Мудрый Юрист

Классификация личных и особых прав автора в России и германии (сравнительно-правовой анализ)

Сидорина Н., руководитель отдела по внешнеэкономической деятельности и объектам интеллектуальной собственности ООО КОМПАНИЯ "СИМПЛ", г. Москва.

В настоящей статье руководителем отдела по внешнеэкономической деятельности и объектам интеллектуальной собственности ООО КОМПАНИЯ "СИМПЛ" Н. Сидориной предлагаются пути совершенствования классификации авторских прав в российском законодательстве, исследуется природа отдельных прав автора, проводится сравнительный анализ имущественных и особых (иных) прав автора в законодательстве России и Германии. Проведенный анализ позволяет предложить изменение терминологии для особых прав автора - "комбинированные" или "смешанные", предлагаются некоторые изменения положений законодательства, регулирующих права автора.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, классификация авторских прав, сравнительное правоведение, зарубежное право, право Германии, личные неимущественные права.

Classification of personal and special rights of author in Russia and Germany (comparative legal analysis)

N. Sidorina

The paper by N. Sidorina, head of international economic activity and IT department at the SIMPL company presents ways to improve the classification of copyright in the Russian law. The author researches the nature of specific rights of the author and compares the proprietary and other rights of authors in Russian and German law. She argues that the analysis gives grounds to suggest renaming the "specific" rights of the author to "combined" or "mixed" rights and proposes some changes to legislation related to the author's rights.

Key words: intellectual property, copyright, copyright classification, comparative legal studies, foreign law, German law, personal non-proprietary rights.

Введение

Технический прогресс влечет за собой создание все новых объектов авторских прав, неизвестных ранее способов использования этих объектов, а отставание формирования адекватного правового регулирования этих отношений создает предпосылки для нарушений в области авторского права. Особенно уязвимыми в такой ситуации оказываются фотографы и художники, так как легкость передачи изображений в цифровой форме позволяет быстро и с минимальными затратами копировать, воспроизводить и распространять произведения в обход законных интересов автора. Однако случаются и обратные ситуации, когда отсутствие разработанной правовой базы препятствует законному использованию произведений. Эти процессы приводят к необходимости модернизации законодательства в области авторского права как в России, так и в Германии.

Германия была выбрана для сравнения в силу выраженного сходства развития института авторского права, а также в связи с особенностями регулирования прав на произведения изобразительного и фотографического искусства, что позволяет опираться на опыт немецкого правотворчества и правоприменения для совершенствования отечественного законодательства. Сходство развития немецкого и российского авторского права можно проследить на примере совпадения этапов становления данного правового института (периода привилегий, цензурного периода, кодифицированного периода). Аналогия, не лишенная специфических черт, прослеживается и в отношении правовой квалификации и характеристики авторов произведений фотографического и изобразительного искусства, а также непосредственно данных произведений. Немецкая юридическая наука располагает богатыми традициями и опытом многосторонних исследований авторского права на фотографические и художественные произведения, а также обширной базой практического материала, которые могут быть использованы для разработки направлений совершенствования российского законодательства в этой сфере.

Помимо возможностей учесть зарубежный опыт с целью совершенствования российского законодательства, автор статьи предлагает выстроить более четкую систему классификации авторских прав, упорядочить терминологию наименования некоторых групп авторских прав, а также систематизировать состав прав внутри отдельных групп классификации.

Общие положения

В российском законодательстве не дается прямой классификации авторских прав. Статья 1226 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) различает имущественные, личные неимущественные и иные права унифицированно для авторов любого результата интеллектуальной деятельности, не давая их перечня. Согласно § 11 UrhG <1> авторское право защищает автора в его духовных и личных связях с произведением (личные права автора) и в использовании произведения. При этом духовные интересы автора направлены на защиту произведения, а личные - чести и достоинства автора <2>.

<1> Здесь и далее - Gesetz Urheberrecht und verwandte Schutzrechte (Urheberrechtsgesetz).
<2> Schack, Haimo. Urheber- und Urhebervertragsrecht. 4, neubearbeitete Auflage. 2007. Mohr Siebeck. S. 171 Rn 315.

Пункт 2 статьи 1228 ГК РФ содержит открытый перечень личных неимущественных прав (право авторства, право на имя), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми правами автора и охраняются бессрочно. Из формулировки п. 2 ст. 1228 ГК РФ сложно заключить, какие именно авторские права относятся к личным неимущественным, помимо напрямую указанных прав авторства и права на имя, но по сопутствующим признакам можно заключить, что таковыми являются также право на неприкосновенность произведения (ст. ст. 1255, 1266, 1267 ГК РФ) и право на отзыв произведения (ст. 1269 ГК РФ).

В.А. Хохлов предлагает отнести к этой группе и право на обнародование произведения, однако в силу присутствия в природе этого права как личных, так и имущественных аспектов автор настоящей статьи предлагает отнести право на обнародование произведения к иным, или комбинированным, правам автора.

Судебная практика относит к личным неимущественным правам право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, право на защиту репутации <3>. Мы относим к личным неимущественным правам право авторства и право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на отзыв.

<3> Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах".

Немецкий Закон об авторском праве разделяет авторские права на личные, имущественные и особые в подразделах 2, 3 и 4 раздела 4 первой части Закона об авторских и смежных правах (Urheberrechtsgesetz) соответственно. Так, он относит к личным и духовным правам автора право на обнародование произведения, право на признание авторства, право на установление имени автора, право на защиту неприкосновенности произведения (§ 12 - 14 UrhG).

К имущественным правам российское и немецкое право относит исключительное право автора (статьи 1229, 1270 ГК РФ; § 15 UrhG), заключающееся в пользовании произведением описанными в законодательстве способами. Несмотря на то что это право в Законе названо исключительным, оно может свободно отчуждаться автором в комплексе или по частям.

В ст. 1226 ГК РФ право следования и право доступа указываются как открытый перечень так называемых иных прав, не подпадающих под категории имущественных или личных неимущественных прав. Немецкая доктрина также выделяет эти права в отдельную группу, именующуюся особыми правами автора. Автор настоящей статьи относит к этой группе прав также и право на обнародование произведения.

Личные и духовные права автора

Существование так называемых моральных прав было подтверждено в 1928 году путем закрепления в Бернской конвенции (статья 6bis). Эта статья говорит о праве бороться против изменения произведения и о праве на авторство или, как отмечает М.В. Гордон, о праве "отцовства" (de la paternite) в отношении произведения. Однако Г.Ф. Шершеневич полностью отрицал наличие в авторском праве элементов личного права, утверждая, что все правомочия автора связаны исключительно с его имущественными интересами.

Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется в соответствии с правилами статей 1228, 1267 и 1316 ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания, несмотря на то что часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

В российском праве также подчеркивается высокая степень связи личности автора и его творческого творения <4>. Поэтому такие личные неимущественные права, как право авторства и право автора на имя, неотчуждаемы и непередаваемы (ст. ст. 1266, 1267 ГК РФ). То, что эти права могут быть защищены наследниками автора после его смерти, не означает замещения личности автора в его связях в авторских правоотношениях, а направлено на поддержку бессрочной защиты самого автора в его духовных связях с произведением.

<4> Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. С. 52.

Важнейшие личные права автора согласно немецкому законодательству названы в § 12 - 14 UrhG: право на обнародование произведения, право на признание авторства, право на установление имени автора, право на защиту неприкосновенности произведения <5>.

<5> Schack, Haimo. Urheber- und Urhebervertragsrecht. 4, neubearbeitete Auflage. 2007. Mohr Siebeck. S. 172 Rn 318.

Право авторства заключается в праве признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1264 ГК РФ, п. 1 § 13 UrhG). Автор может потребовать от каждого, кто публикует его произведение, указания себя в качестве автора. Немецкое право также предусматривает возможность для автора уточнить, с каким конкретно обозначением автора должно выйти в свет это произведение (п. 2 § 13 UrhG) - под его собственным именем, псевдонимом или анонимно. К таким обозначениям относится, например, монограмма Альбрехта Дюрера. Российское законодательство, как и немецкое, освещает право на имя для автора в той же статье, что и право авторства (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Оно заключается в том, что автор имеет право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Немецкое право включает право автора на определение его авторского наименования в право на признание за ним авторства на произведение, не выделяя непосредственно права автора на имя.

Эти обозначения автора правообладатель не может изменить по собственной воле ни по немецкому (п. 1 § 39 UrhG), ни по российскому праву (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Немецкое законодательство распространяет это право на нематериальное воспроизведение точно так же, как и на оригинал и экземпляр произведения.

Российский ГК предоставляет право издателю произведения, личность автора которого невозможно установить, осуществлять защиту прав автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

Особое право относительно обозначения автора для оригинала произведения изобразительного искусства содержится в п. 1 § 107 немецкого Закона об авторском праве, согласно которому нанесение авторского обозначения на оригинал или копию произведения изобразительного искусства без согласия автора наказывается тремя годами лишения свободы или денежным штрафом (п. 2 § 107 UrhG).

Важной особенностью российского права по сравнению с немецким является то, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1267 ГК РФ). Это позволяет сделать вывод о том, что российский законодатель признал эти личные права автора важнейшими, а также о высоких стандартах защиты авторских прав в Российской Федерации. В немецком праве срок охраны личных неимущественных прав автора совпадает с общим сроком защиты авторских прав - в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Право на неприкосновенность произведения также принадлежит к важнейшим личным неимущественным правам автора в российском авторском праве (ст. 1226 ГК РФ).

Точно так же, как право авторства и право на имя автора, оно охраняется в России бессрочно (п. 1 ст. 1267 ГК РФ). После смерти автора его защиту осуществляют лица, назначенные автором в завещании или его наследниками (абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ).

§ 14 UrhG также защищает честь автора, сохраняя неприкосновенность произведения. В соответствии с этими положениями автор имеет право запретить искажение или другое посягательство на его произведение, которые могут поставить под угрозу его законные духовные или личные интересы. Искажениями признаются видоизменение, фальсификация существенных признаков произведения, такие как исключение значительных частей, видоизменение, искажение смысла.

Абсолютно не важно, имело ли видоизменение негативный или позитивный эффект. Защищается именно выражение произведения автором в том виде, как он его себе представляет. Хорошо иллюстрирует это право знаменитое "решение о сиренах" (Sirenenentscheidung, 08.06.1912), которое часто цитируется немецкими юристами, несмотря на его давность. Предметом спора явилась настенная фреска на лестничной площадке жилого дома, заказанная художнику собственником дома. Художник изобразил прелестных сирен, нагота которых весьма смущала заказчика. Был приглашен другой художник, который согласился "одеть" сирен, что и было признано судом Рейха незаконным искажением картины в смысле § 14 UrhG.

Видоизмененным признается и то произведение, которое без единого изменения интегрируется в другое произведение или вставляется в несоответствующий контекст, который дискредитирует содержание произведения или высмеивает его.

Самая тяжелая форма искажения - разрушение произведения, которое хоть и не видоизменяет произведение, но в большинстве случаев расстраивает идеальные интересы автора. Но не каждое искажение запрещается немецким правом, например, допустимы вынужденные уменьшения в рамках свободы каталогов картин (для сравнения - § 58, 62 III UrhG).

§ 39 II UrhG предоставляет правообладателю право таких изменений, от которых автор не может добросовестно по своей воле отказаться. Ему не дозволено использовать свои личные права во вред договорам с правообладателем.

При необходимом разграничении интересов учитываются назначение произведения, масштаб и необходимость изменений, финансовый риск пользователя, а также художественный уровень произведения. Изменения, направленные на искажение произведения, не охватываются § 39 II UrhG, а считаются посягательством на основу личных прав автора, имеющую абсолютную защиту § 14 UrhG.

Интересной особенностью немецкого права является регулирование неприкосновенности таких произведений изобразительного искусства, которые нарушают права собственности на материальный носитель, на котором создается произведение. Несмотря на противоправность творческого деяния в случае нанесения рисунка на чужую стену возникает полноценное авторское право, при котором требуемое в соответствии с § 14, 25 UrhG разграничение интересов направлено прежде всего на защиту художника в случаях, когда так называемое навязанное искусство повреждает права собственности. Как уже упоминалось выше, по немецкому праву не допускаются посягательства на такие произведения (то есть защищается право автора на неприкосновенность произведения от искажения), но они могут быть устранены с объекта собственником.

Право автора на отзыв произведения (ст. 1269 ГК РФ) мы относим к личным неимущественным правам автора, так как оно защищает идеальные интересы автора и не порождает для него имущественных выгод. Связь с личностью автора в данном случае подтверждается невозможностью передать это право кому-либо.

В связи с лично-правовой природой этих прав между самим правом и его носителем возникает неразрывная связь. Личные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. После смерти автора защиту его личных прав могут осуществлять наследники или иные уполномоченные лица.

Право следования (ст. 1293 ГК РФ) заключается в том, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация либо индивидуальный предприниматель, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (ст. 1293). Подобные гарантии содержатся и в немецком праве (§ 26 UrhG): если неизвестный художник продает свое произведение по низкой цене, а потом оно приобретает популярность, он имеет право на проценты от последующей перепродажи оригинала произведения. В немецком праве такие гарантии имеют авторы изобразительных и фотографических произведений (п. 1 § 26 UrhG), в то время как российский ГК предоставляет это право авторам оригинала произведения изобразительного искусства, рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (абз. 1 - 2 ст. 1293 ГК РФ). Значительным отличием российского законодательства является отсутствие права следования для оригиналов фотографий. Мы полагаем, что в ст. 1293 ГК РФ следует включить и оригиналы фотографических произведений, так как первый экземпляр фотографии в наше время может представлять существенную ценность и нередко перепродается по очень высокой цене. Также было бы предпочтительно предоставить право следования авторам произведений декоративно-прикладного искусства.

Не любой автор оригинала фотографии имеет право следования согласно немецкому праву: это право распространяется лишь на авторов фотографических произведений. На авторов простых фотографий это право не распространяется <6>. В немецком праве право следования не распространяется на архитектурные произведения и произведения декоративно-прикладного искусства <7>, несмотря на то что эти произведения в системе объектов авторского права Германии относятся к произведениям изобразительного искусства (п. 8 § 26 UrhG).

<6> Lehment, Henrik: Das Fotografieren von . Besprochen von Prof. Dr. Gerhard Pfennig. Schriften zum deutschen und internationalen und Bd. 20, V&R unipress, 2008, 235 S. // UFITA Archiv Urheber- und Medienrecht. Verlag AG Bern. S. 625.
<7> , Prof. em. Dr. jur. habil. Urheberrecht im . Eine in das Urheberrechtsgesetz - mit der Richtlinie der EG den Rechtsschutz von Computerprogrammen. Haufe, 1991. S. 72.

Особенностью по сравнению с российским правом является то, что немецкий Закон об авторском праве содержит количественные ограничения для применения этого права:

  1. сумма перепродажи должна превышать 400 евро (п. 1 § 26 UrhG);
  2. отчисление с суммы продажи не может превышать 12500 евро (п. 2 § 26 UrhG).

Возможно, такие ограничения связаны с тем, что, в отличие от российских норм, обязывающих подобным образом лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оборотом произведений искусства (п. 1 ст. 1293 ГК РФ), немецкий Закон об авторских и смежных правах требует соблюдения этого права автора и от частных лиц (п. 1 § 26 UrhG), а также приводит конкретные процентные ставки.

Российская норма в этой области является отсылочной и передает функции по определению размера процентных отчислений, условий и порядка их выплаты Правительству Российской Федерации (п. 1 ст. 1293 ГК РФ). Размеры процентных отчислений указаны в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений".

В § 31 UrhG содержатся допустимые ограничения прав пользования произведением, поддерживающие "идеальные" интересы автора, - он может накладывать любые ограничения по объему предоставляемых прав, по времени использования произведения, по способу и т.д.

До вступления в силу "Второго закона о регулировании авторского права в информационном обществе" (Zweiter Korb der Urheberrechtsreform) § 31 абз. 4 UrhG запрещал автору передавать еще не известные права пользования на произведение. Правовым последствием этой нормы было то, что пользователь должен был вновь договариваться с автором, если собирался использовать старое произведение с помощью новых средств. Целью такой нормы являлась защита автора как более слабой стороны в договоре. По мнению доктора Ларса Клена, законодатель реформы авторского права увидел в абзаце 4 § 31 нарушение пользования культурой, так как такое положение увеличивало договорные издержки, а также затрудняло использование произведения, особенно если автор скончался и правообладатель должен был затем разыскивать наследников.

Для договоров, которые были заключены между 1 января 1996 г. и 1 января 2008 г., § 1371 содержит переходные положения. Целью этой нормы является использование архивных ценностей. Немецкий законодатель постарался сделать возможным использование лежащих в архивах произведений с помощью новых средств и таким образом довести до всеобщего сведения путем ретрооцифровки (Retro-Digitalisierung).

Особые и иные права автора

В немецкой доктрине права наряду с личными правами автора (§ 12 - 14) и правами на использование произведения (§ 15) выделяются также особые права автора, которые регулируются в § 25 - 27 <8>, - право доступа и право следования. В ст. 1226 ГК РФ право следования и право доступа указываются в качестве открытого перечня так называемых иных прав, не подпадающих под категории имущественных или личных неимущественных прав. Немецкая доктрина также выделяет эти права в отдельную группу, именующуюся особыми правами автора. Мы предлагаем именовать вышеуказанные права автора комбинированными, или смешанными, так как такие права сочетают в себе признаки и имущественных, и личных неимущественных прав автора. Анализ природы права на обнародование произведения позволяет отнести в эту группу и его.

<8> Lettl, Tobias (o. Professor an der Uni Potsdam) Urheberrecht. Verlag C.H. Beck , 2008. S. 123 Rn 108.

Право доступа является уникальным феноменом авторского права, позволяющим авторам произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ).

Формулировка российской нормы о праве доступа не дает достаточно полной картины о том, как конкретно автор может воспроизвести произведение и почему оно называется правом доступа. Немецкая норма о праве доступа сформулирована более подробно и касается не только оригинала произведения, но и экземпляра произведения, если у самого автора такового не сохранилось. Автору необходимо предоставить доступ к этому оригиналу или экземпляру для того, чтобы осуществить его копирование, переработку либо использовать произведение иным образом, не противоречащим законным интересам владельца (§ 25 UrhG). При этом в законодательстве обеих рассматриваемых стран нельзя потребовать доставки произведения автору.

Важно учитывать, что данное положение в немецком праве касается именно фактического владения оригиналом произведения или его экземпляром <9>. Причем группа произведений, авторы которых пользуются правом доступа, не совпадает в немецком и российском праве. Так, немецкое право предоставляет это право автору любого произведения, российское же право предоставляет это право лишь автору произведения изобразительного искусства (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). Предусматривается право осуществления фото- и видеосъемки и для авторов произведения архитектуры, но лишь в том случае, если договор не предусматривает иного (п. 2 ст. 1292 ГК РФ).

<9> Lettl, Tobias (o. Professor an der Uni Potsdam) Urheberrecht. Verlag C.H. Beck , 2008. S. 124 Rn 110.

Представляется не вполне логичным исключение российским правом из круга обладателей права доступа авторов произведений прикладного искусства, пластических искусств и прочих произведений, что в некоторых случаях может препятствовать сохранению культурного фонда России. Так, архитектурно-реставрационной мастерской было отказано в иске об обязании собственника произведений декоративно-прикладного искусства разрешить фотосъемку имеющихся у него произведений <10>, поскольку в российском законодательстве право доступа распространяется лишь на произведения изобразительного искусства.

<10> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 1998 года N А56-11221/98.

Немецкие судьи обычно решают споры относительно права доступа в пользу автора. Известным решением в данной области, определившим дальнейшее развитие судебной практики в отношении права доступа, является решение о копировании посмертной гипсовой маски <11>, выполненной скульптором Арно Брекером в 1935 году. В целях выставления своих работ Брекер должен был выполнить копии бронзовых масок. Собственник противился этому, так как наличие копий уникальных масок, которыми он обладал, могло существенно снизить их цену. Такой чисто коммерческий интерес собственника был признан судом не подпадающим под законные интересы в смысле § 25 UrhG. Суд обязал собственника предоставить маски автору для произведения копий.

<11> KG, Urt. v. 08.02.1983 5 U 376/82 // GRUR 1983, 507 - Totenmaske II.

Право автора на обнародование произведения заключается в праве автора самому определять, будет ли его творение обнародовано и когда это произойдет (п. 1 § 12 UrhG; п. 1 ст. 1268 ГК РФ). Помимо морального удовлетворения, обнародование произведения часто несет для автора ощутимую имущественную выгоду. Но даже если произведение было обнародовано, автор может воспользоваться правом на отзыв (ст. 1269 ГК РФ), что является исключительно личным правомочием автора. Однако мы склонны четко разграничивать право на обнародование и право на отзыв произведения, так как считаем их далеко не однородными с точки зрения связи с личностью автора. В пользу имущественной природы права на обнародование произведения говорит и тот факт, что это право автор может свободно передавать иным лицам, в отличие от прочих личных неимущественных прав, а также получать имущественную выгоду от использования этого права. Более того, при отчуждении произведения автор автоматически считается передавшим право на обнародование произведения новому владельцу.

Однако некоторые аспекты говорят также и о наличии личной природы права на обнародование произведения. Например, ст. 15 Закона "Об авторских и смежных правах" прямо относила это право к личным неимущественным правам автора в комплексе с правом на отзыв. Несмотря на то что ст. 1267 ГК РФ не относит право на обнародование произведения к бессрочно охраняемым правам автора, п. 2 ст. 1255 ГК РФ косвенно относит право на обнародование к неимущественным правам, обособляя их от исключительных, под которыми в ст. 1255 ГК РФ подразумеваются имущественные права автора произведения. О тесной связи с личностью автора говорит и тот факт, что п. 3 ст. 1268 ГК РФ дает право обнародовать произведение его законному правообладателю после смерти автора лишь в том случае, если это не противоречит его воле.

Таким образом, право на обнародование произведения обладает признаками как имущественных прав, так и личных неимущественных. Поэтому мы предлагаем отнести это право к группе комбинированных (смешанных) прав автора.

Немецкое законодательство относит к особым правам автора право на получение вознаграждения от аренды и проката произведения (§ 27 UrhG). Это право в российском законодательстве не встречается. Российское законодательство знает лишь право на прокат произведения, которое не выделяется среди прочих прав использования произведения. Оно поименовано среди прочих имущественных прав автора, которые он или правообладатель могут осуществлять в коммерческих целях или без извлечения прибыли (подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Представляется уместным размещение в ГК РФ четкого разграничения прав автора на имущественные, личные неимущественные и комбинированные (смешанные). Критериями разграничения имущественных и личных неимущественных прав автора являются свойства таких прав, как, например, неотчуждаемость личных неимущественных прав или конечный срок защиты имущественных прав.
  2. В силу того факта, что права автора, не отнесенные к личным неимущественным и к имущественным правам, обладают признаками и личных неимущественных, и имущественных прав, их следует называть не иными либо другими, а комбинированными, или смешанными.
  3. Предлагается следующая классификация авторских прав.

Имущественные права: право на воспроизведение; право на распространение; право на публичный показ; право на импорт; право проката; право на публичное исполнение; право на сообщение в эфир; право на сообщение по кабелю; право на переработку; право на практическую реализацию; право на доведение до всеобщего сведения.

Личные неимущественные права: право авторства; право на имя; право на неприкосновенность; право на отзыв.

Комбинированные (смешанные): право на обнародование произведения; право доступа; право следования.

  1. Из пункта 3 статьи 1228 ГК РФ следует, что право автора на отзыв произведения не отнесено к имущественным либо личным неимущественным правам автора и подпадает под категорию других прав. Тем не менее наличие тесной связи данного права с личностью автора позволяет выявить неимущественную природу права на отзыв. Поэтому в предложенной классификации право на отзыв отнесено к личным неимущественным правам автора.
  2. Из пункта 2 статьи 1228 ГК РФ следует, что право автора на обнародование произведения относится к личным неимущественным правам автора. Однако указанное право автора имеет как личные, так и имущественные аспекты. Поэтому в предлагаемой классификации право на обнародование произведения отнесено к комбинированным (смешанным) правам.
  3. Согласно п. 1 статьи 1292 ГК РФ, "автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа)". В результате проведенного исследования можно предположить, что указанная статья нуждается в доработке. В частности, следует требовать предоставления доступа не только от собственника, но и от владельца оригинала произведения, а если оригинал утрачен, то и от собственника, и владельца сохранившегося экземпляра произведения. Также представляется не вполне отвечающим принципу свободы творчества ограничение цели осуществления автором своего права на доступ к произведению исключительно для воспроизведения произведения. Представляется уместным предоставить автору право доступа также и для создания нового произведения либо с целью реставрации оригинала.
  4. В качестве приложения к настоящей статье предлагается графическое представление предлагаемой классификации авторских прав в Российской Федерации и в Германии.

Приложение 1

Схема 1. Классификация авторских прав в российском праве

   ------------------¬                           ----------------------¬
¦ Субъект права +------------T------------->¦ Объект права ¦
L------------------ ¦ L----------------------
---------------------+-------------------------¬
V V V
-------------------¬ -------------------¬ --------------------¬
--+ Личные права ¦ ---+ Имущественные ¦ ---+ Комбинированные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ права ¦ ¦ ¦ (смешанные) права ¦
¦ L------------------- ¦ L------------------- ¦ L--------------------
¦ -------------------¬ ¦ -------------------¬ ¦ --------------------¬
+>¦ право авторства ¦ +->¦ воспроизведение ¦ +->¦ право доступа ¦
¦ L------------------- ¦ L------------------- ¦ L--------------------
¦ -------------------¬ ¦ -------------------¬ ¦ --------------------¬
+>¦ право на имя ¦ +->¦ распространение ¦ +->¦ право следования ¦
¦ L------------------- ¦ L------------------- ¦ L--------------------
¦ -------------------¬ ¦ -------------------¬ ¦ --------------------¬
¦ ¦ право на ¦ +->¦ публичный показ ¦ ¦ ¦ право ¦
+>¦неприкосновенность¦ ¦ L------------------- L->¦ на обнародование ¦
¦ L------------------- ¦ -------------------¬ L--------------------
¦ -------------------¬ +->¦ импорт ¦
L>¦ право на отзыв ¦ ¦ L-------------------
L------------------- ¦ -------------------¬
+->¦ прокат ¦
¦ L-------------------
¦ -------------------¬
+->¦ публичное ¦
¦ ¦ исполнение ¦
¦ L-------------------
¦ -------------------¬
+->¦ сообщение в эфир ¦
¦ L-------------------
¦ -------------------¬
+->¦ сообщение по ¦
¦ ¦ кабелю ¦
¦ L-------------------
¦ -------------------¬
+->¦ переработка ¦
¦ L-------------------
¦ -------------------¬
+->¦ практическая ¦
¦ ¦ реализация ¦
¦ L-------------------
¦ -------------------¬
L->¦ доведение до ¦
¦всеобщего сведения¦
L-------------------

Приложение 2

Схема 2. Классификация авторских прав в немецком праве

   -------------------¬                           -------------------¬
¦ Субъект права +------------T------------->¦ Объект права ¦
L------------------- ¦ L-------------------
-----------------------+-----------------------¬
V V V
-------------------¬ -----------------¬ -------------------¬
---+ Личные права ¦ ¦ Имущественные ¦ ---+ Особые права ¦
¦ ¦ ¦ ¦ права ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------- L--------T-------- ¦ L-------------------
¦ -------------------¬ ¦ ¦ -------------------¬
+->¦ право на ¦ ¦ +->¦право следования ¦
¦ ¦ обнародование ¦ ¦ ¦ L-------------------
¦ L------------------- ¦ ¦ -------------------¬
¦ -------------------¬ ¦ +->¦ право доступа ¦
+->¦ право авторства ¦ ¦ ¦ L-------------------
¦ L------------------- ¦ ¦ -------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ получение ¦
¦ -------------------¬ ¦ ¦ ¦вознаграждения от ¦
¦ ¦ право на ¦ ¦ L->¦аренды и проката ¦
L->¦неприкосновенность¦ ¦ ¦ произведения ¦
L------------------- ¦ L-------------------
----------------+------------------¬
V V
----------------------------¬ ------------------------¬
---+ в материальной форме ¦ ---+ в нематериальной форме¦
¦ L---------------------------- ¦ L------------------------
¦ -------------------¬ ¦ ------------------------¬
+->¦ размножение ¦ +->¦ доклад, исполнение и ¦
¦ L------------------- ¦ ¦ демонстрация ¦
¦ -------------------¬ ¦ L------------------------
+->¦ распространение ¦ ¦ ------------------------¬
¦ L------------------- ¦ ¦доведение до всеобщего ¦
¦ -------------------¬ +->¦ сведения ¦
L->¦ публичный показ ¦ ¦ L------------------------
L------------------- ¦ ------------------------¬
+->¦ право на сообщение в ¦
¦ ¦ эфир ¦
¦ L------------------------
¦ ------------------------¬
+->¦ право на передачу по ¦
¦ ¦ кабелю ¦
¦ L------------------------
¦ ------------------------¬
¦ ¦ право демонстрации с ¦
+->¦ помощью носителей ¦
¦ ¦ изображения или звука ¦
¦ L------------------------
¦ ------------------------¬
¦ ¦ право трансляции ¦
L->¦ посредством радио и ¦
¦публичной демонстрации ¦
L------------------------

Литература

  1. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Юр. лит., 1955. 232 с.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах".
  3. Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76348;dst=0;ts=F7E00D0F83B93B46F74C0DE3E5B53E5F;rnd=0.34040748281404376 (дата обращения: 07.04.2016).
  4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 1998 года N А56-11221/98.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", абз. 1 ст. 9. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=173642&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.47965335410137144 (дата обращения: 24.05.2016).
  6. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. 288 с.
  7. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. 321 с.
  8. Eisenmann, Hartmut / Jautz, Ulrich. Grundriss Gewerblicher Rechtschutz und Urheberrecht. Mit 56 und . 7, und aktualisierte Auflage. 2007. , Verlagsgruppe Jehle Rehm GmbH, Heidelberg, , Landsberg, Berlin. 389 S.
  9. Prof. Dr. LL.M. (Harvard). Unbekannte Nutzungsarten nach dem "Zweiten Korb" der Urheberrechtsreform // K&R. Heft 2/2008. S. 77 - 82.
  10. RG 1. Zivilsenat Urt. v. 08.06.1912 I 382/11 // RGZ 79, 397 - 402 - Sirenenentscheidung.
  11. Schack H. Urheber- und Urhebervertragsrecht. 5, neubearbeitete Auflage. 2010. : Mohr Siebeck. 705 S.
  12. Urheberrecht. Ein Studienbuch von Dr. Manfred Rehbinder. 15, neu bearb. Auflage. Verlag C.H. Beck, , 2008. 389 S.
  13. Urheberrechtsgesetz vom 09.09.1965 (BGBl. I S. 1273), zuletzt durch Art. 8 Abs. 7 G v.3.12.2015 I 2178. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/urhg/BJNR012730965.html (дата обращения: 24.05.2016).