Мудрый Юрист

Периодизация становления и развития института суда присяжных и поверенной адвокатуры в отечественной правовой науке

Оленев Александр Борисович, адвокат Московского Центрального филиала Московской областной коллегии адвокатов, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата.

В статье предложена авторская периодизация становления и развития института суда присяжных и поверенной адвокатуры в отечественной правовой науке. Автором проведен краткий обзор становления рассматриваемых институтов гражданского общества и сделан вывод о том, что и суд присяжных, и адвокатура в отечественных исторических реалиях представляют собой два параллельно развивающихся института.

Ключевые слова: адвокатура, судебная реформа, Судебные уставы, присяжные заседатели.

Periods of Formation and Development of the Institute of Juries and Lawyers within the Russian Legal Science

A.B. Olenev

Olenev Aleksandr B., Lawyer of the Moscow Central Branch of the Moscow Regional Bar Association, Postgraduate Student of the Russian Academy of Advocacy and Notaries.

In the article the author's periodization of the formation and development of the jury and the attorney of the Bar in the Russian legal science. The author conducted a brief overview of the formation of the institution of civil society and concluded that a jury trial, and advocacy in local historical realities are two parallel developing the institute.

Key words: advocacy, judicial reform, legal regulations, the jury.

При изучении практики функционирования гражданских институтов, коими в полной мере являются суды присяжных и адвокатура, в пореформенной России подробного рассмотрения заслуживает изучение истории формирования подобных институтов. В современных научных исследованиях не подлежит оспариванию тот факт, что и суд присяжных, и адвокатура в нынешнем их понимании возникли в результате "великих реформ". Рассмотрим подробнее процессы возникновения и эволюции названных институтов гражданского общества.

Вплоть до судебной реформы 1864 г. адвокатуры в нынешнем смысле в нашей стране не существовало. Правовая практика российского государства до реформы 1864 г. обходилась без адвокатуры, что свидетельствовало о невысоком уровне государственной и судебной культуры России в сравнении с другими европейскими государствами, в которых рассматриваемый институт существовал с более ранних времен и был значительно развит <1>.

<1> Демидова Л.А. Адвокатура в России. М.: Юстицинформ, 2006. С. 36.

Впервые нормативно-правовое регулирование судебного представительства можно обнаружить во втором договоре князя Олега с греками (Византия) от 911 г. Данный договор является результатом удачных совместных операций с варягами и достаточно подробно регулирует пребывание русских на территории Византии, их территориальную подсудность, международное обязательство возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимный выкуп и ходатайство за другое лицо. По прошествии времени у византийцев был позаимствован Судебник князя Константина (или Закон судный людям), который после переработки послужил основой, в частности, для церковных уставов русских князей, содержащих более подробную регламентацию судопроизводства и в дальнейшем образовавших знаменитую "Русскую правду" в завершенной редакции 1284 г. Именно в ней впервые представлена аналогия римской пары "патрон - клиент" <2>. А уже в договоре с новгородцами 1307 г. прямо указывается на необходимость судебного представительства: "А холопа и полковника не судити твоим судьям без господаря" <3>.

<2> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 112.
<3> Там же. С. 170.

Таким образом, предшественником отечественной адвокатуры был институт судебного представительства в Древней Руси. Следующие упоминания о таком представительстве можно обнаружить в законодательных сборниках XV в. Так, в Новгородской судной грамоте, датируемой 1471 г., вопросы судебного представительства регламентированы более детально, законодательно закрепляя на более высоком уровне ранее принятые в этой области нормативно-правовые акты (договорные грамоты, вечевые постановления), к примеру: "...судите владыке Алексею в правду по номоканону, на суд понятии двема истцом дву бояринов со стороны..." <4>.

<4> Там же. С. 178.

Институт судебного представительства по Новгородской и Псковской судным грамотам был развит настолько, что они содержат в некоторых ситуациях запрет на использование услуг представителя (ст. ст. 6, 13 Новгородской судной грамоты). Нововведением данных судебников является признание процессуальной правоспособности и дееспособности за женщинами, детьми и даже рабами (ст. ст. 16 - 17 Новгородской судной грамоты, ст. ст. 21, 22 Псковской судной грамоты). При этом данные лица в качестве представителей имели право нанимать любое лицо за исключением наделенных государственной властью. Также было достаточно подробно отрегулировано участие профессионального поверенного (наймита), которым запрещалось вести более одного дела в один день и целовать крест, то есть приносить присягу, за представляемого <5>.

<5> Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика в зеркале истории (IX - XV вв.) // История государства и права. 2010. N 4. С. 18.

Появление такого "правозаступничества" следует отнести к необходимости грамотного ведения дел и специальной подготовки лица, участвующего в процессе. Так, лица, не обладающие необходимыми знаниями в области защиты нарушенных прав, были вынуждены обращаться к специалистам в данной области <6>. Однако стоит сразу оговориться, что неверно отождествлять образование института судебного представительства с адвокатурой.

<6> Корнеев А.А. Зарождение и развитие института адвокатуры до Судебной реформы 1864 г. // Адвокатская практика. 2005. N 4. С. 67.

Таким образом, можно сделать вывод, что право Древней Руси являет собой достаточно высокий уровень в нормативно-правовом регулировании вопроса профессионального представительства в суде, свидетельствуя о наличии института представителей на профессиональной основе <7>.

<7> Чернов Р.П. История российской адвокатуры. Людологический обзор // Адвокатская палата. 2010. N 8. С. 138.

В дальнейшем институт судебного представительства получил развитие в Судебниках 1497 и 1550 гг., а также Соборном уложении 1649 г. Так, к примеру, в Судебнике 1550 г. предусматривалось право сторон на судебное представительство и устанавливались определенные правила судебного процесса. Иначе говоря, данным актом регулировались процессуальные аспекты представительства и деятельности суда.

Стоит обратить внимание, что именно с этого периода и берет свое начало резко негативное отношение общества к стряпчеству, а затем частично и к институту адвокатуры. Стряпчие того периода не могли решать в процессе многого, так как, во-первых, были полностью зависимы от мнения и воли судьи, а во-вторых, из-за недобросовестного отношения к порученному делу. Также, в соответствии с Уложением 1649 г. стряпчих разрешалось подвергать телесному наказанию и даже тюремному заключению. По той причине, что в этот период процессуальные нормы судопроизводства не были детально закреплены, суды назначали сроки рассмотрения дел по своему усмотрению. Нередко судебные разбирательства продолжались не один год. Следует отметить, что стороны по делу не имели права на ознакомления с материалами дела и, как следствие, не имели возможности на подготовку к процессу: представление дополнительных материалов, вызов свидетелей. Однако, по мнению властей, это служило сохранению судебной тайны. Разумеется, что задача поверенного в данном случае сводилась к составлению бумаг и затягиванию дела, если это было выгодно его доверителю. Для ускорения хода судебного разбирательства многие тяжущиеся просили стряпчих прибегнуть к помощи прокуроров, знакомых судей, губернаторов и других влиятельных людей с целью воздействия на суд и достижения быстрого и благоприятного для них результата. Разумеется, подобные методы работы не прибавляли авторитета стряпчим в российском обществе <8>.

<8> Мельниченко Р.Г. Генезис и периодизация истории российской адвокатуры // Адвокатская практика. 2011. N 4. С. 37.

Говоря о возникновении именно адвокатуры, то непосредственным документом, относящимся к появлению данного институт, является "Замечания членов Государственного Совета и Министерства юстиции на проект положения о присяжных поверенных". В нем констатируется, что "в обществе и между правительственными лицами распространено убеждение, очень верное и вполне основательное, что одна из причин бедственного положения нашего судопроизводства заключается в том, что лица, имеющие хождение по делам, большей частью люди очень сомнительной нравственности, не имеющие по большей части никаких сведений, ни юридических, ни практических" <9>.

<9> Дело о преобразовании судебной части. Свод законов Российской империи. Свод Замечаний. М., 1857. Т. XI. С. 7.

Иначе говоря, институт адвокатуры появился не в результате простого преобразования существовавшей еще с древних времен практики судебного представительства, а с появлением потребности в публичной защите прав и законных интересов стороны защиты на всех стадиях судебного разбирательства. В результате реформ именно адвокат стал одной из ключевых фигур судебного процесса, именно он пользовался наибольшим доверием общественного мнения, а с введением суда присяжных роль его еще больше возросла.

Проведя краткий историко-правовой анализ эволюции предпосылок возникновения отечественной адвокатуры, перейдем к рассмотрению процесса развития института присяжных заседателей в России. Еще за два столетия до принятия Великой хартии вольностей "Русская правда" устанавливала, что лицо, уличенное в краже, но отрицающее свою вину, должно предстать перед двенадцатью мужами, которые и решат вопрос о его виновности. Применение данного обычая подтверждается упоминаниями о выборных судьях в договоре Смоленска с немецкими городами (1229 г.) и в Псковской судной грамоте (1467 г.).

В Судебнике 1497 г. установлено, что в состав суда областных кормленщиков ("наместников" и "волостелей") включаются земские выборные: сотские, старосты, "добрые" и "лучшие" люди. Эти "судные мужи" не были наделены правом принятия решения, но служили гарантами правильности "судного списка" (аналога современного протокола судебного заседания). Затем, по Судебнику 1550 г., в суде "наместников" и "волостелей" должны были присутствовать земские старосты и целовальники, которые оберегали неприкосновенность местных правовых обычаев от властного произвола.

Предложение же о введении именно суда присяжных в России впервые было представлено Екатерине I отечественным ученым-юристом С.Е. Десницким в ходе работы Уложенной комиссии 1767 г. Более современные черты суд присяжных приобрел в конце XVIII - начале XIX в. Несоответствие российского права начала XIX в. стандартам Западной Европы было очевидно не только мыслителям, но и верховной власти. Даже в программных документах декабристов ("Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская правда" П.И. Пестеля) данная форма отправления правосудия предусматривалась как составляющая часть демократического общества. Выдающийся реформатор и государственный деятель М.М. Сперанский предлагал Александру I ввести суд присяжных в России в 1809 г. Однако данным проектам не суждено было реализоваться в то время.

Окончательно суды присяжных как самостоятельный правовой институт впервые были введены Судебными уставами 1864 г. Они стали центральным звеном судебной реформы 1864 г. В данных судах современники видели "драгоценное здание, воздвигнутое в лучшие годы и лучшими людьми царствования Александра II, позволяющее примирить строгие требования закона с голосом сострадания к его нарушителю" <10>. В России были созданы всесословные суды при участии присяжных заседателей, которые являлись представителями народа. Теоретическое обоснование необходимости их введения было дано главным идеологом суда присяжных С.И. Зарудиным: "Цель судоустройства в учреждении судебных мест на таком основании, чтобы судебные решения пользовались общим доверием. Доверие обеспечит спокойствие в государстве... стабильность решений судов" <11>.

<10> Кони А.Ф. Собрание сочинений. М., 1969. Т. 8. С. 43.
<11> Зарудин С.И. Общие соображения о составе суда: Материалы. СПб., 1879. Т. 17. С. 1.

На наш взгляд, в современной России создан суд присяжных, который отвечает всем историческим традициям этого института. Для него, как и для суда присяжных в конце XIX - начале XX в., характерны следующие признаки:

  1. разграничение компетенции между судьями и присяжными заседателями: первые ведут заседание, решают юридические вопросы, включая назначение наказания в конкретном размере, а последние определяют доказанность деяния, виновность подсудимого и возможность осуждения его со снисхождением;
  2. организационное разделение деятельности коллегии присяжных и профессиональных судей;
  3. отсутствие мотивированности вердиктов присяжных и их юридическая (но не моральная) безответственность;
  4. возможность для присяжных оправдать подсудимого, нарушившего уголовный закон, но с точки зрения общества невиновного;
  5. стабильность вердикта присяжных заседателей, который может быть отменен апелляционной палатой лишь по мотивам нарушения условий его вынесения.

В течение всего более чем семидесятилетнего дореволюционного существования суд с участием присяжных являлся центральным звеном в системе отечественного уголовного судопроизводства. Но в наши дни по причине того, что суд присяжных являет собой альтернативную уголовно-процессуальную форму, этот институт не является (и не может являться в принципе) центральным звеном в системе судопроизводства. В настоящий момент российский суд присяжных соединяет в себе как черты дореволюционного правопорядка, так и влияние уголовного процесса социалистического строя с его обвинительным уклоном, который проявляется, на наш взгляд, в отношении судейского корпуса к подсудимому.

Проведенный историко-правовой анализ становления и развития институтов суда присяжных и поверенной адвокатуры позволяет отметить, что оба института в своем развитии прошли аналогичные этапы, практически соотносимые по своим временным рамкам. Так, по мнению автора, в процессе становления и развития институтов суда присяжных и поверенной адвокатуры можно выделить следующие этапы:

Приведенная периодизация свидетельствует о том, что и суд присяжных, и адвокатура в отечественных исторических реалиях представляют собой два параллельно развивающихся института, что свидетельствует об их неразрывном единстве в условиях построения демократического и гражданского общества в нашем государстве.

Литература

  1. Багдасаров Р.В. Суд с участием присяжных - суд совести и здравого смысла (сравнительно-правовой анализ) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 2. С. 18 - 25.
  2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 1995. 640 с.
  3. Дело о преобразовании судебной части. Свод законов Российской Империи. Свод Замечаний. М., 1857. Т. XI. С. 7.
  4. Демидова Л.А. Адвокатура в России. М.: Юстицинформ, 2006. 275 с.
  5. Зарудин С.И. Общие соображения о составе суда: Материалы. Т. 17. СПб., 1879.
  6. Кони А.Ф. Собрание сочинений. М., 1969. Т. 8.
  7. Корнеев А.А. Зарождение и развитие института адвокатуры до Судебной реформы 1864 г. // Адвокатская практика. 2005. N 4. С. 2 - 4.
  8. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика в зеркале истории (IX - XV вв.) // История государства и права. 2010. N 4. С. 36 - 38.
  9. Мельниченко Р.Г. Генезис и периодизация истории российской адвокатуры // Адвокатская практика. 2011. N 4. С. 34 - 37.
  10. Решетова Н.Ю. Участие граждан в отправлении правосудия: суд присяжных и другие возможности // Уголовный процесс. 2015. N 4. С. 24 - 31.
  11. Чернов Р.П. История российской адвокатуры. Людологический обзор // Адвокатская палата. 2010. N 8. С. 131 - 155.