Мудрый Юрист

Методика оценки коррупционного риска в сфере частного бизнеса (индекса риска делового взяточничества)

Трунцевский Юрий Владимирович, заведующий отделом методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В целях усовершенствованного ресурса для измерения коррупционных рисков в сфере частного бизнеса были классифицированы факторы, их порождающие, на области и подобласти действия, позволяющие определить, какая именно из групп рисков преобладает над другими. Результаты настоящего исследования направлены на то, чтобы определить общее отношение бизнеса к коррупции в нынешней экономической ситуации, формы коррупционных проявлений, встречавшиеся в той или иной сфере экономики, степень взяточничества и коррупции, отмывания денег, борьбы с конкуренцией в конкретных секторах хозяйствования.

Ключевые слова: антикоррупционный комплаенс, коррупционный риск, деловое взяточничество, фактор риска, оценка риска, индекс риска.

Methods of Assessing Corruption Risk in Private Business (Index of Business Bribery Risk)

Yu.V. Truntsevsky

Truntsevsky Yuri V., Head of the Department of Anti-Corruption Methodology of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

With a view to improved resource for measuring corruption risks in the sphere of private business have been classified factors that give rise to them, to the region and subregion of action to help you determine what kind of risk groups prevails over the other. The results of this study are intended to determine the general attitude to the business of corruption in the current economic situation, the forms of corruption encountered in a particular area of the economy, the degree of bribery and corruption, money laundering, fight against competition in specific sectors of economic management.

Key words: anti-corruption compliance, corruption risk, business bribery, risk factor, risk assessment, risk index.

Корпоративное взяточничество - плохой бизнес. В свободной рыночной экономике основным является то, что продажа продукции, оказание бизнес-услуг должны происходить на основе цены, качества и сервиса. Корпоративный подкуп является принципиально разрушительным для этого основного положения.

С учетом того что многие компании отрасли ведут свои дела на высоко коррумпированном рынке, они должны хорошо разбираться с возникшими проблемами. Повышенный уровень риска коррупции может быть связан с тем, в какой отрасли работает компания.

Хотя коррупция - не самый популярный вид преступной деятельности, в сфере бизнеса она может представлять большую опасность, в частности для крупных и средних компаний, из-за большого числа бизнес-процессов, которые могут подвергаться опасности. Угрозам подвержены такие процессы, как продажи, маркетинг, распределение, платежи, возмещение расходов, налоговые правила, эксплуатация оборудования и др. Многие транзакции очень рискованны из-за коррупции, и особо стоит беспокоиться, если компания имеет дело с государственными органами или с компаниями, которыми владеет государство.

Иногда компаниям приходится менять свои бизнес-стратегии, чтобы справиться с подобными рисками. Так, популярны такие способы, как добавление условий в контракте или дополнительные тренинги для персонала (обучение сотрудников на всех уровнях (от младшего до высшего звена)). А более трети компаний просто упускают хорошие возможности для бизнеса, чтобы не столкнуться с коррупцией, например уходят с рынка. Так, 39% директоров розничной и потребительской торговли заявили о том, что они следуют за возможностями на рынке, хотя из-за риска коррупции приходится менять бизнес-стратегию <1>.

<1> Трунцевский Ю.В. Криминальные угрозы обеспечению корпоративной экономической безопасности в сфере промышленности и торговли: мировой опыт // Безопасность бизнеса. 2016. N 1. С. 10.

Определено, что в настоящее время двумя основными категориями социологических индикаторов коррупции, использующимися в международной и национальной практике <2>, являются: 1) индикаторы, основанные на восприятии и опыте собственно коррупции, и 2) косвенные индикаторы, оценивающие, так сказать, "антикоррупцию", т.е. институциональную структуру, а также различного рода меры и механизмы, включая законодательные, направленные на предупреждение и противодействие коррупции. На практике в некоторых случаях используется комбинация указанных категорий. Основным способом получения данных является опрос экспертов, определенных социальных групп, в наибольшей степени сталкивающихся с коррупцией (например, представителей бизнеса), или населения в целом.

<2> Социологические параметры проявления коррупции: Науч.-метод. пособие / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Ин-т социально-политических исследований российской академии наук, 2013. С. 25.

Известно, что к факторам риска, которые дают возможность судить о рисках бизнес-взяточничества для фирм, вне зависимости от вида сектора экономики, относятся:

  1. сложность ведения бизнеса;
  2. необходимость взаимодействия с государством;
  3. меры антикоррупционных законов и положений;
  4. информация, касающаяся обеспечения соблюдения внутренних и международных антикоррупционных законов и положений;
  5. мера открытости власти и качества, в том числе бюджетной прозрачности;
  6. сведения о качестве осуществления государственной гражданской службы;
  7. контроль представителей гражданского общества, включая прессу и СМИ, служащий в качестве индикатора показателей сильного гражданского общества.

Безусловно, приведенный перечень факторов коррупционного риска не сможет в полной мере раскрыть все причины возникновения коррупционных правонарушений, также не сможет определить весь спектр тех стимулов, с которыми сталкиваются отдельные коррупционеры.

Постараемся проанализировать эти отдельные социальные, государственные и законодательные причины, которые могут способствовать увеличению бизнес-рисков в рамках взяточничества.

На основе информации, полученной из интервью с бизнесменами и антикоррупционными экспертами, а также ранее изданной литературы на данную тему, сгруппируем все эти факторы в единую классификацию, относящиеся к каждой области, в которых выделим их подобласти, которые характеризуют сами факторы риска.

Каждая область действия захватывает наиболее важные аспекты риска взяточничества, а каждая подобласть более подробно описывает область воздействия и ее важность. Причина в выделении областей и подобластей заключается в том, что определенные риски могут быть более весомыми для определенных фирм исходя из их сферы бизнеса или опыта в управлении рисками.

В совокупности все области воздействия дают общую оценку риска о взяточничестве - подобласть интегрируется в саму область, а далее формируют совокупный балл.

Таблица 1

Оценка факторов риска коррупции

Область действия

Подобласть действия

1.0. Взаимодействие государства и бизнеса

1.1. Связь с правительством

1.2. Вероятность дачи взятки

1.3. Распорядительное бремя

2.0. Обеспечение соблюдения антикоррупционных законов

2.1. Антикоррупционные законодательные акты. Юридическое составление

2.2. Фактическое обеспечение соблюдения антикоррупционных законов

3.0. Прозрачность деятельности государственных служб

3.1. Прозрачность регулирующих функций государственных структур

3.2. Прозрачность и работоспособность общественного сектора

4.0. Создание базы для общественного контроля

4.1. "Свобода слова" СМИ

4.2. Развитие человеческих знаний в данном вопросе

Четыре области захватывают группы похожих факторов риска, с которыми, как мы считаем, может столкнуться компания при совершении сделок, связанных со взяточничеством. Хотя каждая область и отлична от другой, мы допускаем, что одна область может быть связана с другой.

Первая область отражает, как компании взаимодействуют с государством, характер их взаимодействия и то, насколько часто это происходит. В данную область входят три подобласти, связанные с взаимодействием с государством, вероятностью совершения сделки, связанной с коррупцией, возникающей через подобное взаимодействие, и в целом с распорядительным бременем. При прочих равных факторах компании в большей степени имеют дело с риском взяточничества при наибольшем взаимодействии с государством. Чем больше риск, тем выше распорядительное бремя.

Следующая область затрагивает правовую инфраструктуру страны, связанную с борьбой с коррупцией. Подобласть 2.1 указывает на создание правовой базы, а подобласть 2.2 отвечает за фактическое исполнение и соблюдение данной законодательной базы, тем самым показывая, что юридическая сила законов считается неэффективной без надлежащего механизма их исполнения.

Область N 3 показывает качество государственного и общественного участия в снижении коррупционных рисков. Данная область включает в себя две составляющие. Первая подобласть обращает внимание на общее качество государственного управления, опираясь, в частности, на прозрачность бюджетной политики государства, так как качество бюджетного процесса негативно влияет на коррупционные риски; чем прозрачнее бюджетный процесс, тем меньше вероятность и больше трудностей скрыть недобросовестные сделки. Подобласть 3.2 сосредоточена на государственных служащих. Объяснение данной области таково: высокий класс персонала государственных служащих, который соответствует всем нормам, стандартам, приведет к уменьшению количества коррупционных сделок.

Четвертая область характеризует роль так называемых сверхправительственных субъектов в мониторинге и борьбе с коррупцией. Подобласть 4.1 объясняет важность роли СМИ. Независимые от государства СМИ могут обеспечить тщательный и свободный анализ коррупционных схем частных и государственных структур. Следующая подобласть (4.2) связана с высоким потенциалом населения страны. Доказано, что "здоровая", экономически стабильная и более образованная нация оказывает на коррупцию серьезное давление в сторону понижения.

В совокупности все эти четыре области и входящие в них девять подобластей в полной мере отражают, как мы считаем, основные факторы, которые связаны с коррупционными рисками. И все же следует признать, что данный список достаточно субъективен и может существовать и другая классификация факторов риска. Однако их оценка по тем или иным причинам в контексте поставленной цели определения индекса риска делового взяточничества затруднительна. Наша оценка заключается в предоставлении усовершенствованного ресурса для измерения бизнес-рисков, основанная на структурированным подходе, нацеленном на бизнес-аудитории, на основе данных, считающихся надежными, учитывающими мнения независимых экспертов и оппонентов.

Полученные данные индекса бизнес-риска взяточничества позволят дать простую и структурированную оценку определенным рискам, которые подходят для конкретных пользователей данной оценки.

Информация, содержащаяся в областях и подобластях, способствует разъяснению, почему получен определенный совокупный балл, и позволяет определить, какая именно из групп рисков преобладает над другими. Кроме этого, компании могут использовать области и подобласти конкретных рисков для разработки своей программы по противодействию данным рискам в своей сфере.

Вопросы настоящего исследования направлены на то, чтобы определить общее отношение бизнеса к коррупции в нынешней экономической ситуации, формы коррупционных проявлений, встречавшиеся в той или иной сфере экономики, степень взяточничества и коррупции, отмывания денег, борьбы с конкуренцией в конкретных секторах хозяйствования.

В этой связи интервьюирование сотрудников больших и средних компаний, работающих в государственном и муниципальном секторе (не менее 20%), может быть представлено в следующем виде.

Таблица 2

Критерии отбора респондентов опроса о коррупционных рисках в деловой сфере

Количество сотрудников в компании

Больше 5000

1500 - 4999

1000 - 1499

500 - 999

Меньше 500

Роль в организации

Топ-менеджмент

Среднее звено

Рабочий и служащий

Индустрия

Банк/финансы/страхование

Потребительский сектор/ритейл/опт

Добывающая промышленность

Государственный сектор

Производство

Фармацевтика/медицина

Энергетика

Профессиональные фирмы и услуги

Недвижимость

Технологии и коммуникации

Транспорт

Другие

Исследование оценки форм проявления коррупции в сфере частного бизнеса должно осуществляться в несколько этапов. Во-первых, обзор литературы по бизнес-коррупции, подкупу государственных и муниципальных служащих, управлению и измерению коррупции. Затем интервьюирование сотрудников регуляторов, компаний, консалтинговых фирм, некоммерческих организаций и крупных юридических фирм, чтобы понять процессы корпораций, занимающихся оценкой и преодолением рисков бизнес-взяточничества. Далее разрабатываются (подбираются) показатели для создания индекса и, наконец, проводится статистическое тестирование влияния различных областей общественных отношений (государство, законодательство, бизнес-процессы, гражданское общество и др.).

Цель такого исследования заключается в объединении данных в единый индекс, представляющий риск бизнес-взяточничества для национальной экономики в целом, региональной экономики, отраслевой экономики, конкретной компании.

Ниже приведем перечень индикаторов оценки форм проявления коррупции в сфере частного бизнеса, которые в своей связи и совокупности составят индекс риска делового взяточничества.

Требования к такому индексу следующие:

Выделим индикаторы оценки форм проявления коррупции в сфере частного бизнеса.

Сфера бизнеса как привлекательная цель коррупционера и мошенника - % пострадавших от правонарушений коррупционной направленности. Когда тот или иной сектор экономики выступает ключевой целью преступников, и незаконное присвоение активов до сих пор является основным типом экономических преступлений: киберпреступность, взяточничество и коррупция все чаще встречаются в основных секторах экономики. Действительно, 56% директоров компаний розничной и потребительской продажи считают коррупцию самым главным риском, когда начинают вести свой бизнес глобально. Более 1/5 опрошенных (23%) признались, что у них просили взятки. И также многие подтвердили, что их экономические возможности перешли к конкурентам из-за отказа дать взятку <3>. Или еще пример. Глобальное увеличение компаний в сфере транспорта и логистики во всем мире приносит как новые возможности, так и дополнительные сложности из-за высоко коррумпированного рынка, особенно в период начала завоевания рынка и во время экспансии <4>. Около половины фармацевтических компаний осуществляют операции на рынках с высоким уровнем риска коррупции. 43% респондентов сектора, преследующих возможности для роста в регионах с высоким уровнем риска коррупции, указывают на то, что они вынуждены были адаптировать свои бизнес-стратегии с коррупционными традициями региона <5>.

<3> Трунцевский Ю.В. Указ. соч. С. 8.
<4> Трунцевский Ю.В. Криминальные корпоративные угрозы в сфере транспорта и логистики на современном этапе // Транспортное право. 2016. N 1. С. 18.
<5> Трунцевский Ю.В. Криминальные угрозы в сфере фармацевтики и биотехнологий: международный опыт // Медицинское право. 2016. N 1. С. 11.

Штрафы и ущерб. Являются ли финансовые потери для компаний наиболее серьезным воздействием взяточничества и коррупции? Коррупция проходит под вторым номером в отчетах о происшествиях в тех или иных сферах экономики. Так, за последние несколько лет были раскрыты несколько громких дел (по данным США), где крупные фармацевтические компании были обвинены во взятках врачам, чтобы те назначали именно их лекарства или ненадлежащим образом продвигали такую продукцию на незаконных условиях. Некоторые из этих правонарушений привели к массовым штрафам: в 2014 г. фармпромышленность выплатила в доход США 3,75 млрд долларов штрафов <6>.

<6> Там же. С. 13.

Наиболее серьезное влияние коррупции на компании происходит за счет (по убыванию):

Кто задает тон: а) тон задают сверху - % внутренних нарушений закона совершается высшим руководством; б) большинство - % таких преступлений совершается младшим персоналом или в) руководством среднего уровня.

Иллюзия безопасности. Когда риск коррупции и киберпреступности растет, осознание риска может снижаться за счет внедрения все новых и новых технических средств и организационных антикоррупционных мер. Так, продажи товаров, например, становятся мультиканальными, управляются с помощью интерактивных технологий, ориентированных на покупателя приложений. Приобретение большого количества данных клиента и новые риски безопасности делают крайне привлекательными такие виды продаж, как веб, смартфоны и точки продаж для нарушения безопасности данных. Все это подчеркивает растущую угрозу и увеличивающуюся возможность таких атак.

Совокупность коррупции и отмывания денег остается горячей темой в секторе финансовых услуг, где это происходит в пять раз чаще, чем во всех других отраслях.

Страх перед разоблачением и крахом деловой репутации. Организации, например работающие в сфере финансовых услуг, боятся последствий, если их заподозрят в отмывании денег (почти треть из них считают, что самый суровый удар - это удар по их репутации).

Сообщения. Гражданская активность, связанная с разоблачением противоправных действий, становится более активной (% количества обращений), чем раньше, хотя остаются сомнения в ее эффективности (% сообщений, закончившихся расследованием и наложением взыскания, назначением наказания). Горячая линия является неотъемлемой частью предотвращения коррупции в рамках управления рисками. Это первый канал для жалобы работников и других заинтересованных сторон. Но линия будет использоваться, только если сотрудники уверены, что их заявления будут рассмотрены в прозрачной и конфиденциальной основе и что они будут защищены от мести.

Недооценка риска - в % опрашиваемых, проводящих оценки риска коррупции ежегодно. Около половины тех, кто не проводит никаких оценок, не знают, что включают в себя такие оценки рисков, или не видят в них смысла.

Изменение бизнес-плана или стратегии из-за высокого риска коррупции происходит путем того, что компании:

Методы выявления коррупции и иных экономических преступлений в компании (по мере снижения актуальности и эффективности):

Предупреждение. Исключить возможные коррупционные преступления и повысить корпоративную этику компания может, если предпримет соответствующие меры. Если это совершил работник фирмы, то его, скорее всего, уволят. В розничной и потребительской торговле о преступниках сообщают правоохранительным органам. В отношении остальных преступников компании розничной торговли неохотно принимают какие-то действия против них. В остальных случаях они информировали органы или прекращали вести бизнес с этими людьми. А 13% заявили о том, что вообще не предпринимают никаких действий против виновных <7>.

<7> Трунцевский Ю.В. Криминальные угрозы обеспечению корпоративной экономической безопасности в сфере промышленности и торговли... С. 12.

Антикоррупционный комплаенс (внутренний контроль). Исходя из того, что в инвестопривлекательных секторах экономики уровень коррупции и мошенничества, скорее всего, будет увеличиваться, в будущем компаниям следует создавать программы, чтобы бороться с коррупцией и принимать нужные меры в отношении правонарушителей. Каждый сектор бизнеса может быть впереди многих других отраслей в вопросах предотвращения и выявления коррупционного правонарушения, но гораздо большее может и должно быть сделано организациями в этой области. Особое опасение вызывают слабость некоторых организаций по оценке риска коррупции, слабая активность по разоблачению противоправных действий и ее механизмы, слабое осознание распространяющейся и постоянной угрозы киберпреступности.

С ростом риска обвинения в коррупции все больше и больше компаний учредили программы антикоррупционного комплаенса, включая политику, финансовый контроль, тренинги, антикоррупционные программы по внутреннему аудиту и другие мониторинговые механизмы. В Евросоюзе считают, что антикоррупционный мониторинг, включая антикоррупционные внутренние проверки, - возможно, наиболее решающий элемент эффективности антикоррупционной программы <8>.

<8> Anti-corruption internai audits. A crucial element of anticorruption compliance. Ernst & Young LLP, 2013. P. 3.

Государственный сектор. В ответ на вопрос: "Какой основной показатель риска взятки на Вашем опыте?" - представители бизнеса ответили, что это были контакты с правительством, имея в виду взаимодействие с органами исполнительной власти. Необходимость компании иметь множество точек соприкосновения с правительством ("соприкосновения с государством") создает очень высокий риск взяточничества. Правительственная необходимость иметь местного партнера или экономического агента является одним из самых серьезных факторов риска, особенно для малого и среднего бизнеса <9>. В таких случаях измеряются риск, связанный с "соприкасанием" с государственными органами, вероятность взятки, возникающая в результате этих взаимодействий, и общее регуляторное бремя (регулирующий "климат").

<9> Business Bribery Risk Assessment. RAND Corporation, 2014. P. 30.

Прозрачность и понятность регулирующего "климата". Основное заблуждение насчет компаний заключается в том, что большинство считает, что бизнес заинтересован в слабом правовом регулировании, но на деле все совсем наоборот. То, чего хочет бизнес, - это четкий, обоснованный, хорошо разработанный процесс регулирования. Недостаток ясности позволяет существовать коррупции. Иногда, например, таможенные инструкции бывают настолько устарелыми, что таможенные органы практически всегда не в курсе правил. Законодательство - это тот фактор, который является прогнозирующим. Чем лучше законодательство, тем меньше коррупции <10>.

<10> Там же. С. 31.

Таблица 3

Индикаторы оценки форм проявления коррупции в сфере частного бизнеса

п/п

Индикатор

Показатели

Уровни риска: низкий (Н), средний (С), высокий (В)

Коэффициент для расчета индекса

1

Сфера бизнеса как привлекательная цель коррупционера

% пострадавших от правонарушений коррупционной направленности

Н - менее 10%

С - свыше 10% и до 50%

В - 50%

2

Негативное влияние коррупции на компании

Последствия:

снижение корпоративной репутации

В

финансовые потери

В

деструкция, вызванная регуляторным органом или законом

С

потери человеческих ресурсов

Н

3

Штрафы и ущерб

Штраф

В зависимости от доли к прибыли компании

Ущерб-убытки

В зависимости от доли к прибыли компании

4

Коррупционеры

Высшее руководство

В

Среднее звено

С

Младший персонал

Н

5

Отношение к безопасности

Полное удовлетворение

В

Постоянный контроль

Н

6

Совокупность коррупции и отмывания денег

Выявлены случаи

В

Потенциальная опасность

С

Не выявлено

Н

7

Сообщения о фактах коррупции

Количество обращений.

% сообщений, закончившихся расследованием и наложением взыскания, назначением наказания

Экспертное мнение в зависимости от анализа содержания всех сообщений, Положения о горячей линии, Положения о защите заявителя и пр.

8

Восприятие коррупционного риска бизнесом (отрасль, региональные и иные группы, компании)

Оценки риска коррупции ежегодно

Н

Оценки риска коррупции от случая

С

Отсутствие оценки риска коррупции

В

9

Изменение бизнес-плана или стратегии из-за высокого риска коррупции

Проводится в полном объеме

Н

Проводится частично

С

Не проводится

В

10

Внедрение методов выявления коррупции

Проводится в полном объеме

Н

Проводится частично

С

Не проводится

В

11

Предупреждение - меры ответственности

Применяются в большинстве случаев

Н

Применяются иногда

С

Не применяются

В

12

Антикоррупционный комплаенс (внутренний контроль)

Отсутствует либо создан формально

В

Имеется, но требует совершенствования, повышения эффективности

С

Имеется зрелая программа антикоррупционного комплаенса

Н

13

Регулирующий "климат" - административные барьеры

Высокие

В

Умеренные

С

Низкие

Н

14

Нормативное правовое регулирование бизнеса

Пробелы либо противоречивость законодательства

В

Недостатки правового регулирования

С

В целом благоприятное для ведения прозрачного бизнеса

Н

Индикаторы оценки форм проявления коррупции в сфере частного бизнеса могут быть ранжированы по степени негативного влияния (степени риска) на бизнес.

Такие индикаторы характеризуются соответствующими показателями, которые анализируются и оцениваются в целях определения уровня давления негативных коррупционных факторов (коррупционных рисков), а также смягчающего воздействия на бизнес-процесс в рассматриваемой сфере.

Следует отметить, что коэффициент для расчета индекса риска делового взяточничества определяется индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от отрасли хозяйствования, региона, групп компаний, конкретной фирмы.

Таким образом, формула индекса риска делового взяточничества (ИРДВ) рассчитывается следующим образом:

ИРДВ = (КИ1 + КИ2 + ... КИ14) : 14,

где:

И1... 14 - индикатор риска делового взяточничества;

К - коэффициент для расчета;

КИ1... КИ14 - коэффициент индикатора риска делового взяточничества.

Исходя из установленного по данной формуле значения индекса риска делового взяточничества, можно провести оценку форм проявления коррупции в сфере частного бизнеса, определить степень влияния коррупции на деловой сектор и сравнить данную форму проявления коррупции с иными видами коррупции.

Литература

  1. Anti-corruption internai audits. A crucial element of anti-corruption compliance. Ernst & Young LLP, 2013. P. 3.
  2. Business Bribery Risk Assessment. RAND Corporation, 2014. P. 30.
  3. Социологические параметры проявления коррупции: Науч.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Г.В. Осипова. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Ин-т социально-политических исследований Российской академии наук, 2013. С. 25.
  4. Трунцевский Ю.В. Криминальные угрозы обеспечению корпоративной экономической безопасности в сфере промышленности и торговли: мировой опыт // Безопасность бизнеса. 2016. N 1. С. 10.
  5. Трунцевский Ю.В. Криминальные корпоративные угрозы в сфере транспорта и логистики на современном этапе // Транспортное право. 2016. N 1. С. 18.
  6. Трунцевский Ю.В. Криминальные угрозы в сфере фармацевтики и биотехнологий: международный опыт // Медицинское право. 2016. N 1. С. 11.