Мудрый Юрист

О налогообложении физических лиц

Е.В. ВИГОВСКИЙ, М.Е. ВИГОВСКАЯ

Виговский Евгений Владимирович, советник налоговой службы III ранга.

Виговская Марина Евгеньевна, Московский институт права.

Платить в обязательном порядке надо и необходимо

Налогов стало больше. Но вряд ли кто из тех налогоплательщиков - физических лиц знает, какие сюрпризы их ожидают в случае неуплаты налога на принадлежащее им имущество. Ничего, кто-то скажет, нет слаще частной собственности, будь то дачи, коттеджи, собственные квартиры, моторные лодки либо что-нибудь другое. Не платили, не платим и платить не будем! - скажет большинство. Действующее законодательство о налогах и сборах говорит обратное, как в той давно понравившейся всем нам пословице: авось пронесет.

В России стало традиционным слагать всевозможные народные пословицы и поговорки, которые стали для каждого гражданина традицией. Но с учетом времени данная традиция стала принадлежать различным министерствам (Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.) "Заплатить налоги наполовину...", "Время платить налоги. Заплатил налоги и спи спокойно" - данные "пословицы" стали актуальными также и для физических лиц.

Кто должен подавать декларации о своих доходах и как должны платить налоги физические лица, какие последствия могут наступить в случае неуплаты налогов и непредставления соответствующих деклараций - для решения этих вопросов целесообразно изучать законодательство о налогах и сборах.

Чтобы разобраться во "всевозможных болезненных состояниях", которые могут нас поджидать, и преодолеть "авось", необходимо налоги уплатить.

Что думает Министерство финансов

Министерство финансов продолжает реформировать налоговую систему. В 2004 году предполагается уменьшение количества льгот по имущественным налогам. По налогу на имущество физических лиц, по словам первого заместителя министра финансов С. Шаталова, предполагается изменение определения и оценки имущества. Во-первых, это изменение и определение стоимости имущества (квартир, дач, гаражей и иных строений). За основу определения стоимости, в отличие от ее оценки Бюро технической инвентаризации, будет браться рыночная стоимость собственности. Планируется также и снижение ставки налога на имущество физических лиц до 0,5%, что позволит снизить налоговую нагрузку на большинство малообеспеченных граждан. В результате реформирования имущественных налогов поступления в казну могут возрасти до 0,5 млрд. рублей.

Для физических лиц все остается по-прежнему

Со дня принятия Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) "О налогах на имущество физических лиц" коренных и существенных изменений в налогообложении собственности физических лиц не произошло. Объектами налогообложения данным налогом по-прежнему остаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В связи с развитием института приватизации значительно возросло количество собственников жилья. В отличие от граждан, проживающих в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда, граждане, имеющие в собственности приватизированные квартиры, освобождены от оплаты за наем и за жилье квартир. Собственники приватизированных квартир являются плательщиками налога на имущество физических лиц, ставка налога по которому зависит от их инвентаризационной стоимости.

Согласно п. 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 (в ред. от 27.02.2003 N БГ-3-04/88) налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, которая определяется органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Данной Инструкцией дано также определение суммарной инвентаризационной стоимости, которой является сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Плательщики и ставки

К великому сожалению, многие из нас не знают, являются ли они плательщиками налога на имущество физических лиц, другие, которые освобождены от уплаты налога (на строения, помещения), недоумевают, платить или не платить, и в конечном итоге консультируются между собой либо идут к адвокату и платят за консультации от 150 до 300 рублей.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) "О налогах на имущество физических лиц" определено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Имущество может находиться как в общей долевой собственности нескольких физических лиц, так и в общей совместной собственности.

В отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком будет признаваться каждое физическое лицо соразмерно его доле в этом имуществе. В тех случаях, когда имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то физические лица будут нести равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое может определяться по соглашению сторон.

Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 определены ставки налога на имущество физических лиц.

Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям (является ли помещение жилым или нежилым, используется ли для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.д.). Ставки налога устанавливаются в следующих пределах в зависимости от стоимости имущества:

С 1 января 2003 года вступил в силу Закон города Москвы от 23.10.2002 N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц". Данным Законом введены ставки налога как на жилые, так и нежилые помещения в зависимости также от их суммарной инвентаризационной стоимости.

Ставки налога выглядят следующим образом.

Жилые помещения:

Нежилые помещения:

Кто освобожден

Налог на имущество физических лиц не уплачивают физические лица, которые по своему статусу не являются плательщиками данного налога.

Льготы по налогу предусмотрены статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1.

От уплаты налога освобождены: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней; участники Великой Отечественной войны; лица, участвовавшие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшиеся радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк"; военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается также пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации; граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия, а также иные лица.

В качестве льготы по налогу, предусмотренной статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1, освобождены от налогообложения специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье), принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.

Не уплачивается налог с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 (в ред. от 27.02.2003 N БГ-3-04/88) "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" конкретизирован круг лиц, освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.

Основанием для применения льгот по налогу являются документы установленного образца, выданные представительными органами исполнительной власти, либо справки и удостоверения, выданные соответствующими министерствами и ведомствами.

Как исчисляется налог

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, возникновение, изменение и прекращение обязанностей по уплате налогов, а также ответственность за неуплату налогов регламентируются прежде всего Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).

Статьей 23 данного Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц регламентируется статьей 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 с учетом особенностей, предусмотренных разделом IV Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54.

Исчисление налога производится налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения (помещений, строений и сооружений). Должностные лица налогового органа, установив основания для уплаты налога, направляют физическому лицу по месту нахождения имущества налоговое уведомление не позднее 1 августа.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В случае если физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества либо уклоняется от его получения, уведомление на уплату исчисленного налога может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом по адресу его места жительства. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление может быть передано непосредственно физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Порядок исчисления налога имеет свои особенности в случаях, если физическое лицо имеет в собственности несколько строений, помещений и сооружений, которые находятся на территории одного органа местного самоуправления.

В данном случае налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов (при единой ставке налога).

Если на территории органа местного самоуправления установлены различные налоговые ставки в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, налог будет исчисляться с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Примечание. Уплата налога производится в два срока равными долями - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

Информация о нас самих

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена система обобщения и контроля за сбором информации, в том числе и за собственниками помещений, строений и сооружений. Это не только идентификационные номера налогоплательщиков (каждому из нас присвоен ИНН), но и уже действующая система обработки поступающей информации от различных органов о каждом физическом лице (о доходах, о приобретении недвижимого имущества и сделок с ним и многое другое).

Сбор информации о налогоплательщиках и ведение соответствующих реестров предусмотрены не только в законодательном порядке, регламентирующем деятельность органов исполнительной власти, но и прежде всего налоговым законодательством.

Примером тому являются требования статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 данной статьи Кодекса установлено, что органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы сообщают о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения (пункт 6 ст. 85 НК РФ).

Во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.09.2003 N 226 утверждена Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах. Названная Инструкция является дополнением к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В установленных данными законодательными и нормативно-правовыми актами ведомственного характера случаях каждый сможет также узнать, кто интересовался принадлежащим физическим лицам недвижимым имуществом.

Прежде всего порядок уплаты

Пунктом 14 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 установлено, что в случае перехода права собственности на строения, помещения или сооружения в течение года одним гражданином-плательщиком налогов в пользу другого (купля-продажа, мена, дарение) налог на строения, помещения и сооружения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение до момента его отчуждения.

За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.

Несколько слов о пристройках.

Например, когда отдельные граждане и другие лица, имеющие строения, помещения и сооружения, на протяжении года возвели на месте нахождения строений новые постройки (гаражи, сараи и другие) или произвели пристройки, надстройки к основным строениям, то за такие постройки, пристройки и надстройки налог взимается также с начала года, следующего за их возведением.

Что такое требование

Не заплатили налог на строения, помещения, сооружения. В данном случае, конечно, начинается самое очевидное и для многих невероятное.

При неуплате налога в установленный срок налогоплательщику - физическому лицу налоговым органом направляется требование об уплате налога.

Требование представляет собой письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Письменное извещение должно содержать: сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые могут впоследствии применяться к физическому лицу в случае его неисполнения.

Направление требования физическому лицу аналогично порядку направления уведомления.

Данный документ должен быть направлен налогоплательщику - физическому лицу не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об уплате должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля).

Примечание. Оформление требования об уплате налога, его существенные реквизиты, а также сроки и порядок направления регламентируются также ст. ст. 69 - 71 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возможные последствия неуплаты налога

Законодательством о налогах и сборах установлено, что в случае неуплаты налога в установленные сроки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка принимается в данном случае в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В том случае, если физические лица своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года.

Самое интересное - это порядок взыскания налога, которым могут воспользоваться должностные лица налоговых органов. Данный порядок может не исчерпаться только действиями налогового органа, предусмотренного статьей 48 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 48 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда будет производиться на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога.

Это не весь перечень мер ответственности.

Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1, а также Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 предусмотрена обязанность физических лиц уплачивать налог на строения, помещения и сооружения.

В случае несоблюдения действующего законодательства о налогах и сборах должностные лица налогового органа могут попросить устранить нарушения действующего законодательства и направить физическому лицу предписание подобного рода.

За неисполнение предписания в установленный срок налогоплательщика - физического лица могут привлечь также и к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

О налоге с каждой лошадиной силы

Каждому известно, что мощность любого автомототранспортного средства, будь то мотоцикл, автомобиль и другое средство, определяется в "лошадиных силах", а для водных несамоходных средств определяется их "валовая вместимость". Чем "лошадка" мощнее, тем, конечно, от нее больше и отдача. В настоящее время "лошадей" стало катастрофически много. Давно канули в Лету такие выражения: "машина - это роскошь". Для большинства россиян "лошади" стали средством передвижения. Но для того чтобы они быстро передвигались, нужно ремонтировать дороги и, конечно, изыскивать денежные резервы для их поддержания в исправном состоянии. Поэтому с хозяина "лошади" надо брать налог. Данным вопросом занимаются налоговые органы. Опять же возникает ситуация, как, когда и кому платить, а если не платить, что тогда будет. Поэтому "лошадиный налог" нужно и лучше заплатить, хлопот будет поменьше.

История вопроса

Давно камнем преткновения не только для автолюбителей, но и большинства россиян стали вопросы качества автомобильных дорог. Сплошные ухабы. От их ремонта в зимний период качество дорог никогда не становилось лучше. Подобного рода вопросы становились темой для обсуждения во многих структурах. Масса публикаций в средствах информации, в том числе передачи по радио, всевозможные дебаты по телевидению. Но и, как обычно, возникал и возникает один и тот же вопрос - как оплачивать, из каких резервов расходы на поддержание в исправном состоянии дорог.

Законодательно урегулировать, решить все вопросы и изыскать денежные средства был призван Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 (в ред. от 24.12.2002 N 176-ФЗ) "О дорожных фондах в Российской Федерации".

С момента принятия и введения в действие данного Закона он подвергался изменениям более чем 19 раз. В статье 6 Закона были прописаны основные требования по уплате налога с владельцев транспортных средств. Непосредственно в самом Законе было очень много льгот для категорий лиц, которые были освобождены от уплаты налога с владельцев транспортных средств.

Действующее законодательство по данному вопросу продолжало развиваться. В связи с систематизацией налогового законодательства в единый документ, Налоговый кодекс Российской Федерации, все устаревшие законы либо канули в Лету, либо были введены в данный Кодекс, конечно, с изменениями.

Так, Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в часть вторую Кодекса была введена новая 28 глава "Транспортный налог". Но этим все не закончилось.

Каждый субъект Российской Федерации принимает по данному вопросу свои законы о транспортном налоге. Существует множество разъяснений и писем, но всегда возникает один и тот же вопрос - как сделать так, чтобы обязанность по уплате налогов стала цивилизованной необходимостью каждого? Главное налоговое ведомство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам довольно лояльно, но все-таки принимает предусмотренные законодательством меры к злостным неплательщикам и оценивает создавшуюся обстановку.

МНС России критически оценивает сбор транспортного налога

В конце октября 2003 года состоялась пресс-конференция по проблемным и насущным вопросам о транспортном налоге. На конференции заместитель министра по налогам и сборам Салават Аминев подверг критике план по сбору транспортного налога. Были приведены объективные причины по недобору налога. Главной причиной было названо несвоевременное представление органами ГИБДД в налоговые органы сведений о зарегистрированных транспортных средствах. Кроме того, другой причиной явилась невозможность налоговых органов правильно рассчитать налог и установить конкретных налогоплательщиков. В получаемых из ГИБДД сведениях во множестве случаев отсутствует не только мощность двигателя транспортного средства (в настоящее время их множество), но и ИНН, паспортные данные их владельцев и многое другое.

В конце конференции Салават Аминев предложил всех, кто отказывается добровольно платить налог, пригласить в суд, а также принять меры, предусмотренные действующим законодательством.

Что такое транспортный налог

Определение транспортного налога, перечень налогоплательщиков, определение объектов налогообложения, налоговой базы и налогового периода, а также ставки налога приведены в главе 28 НК РФ.

Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог (далее - налог) устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, который вводится в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен на территории соответствующего субъекта.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты и форму отчетности.



Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Учитывая такую форму использования транспортного средства, как доверенность, законодатель в статье 357 НК РФ установил обязанность лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

До момента официального опубликования настоящего Федерального закона налогоплательщиком будет являться лицо, указанное в такой доверенности.

За какие "лошадки" и "плавательные средства" нужно платить

С лицами, конечно включая физических лиц, которые являются плательщиками транспортного налога, мы определились.

По вопросу разнообразия транспортных средств, за которые необходимо платить и отчитываться, даны разъяснения в статье 358 НК РФ.

Так, объектами по транспортному налогу являются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В пункте 2 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства, за которые налог платить не надо, то есть перечисленные средства не являются объектом налогообложения.



На большинство транспортных средств данный перечень практически не распространяется, за исключением легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученных (приобретенных) через органы социальной защиты населения в установленном порядке, а также транспортных средств, находящихся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Сколько нужно платить

Данный вопрос остается ключевым, в том числе и по транспортному налогу.

Статьей 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну "лошадиную силу" мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В пункте 1 статьи 361 НК РФ приведены различные виды и мощности транспортных средств, а также ставки транспортного налога в рублях.

Но, поскольку налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, необходимо жителям г. Москвы обратиться к Закону г. Москвы от 23.10.2002 N 48 (с изменениями от 01.10.2003 N 57) "О транспортном налоге" (далее - Закон).

Статьей 6 данного Закона определены следующие налоговые ставки:

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ                         НАЛОГОВАЯ СТАВКА
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- свыше 70 л.с. до 100 л.с. - 5
(свыше 51,49 кВт до 73,55 кВт) включительно
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 15
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 20
(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 25
(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 35
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно - 3
- свыше 20 л.с. до 35 л.с. - 6
(свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) - 20
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно - 6
- свыше 110 л.с. до 200 л.с. - 10
(свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) - 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 6
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 10
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 15
(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 20
(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 25
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы
на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы): - 6
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно - 10
- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) - 20
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 20
- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 30
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя
(с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 35
- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 60
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 35
- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 60
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определятся валовая
вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) - 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели
(с каждой лошадиной силы) - 25
Другие водные и воздушные транспортные средства,
не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) - 200

О порядке исчисления налога

Вопросы, связанные с порядком уплаты и исчисления транспортного налога, регламентируются не только НК РФ, но непосредственно законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге.

Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Уплата налога должна производиться налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 363 НК РФ).



Особенности порядка исчисления, а также уплаты налога разъяснены в ряде писем МНС России, в том числе и в Методических рекомендациях по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона г. Москвы от 23.10.2002 N 48 сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (пункт 3 статьи 7 Закона).

Приведем примеры порядка исчисления налога.

Пример N 1. Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 25 января 2004 года, а снят с регистрации в связи с его продажей 8 декабря 2004 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Пример N 2. Транспортное средство зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию, в январе 2003 года и снято с регистрации в феврале 2004 года. В этом случае транспортный налог за 2003 год будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2004 год - с учетом коэффициента, равного 2/12.



Пример N 3. Физическое лицо зарегистрировало автомобиль в органах Госавтоинспекции 15 мая 2005 года и сняло его с учета в органах Госавтоинспекции 29 мая 2005 года в связи с реализацией. Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента, равного 1/12, так как в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В аналогичном порядке производится исчисление транспортного налога налогоплательщиками, определяемыми в соответствии со второй частью статьи 357 НК РФ. При этом учитывается количество месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика в налоговом периоде. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие возврат транспортных средств лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Пример N 4. Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая 2004 года налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 лошадиных сил. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 рублей за 1 лошадиную силу. Сумма транспортного налога за 2004 год в этом случае составит 8500 рублей = ((150 х 4) + (180 х 8):12) х 50.

Налогоплательщику - физическому лицу, имеющему зарегистрированное транспортное средство, следует помнить, что любые сведения о транспортном средстве (купля-продажа, снятие с учета, перерегистрация) направляются в налоговый орган по месту жительства физического лица регистрирующими органами в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Сведения представляются о транспортных средствах, об их владельцах по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, в том числе обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

О сроках уплаты налога

Так же как и в статье 363 НК РФ, статьей 8 Закона г. Москвы от 23.10.2002 N 48 аналогично определены сроки уплаты транспортного налога.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона установлено, что налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога должно быть вручено налоговым органом налогоплательщику, являющемуся физическим лицом не позднее 1 июня года налогового периода.



В случае же регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета) после 1 июня года налогового периода налоговые органы не позднее 30 дней с момента получения из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сведений о регистрации транспортного средства и (или) снятии транспортного средства с регистрации направляют налогоплательщику - физическому лицу налоговое уведомление об установлении (пересчете) налогового обязательства по транспортному налогу.

Уплатить налог необходимо по месту нахождения транспортного средства в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 8 Закона).

Последствия неуплаты налога

Налогоплательщик - физическое лицо, получивший налоговое уведомление, обязан в установленный законом срок уплатить сумму транспортного налога.

Несвоевременная уплата налога влечет за собой начисление на сумму недоимки пени за каждый день неуплаченной суммы налога.

Налоговым кодексом Российской Федерации регламентируется порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица.

Так, согласно пункту 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть приложено ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Решение суда общей юрисдикции о взыскании с физического лица суммы транспортного налога, а также пени производится судебными приставами-исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 N 8-ФЗ) "Об исполнительном производстве".

Кодексом Российской Федерации об административных правоотношениях должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по ряду составов административных правонарушений.

В частности, налоговый орган вправе направить физическому лицу предписание устранить допущенное нарушение законодательства, связанное с неуплатой транспортного налога. В случае неуплаты налога налоговые инспекторы могут составить протокол по делу об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица в налоговый орган к нему могут быть применены меры обеспечения производства по административному делу, например привод либо доставление.

Привод либо доставление осуществляются правоохранительными органами, должностными лицами органов внутренних дел.

В связи с изложенным только знание налогового законодательства поможет избежать любые неприятности.

О налоге на доходы физических лиц О доходах налогоплательщиков

Основным правовым документом, который регламентирует круг плательщиков налога на доходы физических лиц и порядок уплаты налога, является, безусловно, Налоговый кодекс Российской Федерации, а именно глава 23 данного Кодекса "Налог на доходы физических лиц".

Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами.

Под физическими лицами понимаются исключительно граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами - физических лиц, являющихся налоговыми резидентами или не являющихся таковыми (статья 209 НК РФ).

Статья 208 НК РФ дает определение доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами России.

Наиболее часто встречающимися являются доходы: от сдачи имущества в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации (сдача физическими лицами квартир и иного имущества в аренду), доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая автомототранспортные средства, различного рода доходы, полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, и многое, многое другое.

В соответствии с п. 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

В НК РФ перечислены особенности определения доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации (п. 3 ст. 208 НК РФ), определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме (ст. 211 НК РФ), при получении доходов в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ), по договорам страхования и договорам негосударственного обеспечения (ст. 213 НК РФ), особенности уплаты налогов на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации (ст. 214 НК РФ), доходы от операций с ценными бумагами (ст. 214.1 НК РФ).

Физические лица, систематически получающие доходы, например, от сдачи квартир в аренду, будут являться индивидуальными предпринимателями.

Такими лицами будут являться частнопрактикующие медицинские работники, педагогические работники (вузов, школ и т.д.), получающие доходы от репетиторства, физические лица, осуществляющие на платной основе перевозку пассажиров и грузов, лица, получающие доходы от реализации товаров (работ, услуг), по ремонту квартир, бытовой техники, автотранспортных средств и т.д.

В НК РФ, в статье 217, перечислены доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, является довольно объемным.

В частности, не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, государственные пенсии, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и другие доходы.

Например, согласно ч. 2 ст. 11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них данным Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Кто обязан подавать налоговую декларацию

Конечно, наряду с Кодексом было бы очень полезно знать Методические рекомендации о порядке применения главы 23 Кодекса, утвержденные Приказом МНС РФ от 29.11.2000 N БГ-3-08/415 (в ред. от 05.03.2003), и Приказ МНС РФ от 16.10.2003 N БГ-3-04/540 "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению".

Ежегодно МНС России разрабатывает различные формы деклараций, в том числе и инструкции по их заполнению.

Декларация о доходах физических лиц (ее формы) представляет собой очень "большой документ", довольно сложный с учетом затрат времени для заполнения как налоговыми инспекторами, так и налогоплательщиками.

Для того чтобы снизить затраты своего времени и дальнейших "мытарств", необходимо определить круг лиц, которые обязаны подать декларацию о своих доходах за 2002 год.

Прежде всего, декларация о доходах должна быть представлена налогоплательщиком в территориальную инспекцию МНС России по месту своего жительства (учета).

В соответствии со ст. ст. 227 - 229 НК РФ налоговую декларацию обязаны представить до 30 апреля 2003 года следующие категории налогоплательщиков:

Для получения различных налоговых вычетов физические лица также представляют налоговую декларацию с необходимыми подтверждающими такие вычеты документами и вместе с заявлением о предоставлении вычета.

При подаче налоговой декларации необходимо иметь в виду, что основанием для ее заполнения являются справки о полученных доходах по источникам выплаты таких доходов, документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, документы, подтверждающие личность и статус физического лица.

Считалось бы глубоко ошибочным, что декларацию о полученных доходах можно не подавать.

Например, налоговые агенты, которые выплачивают доходы, удерживают и перечисляют налог на доходы физических лиц в бюджет, представляют в налоговую инспекцию все сведения о доходах такого лица. При этом налоговые органы, а сейчас также и органы внутренних дел начинают проводить сверку доходов и проводить необходимые мероприятия налогового контроля. Должностные лица органов внутренних дел проводят мероприятия в соответствии с их компетенцией.

Так что, если какие-либо сведения о налогоплательщике были им оставлены у источника получения дохода (налогового агента) и доход был получен физическим лицом, следует подумать о необходимости представления налоговой декларации.

Декларация о доходах

Согласно статье 229 НК РФ физические лица в декларациях обязаны указать все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налоговый кодекс Российской Федерации разрешает представление налоговой декларации о доходах физического лица как самим налогоплательщиком, так и его представителем.

Декларация о доходах прежде всего должна быть подписана налогоплательщиком и может быть представлена на бумажном носителе или в электронной форме лично, через доверенное лицо или направлена по почте.

Следует иметь в виду, что налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, а по просьбе физического лица сотрудник налоговой инспекции обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии декларации и дату ее представления.

В случае отправки декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Учитывая требования к заполнению декларации о доходах, следует также иметь в виду, что декларация, подаваемая на бумажном носителе, должна быть заполнена печатными буквами шариковой или перьевой ручкой черного или синего цвета. Возможна также распечатка декларации на принтере.

Не запрещается при представлении декларации снять с нее копию, заверить ее подписью работника территориальной инспекции МНС России с указанием сдачи декларации.

Приказ МНС РФ от 16.10.2003 N БГ-3-04/540 предписывает, что на каждом листе декларации и к приложениям к декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика - физического лица (ИНН), а также фамилия и его инициалы. На первом листе декларации фамилия, имя, отчество должны быть указаны полностью.

При заполнении декларации (лист декларации 01) налогоплательщиком проставляется код документа, удостоверяющий его личность.

Об ответственности за неуплату налога и непредставление декларации о доходах

Действующее законодательство о налогах и сборах, а именно Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривает различные виды и меры ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской и иной деятельности, налогов и сборов, совершаемых физическими лицами.

Так, согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие налогоплательщика) налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлена ответственность.

Понятие налогового правонарушения включает ряд составляющих.

Это, прежде всего, виновно совершенное деяние. Так, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Например, физическое лицо обязано было представить декларацию о доходах по итогам налогового периода, но умышленно не представило декларацию, в связи с чем не был уплачен налог на доходы физических лиц.

Кодекс содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых правонарушений. Закрепленное в Кодексе понятие вины не исключает применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Субъектами, к которым применяется мера ответственности, согласно Кодексу, являются налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели, физические лица), плательщики сборов, а также налоговые агенты.

Одним из условий привлечения вышеуказанных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений является невыполнение или ненадлежащее выполнение прежде всего возложенных на них обязанностей, установленных Кодексом (ст. 23 НК РФ).

За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции.

В соответствии с пунктом 3 ст. 108 НК РФ предусмотренная данным Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

В пункте 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум разъяснил следующее:

"При применении пункта 3 статьи 108 НК РФ судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик - физическое лицо, освобожденный от уголовной ответственности за деяние, содержащее признаки состава преступления, по нереабилитирующим основаниям не освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной Кодексом, если совершенное им деяние одновременно содержит признаки налогового правонарушения, определенные соответствующей статьей главы 16 НК РФ".

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая применяется в виде денежных взысканий (штрафов), в размерах, предусмотренных статьями Кодекса, устанавливающих виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (ст. 114 НК РФ).

Кодексом установлена давность взыскания налоговых санкций налоговыми органами.

В соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

По вопросу применения ст. 115 НК РФ даны разъяснения в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Арбитражный Суд признал пропущенным срок давности взыскания сумм санкций, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, поскольку днем обнаружения нарушения налоговым агентом срока представления сведений о доходах физических лиц является день поступления в налоговый орган этих сведений.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогового агента штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за несвоевременное представление сведений о выплаченных физическим лицам доходах и удержанных суммах налога.

Решением суда в удовлетворении требования отказано по мотиву пропуска заявителем пресекательного срока на обращение в суд с таким требованием, установленного пунктом 1 статьи 115 Кодекса.

При этом суд обратил внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).

В данном случае речь идет о таком правонарушении, как несоблюдение налоговым агентом срока представления в налоговый орган справок о выплаченных физическим лицам доходах и удержанных суммах налога.

Как видно из материалов дела, по итогам 2000 года соответствующие справки в количестве 174 штук были представлены ответчиком в налоговый орган 6 апреля 2001 года, в то время как согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ это следовало сделать не позднее 1 апреля.

В силу пункта 1 статьи 126 Кодекса указанное правонарушение влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый документ.

Поскольку Кодекс не регламентирует порядок и сроки фиксации описанного выше правонарушения, день его обнаружения и, следовательно, момент начала течения срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, определяются исходя из обстоятельств совершения и выявления данного правонарушения (пункт 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).

О нарушении ответчиком срока представления соответствующих сведений, а также о количестве подлежавших представлению справок заявителю стало известно 6 апреля 2001 года - в день их фактического представления. В связи с этим заявление о взыскании сумм налоговых санкций за данное правонарушение могло быть предъявлено в суд не позднее 6 октября 2001 года. Фактически это было сделано 23 ноября 2001 года.

Доводы заявителя о необходимости исчисления срока на обращение в суд с момента составления "акта камеральной проверки", то есть с 28 мая 2001 года, не могут быть приняты во внимание.

Необходимо иметь в виду, что контроль за соблюдением сроков представления налоговым агентом справок в отношении физических лиц не является камеральной проверкой, понятие и сроки проведения которой приведены в статье 88 НК РФ.

Поскольку заявление о взыскании с ответчика штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, подано лишь 23 ноября 2001 года, а срок на подачу такого заявления истек 6 октября 2001 года, требование налогового органа не может быть удовлетворено судом (пункт 12 информационного письма от 17.03.2003 N 71).

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности прежде всего за совершение налогового правонарушения по статье 119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации".

НК РФ предусматривает также другие составы налоговых правонарушений.

Согласно статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физические лица могут быть также привлечены и к административной ответственности за нарушение сроков представления налоговой декларации.

КоАП РФ предусмотрены различные составы административных правонарушений.

В частности, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, нарушение сроков представления налоговой декларации, непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и ряд других.

В случаях, предусмотренных статьей 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. При этом привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Общие условия привлечения к ответственности

В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, что имеет большое значение при рассмотрении дела о налоговом правонарушении, совершенном физическими лицами.

Так, статьей 108 НК РФ установлено следующее:

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 суд разъяснил:

"Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (пункт 7 статьи 101 Кодекса) судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.

Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в статье 2 НК РФ, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями Кодекса".

Особенно важными являются закрепленные в Кодексе обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершения налогового правонарушения, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

НК РФ установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ), и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ).

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при:

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, принимаются:

К разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

При применении данной нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц (пункт 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).

Следует отметить, что согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Статьей 112 НК РФ установлено, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может быть привлечено за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности) (пункт 1 ст. 113 НК РФ).

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 даны следующие разъяснения:

"При применении указанного срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте статьи 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности".

Правовые истины и высказывания Министерства Российской Федерации по налогам и сборам об уплате налогов, бесспорно, лишний раз напоминают, что уплата налогов, в том числе и физическими лицами, представление ими деклараций является обязанностью каждого.