Мудрый Юрист

О праве на землю в конституционном законодательстве зарубежных стран

Шириновская Анна Сергеевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета (г. Екатеринбург).

Исследуются особенности регулирования права на землю в конституционном зарубежном законодательстве. Выявляются противоречия, связанные с регламентацией этого права в Конституции Российской Федерации. Делается вывод, что закрепление в Конституции страны права собственности в качестве обязанности оказывает позитивное дисциплинирующее воздействие на поведение субъектов этого права. В связи с этим автор предлагает заимствовать положительный опыт зарубежных стран в целях совершенствования российского законодательства. Приводится классификация конституционных актов, содержащих нормы, устанавливающие право собственности на землю.

Ключевые слова: право на землю, Конституция Российской Федерации, конституционное законодательство иностранных государств, право собственности.

On the right to land under the constitutional legislation of foreign countries

A.S. Shirinovskaya

Shirinovskaya A.S., Yekaterinburg, Urals State Law University.

The article examines differences between the foreign constitutional rules governing the right to land. The author finds out that the right to land should imply obligations, and such a constitutional provision seems to have a positive disciplinary effect on the owners' behaviour. As the result it is proposed to apply good experiences of foreign countries in order to improve the Russian legislation. There is a classification of constitutional acts based on the divergence of their rules concerning the right to land.

Key words: right to land, RF Constitution, constitutional legislation of foreign countries, right of ownership.

Наибольший интерес для исследования проблем реализации права собственности на землю представляет сопоставление зарубежного опыта развития и конституционного регулирования этого права с российским.

Внимание привлекает в первую очередь регламентация права собственности на землю в конституциях постсоветских республик, которые провозгласили признание основных демократических ценностей, закрепили принципиально новые социально-экономические права и свободы человека и гражданина, в том числе на землю. На конституционном уровне земля и другие природные ресурсы считаются основой жизни и деятельности народов.

Новые конституции стран СНГ были приняты в опоре на декларации о государственном суверенитете (например, Декларация о государственном суверенитете Узбекской ССР от 20 июня 1990 г., Декларация о независимости Армении от 23 августа 1990 г. и др.) <1>.

<1> Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998. С. 91.

В России на конституционном уровне закрепляется многообразие форм собственности на землю (частная, государственная, муниципальная и т.д.) и другие природные ресурсы (ст. 9) и провозглашаются их равное признание и охрана (ст. 8). Плюрализм форм собственности присущ также ряду конституций стран СНГ. В частности, Основным законом Кыргызской Республики <1> установлено право государственной, частной, муниципальной и иных видов форм собственности (ст. 4); Конституция Туркменистана (ст. 9) <2> и Конституция Республики Беларусь (ст. 13) <3> предусматривают право государственной и частной собственности на землю.

<1> URL: http://www.gov.kg/?page_id=263.
<2> URL: http://turkmeniya-tm.narod2.ru/dokumenti/konstitutsiya_turkmenistana.
<3> URL: http://president.gov.by/press10669.html.

Конституцией Республики Казахстан <1> признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (ст. 6), гарантированные законом (ст. 26). При этом в частную собственность может передаваться только земля на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ч. 3 ст. 6). Собственность нельзя использовать в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам граждан.

<1> URL: http://www.constcouncil.kz/rus/norpb/constrk.

Во всех указанных конституциях закреплен принцип неприкосновенности собственности, регламентирована равная защита всех ее форм.

Приведенные конституционные положения свидетельствуют о том, что в бывших республиках СССР приоритетные позиции занимает именно государственная собственность. Конституция лишь допускает возможность перехода земли в частную собственность под жестким государственным контролем. Основным законом Республики Беларусь к собственности государства отнесены также земли сельскохозяйственного назначения (ст. 13). Представляет интерес позиция Конституционного совета Республики Казахстан, который пояснил, что при регулировании земельных отношений Конституция закрепляет верховенство государства в определении правовых режимов собственности и оборота земли вплоть до установления режима исключительной собственности государства на землю <1>. Кроме того, к исключительной государственной собственности в силу конституций упомянутых республик причислены и иные природные ресурсы.

<1> Постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 10 июня 2003 г. N 8 "О соответствии Конституции Республики Казахстан Земельного кодекса Республики Казахстан" // URL: http://www.nomad.su/?a=3-200306120026.

Напротив, в России на конституционном уровне закреплен приоритет именно частной собственности на землю. Конституция РФ устанавливает право граждан и объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей (ч. 1 ст. 36).

Таким образом, конституции почти всех государств Содружества предусмотрели право частной собственности на землю в качестве одного из основных прав каждого гражданина. Исключение составляет Республика Таджикистан, Основным законом которой <1> земля и другие природные ресурсы провозглашены исключительной собственностью государства, которое гарантирует их эффективное использование в интересах народа (ст. 13).

<1> URL: http://www.tajikemb.kg/index.php?option=com_content&task=view&id.

При этом в Конституциях Азербайджанской Республики <1>, Кыргызской Республики, Узбекской Республики <2> и Туркменистана собственность названа неприкосновенной. Аналогичное положение содержится в принятой 26 августа 1789 г. во Франции Декларации прав человека и гражданина, в которой собственность названа священной и неприкосновенной <3>. В настоящее время право собственности объявлено неприкосновенным также ст. 5 Основного закона Австрийской Республики <4>, ст. 15 Конституции Королевства Дания <5>, ст. 17 Конституции Республики Болгарии <6>, ст. 23 Конституции Литовской Республики <7>.

<1> URL: http://ru.president.az/azerbaijan/constitution.
<2> URL: http://uzb.ucoz.ru/index/konstitucija_respubliki_uzbekistan/0-163.
<3> Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: Учеб. пособ. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 117 - 119.
<4> URL: http://mykpzs.ru/konstituciya-avstrijskoj.
<5> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/152.
<6> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/120.
<7> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/115.

Наряду с этим во многих странах (Бразилия, ФРГ Италия, Япония и др.) право частной собственности, понимавшееся в прошлом как священное и неприкосновенное, в настоящее время считается социально обусловленным <1>.

<1> Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 64.

В Италии государству предоставлены достаточно широкие полномочия по регулированию отношений в области земельной собственности <1>. Так, в соответствии со ст. 44 Конституции Итальянской Республики <2> в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, закрепляет предельные размеры этой собственности в зависимости от областей и сельскохозяйственных зон, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность. При этом законодатель подчеркивает, что государство может вторгаться в отношения собственности "в общественных интересах" (ст. 42), в "целях общественной пользы" (ст. 43).

<1> Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 165.
<2> Конституция Итальянской Республики / Пер. с ит. Л.П. Гринберга // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 423 - 450.

Изложенное свидетельствует о том, что в странах, где предусмотрена частная собственность на землю, земля может быть изъята у собственника только в общественных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возмещении. Исключение составляет реквизиция (временное изъятие собственности в условиях военного положения).

Основным законом Испании <1> установлено, что органы государственной власти регулируют использование земли в общих интересах и с целью предотвращения спекуляции землей (ст. 47).

<1> Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. 2-е изд. испр. и доп. М., 1999. С. 283 - 354.

Наряду с конституционным законодательством современных капиталистических, развивающихся и постсоциалистических стран, закрепляющим многообразие форм собственности, существуют Основные законы (например, Гвинеи <1>, Люксембурга <2>, Польши <3>, Швейцарии <4>, Хорватии <5>, Швеции <6>, Бельгии <7>, Греции <8>, Финляндии <9>), в которых отсутствует классификация форм собственности.

<1> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/239.
<2> Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 451 - 468.
<3> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/112.
<4> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/135.
<5> URL: http://worldeonstitutions.ru/archives/107.
<6> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/161.
<7> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/157.
<8> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/153.
<9> Конституции государств Европейского союза. С. 601 - 654.

В большинстве восточноевропейских стран земельные отношения регламентируются в специальных законах о земле (Закон Болгарии 1991 г. "О собственности и использовании сельскохозяйственных земель", Закон Румынии 1990 г. "О земельных фондах". Закон Словакии и Чехии 1991 г. "О регулировании имущественных отношений применительно к земле и иной сельскохозяйственной деятельности"). Что касается субъектов земельных правоотношений, то в законодательстве указанных государств они практически совпадают. В качестве таковых названы граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица и государство.

Вместе с тем правовой статус иностранных граждан в России и иностранных государствах имеет свои особенности.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Конституции Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. При этом "иное" касается преимущественно политических прав, свобод и обязанностей <1>. Таким образом, законодательством Республики Казахстан в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства провозглашен режим наибольшего благоприятствования.

<1> Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учеб. / Рук. авт. кол. и отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 955.

В Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется действие общего принципа национального режима, закрепленного в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой эти субъекты приравнены к российским гражданам. В связи с этим иностранцы и апатриды вправе приобретать в собственность на территории Российской Федерации земельные участки, за исключением земельных участков, расположенных на приграничных территориях (ст. 15 Земельного кодекса РФ), земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") и т.д.

Запрет на приобретение иностранными гражданами права собственности на землю закреплен в законодательстве Азербайджанской Республики, Республики Армения <1>, Туркменистана, Кыргызстана и др. В силу ст. 41 Конституции Румынии <2> иностранцам и лицам без гражданства также нельзя передать право собственности на землю. Ранее в Конституции Болгарии было указано, что в случае приобретения земельного участка на данном титуле в порядке наследования иностранец обязан передать указанное имущество гражданину. При определенных законом условиях иностранцы и иностранные юридические лица могли приобретать право на пользование, застройку и другие вещные права <3>. После того как Болгария стала членом Европейского союза, в ее Конституции получило закрепление право иностранцев и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земли в соответствии с условиями, вытекающими из присоединения Болгарии к Европейскому союзу, или согласно нормам международного договора, ратифицированного, обнародованного и вступившего в силу для Республики Болгарии, а также в порядке наследования законом (ст. 22).

<1> URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2950.
<2> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/111.
<3> Конституционное право государств Европы: Учеб. пособ. / Под ред. Д.А. Ковачева. М., 2005.

В Конституции Литовской Республики прямо перечислены субъекты права собственности на землю: "Земля, внутренние воды, леса, парки на праве собственности могут принадлежать только гражданам Литовской Республики и государству" (ст. 47).

В Конституции Эстонской Республики <1> указано, что вопрос о субъектах права собственности на землю регулируется действующим законодательством (ч. 3 ст. 32). В соответствии со ст. 21 Закона о земельной реформе от 17 октября 1991 г. управомоченным субъектом приватизации земли является гражданин Эстонии <2>. Иностранцы могут приватизировать только ту землю, что была предоставлена им в вечное пользование на основании Закона Эстонской ССР о хуторском хозяйстве, а также земли, необходимые для обслуживания принадлежащих им строений (ч. 2 ст. 21 Закона о земельной реформе). Наряду с этим лишь граждане Эстонии обладают правом участвовать в публичном аукционе по продаже земли (ч. 7 той же статьи).

<1> URL: http://www.president.ee/ru/republic-of-estonia/constitution-of-the-republic-of-estonia/index.html.
<2> URL: http://www.tkliit.ee/seadus/05.pdf.

Прямой запрет на передачу в частную собственность иностранным гражданам, юридическим лицам и лицам без гражданства земли закреплен в Конституции Монголии <1>. Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Конституции "земля, за исключением пастбищ, земельных наделов общественного и специального государственного пользования, может быть передана в частную собственность только гражданам Монголии. Это не относится к недрам земли. Гражданам Монголии продажа, обмен, дарение, закладывание под залог земель, находящихся в их частной собственности, иностранцам и лицам без гражданства запрещается. Запрещается также передача земли во временное пользование другим лицам без разрешения соответствующих органов государственной власти". При этом в п. 5 ст. 6 Конституции предусмотрена передача указанным субъектам земли в аренду.

<1> URL: http://constitutions.ru/archives/59.

В соответствии с § 22 гл. 2 Конституции Швеции <1> иностранцы уравниваются в правах со шведскими гражданами в вопросах защиты от ограничений именно пользования землей, а не права собственности на землю. В США, где землепользование регулируется на уровне штатов, в ряде штатов (Канзас, Оклахома, Небраска, Нью-Гэмпшир) установлены запреты на приобретение в собственность земли иностранными гражданами <2>. В некоторых провинциях Канады также существует запрет на приобретение земли в собственность иностранцами <3>.

<1> URL: http://constitutions.ru/archives/234.
<2> Назаренко В.И. Зарубежный опыт функционирования земельного рынка // URL: http://www.valnet.ru/m7-114.phtml.
<3> Богуславский М.М. Международное частное право: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

В отличие от конституционного законодательства советского периода, регламентирующего исключительно потребление ресурсов и извлечение полезных ископаемых, основные законы постсоциалистических государств включают положения об охране и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе земли. В конституциях некоторых государств СНГ наряду с объектами частной и государственной собственности выделяются объекты, отнесенные к общенациональному богатству. Так, согласно Конституции Узбекской Республики земля, воды являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охране государством (ст. 55).

В.В. Титов полагает, что отнесение жизненно важных природных объектов к общественной, общенациональной или общенародной собственности свидетельствует о том, что государство стремится сохранить для общества национальное богатство, не допуская возможности отчуждения и передачи составляющих его объектов в частную собственность, что обеспечивает социальную направленность деятельности государства <1>.

<1> Титов В. Право собственности в конституциях государств ближнего зарубежья // Право и экономика. 2004. N 8.

Следует согласиться с А.В. Мазуровым, который утверждает, что "предоставление на территории любого государства широких возможностей для приобретения земли в частную собственность иностранцами создает реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности государства, его экономической, в т.ч. продовольственной безопасности, защищенности от террористической и разведывательной деятельности, усугубляет социальное неравенство в нем. Суверенитет и территориальная целостность государства обеспечиваются прежде всего непосредственным обладанием жизненно необходимыми природными ресурсами его народами, а не иностранцами" <1>.

<1> Мазуров А.В. Земля и воля // URL: http://contextap.ru/polemica/121029132342.html.

Представляется, что в целях совершенствования современного российского земельного законодательства целесообразно перенять опыт зарубежных стран (а именно Румынии), закрепив в Земельном кодексе РФ обязанность иностранца передать земельный участок, перешедшей к нему в порядке наследования на праве собственности, гражданину либо юридическому лицу РФ либо в пользу государства. Указанное имущество может быть передано гражданам и юридическим лицам посредством совершения гражданско-правовой сделки либо отказа от наследства в пользу другого наследника или государства.

Кроме того, в целях осуществления контроля за легитимностью совершаемых сделок купли-продажи земельных участков, одной из сторон которых выступает иностранное лицо, следует сделки по отчуждению земельных участков иностранцам признать подлежащими обязательному нотариальному удостоверению. При этом необходимо возложить на нотариусов обязанность по оповещению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о проведении подобных сделок, поскольку именно оно принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность РФ, а также осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом.

В Республике Болгария земля признается основным национальным богатством, а потому пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля эксплуатируется исключительно в сельскохозяйственных целях; изменение ее предназначения допускается, только если доказана необходимость этого, при условиях и в порядке, определенных законом (ст. 21).

Основным законом Германии закреплено редко регламентируемое в конституциях других стран положение о том, что "собственность обязывает" и "пользование ею должно одновременно служить общему благу" <1>. При этом какие-либо формы, виды собственности, а также конкретные объекты права собственности в Конституции не перечислены. Социальная ответственность за владельцами собственности закреплена и в Конституциях Венгрии (ст. XII) <2>, Бразилии (п. XXII ст. 5), Италии (ст. 42).

<1> Евдокимова Т.П., Титов В.В. Право собственности, в том числе государственной (по конституциям государств Европы) // Труд и социальные отношения. 2005. N 2.
<2> URL: http://worldconstitutions.ru/archives/298.

Конституция РФ не устанавливает повышенной социальной ответственности собственников, в том числе земельных. При этом в проекте Конституции от 2 марта 1992 г. предлагалось в ч. 1 ст. 35 предусмотреть норму, согласно которой право собственности признается необходимым условием осуществления прав и свобод человека и гражданина, а использование этого права не должно противоречить общественному благу <1>.

<1> Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2008. Т. 3: 1992 год. Кн. 1: Январь - июнь 1992 года. С. 87.

Полагаем, что закрепление в Основном законе страны права собственности в качестве обязанности оказывает позитивное дисциплинирующее воздействие на поведение субъектов данного права. Это значительно повышает эффективность правового регулирования отношений в сфере земельной собственности путем установления санкций за неисполнение такой обязанности <1>.

<1> Гражданское право: Учеб.: В 2 ч. / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М., 2005. Ч. 1.

Представляется, что применение подобного подхода к закреплению права собственности на землю в Российской Федерации позволило бы разрешить ряд проблем, касающихся недобросовестных земельных собственников и иных землепользователей, в частности проблемы изъятия не используемых по назначению или используемых с явными нарушениями земель сельскохозяйственного назначения. Закрепление же на законодательном уровне положения о том, что пользование собственностью должно одновременно служить общему благу, на наш взгляд, упростило бы систему принудительного изъятия земельных участков у собственников, нарушающих положения земельного законодательства.

В Греции допускаются перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер, направленных на недопущение чрезмерной чересполосицы и облегчение реорганизации мелкой земельной собственности. При этом процедура перераспределения земель установлена специальным законом. Законом могут регулироваться вопросы реализации в интересах национальной экономики заброшенных земель и наделения ими безземельных крестьян, а также вопросы выплаты в разумные сроки частичной или полной компенсации владельцам в случае их появления (ст. 18 Конституции).

Учитывая изложенное, считаем необходимым закрепить в российском законодательстве (например, в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ) положение о том, что собственность предполагает обязательства. Осуществление права собственности на землю не должно противоречить общественной пользе, что может быть отражено в ч. 4 ст. 15 Земельного кодекса РФ.

Анализ конституционно-правовых положений зарубежных стран, регламентирующих право собственности на землю, позволяет провести классификацию конституционных актов по следующим основаниям:

  1. по уровню закрепления права собственности на землю:

Конституции, в которых прямо установлено право собственности на землю (Республика Болгария, Итальянская Республика, Греция, Монголия, Кыргызская Республика, Республика Беларусь, Республика Абхазия, Россия);

Конституции, которые содержат основные положения о праве собственности, а право на землю регламентировано отраслевым законодательством (Эстонская Республика, Республика Бразилия, Республика Польша, Бельгия, Азербайджан);

  1. по закреплению форм собственности на землю:

Конституции, в которых предусмотрен плюрализм форм собственности на землю (Кыргызская Республика, Туркменистан, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Итальянская Республика, Россия);

Конституции, в которых отсутствует дифференциация форм собственности (Гвинея, Люксембург, Республика Польша, Швейцария, Хорватия, Швеция, Бельгия, Греция, Финляндия);

  1. по закреплению ограничений, касающихся субъектного состава земельных правоотношений:

Конституции, содержащие положения о запрете на приобретение права собственности на землю иностранными гражданами, их объединениями и лицами без гражданства (Монголия, Румыния, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Туркменистан, Кыргызская Республика, Литовская Республика);

Конституции, где нет ограничений по субъекту (Республика Казахстан, Республика Болгария, Россия).

Резюмируем изложенное.

Во-первых, конституционное законодательство РФ и других государств - участников СНГ, принявших Основные законы после 1993 г., схоже в части регламентации права собственности на землю.

Во-вторых, в Основных законах постсоциалистических стран закреплено многообразие форм собственности на землю. Тем не менее приоритет в Конституциях большинства стран СНГ отдается именно государственной собственности на землю. В странах Европы, напротив, преимущество имеет именно право частной собственности на землю и идет активное развитие рынка земли. Это обусловлено тем, что в "данных государствах институт частной собственности существует уже столетия и имеет в этой связи достаточные экономические и юридические традиции. Она там уже давно утвердилась и является само собой разумеющимся фактом" <1>.

<1> Горюнова Т.А. Указ. соч. С. 70.

В-третьих, в Конституции РФ и Основных законах стран СНГ закреплена дифференциация форм собственности на землю. При этом во многих странах Европы она отсутствует. Дело в том, что разделение форм собственности и закрепление их на конституционном уровне - специфика стран молодой демократии, где право собственности оценивается как завоевание современного государства.

В-четвертых, в Конституциях России, стран СНГ и Европы установлен принцип защиты права частной собственности, согласно которому это право гарантируется и охраняется законом. Суть его заключается в том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В-пятых, конституции отдельных стран Европы лишают иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц права частной собственности на землю. Данный подход европейских государств к распоряжению таким стратегически важным объектом, как земля, представляется рациональным. Запрет на передачу земли иностранцам направлен в первую очередь на защиту права граждан на земельную собственность и на обеспечение национальной безопасности.

В-шестых, России следует использовать положительный опыт регулирования отношений в сфере земельной собственности ряда стран и закрепить в законодательстве запрет на передачу права собственности на землю иностранцам, а также положение о том, что собственность, в частности земельная, "обязывает" и что пользование ею не должно противоречить общественной пользе.

Список литературы

Богуславский М.М. Международное частное право: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Гражданское право: Учеб.: В 2 ч. / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М., 2005. Ч. 1.

Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: Учеб. пособ. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012.

Евдокимова Т.П., Титов В.В. Право собственности, в том числе государственной (по конституциям государств Европы) // Труд и социальные отношения. 2005. N 2.

Закон Эстонской Республики о земельной реформе от 17 октября 1991 г. // URL: http://www.tkliit.ee/seadus/05.pdf.

Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы ((1990 - 1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2008. Т. 3: 1992 год. Кн. 1: Январь - июнь 1992 года.

Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учеб. / Рук. авт. кол. и отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008.

Конституционное право государств Европы: Учеб. пособ. / Под ред. Д.А. Ковачева. М., 2005.

Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/157.

Конституция Великого Герцогства Люксембург от 17 октября 1868 г. // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1997.

Конституция Венгрии от 25 апреля 2011 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/298.

Конституция Греции от 11 июня 1975 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/153.

Конституция Датского Королевства от 5 июня 1953 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/152.

Конституция Итальянской Республики / Пер. с ит. Л.П. Гринберга // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1997.

Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. // URL: http://www.gov.kg/?page_id=263.

Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/115.

Конституция Монголии от 13 января 1992 г. // URL: http://constitutions.ru/archives/59.

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // URL: http://www.constcouncil.kz/rus/norpb/constrk.

Конституция Республики Азербайджан от 12 ноября 1995 г. (с изм. от 24 августа 2002 г.) // URL: http://ru.president.az/azerbaijan/constitution.

Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2950.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // URL: http://president.gov.by/press10669.html.

Конституция Республики Болгария от 13 июля 1991 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/120.

Конституция Республики Гвинея от 1 января 1990 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/239.

Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/112.

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // URL: http://www.tajikemb.kg/index.php?option=com_content&task=view&id.

Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. // URL: http://uzb.ucoz.ru/index/konstitucija_respubliki_uzbekistan/0-163.

Конституция Республики Хорватия от 22 декабря 1922 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/107.

Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/111.

Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. // URL: http://turkmeniya-tm.narod2.ru/dokumenti/konstitutsiya_turkmenistana.

Конституция Финляндии от 11 июня 1999 г. // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1997.

Конституция Швеции (Королевства Швеции) от 27 февраля 1974 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/161.

Конституция Швеции от 27 февраля 1974 г. // URL: http://constitutions.ru/archives/234.

Конституция Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. // URL: http://www.president.ee/ru/repubhc-of-estonia/constitution-of-the-repubhc-of-estonia/index.html.

Мазуров А.В. Земля и воля // URL: http://contextap.ru/polemica/121029132342.html.

Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998.

Назаренко В.И. Зарубежный опыт функционирования земельного рынка // URL: http://www.valnet.ru/m7-114.phtml.

Постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 10 июня 2003 г. N 8 "О соответствии Конституции Республики Казахстан Земельного кодекса Республики Казахстан" // URL: http://www.nomad.su/?a=3-200306120026.

Основной закон Австрийской Республики от 21 декабря 1867 г. // URL: http://mykpzs.ru/konstituciya-avstrijskoj.

Основной закон Испании // Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. 2-е изд., испр. и доп. М., 1999.

Союзная конституция Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/135.

Титов В. Право собственности в конституциях государств ближнего зарубежья // Право и экономика. 2004. N 8.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.

References

Boguslavskij M.M. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: Ucheb. 5-e izd., pererab. i dop. M., 2004.

Chirkin V.E. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyx stran. M., 1997.

Deklaraciya prav cheloveka i grazhdanina ot 26 avgusta 1789 g. // Konstitucii zarubezhnyx gosudarstv: Velikobritaniya, Franciya, Germaniya, Italiya, Evropejskij Soyuz, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya: Ucheb. posobie. 8-e izd., ispr. i dop. M., 2012.

Evdokimova T.P., Titov V.V. Pravo sobstvennosti, v tom chisle gosudarstvennoj (po konstituciyam gosudarstv Evropy) // Trud i social'nye otnosheniya. 2005. N 2.

Grazhdanskoe pravo: Ucheb.: V 2 ch. / Pod red. V.P. Mozolina, A.I. Maslyaeva. M., 2005.

Inostrannoe konstitucionnoe pravo / Pod red. V.V. Maklakova. M., 1996.

Iz istorii sozdaniya Konstitucii Rossijskoj Federacii. Konstitucionnaya komissiya: stenogrammy, materialy, dokumenty (1990 - 1993 gg.): V 6 t. / Pod obshh. red. O.G. Rumyanceva. M., 2008. T. 3: 1992 god. Kn. 1: Yanvar' - iyun' 1992 goda.

Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyx stran. Osobennaya chast': Ucheb. / Ruk. avt. kol. i otv. red. B.A. Strashun. 3-e izd., peresmotr. i dop. M., 2008.

Konstitucionnoe pravo gosudarstv Evropy: Ucheb. posobie / Pod red. D.A. Kovacheva. M., 2005.

Konstituciya Bel'gii ot 17 fevralya 1994 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/157.

Konstituciya Datskogo Korolevstva ot 5 iyunya 1953 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/152.

Konstituciya Ehstonskoj Respubliki ot 28 iyunya 1992 g. // URL: http://www.president.ee/ru/republic-of-estonia/constitution-of-the-republic-of-estonia/index.html.

Konstituciya Finlyandii ot 11 iyulya 1999 g. // Konstitucii gosudarstv Evropejskogo Soyuza / Pod obshh. red. L.A. Okun'kova. M., 1997.

Konstituciya Grecii ot 11 iyunya 1975 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/153.

Konstituciya Ital'yanskoj Respubliki / Per. s it. L.P. Grinberga // Konstitucii gosudarstv Evropejskogo Soyuza / Pod obshh. red. L.A. Okun'kova. M., 1997.

Konstituciya Litovskoj Respubliki ot 25 oktyabrya 1992 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archlves/115.

Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki ot 24 iyunya 2010 g. // URL: http://www.gov.kg/?page_id=263.

Konstituciya Mongolii ot 13 yanvarya 1992 g. // URL: http://constitutions.ru/archives/59.

Konstituciya Respubiki Kazaxstan ot 30 avgusta 1995 g. // URL: http://www.constcouncil.kz/rus/norpb/constrk.

Konstituciya Respubliki Armeniya ot 5 iyulya 1995 g. // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2950.

Konstituciya Respubliki Azerbajdzhan ot 12 noyabrya 1995 g. (s izm. ot 24 avgusta 2002 g.) // URL: http://ru.president.az/azerbaijan/constitution.

Konstituciya Respubliki Belarus' ot 15 marta 1994 g. // URL: http://president.gov.by/Press10669.html.

Konstituciya Respubliki Bolgariya ot 13 iyulya 1991 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/120.

Konstituciya Respubliki Gvineya ot 1 yanvarya 1990 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archlves/239.

Konstituciya Respubliki Pol'sha ot 2 aprelya 1997 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/112.

Konstituciya Respubliki Tadzhikistan ot 6 noyabrya 1994 g. // URL: http://www.tajikemb.kg/index.php?option=com_content&task=view&id.

Konstituciya Respubliki Uzbekistan ot 8 dekabrya 1992 g. // URL: http://uzb.ucoz.ru/index/konstitucija_respubliki_uzbekistan/0-163.

Konstituciya Respubliki Xorvatiya ot 22 dekabrya 1922 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archlves/107.

Konstituciya Rumynii ot 21 noyabrya 1991 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/111.

Konstituciya Shvecii (Korolevstva Shvecii) ot 27 fevralya 1974 g // URL: http://worldconstitutions.ru/archlves/161.

Konstituciya Shvecii ot 27 fevralya 1974 g. // URL: http://constitutions.ru/archives/234.

Konstituciya Turkmenistana ot 18 maya 1992 g. // URL: http://turkmeniya-tm.narod2.ru/dokumenti/konstitutsiya_turkmenistana.

Konstituciya Velikogo Gercogstva Lyuksemburg ot 17 oktyabrya 1868 g. // Konstitucii gosudarstv Evropejskogo Soyuza / Pod obshh. red. L.A. Okun'kova. M., 1997.

Konstituciya Vengrii ot 25 aprelya 2011 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/298.

Mazurov A. Zemlya i volya // URL: http://contextap.ru/polemica/121029132342.html.

Mixaleva N.A. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyx stran SNG. M., 1998.

Nazarenko V.I. Zarubezhnyj opyt funkcionirovaniya zemel'nogo rynka // URL: http://www.valnet.ru/m7-114.phtml.

Postanovlenie Konstitucionnogo soveta Respubliki Kazaxstan ot 10 iyunya 2003 g. N 8 "O sootvetstvii Konstitucii Respubliki Kazaxstan Zemel'nogo kodeksa Respubliki Kazaxstan" // URL: http://www.nomad.su/?a=3-200306120026.

Osnovnoj zakon Avstrijskoj Respubliki ot 21 dekabrya 1867 g. // URL: http://mykpzs.ru/konstituciya-avstrijskoj.

Osnovnoj zakon Ispanii // Konstitucii zarubezhnyx gosudarstv. 2-e izd., ispr. i dop. / Sost. V.V. Maklakov. M., 1999.

Soyuznaya Konstituciya Shvejcarskoj konfederacii ot 18 aprelya 1999 g. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/135.

Titov V. Pravo sobstvennosti v konstituciyax gosudarstv blizhnego zarubezh'ya // Pravo i ehkonomika. 2004. N 8.

Zakon Ehstonskoj Respubliki o zemel'noj reforme ot 17 oktyabrya 1991 g. // URL: http://www.tkliit.ee/seadus/05.pdf.