми статей, соответствуют положениям разд. 4 ("Особые требования в отношении пограничных мер") части III Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС).

В статье 393 ТК РФ определены основания приостановления выпуска товаров в свободное обращение. Так, согласно п. 1 таможенные органы (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, каковым является Государственный таможенный комитет РФ, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации - региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки и знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель). Предусмотренные гл. 38 ТК РФ меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Исходя из анализа приведенного пункта, приходим к выводу, что таможенные органы осуществляют приостановление выпуска таких товаров только по заявлению правообладателя. Следовательно, Россия не инкорпорировала в свое законодательство факультативную норму ст. 58 Соглашения ТРИПС о действии компетентных органов по приостановлению выпуска товаров ex officio, т.е. по собственной инициативе.

Обращает на себя внимание, что помимо минимального стандарта в отношении перечня объектов интеллектуальной собственности, по которым предусмотрено приостановление выпуска товаров в обращение таможенными органами в соответствии со ст. 51 Соглашения ТРИПС - авторские права и права на товарный знак <*>, в п. 1 ст. 393 ТК РФ указано право на пользование наименованием места происхождения товара. Вместе с тем Россия не воспользовалась возможностью закрепить в своем таможенном законодательстве приостановление выпуска товаров, связанного с нарушениями иных прав интеллектуальной собственности - на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, что факультативно предусмотрено в ст. 51 Соглашения.

<*> Надо заметить, что в Соглашении ТРИПС термин "авторские права" используется в широком смысле, ибо он включает и смежные права. То же касается и термина "товарный знак", который включает и знак обслуживания.

Кроме того, в силу ст. 51 Соглашения страны-члены могут предусмотреть соответствующие меры по приостановлению таможенными органами выпуска со своей территории контрафактных товаров, предназначенных для экспорта. В рассматриваемом п. 1 ст. 393 используется термин "перемещение" товаров через таможенную границу. Согласно ст. 11 ТК РФ, посвященной определению основных понятий, перемещение через таможенную границу товаров означает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с ее территории товаров любым способом (подп. 7). Следовательно, в России тоже предусмотрено приостановление выпуска товаров, предназначенных для экспорта.

В пункте 2 ст. 393 закреплено, что принимаемые таможенными органами меры не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с российским законодательством.

В отношении некоторых товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не могут применяться меры, связанные с приостановлением их выпуска.

Такие меры согласно ст. 400 ТК РФ не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если эти товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Следовательно, статьей допускается изъятие из практики мер, связанных с приостановкой выпуска товаров, применительно к незначительным количествам товаров некоммерческого характера.

В статье 394 определены порядок подачи правообладателем заявления о принятии мер и процедура рассмотрения такого заявления.

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу предположительно контрафактных товаров или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в ГТК России заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Причем такое заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.

В заявлении должны содержаться сведения:

К заявлению должны прилагаться:

документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (например, свидетельство, договор о передаче исключительных прав, в том числе лицензионный договор);

доверенность, если заявление подается представителем;

обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен в связи с приостановлением выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товара или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ. Таким лицом в силу ст. 16 может быть российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена, либо (если перемещение товаров осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом) лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации; иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с Гражданским кодексом и (или) с Таможенным кодексом Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Кроме того, правообладатель (его представитель) вправе приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением предполагаемого факта нарушения его прав.

В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в ГТК России.

Процедура рассмотрения указанного заявления заключается в следующем.

Таможенный комитет рассматривает заявление в месячный срок со дня его поступления и принимает решение о принятии соответствующих мер или об отказе в их принятии.

В целях проверки достоверности представленных правообладателем или его представителем сведений ГТК России вправе запрашивать у третьих лиц и у государственных органов документы, подтверждающие заявленные требования. Указанные лица обязаны в течение десяти дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. Кроме того, комитет может продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев.

Решение об отказе принимается в случае представления правообладателем (его представителем) недостоверных сведений, а также при несоблюдении им требования, установленного п. 2 ст. 395 ТК РФ. Правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной форме о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия.

Порядок подачи заявления и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяет ГТК России.

В статье 395 предусмотрено ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых ГТК России принял решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Такой реестр ведет Таможенный комитет, и он же обеспечивает опубликование в своих официальных изданиях перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр. Плата за включение в реестр объектов интеллектуальной собственности не взимается.

Объект интеллектуальной собственности вносится в реестр при наличии условий, закрепленных в п. 2 рассматриваемой статьи. Так, правообладатель должен обеспечить исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту и другим лицам, указанным в п. 4 ст. 394 ТК РФ, способами, установленными российским гражданским законодательством (в основном с помощью банковской гарантии, залога, поручительства). Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу названных лиц. Сумма обеспечения обязательства или страховая сумма не может быть менее 500 тыс. руб.

Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя (его представителя), но не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр (ст. 396 ТК РФ). Этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя (его представителя) при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 394 и п. 2 ст. 395 ТК РФ (порядок подачи и рассмотрения заявления правообладателя; обеспечение исполнения обязательства правообладателя при включении объекта интеллектуальной собственности в реестр). Однако в общей сложности срок не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.

В статье 397 регламентирована процедура приостановления выпуска товаров. Как указано, общий срок, в течение которого таможенные органы могут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может превышать пяти лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. От этого срока необходимо отличать конкретный срок приостановления выпуска товаров, т.е. продолжительность приостановления. Так, если при таможенном оформлении и контроле таможенный орган выявил товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на десять рабочих дней. Если правообладатель (его представитель) обратился за защитой своих прав в уполномоченные органы, то по его мотивированному запросу этот срок может быть продлен, но не более чем еще на десять рабочих дней. Соответствующее решение (о приостановлении выпуска товаров, о продлении срока такого приостановления) принимается начальником таможенного органа (его заместителем) в письменной форме.

Затем таможенный орган незамедлительно (не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров) должен уведомить декларанта и правообладателя (его представителя) о таком приостановлении, причинах и его сроке, сообщить им наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес друг друга.

Правообладатель, инициируя в ГТК России приостановление выпуска товаров, рискует понести гражданско-правовую ответственность за имущественный вред, который будет причинен декларанту, собственнику, получателю товара или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, если в установленном порядке не будет определено, что товары, включая их упаковку и этикетку, являются контрафактными.

Положения ст. 398 ("Предоставление информации. Взятие проб и образцов") играют важную роль, поскольку направлены на предотвращение как необоснованного приостановления выпуска товаров, так и ввоза контрафактных товаров на территорию России. Правообладатель и декларант (их представители) с письменного разрешения таможенного органа могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

Наряду с этим по запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган вправе предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав. Такая информация считается конфиденциальной и подлежит охране в установленном законом порядке.

В статье 399 предусмотрены случаи отмены решения о приостановлении выпуска товаров. Различают два вида отмены решения: до истечения срока приостановления выпуска товаров и по истечении срока приостановления выпуска товаров.

В первом случае решение о приостановлении подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии следующих оснований:

правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об этом;

объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.

Во втором случае решение подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, если до истечения указанного срока от уполномоченного органа не будет получено решение об изъятии товаров, о наложении ареста на них либо об их конфискации.

Отменяет решение о приостановлении выпуска товаров начальник таможенного органа, принявший такое решение (его заместитель), в письменной форме, после чего выпуск товаров осуществляется в установленном Таможенным кодексом порядке.

В заключение следует сказать, что предусмотренные гл. 38 ТК РФ меры по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны соблюдаться при перемещении товаров через границу России, позволят правообладателям эффективнее бороться за отстаивание своих имущественных интересов.