Мудрый Юрист

О криминализации нарушений при пользовании маломерными судами на водных объектах

Хромова Наталия Михайловна, юрист.

В статье Н.М. Хромовой рассмотрен вопрос, не получивший широкого освещения в науке, - привлечение судоводителей маломерных судов к уголовной ответственности. Анализируются как нормы действующего уголовного законодательства, так и законопроектные инициативы в части установления уголовной ответственности за нарушения при пользовании маломерными судами на водных объектах.

Ключевые слова: маломерное судно, транспортные преступления, причинение смерти по неосторожности.

В соответствии с Постановлением Волгоградской областной Думы от 27 апреля 2016 г. N 30/1869 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <1> в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 1067376-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за нарушения при пользовании маломерными судами на водных объектах)", направленный на совершенствование законодательного регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах <2>. Волгоградская областная Дума уже предлагала ряд подобных законопроектов <3>, однако в Государственную Думу они внесены не были.

<1> Текст представлен на официальном сайте Волгоградской областной Думы http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakonodatelnye-inicziativy/vneseny-v-gosudarstvennuyu-dumu-fs-rf/19035-postanovlenie-volgogradskoy-oblastnoy-dumy-301869-ot-27042016-g.html (дата обращения 21.10.2016).
<2> http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1067376-6&02 (дата обращения: 21.10.2016).
<3> Постановлениями Волгоградской областной Думы от 2 июня 2015 г. N 16/914, от 14 октября 2015 г. N 21/1373 в Правительство РФ и Верховный Суд РФ были направлены проекты федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" и "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakonodatelnye-inicziativy/napravleny-na-zaklyuchenie-v-pravitelstvo-rf/16389-postanovlenie-volgogradskoy-oblastnoy-dumy-16914-ot-02062015-g.html; http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakonodatelnye-inicziativy/napravleny-na-zaklyuchenie-v-pravitelstvo-rf/17286-postanovlenie-volgogradskoy-oblastnoy-dumy-211373-ot-14102015-g.html (дата обращения: 21.10.2016)).

Ответственность судоводителей маломерных судов предусмотрена в уголовном законодательстве некоторых государств - членов Евразийского экономического союза. Наиболее близким к законопроекту по конструкции уголовно-правовых норм является подход белорусского законодателя. В частности, в зависимости от вида общественно опасных последствий в частях 1 - 5 ст. 316 "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов" Уголовного кодекса Республики Беларусь <4> установлены различные виды и пределы санкций, применяемых за нарушение лицом, управляющим маломерным судном, правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов. Так, если указанное деяние повлекло причинение менее тяжкого телесного повреждения, оно наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. В случае причинения в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов смерти по неосторожности либо тяжкого телесного повреждения виновное лицо подлежит наказанию в виде исправительных работ на срок до двух лет или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью или без него. Более строгое наказание - лишение свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового - установлено для судоводителей, если совершенное ими деяние повлекло причинение смерти по неосторожности двум и более лицам. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов лицом, управляющим маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, влечет лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если же деяние судоводителя, находящегося в состоянии алкогольного или иного опьянения, повлекло смерть по неосторожности двух и более лиц, ему грозит лишение свободы от четырех до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

<4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 15 октября 1999 г. N 76, 2/50.

В отличие от белорусского уголовного законодательства в статье 358 Уголовного кодекса Республики Казахстан <5> предусмотрена лишь ответственность за управление маломерным судном лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, либо передача управления таким судном лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, а равно допуск к управлению таким судном лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, совершенный должностным лицом или собственником либо владельцем этого судна. Это деяние влечет наказание в виде штрафа в размере до 500 месячных расчетных показателей (МРП) или исправительных работ в том же размере, либо привлечения к общественным работам на срок до 300 часов, либо ареста на срок до 90 суток с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. Дифференцированный подход к наказанию применяется в зависимости от общественно опасных последствий, причиненных водителем маломерного судна: 1) причинение перечисленными деяниями средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до 1 тыс. МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; 2) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека - штрафом в размере до 3 тыс. МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет; 3) в случае наступления по неосторожности смерти человека - лишением свободы на срок от пяти до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет; 4) при наступлении по неосторожности смерти двум или более лицам - лишением свободы на срок от семи до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

<5> Казахстанская правда. 2014. 9 июля.

Как видно из приведенных законодательных положений, в странах ЕАЭС существует уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации судов, однако в настоящее время УК РФ не содержит подобных норм.

Итак, разработанным Волгоградской областной Думой проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить УК РФ новой статьей 264.2 "Нарушение Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации", в соответствии с которой к уголовной ответственности будут привлекаться судоводители (за исключением лиц, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанных соблюдать эти правила, а также лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности), нарушившие Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации <6>, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, "актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися обращениями граждан с жалобами в отношении судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов. Основной причиной обращений является грубое нарушение судоводителями Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, пренебрежение ими безопасностью окружающих и создание аварийно-опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан". Однако Правительством РФ и Верховным Судом РФ указанный проект федерального закона поддержан не был <7>.

<6> Утверждены Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 г. N 502.
<7> См.: официальный отзыв Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 8835п-П4 на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"; официальный отзыв Верховного Суда РФ от 2 июля 2015 г. N 3-ВС-4090/15 на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1067376-6&02 (дата обращения: 21.10.2016).

Попробуем разобраться в предлагаемых изменениях.

Начнем с того, что под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12 (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Аналогичные нормы содержатся в статье 7 Кодекса торгового мореплавания РФ и в примечании к статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Между тем в Правилах плавания по внутренним водным путям Российской Федерации <8> дается более широкое понятие маломерного судна - это самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов). Вместе с тем в настоящее время однозначного толкования длины судна и его массы, предусмотренных КТМ РФ и КВВТ РФ, нет. Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России как органом, уполномоченным Правительством РФ на классификацию и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, под длиной маломерного судна понимается "наибольшая длина корпуса судна", а под массой маломерного судна - "масса укомплектованного судна" <9>.

<8> Утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 14 октября 2002 г. N 129.
<9> См.: письмо МЧС России от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 "О маломерных судах" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Выделим основные типы маломерных судов <10>:

<10> http://gimsyaroslavl.narod.ru/test/kls/kls.htm (дата обращения: 21.10.2016).

По характеру движения маломерные суда в основном классифицируются на:

По типу двигателя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем <11>. Кроме того, маломерные суда имеют следующие технические средства - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации маломерного судна, управления маломерным судном и его оборудованием (ст. 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС N 026/2012 "О безопасности маломерных судов", утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов").

<11> Там же.

Таким образом, мы приходим к выводу, что маломерные суда с уверенностью можно отнести к технически сложному оборудованию, способному нанести серьезные повреждения и смерть, а следовательно они является источником повышенной опасности.

Необходимо отметить, что для управления маломерным судном также требуются и специальные познания. Так, в пункте 1 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации устанавливается единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяющийся на принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда, несамоходные суда и иные суда. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил "к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами".

В пункте 1.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <12> установлено, что для управления маломерными судами следует пройти аттестацию на право управления маломерными судами, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами. По результатам такой аттестации лицу выдается документ, удостоверяющий право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях (удостоверение на право управления маломерным судном) (п. 1.5). Такое удостоверение действительно на маломерных судах, имеющих право плавания под Государственным флагом РФ, при использовании этих судов в некоммерческих целях.

<12> Утверждены Приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. N 262.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 ст. 14 КВВТ РФ на маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: 1) судовой билет, который удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом РФ, право собственности на судно, годность судна к плаванию <13>, и 2) список членов экипажа судна (судовая роль) - основной документ, содержащий требуемые государственными властями сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна <14>.

<13> См.: пункт 15 Приказа МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
<14> См.: пункт 2.6 Конвенции по облегчению международного морского судоходства (FAL) (заключена в Лондоне 9 апреля 1965 г.); пункт 2 Правил ведения судовой роли, утв. Приказом Минтранса России от 2 мая 2012 г. N 122.

Таким образом, судоводители маломерных судов обладают специальными правами, документами и навыками по управлению маломерными судами.

Итак, вместе с получением удостоверения на право управления маломерным судном у судоводителя возникает обязанность выполнять требования не только Правил пользования маломерными судами, но и Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г., обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды (п. 11 Правил пользования маломерными судами). Однако безопасность движения маломерных судов в первую очередь регулируется Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации. Эти правила регламентируют движение судов на внутренних водных судоходных и несудоходных путях Российской Федерации, незнание которых, а также их игнорирование часто приводит к аварийным ситуациям <15> и гибели людей.

<15> Алексеев А.В., Алексеева Д.А. Правила пользования маломерными судами и правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (с комментариями для судоводителей маломерных судов в районах плавания "ВП/ВВП"). Ярославль, 2008. С. 7.

Например, в 2015 г. в Володарском районе Астраханской области Ф.М.М. по неосторожности причинил смерть двум и более лицам. 26 сентября 2015 г. в период времени с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. Ф.М.М., управляя маломерным судном, вышел по реке. В этот же день Ф.М.М. в нарушение пунктов 5, 15 - 17, 23 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, а также пункта 133, согласно которому "судно на участке с двухсторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), - придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади, пункта 136, согласно которому, "если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами", а также пункта 162, согласно которому "судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, предписывающими знаками или обозначена на карте, должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного волнения", Ф.М.М., продолжая движение по каналу, не осуществляя должного визуального и слухового наблюдения за обстановкой на воде, двигаясь с небезопасной скоростью, которая не позволяла ему в случае возникновения опасности немедленно остановиться, не предпринимая действий на предотвращение непосредственно угрожаемой опасности, которые должен был выполнять в любых условиях и во всех случаях при движении по водным путям, подошел к участку водоема - узкой и мелководной протоке, расположенной в раскатной части участка Каспийского моря Володарского района Астраханской области, имеющей с обеих сторон русла густые заросли камыша. В указанных условиях видимость существенно ограниченна, а движение на высокоскоростном судне создает явную и реальную опасность для жизни других участников движения. Действуя небрежно, не предвидя движение по встречному курсу моторной лодки под управлением А.Р.Р., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был это предвидеть, не снижая скорость, не обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами, Ф.М.М. совершил маневр, а именно осуществил резкий левый поворот на протоке в сторону левой кромки протоки, в результате чего маломерное судно под управлением Ф.М.М. в результате неосторожных действий в нарушение вышеуказанных Правил оказалось на стороне движения моторной лодки под управлением А.Р.Р., в которой также находились С. и Ш., двигающейся встречным курсом по правой по ходу полосе движения. Произошло столкновение на полосе движения моторной лодки под управлением А.Р.Р., что привело к смерти С. и Ш. Смерть С. наступила от грубого разрушения головы - черепа и головного мозга, оболочек головного мозга, ушибленных и рвано-ушибленных ран на голове; смерть Ш. наступила в результате сочетанной тупой травмы головы, туловища, верхних и нижних конечностей <16>.

<16> См.: приговор Володарского районного суда Астраханской области по делу от 6 июля 2016 г. N 1-100/2016 // https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=b54751f4784d7f7a7ba560741d82a1a6&shard=%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName=court_document_documentext1_tag&from=p (дата обращения: 21.10.2016).

Приведем еще один пример. Яхта "Ольга" <17> опрокинулась в ночь на 20 июня 2016 г. на Иртыше в районе СНТ "Заря-3". На борту было семь человек: рулевой В.О. и шестеро его приятелей. Все пассажиры по какой-то причине скопились на одном борту, и судно потеряло устойчивость, в результате чего оно перевернулось и затонуло. Пять человек, включая В.О., добрались до берега вплавь, а двое - И.О. и Д.М. - погибли. Их тела всплыли спустя несколько дней после крушения яхты, причем довольно далеко от места трагедии: в те дни течение реки было весьма сильным. По версии следствия, В.О. взял на борт лишнего пассажира (предельная вместимость яхты составляла шесть человек), не обеспечил друзей спасательными жилетами и "допустил неконтролируемое перемещение всех пассажиров на левый борт яхты". Ленинский районный суд вынес приговор В.О., которого обвиняли в причинении смерти по неосторожности двум его товарищам <18> (ч. 3 ст. 109 УК РФ).

<17> Парусно-моторное судно.
<18> http://www.om1.ru/news/society/94518/ (дата обращения: 21.10.2016).

Приведенные примеры являются случаями опасной эксплуатации маломерных судов.

Между тем, как указывалось ранее, в пункте 11 Правил пользования маломерными судами установлено, что судоводитель обязан в том числе соблюдать и иные правила, обеспечивающие безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды. Такими правилами являются правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Отметим, что утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области водных отношений (п. 7 ст. 25 ВК РФ). Эти правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания маломерных судов на водных объектах в каждом субъекте федерации и являются обязательными для физических и юридических лиц <19>.

<19> См.: Постановления правительства Московской области от 4 июля 2007 г. N 494/21 "О Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Московской области", правительства Саратовской области от 28 мая 2009 г. N 211-П "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Саратовской области", Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2007 г. N 353 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Республики Саха (Якутия)", Совета министров Республики Крым от 31 марта 2015 г. N 149 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Крым", правительства Севастополя от 17 апреля 2015 г. N 305-ПП "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в городе Севастополе", правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 г. N 1165 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге", правительства Ленинградской области от 8 октября 2007 г. N 250 "Об утверждении Правил пользования водными объектами, расположенными на территории Ленинградской области, для плавания на маломерных судах", главы администрации Волгоградской области от 11 апреля 2006 г. N 409 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Волгоградской области".

В частности, в большинстве таких правил установлено, что при плавании на маломерных судах запрещается заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах, а также приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания (подп. "ж" и "з" п. 10 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Московской области; подп. 3, 4 п. 2.5 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Воронежской области; п. 4.10 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в городе Севастополе; п. п. 2.3, 2.4 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Волгоградской области и др.).

Согласно материалам судебной практики к уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие наезд на купающихся или плавающих в воде. В результате такого наезда потерпевшим причиняются травмы, не совместимые с жизнью (в частности, травматическая ампутация головы на уровне шеи с полным пересечением позвоночного столба, массивная травма туловища, разделение тела, травматическое разделение сердца и др.).

Например, приговором Энгельсского районного суда Саратовской области от 6 марта 2015 г. по уголовному делу N 1-110(1)/2015 <20> Л. был осужден по части 1 ст. 109 УК РФ. Суд при постановлении приговора указал, что Л., прошедший курс обучения управления маломерным судном, имел удостоверение на право управления маломерным судном, то есть он обладал достаточными знаниями и навыками управления маломерным судном, позволяющими ему соблюдать правила охраны жизни людей на воде и иные правила, обеспечивающие безаварийное плавание судов. Л., управляя маломерным судном в условиях неограниченной видимости, двигался по участку притока реки Волга в районе садоводческого некоммерческого товарищества. При этом Л. было достоверно известно, что берег данного притока реки Волга является местом купания и отдыха людей, в связи с чем он был обязан предвидеть наступление общественно опасных последствий при игнорировании им требований безопасности управления маломерным судном. При управлении данным маломерным судном Л., игнорируя требования пункта 4 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Саратовской области, согласно которому разрешается движение на маломерных судах по указанному участку притока со скоростью не более 10 км/ч, допуская преступную небрежность, в результате своей грубой недисциплинированности, невнимательности и неосмотрительности, явно превысил допустимую максимальную скорость движения 10 км/ч, с которой возможно движение маломерного судна на указанном участке притока реки Волга, а также нарушил требования статьи 15 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, согласно которым судоводители должны принимать все меры предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни. Л. также не были соблюдены меры предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни в месте купания и массового отдыха населения на водном объекте, по которому осуществлялось движение управляемого им маломерного судна, а именно Л. при управлении маломерным судном не обеспечил круговой обзор с поста управления, не вел надлежащее визуальное наблюдение для обеспечения возможности своевременного обнаружения в воде человека. В результате Л., управляя маломерным судном, не заметил находящуюся в воде указанного притока и в непосредственной близости от управляемого им маломерного судна потерпевшую, не принял мер к снижению скорости управляемого им маломерного судна вплоть до его остановки и (или) маневрирования, в результате чего допустил наезд маломерным судном на потерпевшую, которая потоком воды была затянута под вращающийся винт данного маломерного судна. От полученных телесных повреждений потерпевшая скончалась на месте в промежуток времени, не превышающий единицы секунд после их причинения <21>.

<20> Данные об участниках судебного разбирательства изъяты в соответствии с требованиями пункта 3 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В связи с этим тексты судебных решений приводятся так, как они изложены.
<21> https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=990dea7adc731dcda611168a7ecda799&shard=%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName=court_document_documentext1_tag&from=p (дата обращения: 04.10.2016).

М.С.А., управляя прогулочным маломерным судном в акватории Пироговского рукава Клязьминского водохранилища канала им. Москвы, нарушив Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, совершил наезд указанным судном на Б., которая находилась в предназначенной для купания и огороженной буйками водной зоне, в результате чего Б. получила телесные повреждения, которые причинили тяжкий вред здоровью и обусловили наступление смерти потерпевшей <22>. Приведенные примеры являются одними из многих. Аналогичные приговоры были вынесены Мытищинским городским судом, Ракитянским районным судом Белгородской области, Трусовским районным судом г. Астрахани, Коломенским городским судом Московской области и др. При этом во всех решениях судов указывается, что имели место грубые нарушения Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, в том числе совершенные в состоянии алкогольного опьянения, которые повлекли смерть людей. В мотивировочных частях приговоров указывается, что при получении удостоверения на право управления маломерным судном обвиняемые изучали необходимые правила безопасности движения и эксплуатации судна и обязаны были их соблюдать. Таким образом, суды также подчеркивают, что обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации маломерного транспорта вытекает из права на управление им <23>.

<22> См.: Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 26 апреля 2012 г. N 22-3049/2012 // https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=ad6f8f1d35ab151ad4d5a8e9e66b8aa4&shard=%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName=court_document_documentext1_tag&from=p.
<23> Токманцев Д.В. Признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Уголовное право. 2015. N 3. С. 61 - 68.

Итак, введение уголовной ответственности за нарушения при пользовании маломерными судами на водных объектах, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, обусловлено объективными причинами.

В статье 20 Конституции РФ закреплено право на жизнь. С этим конституционным положением корреспондирует часть 1 ст. 7 УК РФ, согласно которой обеспечение безопасности человека (его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств) является приоритетной задачей УК РФ. Так, в большинстве случаев судоводители маломерных судов привлекаются к уголовной ответственности в связи с причинением смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ). Напомним, что объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в деянии в форме действия или бездействия, состоящих в нарушении правил бытовой или профессиональной предосторожности, последствий в виде смерти потерпевшего и причинной связи между ними. Для квалификации содеянного по статье 109 УК РФ и отграничения неосторожного причинения смерти от иных преступлений важно установить, что смерть потерпевшего наступила именно в результате неосторожных действий, которые объективно не были направлены на лишение жизни или причинение серьезного вреда здоровью. Субъективная сторона этого преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. В случаях причинения смерти по небрежности лицо вследствие своей неосмотрительности и невнимательности не предвидит возможности наступления смерти в результате своих действий, хотя могло и должно было это предполагать <24>.

<24> Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Жевлаков Э.Н. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 2 т. (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 1.

Между тем в проектах официальных отзывов ВС РФ и Правительства РФ было отмечено, что "в настоящее время лицо, управлявшее маломерным судном и обязанное в силу выполняемой им работы или занимаемой должности соблюдать Правила, виновное в их нарушении, повлекшем причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или такие последствия, как смерть человека, двух или более лиц, может быть привлечено к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена" <25>, в связи с чем "предлагаемое изменение в УК РФ представляется избыточным, поскольку, помимо ответственности, предусмотренной статьей 263 УК РФ, рассматриваемые деяния в зависимости от обстоятельств могут быть квалифицированы по статье 263.1 УК РФ "Нарушение требований в области транспортной безопасности" <26>.

<25> См.: официальный отзыв Верховного Суда РФ на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации".
<26> См.: официальный отзыв Правительства РФ на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

Так, в статье 263 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом в силу выполняемой работы или занимаемой должности. Субъектом указанного преступления является лицо, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности. Указанная обязанность должна определяться на основе соответствующих нормативных правовых актов.

Приведем два примера.

М. совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы обязанным соблюдать эти правила, что повлекло по неосторожности смерть человека (преступление, предусмотренное частью 2 ст. 263 УК РФ). Данное преступление было совершено им при следующих обстоятельствах. М. имел удостоверение на право управления маломерным судном, выданное ГИМС МЧС России, являлся работником и состоял в трудовых отношениях, на основании достигнутого соглашения между ним и работодателем - владельцем прогулочного маломерного судна о личном выполнении работником за плату трудовой функции по профессии и специальности, был фактически допущен к работе по поручению работодателя без оформления трудового договора, предусмотренного статьей 16 ТК РФ, в соответствии с которым он (М.) должен был поддерживать судно в надлежащем виде, представлять указанное судно и управлять им во время демонстраций покупателям, в связи с чем он был обязан соблюдать Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, а также правила, предусмотренные Особенностями движения и стоянки судов по внутренним водным путям Московского бассейна, утвержденными Приказом Московского бассейнового Управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 6 мая 2006 г. N МБУ-11-20, Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также соблюдать иные инструкции и нормативные акты, регламентирующие правила плавания на внутренних водных путях Российской Федерации.

Являясь лицом, которое в силу выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, М., проявив преступную небрежность, то есть не предвидя возможности наступления опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть, лично управляя прогулочным маломерным судном, находясь в акватории рукава водохранилища канала имени Москвы, не соблюдая установленные требования, обеспечивающие безопасное использование внутреннего водного транспорта, в нарушение пункта 15 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, в соответствии с которым "судоводитель должен принять все меры предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни, повреждения судов", пункта 16 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, согласно которому "для предотвращения непосредственно угрожающей опасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются практикой судовождения или особыми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил", пункта 30 Особенностей движения и стоянки судов по внутренним водным путям Московского бассейна, в соответствии с которым судам запрещается заход всех, включая маломерных, на акватории пляжей и мест, отведенных для купания, а также статьи 11.7 КоАП РФ (превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования), совершил наезд указанным судном на потерпевшую, которая находилась в предназначенной для купания и огороженной буйками водной зоне рукава водохранилища канала имени Москвы, в результате чего потерпевшая получила телесные повреждения в виде травматической ампутации правой стопы на уровне нижней трети голени, травматической ампутации левой стопы и части голени на уровне границы нижней и средней третей голени, рану в левой ягодичной области и на левом бедре, рану в правой ягодичной области, в области промежности и в правой паховой области с поврежденными в их просветах костями, мышцами, фасциями, сухожилиями, сосудисто-нервными пучками, с относительно ровными краями разделения, острое малокровие внутренних органов, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, вызвавшее опасное для жизни состояние, которое обусловило наступление смерти потерпевшей <27>.

<27> См.: приговор Мытищинского городского суда по делу N 1-1/2012(1-20/2011) // https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=49d91fdd12c5c86c5939c842f914d309&shard=%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName=court_document_documentext1_tag&from=p (дата обращения: 21.10.2016).

Другой пример. Н. обвинялся в том, что 1 августа 2014 г. в период времени с 11 час. 00 мин. до 11 час. 55 мин., управляя водным маломерным судном, принадлежащим М., оказывая на возмездной основе по трудовому договору с последним коммерческие услуги гражданам по проведению морской прогулки в акватории Черного моря в качестве судоводителя, причинил по неосторожности смерть П. при следующих обстоятельствах. Управляя указанным маломерным судном, Н. двигался в акватории Черного моря вдоль побережья. Осознавая, что он управляет источником повышенной опасности, в нарушение требований пунктов "г", "т" ст. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, запрещающих при плавании на маломерных судах нарушать правила маневрирования и правила, обеспечивающие безопасность плавания, в нарушение пункта "а" ст. 11 Правил, согласно которым судоводитель обязан выполнять требования, кроме прочих, настоящих Правил, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде, а также в нарушение пункта 2 разд. VI Правил пользования маломерными судами на водных объектах Автономной Республики Крым, утв. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 апреля 1999 г. N 468-2/99, согласно которым судоводитель обязан обеспечить безопасность плавания судна и пассажиров, Н., заблаговременно заметив прямо по курсу движения управляемого им маломерного судна группу купающихся людей, проявил преступное легкомыслие, сблизился с ними в режиме глиссирования <28> судна на опасное расстояние и, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде наезда судна на купающегося, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, осуществляя опасное маневрирование указанным маломерным судном на высокой скорости, допустил наезд на плавающего П., в результате чего последнему была причинена несовместимая с жизнью массивная сочетанная травма туловища и правой верхней конечности в виде раны по задней поверхности грудной клетки справа... От полученных телесных повреждений потерпевший скончался на месте происшествия в течение короткого промежутка времени. Действия Н. были квалифицированы по части 1 ст. 109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности <29>.

<28> Глиссирование - это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.
<29> См.: Постановление Алуштинского городской суд Республики Крым по уголовному делу N 1-205/2015 // https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=1f8db9128f1f4e460bc552de9710672f&shard=%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName=court_document_documentext1_tag&from=p (дата обращения: 21.10.2016).

Приведенные примеры интересны тем, что в обоих случаях подсудимые выполняли свои трудовые функции, однако совершенные ими преступления были квалифицированы по разным статьям УК РФ. Так, в первом примере действия М.С.А. были квалифицированы по части 2 ст. 263 УК РФ, а во втором примере аналогичное деяние Н. было квалифицировано по части 1 ст. 109 УК РФ. Однако следует отметить, что в части 2 ст. 109 также предусматривается ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

По смыслу указанной нормы под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей виновным понимается поведение лица, полностью или частично не соответствующее официальным требованиям или предписаниям, предъявляемым к лицу, в результате чего наступает смерть потерпевшего. Обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности является установление правовых предписаний, регламентирующих поведение лица в той или иной профессиональной сфере. Отсутствие соответствующей правовой нормы (правил поведения) свидетельствует и об отсутствии самого общественно опасного деяния, поскольку в таком случае нельзя установить отношение лица к тем или иным правовым предписаниям (профессиональным обязанностям) <30>.

<30> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2015 г.

Таким образом, во втором примере мы видим неверную квалификацию содеянного, так как суд квалифицировал деяния подсудимого Н. по части 1 ст. 109 УК РФ, а не по части 2 указанной статьи или по части 2 ст. 263 УК РФ. Также следует отметить, что не все судоводители управляют маломерными судами в силу выполняемой работы или занимаемой должности, в большинстве случаев такие суда используются в некоммерческих целях.

Кроме того, в судебной практике встречаются случаи, когда на предварительном следствии и в суде допускаются ошибки в квалификации действий судоводителей маломерных судов, повлекших гибель людей, по части 2 ст. 268 УК РФ. Так, судебная коллегия по уголовным делам суда Ненецкого автономного округа по апелляционным жалобам осужденного и его защитника изменила приговор Нарьян-Марского городского суда от 20 февраля 2014 г., которым В.Н.С. был осужден в особом порядке без проведения судебного разбирательства по части 2 ст. 268 УК РФ к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Судом первой инстанции было установлено, что В.Н.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, не имея права на управление маломерным судном, на незарегистрированном и не прошедшим технического осмотра маломерном судне - лодке "Казанка" с подвесным лодочным мотором, с нарушением норм пассажировместимости, двигаясь по водной поверхности реки Печора, обнаружил неисправность рулевого управления, а именно клин румпеля лодочного мотора, резко руками дернул румпель управления лодочного мотора в сторону, допустил крен маломерного судна на левый борт, что повлекло его последующее опрокидывание и затопление в реке Печора, в результате чего В.Н.С. и все пассажиры, будучи не оснащенными спасательными жилетами, оказались в воде, при этом один из пассажиров не смог удержаться на воде и утонул.

Суд апелляционной инстанции признал неправильной квалификацию действий осужденного В.Н.С., которую дал суд первой инстанции, и изменил приговор, переквалифицировав действия В.Н.С. с части 2 ст. 268 УК РФ на часть 1 ст. 109 УК РФ <31>.

<31> http://sud.nao.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=788 (дата обращения: 21.10.2016).

Аналогичное решение принял судья Коломенского городского суда Московской области, переквалифицировав действия подсудимого Б.А.С., который управлял пластиковой лодкой "Катран-460 М" и произвел столкновение с резиновой надувной лодкой "Нырок-2", в которой находился В., в результате чего последний выпал из резиновой надувной лодки в реку, что по неосторожности повлекло смерть В. от механической асфиксии в результате закрытия дыхательных путей водой при утоплении, с части 2 ст. 268 УК РФ на часть 1 ст. 109 УК РФ <32>.

<32> См.: приговор Коломенского городского суда Московской области по уголовному делу от 9 декабря 2014 г. N 1-306 А/2014 // https://bsr.sudrf.ru/bigs/showDocument.html?id=5c1d95696ff26e6c4d4d642b5efbc270&shard=%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0&fieldName=court_document_documentext1_tag&from=p (дата обращения: 21.10.2016).

В обоих решениях было разъяснено, что суть статьи 268 УК РФ заключается в создании искусственных помех для работы транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому данное преступление не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность. Деяние виновного квалифицируется либо по статье 263 УК РФ, если он является работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или собственности.

Таким образом, анализ приведенных примеров свидетельствует о неоднородности правоприменительной практики, которая выражается в неверной квалификации деяний, что доказывает необходимость введения в действующий УК РФ специализированной нормы, регулирующей ответственность за нарушения при пользовании маломерными судами на водных объектах.

Возвращаясь к анализу официальных отзывов ВС РФ и Правительства РФ, где содержится отсылка к статье 263.1 УК РФ, отметим, что в рассматриваемой статье установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, т.е. объектом этого преступления выступают отношения безопасности от угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"). Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Исходя из изложенного, мы приходим к выводу, что действие статьи 263.1 УК РФ никак не может распространяться на нарушения судоводителей маломерных судов при пользовании маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше, мы приходим к выводу, что суды вынуждены применять положения статей 109, 263 УК РФ, так как в УК РФ не содержится специализированной нормы, устанавливающей ответственность за нарушения при пользовании маломерными судами на водных объектах.

На наш взгляд, действующее уголовно-правовое регулирование деяний судоводителей маломерных судов, совершенных по небрежности или легкомыслию, не соответствует тяжести наступивших последствий. Маломерные суда, так же как и иные транспортные средства, относятся к источникам повышенной опасности, управление которыми требует специальных навыков, а последствия нарушений, как свидетельствует судебная практика, в большинстве случаев - гибель потерпевших. В связи с этим считаем обоснованной криминализацию нарушений при пользовании маломерными судами на водных объектах.

Также в пользу введения уголовной ответственности говорит и то обстоятельство, что в УК РФ уже содержится норма, устанавливающая ответственность за однородное по своему содержанию преступление - статья 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Указанная статья предусматривает повышенную ответственность водителей транспортных средств за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации указанных в статье транспортных средств, повлекшие причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. ч. 1, 2), причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 3), причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. ч. 5, 6). Отягчающим обстоятельством каждого из деяний является причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерти лицом, находящимся в состоянии опьянения. Такое преступление характеризуется наличием неосторожной формы вины и чаще всего имеет место преступная небрежность. Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, из принципа юридического равенства применительно к реализации конституционного права на судебную защиту вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом (Постановление Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 215 и абзаца второго статьи 217 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Барабаша и А.В. Исхакова" <33>).

<33> Российская газета. 2012. N 58.

Интересно отметить, что в разработанном МЧС России проекте федерального закона "О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <34>, целями которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем законодательного регулирования вопросов предупреждения аварийности маломерных судов, предупреждения травматизма и гибели людей при использовании этих судов (проектируемая статья 2), содержится указание на то, что нарушение законодательства о безопасности судоходства маломерных судов повлечет за собой в том числе и уголовную ответственность (предлагаемая законопроектом статья 30).

<34> Законопроект не был внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15 января 2013 г. // http://www.mchs.gov.ru/law/Proekti_aktov_razrabativaemih_MCHS_Rossi/Obshhestvennoe_obsuzhdenie/Proekti_federalnih_zakonov/item/419586 (дата обращения: 21.10.2016).

Приведем немного статистики по данным Управления безопасности людей на водных объектах, изложенных в Анализе деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах <35> за последние три года. Так, в 2013 г. было зафиксировано 28 аварийных происшествий с маломерными судами, в результате которых погибли 25 человек, в числе которых один ребенок в возрасте 5 лет, девять человек пропали без вести, получили увечья 15 человек. Из общего количества судов, с которыми произошли аварийные происшествия, 16 судов затонуло, 17 судов получили повреждения, на 12 судах отсутствовали спасательные средства, девять аварий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших аварии, не имелось удостоверений на право управления маломерным судном. Основной причиной аварийных случаев в 2013 г. явились столкновение (11 случаев) и опрокидывание судов (10 случаев) в результате превышения скоростных режимов и неумелого маневрирования судоводителей. Почти треть всех аварий произошла на судовом ходу, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации заходить разрешается в исключительных случаях.

<35> http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Analiz_dejatelnosti_GIMS_po_obespechenij (дата обращения: 21.10.2016).

В 2014 г. было зафиксировано 29 аварийных происшествий с маломерными судами, в результате которых погибли 17 человек и получили увечья 11 человек. Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, восемь судов затонуло, 14 судов получили повреждения, на 6 судах отсутствовали спасательные средства, шесть происшествий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших происшествия с маломерными судами, отсутствовало необходимое удостоверение. Основными причинами происшествий с маломерными судами были нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (10 случаев), затопления (8 случаев) и опрокидывания судов (7 случаев). Четверть всех происшествий с маломерными судами также произошла на судовом ходу.

За 2015 г. было зафиксировано 36 аварийных происшествий с маломерными судами, количество аварийных происшествий увеличилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого 2014 г. на 20% (в 2014 г. - 29 происшествий), в результате которых погибли 32 человека (в 2014 г. - 17). Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 11 судов затонуло, 18 судов получили повреждения, на 8 судах отсутствовали спасательные средства, 6 происшествий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших происшествия с маломерными судами, отсутствовало удостоверение на право управления маломерным судном. Как и в 2013 - 2014 гг., четверть всех происшествий с маломерными судами произошла на судовом ходу.

Приведенные данные также доказывают необходимость введения уголовной ответственности за нарушения при пользовании маломерными судами на водных объектах, так как в статье 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В связи с этим одна из основных обязанностей государства - защита прав, свобод, а также жизни и здоровья граждан. О защищенности жизни человека свидетельствует решение вопросов о том, какие деяния признаются опасными для жизни человека и каковы пределы наказуемости преступлений против жизни по уголовному законодательству Российской Федерации.

Библиография

Алексеев А.В., Алексеева Д.А. Правила пользования маломерными судами и правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (с комментариями для судоводителей маломерных судов в районах плавания "ВП/ВВП"). Ярославль, 2008.

Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Жевлаков Э.Н. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 2 т. (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015.

Токманцев Д.В. Признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Уголовное право. 2015. N 3.