Мудрый Юрист

Особенности гражданско-правовой ответственности сторон по государственному и муниципальному контракту 1

<1> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Экономические и правовые риски российской системы государственных и муниципальных закупок: факторы, оценка, меры снижения (локализации)" N 15-02-00487.

Джиоева Е.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Южного федерального университета.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, государственный и муниципальный контракт, неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.

В статье проводится анализ норм российского законодательства о гражданско-правовой ответственности сторон государственного и муниципального контракта, а также судебной практики по применению соответствующих норм. Автор приходит к выводу о необходимости внесения некоторых изменений в правовые нормы, устанавливающие гражданско-правовую ответственность за нарушение государственного и муниципального контракта.

Features of civil liability of parties on state and municipal contract

E.G. Dzhioeva

Dzhioeva E.G., candidate of law, associate professor of department of civil law of the Southern federal university.

There is an analysis of the rules of the Russian legislation on civil liability of the parties state and municipal contracts, as well as judicial practice on the application of the relevant rules. The author comes to the conclusion that some changes in legal rules establishing civil liability for violating state and municipal contract are necessary.

Key words: civil liability, state and municipal contract, defolt or incorrect execution of the contract.

Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ <2> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, условие об ответственности сторон государственного или муниципального контракта (далее - госконтракт) является существенным - при его отсутствии контракт считается незаключенным.

<2> Ред. от 23.06.2016 // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

На практике не редки случаи выявления органами Федеральной антимонопольной службы <3> нарушений, связанных с отсутствием в проекте государственного или муниципального контракта условий об ответственности его сторон, или ненадлежащей формулировки такого условия.

<3> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (в ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3259) ФАС России выполняет функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Сложность формирования условия об ответственности сторон государственного или муниципального контракта состоит в следующем. Пунктами 5 - 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлена пеня за нарушение госконтракта, а Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 <4> - Правила определения размера штрафа и пени за нарушение госконтракта (далее - Правила). Учитывая, что указанные акты фактически закрепляют "законную неустойку" и правила ее исчисления, соответствующее условие госконтракта приобретает значение только в случае, когда заказчик намерен усилить установленную законом ответственность. На практике такое встречается достаточно редко.

<4> Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом // Собрание законодательства РФ. 2013. N 48. Ст. 6266.

В то же время судебная практика позволяет сделать следующий вывод: если условие госконтракта об ответственности сформулировано с отсылкой к указанному Постановлению Правительства РФ, это не является нарушением требования п. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ. Так, например, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2016 N Ф01-568/2016, Ф01-705/2016 по делу N А79-3538/2015 <5> оставлены в силе решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, признавшие согласованным условие об ответственности сторон госконтракта, сформулированное следующим образом: "В случае несоблюдения сроков оказания услуг, предусмотренных п. 2.6 контракта, кредитор уплачивает заемщику пени. Размер пени исчисляется в соответствии с пп. 6, 7 и 8 Правил <6>. При этом ее размер устанавливается в размере 1/300, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта".

<5> СПС "КонсультантПлюс".
<6> Имеются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ, указанным выше.

Выводы судов основаны на следующем: в рассматриваемом случае включение в проект контракта ссылки на п. п. 6 - 8 Правил с указанием на то, что именно в соответствии с ними будет определяться размер пени, не является нарушением ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку все потенциальные участники конкурсных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, понимают, каким образом будет исчисляться размер пени в случае допущения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) просрочки исполнения обязательства. В п. п. 6 - 8 Правил предусмотрен порядок определения размера пени в случае нарушения контракта исполнителем и содержатся формулы расчета пеней, ставки и коэффициента, устанавливаемого в зависимости от количества дней просрочки исполнения обязательства. Согласно Правилам пеня рассчитывается от цены контракта с учетом ее уменьшения на исполненную часть обязательств. Правила опубликованы официально для общедоступного сведения.

Сложнее выглядит ситуация, при которой отсутствие существенного условия выявлено не на этапе размещения закупки, а после заключения контракта. Признание госконтракта незаключенным влечет за собой возврат сторон в первоначальное положение.

Судебной практикой выработан подход, согласно которому если обязательство исполнено (полностью или частично) и принято (полностью или частично) заказчиком, отсутствие существенного условия само по себе не влечет за собой незаключенность договора <7>. Договор является заключенным, если стороны приступили к его исполнению и у них отсутствуют разногласия по существенным условиям.

<7> См., например, п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2002 N 10575/01, от 18.05.2010 N 1404/10, от 08.02.2011 N 13970/10, от 05.02.2013 N 12444/12, Определения ВАС РФ от 26.02.2010 N ВАС-791/10, от 19.02.2009 N 1441/09 и др. // СПС "КонсультантПлюс".

Указанная позиция судов нашла отражение в действующем Гражданском кодексе РФ <8> (далее - ГК РФ) - в соответствии с п. 3 ст. 432 сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности. При таких обстоятельствах неустойка по госконтракту должна рассчитываться по правилам п. п. 5 - 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

<8> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <9>.

<9> Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

В соответствии с п. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Размер штрафа для сторон госконтракта рассчитывается в зависимости от суммы контракта или ее значения и составляет:

за нарушение госконтракта поставщиком (исполнителем):

за нарушение госконтракта заказчиком:

Расчет пени за просрочку исполнения обязательства по госконтракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется по формуле <10>:

П = (Ц - В) x С,

где:

Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

<10> Пункты 6 - 8 Правил.

В свою очередь, размер ставки определяется по формуле:

где:

- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К <11>;

ДП - количество дней просрочки.

<11> С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке. См.: указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" // СПС "КонсультантПлюс".

Коэффициент К определяется по формуле:

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту.

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

Период начисления пени.

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Срок надлежащего исполнения обязательства определяется в зависимости от существа обязательства и, как правило, определяется следующими моментами: при поставке - вручением товара покупателю или предоставлением товара в распоряжение покупателя, при подряде - подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ, при оказании услуг - подписанием соответствующего акта.

В то же время приемка товаров, работ или услуг по госконтракту, осуществляемая в соответствии со ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, представляет собой довольно длительный процесс, включающий в себя проведение экспертизы (п. 3 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ).

Нередки случаи, когда срок приемки превышает срок исполнения обязательства. То есть, если госконтракт содержит обычные условия приемки товаров, работ или услуг, определяемые, как правило, моментом подписания соответствующего акта, срок исполнения обязательства включает в себя и срок приемки. В то же время последний не зависит от воли поставщика (подрядчика, исполнителя). При значительном затраченном на приемку времени исполнитель неизбежно впадает в просрочку, независимо от того, выполнил ли он фактически свое обязательство в установленные сроки.

Таким образом, целесообразно устанавливать в госконтракте срок исполнения обязательства, нарушение которого влечет за собой начисление пени, с учетом сроков приемки товаров, работ, услуг. Срок приемки, в свою очередь, необходимо также ограничить госконтрактом.

В настоящее время формируется судебная практика, отражающая описанный подход: из общего срока просрочки исключается срок сдачи-приемки работ <12>.

<12> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 N 13АП-8961/2015 по делу N А42-9182/2014; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 N 13АП-9750/2015 по делу N А56-77028/2014 // СПС "КонсультантПлюс".

Объем неисполненных (ненадлежаще исполненных) обязательств.

Как видно из приведенной выше формулы расчета пени, из общей суммы контракта вычитается цена фактически исполненной части обязательства (показатель В), определяемая на основании документов, подтверждающих приемку товара, работы, услуги.

Не редки случаи, когда объем фактически исполненного по госконтракту не определен. Такая ситуация может возникнуть в случаях, когда этапы исполнения обязательства не определены, в контракте нет условия о сдаче-приемке этапов исполнения, когда не определена цена этапов исполнения и в некоторых других случаях. При отсутствии иных указаний пеня в таких случаях рассчитывается от всей суммы контракта.

Аналогичная ситуация возникает и в случаях, когда пеня взыскивается за просрочку исполнения этапа обязательства, не являющегося последним. Формула расчета, закрепленная в Правилах, не предусматривает исключение из цены контракта суммы еще не исполненной части обязательства, по которой просрочка еще не наступила. Например, если исполнение контракта предполагается в три этапа, а просрочка допущена по второму, в целях расчета пени из цены контракта будет исключена стоимость только первого этапа исполнения. Пеня же будет рассчитана исходя из стоимости второго и третьего этапов.

То, что в контракте не определена стоимость этапа исполнения, противоречит ч. 13 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы. То есть фактически в контракте отсутствует существенное условие, что влечет за собой признание договора незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В то же время судебной практикой выработан подход, согласно которому, если обязательство исполнено (полностью или частично) и принято (полностью или частично) заказчиком, отсутствие существенного условия само по себе не влечет за собой незаключенность договора.

Цена этапа исполнения в целях исчисления пени в этом случае должна рассчитываться одним из следующих способов:

В противном случае такая ситуация влечет неосновательное обогащение для кредитора, так как пеня взыскивается не от суммы неисполненного (или ненадлежаще исполненного), а от цены контракта в целом (либо в неисполненной части при отсутствии просрочки), что противоречит ст. 330 ГК РФ.

Однако наличие в Федеральном законе N 44-ФЗ и Правилах прямого указания на указанный порядок расчета не позволяет государственному или муниципальному заказчику отказаться от взыскания пени как в части, так и полностью, а также изменить формулу ее расчета. В подобных случаях действия государственного или муниципального заказчика расцениваются контролирующими органами как нарушение закона и влекут применение мер ответственности <13>. Налицо правовая коллизия, полное разрешение которой возможно только путем внесения соответствующих изменений в указанные нормативные акты.

<13> Представления Счетной палаты РФ от 30.05.2014 N ПР14-100/14-02; от 31.08.2015 N ПР 11-194/11-03 // СПС "КонсультантПлюс".

В свою очередь, суды выработали собственный подход к решению подобных споров. Суды исходят из того, что расчет суммы пени от полной цены контракта противоречит ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойка взыскивается за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Взыскание же неустойки от полной суммы контракта влечет для кредитора неосновательное обогащение. Более того, вынося свои решения, суды часто указывают на злоупотребление кредитором своим правом, предоставленным ему Федеральным законом N 44-ФЗ и Правилами (ст. 10 ГК РФ) <14>.

<14> Постановление АС Северо-Западного округа от 11.02.2015 N А66-9964/2012; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2015 N Ф10-754/2015 по делу N А23-2911/2014.

В соответствии с ч. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Таким образом, если исполнение должником обязательства было поставлено в зависимость от встречного исполнения кредитора (уплата аванса, поставка материала, передача документов и т.д.), должник должен освобождаться от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства вызвано неисполнением обязанности кредитором.

Список использованной литературы:

  1. СПС "КонсультантПлюс".