Мудрый Юрист

Проведение медицинского освидетельствования несовершеннолетних в порядке ч. Ч. 3, 4 ст. 421 УПК РФ

Михайлова Ирина Сергеевна, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры г. Санкт-Петербурга.

В статье затрагивается проблема, возникшая при реализации ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК РФ, анализируются вопросы прокурорского надзора за исполнением требований ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК органами предварительного расследования.

Ключевые слова: прокурор, предварительное расследование, медицинское освидетельствование, несовершеннолетний, специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Conducting medical examination of minors under article 421, parts 3, 4 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation

I.S. Mikhaylova

Mikhaylova Irina Sergeyevna, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Laws on Minors, St. Petersburg Public Prosecutor's Office.

The article addresses the issue that arose during the implementation ch. ch. 3, 4 tbsp. 421 Code of Criminal Procedure deals with questions of prosecutor's supervision over the implementation of CC requirements 3, 4 tbsp. 421 Code of Criminal Procedure of preliminary investigation bodies.

Key words: Attorney preliminary investigation, medical examination, a special training - educational institution closed.

Международные правовые акты провозглашают приоритет интересов ребенка при определении государственной политики.

В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г., указывается на необходимость применения в отношении несовершеннолетних правонарушителей альтернативных санкций, не связанных с лишением свободы.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, одной из основных задач является создание эффективной системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основным из принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия является приоритет мер воспитательного воздействия.

Уголовный кодекс РФ (ст. ст. 90, 92) предусматривает возможность применения к несовершеннолетним с целью их исправления принудительных мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

Таковыми являются:

К несовершеннолетним, нуждающимся в особых условиях воспитания, обучения и требующим специального педагогического подхода, может быть применена такая принудительная мера воспитательного воздействия, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Взаимосвязанные положения ч. ч. 3 и 4 ст. 421, которыми УПК дополнен в 2010 г. Федеральным законом N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа", говорят о необходимости установления такого обстоятельства, как наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Согласно ст. 92 УК несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК). Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, определен Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа".

Пункт 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон) гласит, что в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в п. 5 этой статьи.

Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определены Приказом Минобрнауки России от 20 февраля 2014 г. N 134 "О категориях несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы".

Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона предусмотрены основания содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, каковыми являются постановление судьи или приговор суда.

Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в ходе предварительного расследования проводится на основании постановления следователя и дознавателя в порядке, установленном Правилами медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд вместе с материалами уголовного дела.

В соответствии с п. 8 Правил Министерством здравоохранения и социального развития РФ 5 мая 2012 г. издан Приказ N 482н, утвердивший перечень мероприятий, проводимых при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием, и перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием.

Согласно п. 7 Правил медицинское освидетельствование проводится в течение 15 рабочих дней со дня получения руководителем медицинской организации постановления следователя.

Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. На это обращено внимание и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".

Суд в обязательном порядке при соблюдении условий, предусмотренных ч. ч. 2 и 5 ст. 92 УК, рассматривает вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Согласно п. 3 Правил медицинское освидетельствование осуществляется врачебной комиссией медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, определенной органом исполнительной власти субъекта Федерации в сфере здравоохранения.

Во исполнение указанных положений комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга 24 мая 2013 г. издано распоряжение N 201-р, которым определена медицинская организация - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница Святой Марии Магдалины".

В ходе проведенной прокуратурой города проверки было установлено, что в этом медицинском учреждении нет всех необходимых специалистов, после чего комитетом по здравоохранению 18 декабря 2013 г. издано распоряжение, в соответствии с которым для названной цели определена другая медицинская организация - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городской консультативно-диагностический центр для детей" (далее - КДЦ), у которой есть в штате необходимые врачи-специалисты.

Этим же распоряжением комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга предусмотрены дни работы врачебной комиссии по освидетельствованию, заседания которой проходят два раза в месяц.

О принятом распоряжении прокуратурой города проинформированы руководители органов предварительного расследования.

Вопросы надзора и ведомственного контроля за соблюдением требований ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК в дальнейшем были предметом обсуждения на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов, проведенных в прокуратурах районов.

В дальнейшем прокуратурой города неоднократно проверялось исполнение названных требований органами предварительного расследования, выявлялись многочисленные нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования со стороны дознавателей, следователей, связанные с несвоевременным назначением медицинского освидетельствования, с назначением освидетельствования в медицинской организации, не правомочной их проводить, с непринятием мер к доставлению несовершеннолетних в медицинскую организацию.

По результатам проверок прокуратурой города в 2014 - 2015 гг. в адрес руководителей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГСУ при ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области внесены представления, в ходе рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 11 дознавателей (следователей).

О фактах выявленных нарушений проинформированы прокуроры районов.

Этот вопрос рассмотрен на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Санкт-Петербурга "Об эффективности деятельности правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними", посвященном вопросам предупреждения подростковой преступности, эффективности деятельности органов предварительного расследования.

Благодаря принятым мерам удалось добиться своевременного вынесения дознавателями/следователями постановлений о назначении медицинского освидетельствования и его проведения в КДЦ в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259 и соответствующего распоряжения комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

В 2015 г. проведено 19 комиссий (2014 г. - 25) на основании вынесенного дознавателями/следователями 251 (2014 г. - 192) постановления о назначении медицинского освидетельствования, обследовано 235 (2014 г. - 185) несовершеннолетних, при этом при обследовании 18 несовершеннолетних выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (2014 г. - 10).

Наличие таких обязательных условий для применения ст. 92 УК, как нуждаемость в особых условиях воспитания, обучения и необходимость специального педагогического подхода к несовершеннолетнему, совершившему преступление, приводит к тому, что она применяется редко.

Так, в 2014 г. после прохождения медицинского освидетельствования и получения положительного заключения районные суды Санкт-Петербурга несовершеннолетних от наказания не освобождали, в 2015 г. 2 несовершеннолетних освобождены от наказания и помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, в 2016 г. - 1, притом что количество лиц, ранее совершавших преступления, в 2015 г. составило 132 (+ 24 к 2014 г.), ранее судимых - 52 (+ 12 к 2014 г.), совершивших преступления повторно, а также состоящих на учете в ОДН - 102 (+ 40 к 2014 г.).

Вместе с тем опыт содержания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа свидетельствует о положительной динамике в поведении подростков.

Так, по приговору Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 января 2016 г. несовершеннолетний С., совершивший преступление, предусмотренное п. "а" ч. 3 ст. 158 УК, освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на 1 год.

Согласно характеристике из образовательной организации, в которой несовершеннолетний обучался ранее, у него были конфликты с одноклассниками и учителями, он постоянно нарушал дисциплину, проявил себя как ученик с низкой учебной мотивацией.

За время нахождения в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа у несовершеннолетнего появилась мотивация к учебе, он положительно характеризуется, занимается в спортивных секциях, строит планы на будущее.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики вскрыл проблему, возникшую при реализации ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК.

В частности, проведение медицинского освидетельствования лица, совершившего преступление средней тяжести, тяжкое в несовершеннолетнем возрасте, если ко времени освидетельствования ему уже исполнилось 18 лет, Правилами и лицензией КДЦ не допускается, что требует изменения федерального законодательства.