Мудрый Юрист

Правовое регулирование ограничения режима потребления электроэнергии и административной ответственности за его нарушение: проблемы и пути решения

Володина Ирина Владимировна, заместитель генерального директора по правовому и корпоративному обеспечению ПАО "Мосэнергосбыт".

В настоящей статье автор исследует проблемные аспекты правового регулирования ограничения режима потребления электрической энергии, проводит правовой анализ положений действующего законодательства, обращает внимание на необходимость совершенствования правовой модели регулирования, формулирует предложения по изменению порядка ограничения режима потребления электрической энергии.

Ключевые слова: энергетическое право, правовое регулирование в сфере электроэнергетики, порядок ограничения режима потребления электрической энергии.

Legal Regulation of Restriction of the Electric Power Consumption Mode and Limitation of Administrative Responsibility for its Violation: Problems and Solutions

I.V. Volodina

Volodina Irina Vladimirovna, Deputy Director General for Legal and Corporate Support Mosenergosbyt, PJSC.

In this article, the author analyzes problem aspects of legal regulation of restriction of the electric power consumption mode, performs legal analysis of provisions of the current laws, draws attention to the need to improve the legal model of regulation, and formulates proposals on amendment to the procedure for restriction of the electric power consumption mode.

Key words: energy law, legal regulation in the electric power industry, procedure for restriction of electric power consumption mod.

Действующая система правового регулирования в сфере энергетики предусматривает особенности правового режима энергетических ресурсов, в т.ч. электрической энергии, возможности ограничения режима потребления электрической энергии, меры административной ответственности за нарушение требований энергетического законодательства <1>. В то же время правовой анализ проблем правоприменительной практики показывает, что существующая регламентация нуждается в дальнейшем совершенствовании.

<1> Акимов Л.Ю. Совершенствование правовых механизмов обеспечения своевременной оплаты потребителями энергетических ресурсов поставленной энергии // Правовой энергетический форум. 2016. N 1. С. 13 - 17; Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Юрист, 2016. С. 20 - 39; Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. д. ю. н. В.В. Романовой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрист, 2015. С. 467 - 499.

1. Ограничение режима потребления электроэнергии.

1.1. Действующее регулирование ограничения режима потребления электрической энергии <2> в отношении юридических и физических лиц не позволяет максимально эффективно использовать механизм ограничения как способ повышения платежной дисциплины потребителей электроэнергии и снижения дебиторской задолженности.

<2> Далее для упрощения изложения вместо термина "ограничение режима потребления электрической энергии" употребляется термин "ограничение".

Порядок введения ограничения в отношении юридических лиц урегулирован Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 <3>, в отношении физических лиц - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 <4>.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3168.

В указанных нормативных актах законодатель придерживается, по сути, одинакового подхода к регулированию порядка введения ограничения в отношении как юридических, так и физических лиц.

В основном различия имеются в части терминологического аппарата и отдельных особенностей введения ограничения в отношении указанных категорий потребителей.

Действующий порядок введения ограничения предусматривает 2 стадии:

а) частичное ограничение - сокращение объемов потребления электроэнергии (в отношении физических лиц используется термин "ограничение");

б) полное ограничение - прекращение подачи электроэнергии потребителю (для физических лиц используется термин "приостановление").

На практике реализация данного порядка введения ограничения выявила неэффективность поэтапного ограничения.

Реализация стадии частичного ограничения не приводит к погашению задолженности потребителей, в результате чего в подавляющем большинстве случаев вводится полное ограничение.

Стадия частичного ограничения эффективна в отношении юридических лиц только в том случае, если ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно. Если такой потребитель не вводит ограничение самостоятельно, то частичное ограничение вводится сетевой организацией, что технически сложно реализуемо и требует значительных дополнительных затрат на совершение организационно-технических мероприятий. Кроме того, стадия частичного ограничения в отношении физических лиц в большинстве случаев не вводится по причине отсутствия технической возможности реализации такой процедуры.

Наличие двух обязательных стадий ограничения приводит к затягиванию процесса введения ограничения и препятствует снижению задолженности потребителей.

Кроме того, существует категория потребителей, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (т.н. неотключаемые потребители - государственные органы, водоканал, котельные, воинские части, ядерные центры и т.д.), в отношении которых возможно введение только частичного ограничения и введение полного ограничения не допускается.

В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения в отношении таких потребителей частичное ограничение вводится не ниже аварийной брони. Если у неотключаемого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони, то величина аварийной брони определяется гарантирующим поставщиком по согласованию с сетевой организацией в размере не менее 10% максимальной мощности объектов такого потребителя.

Однако на практике в отсутствие нормативно установленного порядка гарантирующему поставщику не всегда удается согласовать с сетевой организацией величину аварийной брони, что приводит к невозможности введения ограничения в отношении неотключаемых потребителей и, как следствие, росту дебиторской задолженности таких потребителей.

Таким образом, существующий порядок введения ограничения является неэффективным в реализации, не позволяет оперативно вводить ограничение, не мотивирует потребителей к погашению задолженности.

В связи с изложенным необходимо упростить порядок введения ограничения в отношении физических и юридических лиц путем исключения стадии частичного ограничения.

Таким образом, возможность введения частичного ограничения сохранится только в рамках реализации особых процедур - ограничения потребителей электроэнергии, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони (потребители, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (т.н. неотключаемые потребители), потребители, ограничение которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства), а также для случаев проведения планово-профилактического ремонта и работ.

1.2. Реализация процедуры введения ограничения требует соблюдения определенного порядка уведомления потребителя о предстоящем введении ограничения.

Нормативно установлена письменная форма направления предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении, направляемого как физическим, так и юридическим лицам. Уведомление вручается потребителям под расписку, также может доводиться до сведения физических лиц путем направления по почте заказным письмом (с описью вложения), до сведения юридических лиц - заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Установленные способы уведомления потребителя являются экономически невыгодными. В настоящее время существуют более современные способы информационного взаимодействия, которые позволяют упростить процедуру уведомления и сократить затраты на введение ограничения (СМС-сообщение, электронная почта, сообщение по телефону).

Например, стоимость 1 бумажного уведомления (заказного) составляет 39,29 руб. (без НДС), из них печать - 4,10 руб., доставка - 35,19 руб. Для крупных поставщиков, таких как ПАО "Мосэнергосбыт", количество направляемых уведомлений исчисляется сотнями тысяч, а затраты на направление таких уведомлений - миллионами рублей. Стоимость 1 СМС-уведомления составляет 0,85 руб. без НДС.

В настоящее время нормативно предусмотрена возможность установления иных способов уведомления потребителя о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии в договоре с потребителем, однако такой способ труднореализуем на практике вследствие сложности согласования такого условия с потребителем.

Таким образом, необходимо прямое закрепление в нормативных актах дополнительных способов уведомления потребителя (СМС-сообщение, электронная почта, сообщение по телефону) и установление в качестве основных способов уведомления о предстоящем ограничении таких способов, как направление СМС-сообщения, публикация уведомления на официальном сайте субъекта энергетики, включение текста уведомления в счет на оплату электроэнергии.

В связи с изложенным предлагается упростить процедуру уведомления потребителя о предстоящем ограничении путем увеличения числа способов информирования потребителей, в т.ч. за счет современных способов информационного взаимодействия. В дополнение к уже имеющимся способам уведомления потребителей предлагается установить такие способы, как включение в счет на оплату потребленной электроэнергии, направление потребителю СМС-сообщения, направление по электронной почте, сообщение по телефону.

1.3. Действия по введению ограничения и возобновлению режима потребления в отношении юридических лиц производятся сетевой организацией на основании уведомления гарантирующего поставщика. В отношении физических лиц ограничение и возобновление производится исполнителем коммунальных услуг, а в случае наличия прямых договорных отношений с потребителем - гарантирующим поставщиком.

Действующее регулирование не позволяет гарантирующему поставщику и исполнителю коммунальных услуг получить компенсацию расходов на введение ограничения и возобновление режима потребления непосредственно от лица, в отношении которого вводится ограничение.

В этой связи необходимо возложить на недобросовестного потребителя обязанность компенсировать затраты на введение ограничения и возобновление режима потребления. Также следует установить, что возобновление режима потребления производится только после возмещения потребителем указанных расходов.

2. Нарушение введенного порядка ограничения.

Актуальной проблемой в настоящее время является нарушение недобросовестными потребителями введенного в отношении их ограничения.

Ответственность за нарушение порядка ограничения предусмотрена ст. 9.22 КоАП. Частью 1 данной статьи установлена ответственность в том числе за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения, а также необеспечение потребителем доступа представителей сетевой организации к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.

Граждане, так же как и юридические лица, могут быть нарушителями введенного ограничения, однако привлечение граждан к административной ответственности за нарушение порядка введенного ограничения режима потребления электроэнергии невозможно, поскольку данная норма не содержит санкций в отношении указанных лиц.

В связи с изложенным представляется целесообразным включить граждан-потребителей в субъектный состав части 1 ст. 9.22 КоАП.

Если обобщить вышеизложенное, предложения по изменению порядка ограничения заключаются в следующем:

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработано и находится на согласовании федеральных органов исполнительной власти концептуальное изменение подхода <5> к регулированию ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей - юридических лиц, в рамках которого предполагаются следующие нововведения.

<5> Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" (ID проекта 01/01/04-16/00047911) // URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=47911.
  1. Сокращение процедуры введения ограничения по общему правилу до одного обязательного этапа - полного ограничения, сохранение стадии частичного ограничения только в рамках реализации особых процедур.
  2. Установление способов уведомления потребителя о введении ограничения договором, в т.ч. путем направления СМС-сообщения на номер мобильного телефона потребителя, по электронной почте, включения в счет на оплату, либо путем публикации в официальном печатном издании или путем направления заказного письма, если договором такие способы не определены.
  3. Установление обязанности потребителя перед возобновлением режима потребления выплатить в счет компенсации расходов, связанных с введением ограничения и последующим возобновлением режима потребления, фиксированную сумму лицу, по инициативе которого вводится ограничение.

Принятие нормативного правового акта, включающего указанные изменения, позволит частично снять в отношении потребителей - юридических лиц риски действующего правового регулирования порядка введения ограничения, рассмотренные в настоящей статье.