Мудрый Юрист

Организация труда осужденных: международные стандарты и зарубежный опыт

Горенкова Елена Викторовна, научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России.

Статья посвящена актуальным вопросам организации труда заключенных в зарубежных пенитенциарных системах. Автор концентрирует внимание на принципах международных стандартов организации труда заключенных. Анализ важнейших направлений трудовой деятельности заключенных (форма организации труда, порядок вознаграждения) в таких странах, как США, Германия, Франция, Швеция, позволяет сделать вывод о том, что условия труда заключенных в местах лишения свободы максимально приближены к таковым в открытом обществе.

Ключевые слова: пенитенциарная система, трудовая деятельность заключенных, международные стандарты, зарубежные страны, организация труда.

Organization of Labor of Convicted: International Standards and Foreign Practice

E.V. Gorenkova

Gorenkova Elena V., Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

The article is devoted to topical issues of the prison labor organization in the foreign correctional systems. The author focuses on the principles of international labor standards organization concluded. Analysis of the most important areas prisoner's labor (a form of labor organization, the procedure of remuneration) in countries such as USA, Germany, France, Sweden leads to the conclusion that the working conditions of prisoners in places of deprivation of liberty as close as possible to those in an open society.

Key words: the correctional system, prisoner's labor, international standards, foreign countries, labor organization.

Трудовая деятельность осужденных в местах лишения свободы - одно из направлений функционирования любой пенитенциарной системы <1>. Труд осужденных занимает важнейшее место среди средств исправления осужденных в России. На протяжении всей истории отечественной уголовно-исполнительной системы роль пенитенциарного труда претерпевала значительные изменения <2>. Новый уровень интеграции России в международное сообщество и вступление в 1996 г. в Совет Европы ознаменовали приверженность нашего государства международным принципам демократии и гуманизма <3>, а также готовность к переосмыслению целей, функций и форм трудовой деятельности в исправительных учреждениях. Данные изменения коснулись не только организации труда осужденных, но и его правового регулирования. По этой причине для уголовно-исполнительной системы представляют интерес не только международные стандарты исполнения наказаний, но и опыт организации и нормативно-правовое регулирование трудовой деятельности осужденных в развитых зарубежных государствах.

<1> Ибрагимов О.А. Понятие трудовой адаптации осужденных: системный анализ // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. N 13. С. 2011.
<2> Яковлева О.Н. Министерство юстиции Российской империи в системе надзора за местами лишения свободы // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. N 3 - 4 (49 - 50). С. 58 - 65.
<3> Ибрагимов О.А. Развитие института пожизненного лишения свободы в контексте вступления России в Совет Европы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 1. С. 26.

Среди международных стандартов, определяющих базовые принципы организации труда в пенитенциарных учреждениях, основными являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (далее - МСП) <4>: обязательность труда заключенных; максимальная приближенность условий труда к таковым на свободе; безопасность и охрана труда; организация трудовой деятельности под контролем администрации пенитенциарного учреждения.

<4> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и социальным советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // СПС "Гарант".

Международными стандартами регионального уровня, регулирующими труд заключенных, являются Европейские пенитенциарные правила (далее - ЕПП) <5>. В соответствии с правилом 26.1 ЕПП труд "рассматривается как позитивный элемент режима содержания заключенных", что исключает прямое указание на обязательность труда. В то же время правило 26.2 ЕПП рекомендует администрации пенитенциарного учреждения "предоставить заключенным достаточное количество работы, которая полезна по своей природе". Отсутствие принципа обязательности труда нашло отражение в рекомендации ЕПП администрации пенитенциарного учреждения обеспечить заключенных работой. При этом работа, предлагаемая заключенным, должна отвечать современным требованиям и стандартам <6> (соблюдение правил охраны труда и отдыха, безопасности, социальной защиты). Правило 26.10 ЕПП перекликается с принципом МСП о возмездном характере труда заключенных. Правило 26.7 ЕПП по своей сути также повторяет принцип МСП о максимальной приближенности условий труда заключенных к таковым на свободе.

<5> Рекомендация Комитета министров Совета Европы N Rec (2006) 2 государствам - членам Совета Европы "О Европейских пенитенциарных правилах" (принята Комитетом министров 11 января 2006 года на 952-й встрече постоянных представителей министров).
<6> Емельянова Е.В. Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России // Вестник Томского государственного университета. 2009. N 1 (318). С. 143.

Таким образом, выработанные мировым сообществом более 60 лет назад рекомендации МСП по организации труда заключенных явились основой для принятия региональных правил в данном направлении. На наш взгляд, концептуальным отличием стало отсутствие в ЕПП принципа обязательности труда заключенных.

В научном сообществе по поводу установления принципа обязательности труда заключенных в национальных нормативных правовых актах существуют разногласия. Автор придерживается мнения ученых, которые поддерживают обязательность труда заключенных. Например, профессор В.А. Уткин утверждает, что "представляются несостоятельными суждения о недопустимости обязательного труда осужденных" <7>. В доказательство этого рассматриваются ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах <8> и ст. 4 Конвенции Совета Европы "О защите прав человека и основных свобод" <9>, рекомендации которых выводят труд осужденных из-под общего запрета принудительного или обязательного труда.

<7> Уткин В.А. Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2015. N 2 (6). С. 81 - 88.
<8> Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978. Вып. XXXII. С. 44; СПС "Гарант".
<9> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом N 1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).

Определенное влияние на организацию труда осужденных оказывает опыт зарубежных стран. Изучение деятельности тюремных ведомств европейских государств свидетельствует о том, что в силу сложившихся традиций, но при неукоснительном соблюдении международных норм, запрещающих обязательный и принудительный труд, администрация предлагает заключенным широкий выбор видов трудовой деятельности - от оплачиваемых уборки помещений и благоустройства территории до работы в производственных мастерских и даже на предприятиях <10>.

<10> Пертли Л.Ф., Фумм А.М., Железная Ю.Ю., Борисова Т.В. Порядок и условия отбывания лишения свободы: сравнительно-правовой анализ европейского законодательства: Учеб. пособие. М., 2012.

В законодательстве большинства стран трудовая деятельность заключенных является обязательной (Австрия, Болгария, Китай, Польша, США, Швейцария, Швеция, Финляндия). Однако, например, в Германии труд заключенных не является обязательным. Практически повсеместно в пенитенциарные системы встроены действенные трудовые стимулы. Например, заключенным разрешается приобретать вещи и продукты питания в магазинах пенитенциарных учреждений только на средства, заработанные во время отбывания наказания. В руководящих документах, регламентирующих деятельность пенитенциарных систем и учреждений, зачастую устанавливается обязанность обеспечить необходимое количество рабочих мест для заключенных <11>.

<11> Пертли Л.Ф., Фумм А.М., Железная Ю.Ю. Порядок и условия отбывания уголовных наказаний в учреждениях тюремного типа по законодательству европейских стран: аналитический обзор с рекомендациями по внедрению. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2012. С. 25.

Для всех иностранных пенитенциарных систем является нормальным и в некоторых даже обязательным определение личностных склонностей и их практическое сопоставление с жизненными перспективами каждого заключенного, с тем чтобы на этой основе готовить их к жизни вне учреждений (Великобритания, Норвегия, Польша, Швеция, Финляндия) <12>. При организации труда и контроле заключенных распоряжения администрации являются обязательными. Например, в Финляндии при организации работы заключенных обращается внимание на их работоспособность, профессиональную подготовку, а также на порядок поддержания и развития профессионального мастерства. Заключенный может выполнять работы по поручению работодателя, отличного от тюремного учреждения, только в том случае, если работы будут проводиться под контролем тюремного учреждения. Важнейшей задачей пенитенциарной системы США является максимальная трудовая занятость заключенных в целях не только приобщения заключенных к труду, но и овладения профессиональными навыками.

<12> Исполнение наказаний в зарубежных тюрьмах: Практ. пособие / Пертли Л.Ф., Железная Ю.Ю., Фумм А.М., Бояринев В.Г., Шаешников В.К., Ларин С.Б., Вединяпин И.В., Бажанов С.А. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2013. С. 80.

Одним из проблемных вопросов трудовой деятельности заключенных является форма организации труда в пенитенциарном учреждении. В США в 1934 г. в целях использования труда заключенных создано Федеральное тюремное промышленное объединение <13>, использующее труд осужденных на государственных промышленных предприятиях. При этом широкое распространение получила практика заключения контрактов пенитенциарных учреждений с предпринимателями по поводу использования труда заключенных. В тюрьмах местного уровня к труду привлекается незначительное число заключенных, приговоренных к коротким срокам лишениям свободы. В федеральных тюрьмах и тюрьмах штатов длительные сроки наказания позволяют привлекать заключенных к труду на достаточно продолжительное время. Организацией производства на этом уровне занимается государственная корпорация "Промышленность федеральных тюрем". Кроме того, осужденные работают в тюремных мастерских, на строительстве тюрем и привлекаются к общественным работам <14>.

<13> Емельянова Е.В. Международный опыт привлечения осужденных к труду и возможность его использования в отечественной пенитенциарной системе // Вестник Владимирского юридического института. 2008. N 4 (9). С. 26.
<14> Быков А.В., Пертли Л.Ф., Калужина М.А., Спасенников Б.А. Место и роль пенитенциарной системы в государственном механизме Соединенных Штатов Америки // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. N 3 (31). С. 84 - 89.

В Германии администрация пенитенциарного учреждения заключает трудовой договор с работающими заключенными, которые получают заработную плату в полном объеме. Заключенные обязаны полностью оплачивать содержание в пенитенциарном учреждении и по мере возможности возмещать пострадавшему нанесенный ущерб. Администрация тюрем Германии пытается решать проблему трудоустройства заключенных через установление связей с потенциальными работодателями, которые могут обеспечивать рабочие места. Труд заключенных находится под контролем администрации учреждения и организуется на условиях, схожих с существующими на рынке труда.

Во Франции, если заключенные работают, то трудовые договоры с ними не заключаются, - это запрещается Уголовным кодексом Франции <15>. Оплата труда сдельная, по часовой ставке, установленной в открытом обществе для временно привлекаемых работников. Регулирование рабочего времени и определение расценок за выполнение нормы труда проводятся администрацией учреждения. Администрация устанавливает порядок трудового вознаграждения, начисляемого каждому осужденному.

<15> Уголовный кодекс Франции от 22.07.1992. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070719.

В Швеции труд заключенных организуется по инициативе и под контролем администрации исправительного учреждения. Принятие заказов на выполнение различных видов работ относится к компетенции Управления исправительных учреждений. В новых пенитенциарных учреждениях Швеции основной формой трудовой деятельности заключенных являются промышленные работы. Заключенные участвуют в механическом производстве и деревообрабатывающей промышленности. В старых тюрьмах заключенные привлекаются к менее квалифицированному труду, например к выполнению сельскохозяйственных работ <16>.

<16> Пертли Л.Ф., Софронова С.А. Обзор европейского опыта по исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте: Пособие для сотрудников уголовно-исполнительной системы. М., 2011.

Как показал опыт организации труда заключенных в зарубежных странах, трудовая деятельность на предприятиях местной промышленности определяется естественными рыночными регуляторами: спросом и предложением на труд, конкурентоспособностью труда, а также отношением и конкретным участием профессиональных союзов и местных бирж труда. Биржи труда не только активно участвуют в привлечении заключенных к труду, но и формулируют политику пенитенциарной системы по направлению повышения профессиональной подготовки заключенных в целях трудового устройства при освобождении из исправительного учреждения.

Заключенные не имеют права на распоряжение заработной платой в полном объеме ни в одной из развитых пенитенциарных систем. Доходы от труда заключенных по признаку права владения и распоряжения можно классифицировать на две группы. К первой группе относятся пенитенциарные системы, где доходы заключенного являются собственностью государства, например в Норвегии. При этом заключенные получают вознаграждение за работу в виде заработной платы. Заработная плата заключенного может быть фиксированной величиной, представленной в суточном выражении, а в отдельных случаях, когда это возможно и целесообразно, применяется сдельная оплата труда. Величину зарплаты устанавливают с учетом прилежания и умения заключенного и характера выполняемой работы. Заключенный должен быть проинформирован о величине заработка, который является вознаграждением за его труд. В Польше осужденному, занятому индивидуальной деятельностью, остается 75% дохода после удержания, а остальные средства перечисляются в государственный бюджет; 60% заработной платы или дохода, которые остаются у осужденного, освобождаются в любое время от взысканий и удержаний.

Ко второй группе относятся государства, где доходы заключенного находятся в ведении органов управления пенитенциарной системы или отдельного учреждения. Например, в Финляндии заработанные деньги переводятся один раз в месяц на банковский счет заключенного. Заключенным, которые участвуют в трудовой деятельности, образовании и реабилитации, выплачивается облагаемое налогом пособие. В открытых учреждениях заключенные, занятые профессиональным трудом, получают налогооблагаемую заработную плату. Налог на прибыль и компенсации в тюрьму на продукты питания и снижение затрат, а также выплата долгов и алиментов вычитаются из заработной платы. Заключенные, которые не трудятся, получают пособие. В закрытых тюрьмах заключенные не имеют права расходовать деньги. Денежные средства из заработной платы заключенного вносятся на его счет, который хранится у тюремной администрации.

Литература

  1. Быков А.В., Пертли Л.Ф., Калужина М.А., Спасенников Б.А. Место и роль пенитенциарной системы в государственном механизме Соединенных Штатов Америки // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. N 3 (31). С. 84 - 89.
  2. Емельянова Е.В. Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России // Вестник Томского государственного университета. 2009. N 1 (318). С. 143 - 145.
  3. Емельянова Е.В. Международный опыт привлечения осужденных к труду и возможность его использования в отечественной пенитенциарной системе // Вестник Владимирского юридического института. 2008. N 4 (9). С. 26 - 31.
  4. Ибрагимов О.А. Развитие института пожизненного лишения свободы в контексте вступления России в Совет Европы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 1. С. 26 - 28.
  5. Ибрагимов О.А. Понятие трудовой адаптации осужденных: системный анализ // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. N 13. С. 2011 - 2020.
  6. Ибрагимов О.А. К вопросу о содержании понятия трудовой адаптации осужденных // Актуальные проблемы межведомственного и межвузовского взаимодействия по повышению конкурентоспособности результатов научной деятельности, ведомственного и социального образования: Сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 58 - 60.
  7. Исполнение наказаний в зарубежных тюрьмах: Практ. пособие / Пертли Л.Ф., Железная Ю.Ю., Фумм А.М., Бояринев В.Г., Шаешников В.К., Ларин С.Б., Вединяпин И.В., Бажанов С.А. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2013. 80 с.
  8. Пертли Л.Ф., Софронова С.А. Обзор европейского опыта по исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте: Пособие для сотрудников уголовно-исполнительной системы. М., 2011.
  9. Пертли Л.Ф., Фумм А.М., Железная Ю.Ю. Порядок и условия отбывания уголовных наказаний в учреждениях тюремного типа по законодательству европейских стран: аналитический обзор с рекомендациями по внедрению. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2012. 84 с.
  10. Пертли Л.Ф., Фумм А.М., Железная Ю.Ю., Борисова Т.В. Порядок и условия отбывания лишения свободы: сравнительно-правовой анализ европейского законодательства: Учеб. пособие. М., 2012.
  11. Уткин В.А. Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2015. N 2 (6). С. 81 - 88.
  12. Яковлева О.Н. Министерство юстиции Российской империи в системе надзора за местами лишения свободы // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. N 3 - 4 (49 - 50). С. 58 - 65.