Мудрый Юрист

Порядок разрешения экономических споров в республике Эстония

Слабоспицкий Анатолий Сергеевич, аспирант, преподаватель Российского государственного университета правосудия, советник юстиции 3-го класса.

Изучение деятельности государственных органов других стран, являющихся субъектами экономического права, вызывает интерес, поскольку дает возможность на примере рассмотреть преимущества и недостатки альтернативного подхода к судебной системе. Особенно с учетом того факта, что в советское время в наших странах существовала единая правовая структура.

Ключевые слова: судебная система Республики Эстония, уездные суды Республики Эстония, окружные суды Республики Эстония, Государственный суд Республики Эстония.

Settlement of Economic Disputes in the Republic of Estonia

A.S. Slabospitsky

Slabospitsky Anatoly S., Postgraduate Student, Lecturer of the Russian State University of Justice, Class 3 Counsellor of Justice.

The study of public agencies realizing economic justice in other countries is interesting because it allows to consider concrete examples of the advantages and disadvantages of an alternative approach to the judiciary. Especially considering the fact that our country out of one legal framework, the Soviet Union.

Key words: judicial system of the Republic of Estonia, the County courts of the Republic of Estonia, the district courts of the Republic of Estonia, the Supreme court of the Republic of Estonia.

Основы судебной системы Эстонской Республики закреплены в Конституции Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. <1>. Согласно Основному закону правосудие, в том числе и экономическое, осуществляется только судом. В соответствии с законом Эстонской Республики "О судах" <2> в систему судов, рассматривающих экономические споры, входят: уездные суды, административные суды, окружные суды, Государственный суд <3>.

<1> Eesti Vabariigi // Опубликован : RT 1992, 26, 349; RT I 2003, 64, 429.
<2> Kohtute seadus // Опубликован : RT I 2002, 64, 390; RT I, 23.12.2013, 1.
<3> Подробнее о судебной системе Республики Эстония см.: Ермошин Г.Т. Организация судебной власти в Эстонской Республике // Российская юстиция. 2014. N 9. С. 9 - 12.

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу Республики Эстония <4> (далее - ГПК РЭ) гражданские споры рассматриваются уездными, окружными судами и Государственным судом.

<4> Tsiviilkohtumenetluse seadustik // Опубликован : RT I 2005, 26, 197; RT I, 23.12.2013, 1.

В ГПК РЭ закреплены три варианта определения подсудности - общая, факультативная и исключительная юрисдикции.

Закон не исключает возможность заключения соглашения о юрисдикции уже после возникновения спора.

Кроме указанных выше вариантов определения юрисдикции, предусмотрена процедура проверки юрисдикции. Если истец не уверен в правильности выбора юрисдикции, то он направляет в суд обращение, в котором просит определить, подпадает ли спор под юрисдикцию данного суда. К обращению прикладывается проект искового заявления с дополнительными документами, необходимыми для определения юрисдикции. Суд вправе истребовать правовую позицию предполагаемого ответчика. В случае если суд примет постановление о том, что иск не подпадает под юрисдикцию данного суда, то заявитель вправе обжаловать данное постановление в окружном суде. Но постановление окружного суда уже не подлежит обжалованию, за исключением обжалования судебного акта окружного суда об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в окружном суде.

В случае если суд после принятия иска установил, что дело подсудно другому суду, то суд выносит определение о передаче дела по подсудности. Если дело подпадает под юрисдикцию нескольких судов, то дело передается в суд по выбору заявителя. Данное действие суда может быть обжаловано. Но принятый по данному вопросу судебный акт окружного суда не подлежит обжалованию.

Административно-процессуальный кодекс Республики Эстония <5> (далее - АПК РЭ) регламентирует компетенцию административных судов и порядок обращения в административные суды. Административные споры рассматривают: административные, окружные суды, Государственный суд. В компетенцию административных судов входит рассмотрение всех публично-правовых споров, связанных с защитой прав физических и юридических лиц от противоправных действий либо бездействия со стороны административных органов власти.

<5> Halduskohtumenetluse seadustik // Опубликован : RT I 2011.02.23, 3; RT I, 19.03.2015, 2.

В АПК РЭ закреплено, что действие (бездействие) органов власти и должностных лиц может быть обжаловано в суде по месту нахождения госоргана или по месту службы чиновника. Если несколько административных судов уполномочены рассматривать спор, то заявление может быть подано по выбору заявителя. Оспаривание актов зарубежных органов власти, международных организаций или их подразделений в судах республики АПК РЭ не предусматривает. В административном процессе могут применяться нормы ГПК РЭ без ущерба для правил, характерных для процедуры в административных судах.

Теперь остановимся на каждой инстанции более детально.

Суды 1-й инстанции. В Эстонии четыре уездных и два административных суда. Каждый из данных судов уполномочен рассматривать споры в границах своей территории. Один суд может располагаться в нескольких местах - домах суда. Месторасположение и "зоны обслуживания" домов суда определяются Министерством юстиции республики с учетом мнения председателей уездных (административных) судов и председателя окружного суда, в юрисдикцию которого входят суды 1-й инстанции.

Судья уездного (административного) суда рассматривает споры единолично. Председатель уездного (административного) суда вправе назначить дело к коллегиальному рассмотрению в составе из трех судей, если дело является особенно сложным или дело является особо важным.

В законодательстве республики закреплены три способа рассмотрения спора: устное производство, письменное производство, упрощенное производство.

Устное производство - это рассмотрение дела с вызовом лиц, участвующих в деле, в суд, с проведением судебного заседания устно.

Письменное производство - это рассмотрение дела без участия сторон в судебном заседании с согласия сторон. В случае письменного производства суд устанавливает срок для представления дополнительных документов, а также устанавливает время публичного оглашения окончательного судебного акта. Стороны вправе отозвать вышеуказанное согласие, если, по их мнению, дальнейшее письменное разбирательство существенно исказит суть рассматриваемого спора. Суд в случае необходимости может изменить срок письменного производства. Также суд вправе отменять проведение письменного производства, если, по мнению суда, необходима личная явка сторон для выяснения обстоятельств, которые представляют собой причину спора. В случае обращения стороны о заслушивании ее позиции устно данное ходатайство будет удовлетворено, независимо от проведения письменного производства по делу. При рассмотрении дела судом в письменном производстве не может быть подано никаких других исков или встречных исков.

В уездных судах, если одна из сторон не сообщает суду о согласии на письменное производство, предполагается, что данное лицо настаивает на слушании спора устно. Кроме наличия согласия сторон на письменное производство, цена иска по основному требованию не должна превышать 3 200 евро.

В административных судах любой спор может быть рассмотрен в письменном производстве, если по результатам исследования материалов дела судья придет к выводу, что спор может быть рассмотрен без вызова сторон, а также все лица, участвующие в деле, договорились о рассмотрении дела в письменном производстве или суд установит, что с учетом правовой позиции сторон и предмета спора лица, участвующие в деле, не имеют оснований требовать проведения судебного заседания устно. Спор также будет рассмотрен в письменном производстве, если стороны не представили в суд возражений по этому вопросу в течение установленного судом срока, при условии, что стороны были уведомлены судом надлежащим образом.

Третьим способом рассмотрения спора является упрощенное производство - это рассмотрение спора, который является незначительным (цена иска по основному спору для административных дел - до 200 евро, для гражданских дел - до 2 000 евро), при рассмотрении спора суд 1-й инстанции руководствуется только общими процессуальными правилами, суд вправе отступать от предусмотренных законом процедур получения доказательств по делу. В судах 1-й инстанции данная процедура применяется при условии, что суд убедился, что это справедливо и не нарушает права и интересы сторон.

Суды 1-й инстанции вправе рассматривать дела в упрощенном порядке по соглашению сторон. Но стороны вправе отозвать вышеуказанное согласие, если суть спора в последующем изменилась существенным образом.

По окончании рассмотрения дела суд 1-й инстанции выносит окончательный судебный акт. Но изготавливает его не целиком, а только вводную и резолютивную части. В случае обжалования судебного акта судебный акт изготавливается в полном объеме.

Лица, чьи права были затронуты судебным актом, принятым судом 1-й инстанции, вправе обжаловать его в окружном суде в соответствии с территориальной юрисдикцией.

Суды 2-й инстанции. В Эстонии два окружных суда, которые рассматривают дела в апелляционном порядке в пределах территориальной юрисдикции. Окружные суды рассматривают споры, в том числе и экономические, коллегиально, группой из трех судей. Окружной суд делится на коллегии по категориям рассматриваемых дел.

При рассмотрении заявления об обжаловании судебного акта в апелляционной инстанции применяются те же процессуальные нормы, что и для суда 1-й инстанции, если только окружной суд не сочтет, что данные нормы не подлежат применению в рассматриваемом споре.

Суд 3-й инстанции. Высшим судом Эстонской Республики является Государственный суд. В Государственном суде действуют гражданская, административная, уголовная судебные коллегии, а также судебная коллегия конституционного надзора.

В компетенцию Государственного суда входят: рассмотрение кассационных жалоб и протестов на судебные акты, принятые в окружных судах; пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Государственный суд может рассматривать и выносить решения по делу в письменном производстве, если считает, что кассационную жалобу можно рассмотреть в письменном производстве.

Государственный суд рассматривает споры коллегиально, группой из трех судей. Но в случае, если хотя бы один из судей "тройки" имеет особое мнение по рассматриваемому спору, спор может быть вынесен на рассмотрение судебной коллегии. При рассмотрении дела судебная коллегии должна состоять как минимум из 5 судей. В случае когда судебная коллегия при рассмотрении экономических споров считает необходимым отступить от принятой интерпретации закона, практики или от последних тенденций правоприменительной практики Государственного суда, АПК РЭ (ГПК РЭ) предусматривает возможность вынесения данного спора на рассмотрение специальной коллегии. Данная коллегия состоит из судей, которые придерживаются различных взглядов по рассматриваемому спору. Специальная коллегия Государственного суда созывается Председателем Государственного суда. В состав коллегии входят: Председатель Государственного суда как председательствующий, два судьи от изначально рассматривавшей дело коллегии и по два судьи от каждой коллегии, чья позиция отличается от позиции судей коллегии, в которой изначально рассматривалось дело.

Кроме рассмотрения спора в специальной коллегии, гражданская (административная) судебная коллегия вправе на основании постановления передать дело на рассмотрение Государственного суда в полном составе в следующих случаях: 1) большинство членов гражданской (административной) судебной коллегии занимают позицию, которая отличается от принципов права, которые Государственный суд в полном составе продолжает признавать, или от позиции этого суда в трактовании закона; 2) рассмотрение спора принципиально с точки зрения единообразного применения закона; 3) для рассмотрения спора необходимо давать оценку конституционности оспариваемого акта.

Кроме рассмотрения споров в государственных судах, гражданские споры могут быть переданы на рассмотрение третейских судов при наличии соглашения сторон, если иное не предусмотрено законом.

В Республике Эстония действуют постоянно действующие третейские суды, а также предусмотрена возможность образования третейского суда для рассмотрения конкретного спора.

В случае рассмотрения гражданского спора в третейском суде предполагается, что соглашение сторон также распространяется на процессуальные нормы и правила в постоянно действующем третейском суде или на другие документы, регулирующие третейское разбирательство.

Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон, а в случае, если стороны не договорились, Третейский суд самостоятельно определяет такое место. При этом Третейский суд может собраться в месте, которое суд сочтет подходящим, чтобы заслушать свидетелей, экспертов для проведения дискуссий между членами суда, а также для изучения доказательств по делу, если иное не согласовано сторонами.

В случае отсутствия договоренности сторон о числе судей гражданский спор рассматривают три третейских судьи. Стороны обладают равными правами в выборе кандидатур.

Третейский суд организует разбирательство в устной или письменной форме, если стороны не договорились об ином.

Лица, чьи права были затронуты судебным актом, принятым третейским судом, вправе обжаловать его в окружном суде в соответствии с территориальной юрисдикцией либо в окружном суде, указанном в третейском соглашении.

По мнению доктора юридических наук, профессора В.В. Ершова, изучение опыта функционирования административной юстиции в зарубежных странах поможет Российской Федерации выявить оптимальные подходы к формированию собственной модели административной юстиции <6>. Без сомнения, эти слова абсолютно справедливы и в отношении экономической юстиции.

<6> Соловьев А.А. Зарубежный опыт организации Административной юрисдикции: Монография / Арбитражный суд Московской области, кафедра "Административное и информационное право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; предисл. д. ю. н., проф. А.Б. Зеленцов. М., 2014. С. 135.

Литература

  1. Ермошин Г.Т. Организация судебной власти в Эстонской Республике // Российская юстиция. 2014. N 9. С. 9 - 12.
  2. Соловьев А.А. Зарубежный опыт организации Административной юрисдикции: Монография / Арбитражный суд Московской области; кафедра "Административное и информационное право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; предисл. д. ю. н., проф. А.Б. Зеленцова. М., 2014. С. 135.
  3. Eesti Vabariigi // Опубликован : RT 1992, 26, 349; RT I 2003, 64, 429.
  4. Tsiviilkohtumenetluse seadustik // Опубликован : RT I 2005, 26, 197; RT I, 19.03.2015, 28.
  5. Halduskohtumenetluse seadustik // Опубликован : RT I 2011.02.23, 3; RT I, 19.03.2015, 2.
  6. Kohtute seadus // Опубликован : RT I 2002, 64, 390; RT I, 10.03.2015, 15.
  7. Haldusmenetluse seadus // Опубликован : RT I, 23.02.2011, 8.