Мудрый Юрист

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Г.Н. Черничкина, доцент кафедры гражданского права Военного университета, кандидат технических наук, патентный поверенный Российской Федерации.

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ оформляют отношения по созданию новых результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего научно-технической продукции: новых материалов, устройств, технологий, а также непосредственно проведение самих исследований по их созданию.

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается Правительством Российской Федерации <*> как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России. Основные цели государства при вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной деятельности - обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. В этих областях приоритетными для государства являются результаты научно-технической деятельности, обеспечивающие решение задач укрепления обороноспособности страны.

<*> См. распоряжение Правительства Российской Федерации "Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности" от 30 ноября 2001 г. N 1607-р.

Создание наукоемкой продукции требует крупных финансовых затрат. В то же время в условиях ограниченности бюджетных средств государство берет на себя расходы, связанные с созданием результатов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и техники. В этой связи исследование правового регулирования создания результатов интеллектуальной деятельности в областях науки и техники, исследование правовой природы таких отношений и распределение прав на полученные результаты являются особенно актуальными.

Правовое регулирование отношений, связанных с созданием новых результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется гл. 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В п. 1 ст. 769 ГК РФ дается определение данных видов договоров. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Данные виды договоров могут охватывать как весь цикл работ, включающий проведение исследований, дающих ответ об объективной возможности получения новых материалов, устройств, технологий, в том числе исследований по разработке опытных образцов, изготовлению образцов в целях доведения их до стадии промышленного применения, так и отдельные этапы этих работ.

Объединение указанных договоров в одной главе ГК РФ связано с их общей правовой природой. По правовой природе договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ <*> относят к договорам подрядного типа, так как они регулируют прежде всего выполнение работ по заданию заказчика, который должен принять работу и оплатить ее. На этом сходство с подрядными отношениями заканчивается. Договоры НИОКР и ТР отличаются от подрядных отношений следующим.

<*> Далее - договоры НИОКР и ТР.

Договоры НИОКР и ТР регулируют отношения в области создания результатов интеллектуальной деятельности, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем и другие результаты - объекты интеллектуальной собственности в научно-технической и производственной области, в то время как подрядный договор регулирует отношения в области создания или улучшения потребительских свойств вещи. Далее, передача исполнителем полученного по договору НИОКР и ТР результата работ заказчику не исключает для исполнителя возможности использовать полученный им результат в других научных исследованиях, так как исполнителю известен уровень знаний, которого он сам же и достиг, проводя исследования по заказу заказчика. В подрядном договоре исключено использование подрядчиком результата работ, который он передал заказчику.

Специфика научных исследований и конструкторских работ по объективным причинам связана с тем, что для данных видов работ велик риск неполучения заданного результата. Например, при исполнении договора на выполнение опытно-конструкторских работ выявилась объективная невозможность разработать конструкцию механизма с заданными параметрами либо по договору на выполнение научно-исследовательских работ был получен отрицательный результат, отличный от того, которого ожидали стороны договора. Такая особенность правовой природы договоров НИОКР и ТР нашла отражение и в правовом регулировании договоров, отличающем их от правового регулирования подрядного договора. В п. 3 ст. 769 ГК РФ указывается, что риск случайной невозможности исполнения договора на НИОКР и ТР несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором.

В то же время в силу близости правовой природы договоров НИОКР и ТР и договора подряда ст. 778 ГК РФ закрепляет возможность применения соответствующих правил договора подряда для правового регулирования договоров НИОКР и ТР. К правовому регулированию договоров НИОКР и ТР применяются правила договора подряда о сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ), о цене работ (ст. 709 ГК РФ), о последствии неявки заказчика за получением результата работ (ст. 738 ГК РФ).

Несмотря на близость к договору подряда, договоры на выполнение НИОКР и ТР являются самостоятельным видом договоров в гражданском праве, отличным и от других договоров на создание и использование результатов интеллектуальной деятельности. В литературе <*> отмечается их отличие от авторского договора заказа на создание особого вида объекта права интеллектуальной собственности - произведения. Отличия автор публикации выявляет прежде всего в том, что авторский договор заказа заключается непосредственно с физическим лицом - автором для создания научного произведения, в то время как договоры на выполнение НИОКР и ТР обычно заключаются с юридическими лицами - научными учреждениями, которые организуют выполнение работ.

<*> См.: Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1997. С. 363, 364.

Следует отметить, что законодательство не запрещает заключать договор на выполнение научных исследований и конструкторских работ с конкретным исполнителем, ученым, конструктором, и такой договор не будет авторским. Представляется, что по авторскому договору заказа оформляется создание одного конкретного результата интеллектуальной деятельности, и прежде всего не в научно-технической области, а в области литературы и искусства, в то время как по договору на выполнение НИОКР и ТР в рамках заказа на проведение научных исследований, конструкторских работ объективно предполагается создание совокупности отдельных результатов интеллектуальной деятельности, которые в целом и представляют заказанный результат научных исследований, конструкторских работ или технологических работ.

В литературе также указывается и на отличие договоров НИОКР и ТР от лицензионных договоров, которые прежде всего оформляют использование в производстве принадлежащих другим лицам уже готовых, созданных результатов интеллектуальной деятельности. В то время как договоры на выполнение НИОКР и ТР позволяют заказчику решать свои научно-технические проблемы силами исполнителя, заказывая ему проведение научных исследований, создание опытных конструкций, новых технологий, а также апробирование их и доведение до стадии промышленного использования.

По юридическим признакам договоры на выполнение НИОКР и ТР являются консенсуальными. Согласно ст. 432 ГК РФ такой договор считается заключенным, а у сторон возникают права и обязанности, если стороны в требуемой форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора. Кроме этого, договор взаимный, т.е. обязанностям одной стороны договора корреспондируют соответствующие права другой стороны и наоборот. Договоры на выполнение НИОКР и ТР возмездные. В п. 3 ст. 424 ГК РФ закреплено правило, в силу которого условие о цене в возмездном договоре является обычным условием. Согласно этому правилу в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена сторонами и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Однако на практике стороны согласовывают условие о цене договора, для определения которой применяют правила ст. 709 ГК РФ, т.е. правила договора подряда.

Сторонами договора являются исполнитель и заказчик. Исполнителем научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ является, как правило, юридическое лицо - научные институты, исследовательские, конструкторские, технологические центры, учебные заведения. Эти юридические лица имеют права и обязанности исполнителя договора. Однако непосредственно все работы проводят физические лица, которые находятся в трудовых отношениях с данными организациями и выполняют работы по существу по заданию их работодателя. Правовой режим результатов, полученных физическими лицами, является служебным. Отношения разработчиков и работодателя, который одновременно и исполнитель по договору НИОКР и ТР, являются служебными, поскольку разработчики проводят работы по непосредственному заданию их работодателя. Следует отметить, что со стороны исполнителя договора на выполнение НИОКР и ТР не исключено участие и конкретного физического лица.

Заказчиками по договору на выполнение НИОКР и ТР могут быть юридическое лицо, физическое лицо, органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, нуждающиеся в проведении соответствующих исследований и разработок.

Если заказчиком по договору выступает государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти, то согласно ст. 778 ГК РФ к государственным контрактам на выполнение НИОКР и ТР для государственных нужд применяются правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ, регламентирующие выполнение работ для государственных нужд.

По смыслу п. 1 ст. 763 ГК РФ выполнение НИОКР и ТР, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемых за счет средств бюджетов, должно осуществляться на основе государственного контракта. Порядок заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ предусмотрен совместным Приказом Миннауки России, Минэкономики России и Минфина России от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н <*>, однако данный документ официально опубликован не был и имеет рекомендательный характер.

<*> См. Приказ Миннауки России, Минэкономики России, Минфина России "Об утверждении Типового положения о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов" от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н.

Государственными заказчиками в договорах на выполнение НИОКР и ТР с учетом их сферы деятельности и специфики могут выступать Миннауки России, Минобороны России, Минатом России и другие федеральные органы исполнительной власти, которые разрабатывают применительно для себя примерные условия контрактов. Например, для решения вопросов формирования и размещения государственного оборонного заказа в области вооружения и военной техники общего применения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2003 г. N 650 <*> при Минобороны России создан Государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу (Госкомоборонзаказ), который является федеральным органом исполнительной власти и в число функций которого входит обеспечение осуществления заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке видов вооружений и военной техники и созданию новых технологий их производств.

<*> См. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации" от 10 июня 2003 г. N 650.

Помимо ГК РФ, государственные контракты регулируются дополнительно указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, которые закрепляют за Российской Федерацией права на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств бюджета. Так, договоры на выполнение НИОКР и ТР гражданского назначения дополнительно регулируются Указом Президента Российской Федерации "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" от 22 июля 1998 г. N 863 и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации "Об использовании результатов научно-технической деятельности" от 2 сентября 1999 г. N 982.

Договоры на выполнение НИОКР и ТР, результаты которых относятся к объектам военного, специального и двойного назначения, дополнительно регулируются Указом Президента Российской Федерации "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 14 мая 1998 г. N 556 и Постановлением Правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 29 сентября 1998 г. N 1132.

Названные нормативные документы обязывают государственного заказчика устанавливать в государственном контракте условие, закрепляющее за Российской Федерацией все права на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации государственного контракта, а также обязанность исполнителя уведомлять заказчика обо всех созданных в рамках государственного контракта результатах интеллектуальной деятельности.

Договор на выполнение НИОКР и ТР заключается в простой письменной форме с обязательным приложением технического задания, календарного плана работ и сметы. Каждой из сторон предоставляется один из подлинных экземпляров. В целях учета заключенных договоров на выполнение НИОКР и ТР и учета полученных результатов, законодательством предусмотрена обязательная регистрация договоров.

В соответствии с Приказом Миннауки России "Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" от 17 ноября 1997 г. N 125 обязательной государственной регистрации во Всероссийском научно-техническом информационном центре (ВНТИЦ) подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм. Государственная регистрация НИОКР осуществляется в целях формирования федеральных информационных ресурсов по неопубликованным источникам научно-технической информации, обеспечения распространения научных исследований и разработок на территории Российской Федерации и во исполнение положений Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ. За несвоевременное предоставление обязательного экземпляра документа предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если в процессе выполнения зарегистрированной НИОКР выявилась необходимость ее засекречивания, организация-исполнитель сообщает об этом во ВНТИЦ, дальнейший учет осуществляется в соответствии с законодательством.

Обязательному государственному учету подлежат результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации. Государственный учет результатов НИОКР и ТР осуществляется путем ведения единого реестра результатов научно-технической деятельности, созданных в гражданской и военной сферах за счет бюджетных средств. Государственный учет осуществляют в соответствии с Положением о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 26 февраля 2002 г. N 131. Государственные заказчики ведут государственные базы данных о результатах интеллектуальной деятельности, относящихся к их сфере ведения, представляющие собой разделы единого реестра. Внесение данных об объекте учета в единый реестр подтверждается регистрационным свидетельством, выдаваемым Минюстом России по запросам государственных заказчиков с одновременным присвоением каждому объекту учета уникального реестрового номера. Минюст России, кроме того, ведет государственную базу данных о результатах интеллектуальной деятельности, передаваемых иностранным заказчикам и используемых для целей, не связанных с государственными нуждами, являющуюся разделом единого реестра. Приказом Минюста России и Миннауки России <*> утверждены формы документов, необходимых для ведения единого реестра результатов НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации.

<*> См. Приказ Минюста России и Миннауки России "Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" от 17 июля 2003 г. N 173/178.

Приказом Миннауки России "Об утверждении Правил учета договоров о международном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями" от 27 декабря 2000 г. N 168 установлены единые требования к организации учета договоров о международно-техническом сотрудничестве гражданского назначения, заключаемых государственными научными организациями, в том числе организациями, подведомственными Российской академии наук и отраслевым академиям наук. Учет договоров о международном научно-техническом сотрудничестве осуществляет Научно-технический институт межотраслевой информации Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Содержание договора, по смыслу ст. 432 ГК РФ, это существенные условия, относительно которых сторонами достигнуто соглашение, т.е. на которых договор заключен. Прежде всего к существенным условиям договора относят предмет договора.

Предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ является проведение научных исследований - как фундаментальных, так и прикладных. Фундаментальные исследования представляют собой выявление в той или иной области знаний объективных основных закономерностей, принципиальных возможностей решения практической задачи. Например, выявление принципиальной возможности лечения заболевания с помощью специального химического класса веществ либо путем воздействия определенного излучения.

Прикладные исследования позволяют выявить более эффективный путь решения задачи. Например, получить с заданными свойствами материал, вещество, устройство. Предметом договора на выполнение опытно-конструкторских работ выступает разработка новых изделий, технологий, конструкторской документации, как правило для массового выпуска, и решаются утилитарные задачи. Технологические работы позволяют разработать способ изготовления, сборки конкретного по заданным параметрам устройства, подобрать материалы для его изготовления либо подобрать режимы для производства нового разработанного с заданными свойствами материала.

На практике рассматриваемые виды договоров разграничивают редко, чаще всего решение задачи, формулируемой заказчиком, требует объединения в предмете договора проводимых работ в их сочетании: исследовательских, конструкторских и технологических. В названии договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, указывают название всех видов работ - договор на выполнение НИОКР и ТР. Предмет конкретного договора формулируют в техническом задании.

Техническое задание на выполнение НИОКР и ТР является неотъемлемым приложением к договору. В техническом задании указывают тематику работ (вид и название работ), характеризуют объект разработки, основное его практическое назначение в конкретной отрасли хозяйствования и основное практическое назначение планируемых результатов, а также приводят технико-экономические параметры и требования к уровню разработки объекта. Кроме этого, указывают направления и пути (стадии) выполнения работ, так называемую программу исследования, и приводят перечень научной, технической документации, подлежащей оформлению и сдаче при приемке выполненных по договору работ. На основе тематики работ и описания объекта, заданных заказчиком, программу работ составляет, как правило, исполнитель (специалист) и согласовывает с заказчиком. Согласованное сторонами техническое задание содержит требование к работам, программу их выполнения и технико-экономические параметры объекта и результатов работ. Однако договором может быть предусмотрена (п. 2 ст. 774 ГК РФ) обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу работ и технико-экономические параметры или тематику работ.

Сроки выполнения работ являются существенным условием договора, и их согласование сторонами оформляется в календарном плане работ, который также является неотъемлемым приложением к договору. В календарном плане указывают начальный и конечный сроки выполнения работ, промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ, ожидаемый результат работ и вид документации, подтверждающей выполнение работ по этапу.

Необходимыми условиями для договоров данного вида, по смыслу ст. 432 ГК РФ, являются условия об уровне разработки, о правах сторон на результаты и условие о конфиденциальности сведений, составляющих предмет договора.

Уровень будущих результатов НИОКР или разработки определяется не только ГОСТами или ТУ, но и договорами (в части технического задания, касающейся технико-экономических параметров). В частности, указывают о "создании результатов исследования и разработок на охраноспособном уровне". Например, на уровне изобретения, полезной модели, промышленного образца. Указание в договоре на охраноспособный уровень результатов не гарантирует в обязательном порядке достижения этого уровня исполнителем, так как работы носят творческий характер. В целях стимулирования исполнителя на создание результата на охраноспособном уровне в договоре может быть предусмотрена доплата исполнителю за более высокий уровень создания результата, часть которой он в виде премии обязан выплатить непосредственным создателям (авторам) результатов на уровне изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Необходимым условием для договоров данного вида является условие о распределении прав сторон на результаты работ, в том числе на охраноспособные результаты. Это условие взаимосвязано с предыдущим условием. В соответствии с п. 1 ст. 772 ГК РФ сторонам предлагается согласовать в договоре пределы и условия использования результатов, в том числе способных к правовой охране. Прежде всего речь идет о согласовании прав на результаты, способные к патентной охране.

Например, стороны могут установить в договоре, что права на патентоспособные результаты принадлежат только заказчику, либо только исполнителю, либо совместно и заказчику, и исполнителю. В этом случае в отношении объектов, исключительные права на которые на основе договора принадлежат совместно заказчику и исполнителю, стороны договора дополнительно должны заключить соглашение о порядке использования этих объектов.

Если стороны особым образом не согласовали в договоре распределение прав, то в обычном порядке применяется правило п. 2 ст. 772 ГК РФ. Заказчику, по смыслу п. 2 ст. 772 ГК РФ, передаются все права на результаты работ, в том числе способные к правовой охране, и он вправе использовать переданные ему исполнителем результаты работ. Исполнителю в этом случае принадлежит минимальный объем прав. Исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. Например, исполнитель вправе использовать в других исследованиях результаты, полученные им по выполненным НИОКР и ТР, так как исполнителю объективно известен научный и технический уровень в данной области, которого к тому же он сам и достиг. Авторы же разработок сохраняют все предусмотренные для них законодательством права авторства. Кроме того, авторы имеют право выступать с результатами на конференциях, публиковать в статьях полученные ими результаты, с условием соблюдения законодательства о государственной тайне и условия договора о конфиденциальности, а также имеют право на вознаграждение при использовании охраняемых патентом результатов.

Согласно п. 4 ст. 769 ГК РФ условия договора на выполнение НИОКР и ТР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности). В связи с этим, если работы выполняются для государственных нужд и за счет средств бюджета, обязательным условием государственного контракта согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. N 982 должно быть условие, обеспечивающее закрепление за Российской Федерацией прав на результаты НИОКР и ТР.

В государственных контрактах должно быть указано, что право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, исключительное право на использование программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на конфиденциальную информацию о результатах научно-технической деятельности, право на использование этих результатов интеллектуальной деятельности принадлежат Российской Федерации. При выполнении НИОКР и ТР гражданского назначения от имени Российской Федерации выступает государственный заказчик. Права на результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения принадлежат Российской Федерации в лице Минюста России и государственного заказчика или с их согласия - исполнителю.

В законодательстве остается нерешенным вопрос о критериях, в силу которых за исполнителем могут быть закреплены права на патентоспособные результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения. Более того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. N 982 результаты НИОКР и ТР гражданского назначения принадлежат Российской Федерации в лице только заказчика, но не исполнителя. Использование объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения для государственных нужд осуществляется на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком, использование для целей, не связанных с обеспечением федеральных нужд, - на основе лицензионных договоров. Возникает двойственная правовая ситуация, в силу которой Российская Федерация может осуществлять свои права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения только в лице заказчиков, а в отношении результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения такой возможности по каким-то причинам лишена, и с согласия Минюста России и государственного заказчика права на патентоспособные результаты могут быть переданы исполнителю. Следует учитывать, что зачастую исполнитель - частное юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством может отчуждать третьим лицам принадлежащие ему права на патенты и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно Типовому государственному контракту на выполнение НИОКР и ТР <*> (п. 6.4) независимо от объема прав, предоставленных исполнителю, заказчик вправе в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства поставить вопрос об отнесении всех или части результатов к категории секретных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и (или) об ограничении прав исполнителя в отношении таких объектов. Иными словами, например, в соответствии с Патентным законом Российской Федерации <**> заказчик вправе признать патентоспособный результат секретным изобретением. В этом случае с учетом характера ограничения прав исполнителя заказчик обязан компенсировать ему понесенные убытки в связи с засекречиванием и (или) ограничением прав использования. Возникает парадоксальная ситуация, когда из средств бюджета заказчик оплачивает исполнителю работы, передает исполнителю результаты работ, да еще компенсирует понесенные исполнителем убытки в связи с ограничением прав, переданных исполнителю, по существу, безвозмездно. При этом критерии, в силу которых исполнитель может приобрести такие права, в законодательстве не определены.

<*> См. приложение N 2 к Типовому положению о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденному Приказом Миннауки России, Минэкономики России, Минфина России от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н.
<**> См.: Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.

Очевидно, что условие о распределении прав сторон на охраноспособные результаты НИОКР и ТР, созданные за счет средств бюджета, должно однозначно закреплять права Российской Федерации на эти результаты и предусматривать, например, обязанность исполнителя подать заявки на патенты на имя и за счет заказчика.

Условие об уровне результатов исследования и условие о распределении права сторон на результаты взаимосвязаны с условием договора об обеспечении сторонами конфиденциальности сведений как о предмете договора, так и о полученных результатах, и не только охраноспособных. Согласно ст. 771 ГК РФ объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется сторонами в договоре. Это условие обязывает каждую из сторон публиковать полученные сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны. По смыслу данного условия договора исполнитель только с согласия заказчика вправе использовать для проведения в интересах других заказчиков в других НИОКР и ТР результаты работ и передавать их.

В целях правовой защиты государственных интересов при проведении НИОКР для иностранных заказчиков предусмотрен разрешительный порядок использования исполнителем результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных в ходе выполнения государственных заказов. В соответствии с Приказом Минюста России от 26 декабря 2002 г. N 355 <*> Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России проводит экспертизу возможности использования соответствующих результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных в ходе выполнения государственных заказов, при выполнении НИОКР в интересах иностранных заказчиков.

------------------------------------

<*> См. Приказ Минюста России "Об утверждении Порядка представления и рассмотрения документов в Министерстве юстиции Российской Федерации для урегулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" от 26 декабря 2002 г. N 355.

Условие договора о конфиденциальности и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 обязывают исполнителя НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения заключать с работниками гражданско-правовые договоры о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности.

Следующее условие договоров - обычное условие о цене, в силу возмездности договоров. На практике для большинства возмездных договоров цена согласовывается сторонами и определяется согласно ст. 709 ГК РФ в смете. Цена договора включает издержки исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. В цене договора заказчик может предусмотреть скидки или надбавки к вознаграждению исполнителя с учетом характеристик достигнутого результата.

Так, например, может быть указано, что в случае выполнения работ и получения результатов на охраноспособном уровне исполнителю предусмотрена надбавка к вознаграждению, часть которой в качестве поощрительного вознаграждения причитается непосредственно авторам патентоохранных результатов (в настоящее время - в основном изобретений) после получения патента на имя заказчика <*>. Такое положение договора может дополнительно стимулировать исполнителя, и прежде всего непосредственно авторов, на выполнение обязанности, закрепленной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132, уведомлять Минюст России и государственного заказчика обо всех созданных в рамках государственного контракта результатах интеллектуальной деятельности.

<*> В соответствии с п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" от 23 сентября 1992 г. N 3518-1 по вопросам льгот и материального стимулирования на территории Российской Федерации применяется п. 5 ст. 32 Закона СССР "Об изобретениях в СССР". Авторам изобретений полагается поощрительное вознаграждение, которое не учитывается при последующих выплатах (независимо от количества соавторов) и должно быть не менее среднего заработка работника данного предприятия. Данное положение действует до принятия законодательных актов Российской Федерации. В частности, п. 2. ст. 8 Патентного закона Российской Федерации предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

Согласно п. 3 ст. 9.1 Патентного закона Российской Федерации вознаграждение автору, не являющемуся патентообладателем, выплачивает лицо, получившее патент.

В договоре может быть отмечено, что, если исполнитель в результате проведения исследовательских, конструкторских, технологических работ использовал охраняемые результаты, прежде всего патенты, третьих лиц, исполнителю к вознаграждению может быть применена скидка, так как заказчику придется в последующем затратить средства на приобретение лицензии на эти результаты. Такое положение договора может гарантировать заказчику добросовестность исполнителя и авторов.

Смета договоров НИОКР и ТР может быль твердой или приблизительной, если в договоре об этом прямо указано. Последствия исполнения договоров с приблизительной или твердой сметой определены в пп. 5 и 6 ст. 709 ГК РФ.

В договоре обычно предусматривают и порядок расчетов. На практике производят оплату каждого этапа работ с предварительной выплатой аванса. Окончательный расчет производят после подписания акта приемки-сдачи работ. При окончательном расчете могут быть учтены уровень достигнутых результатов, надбавка за него или скидка к вознаграждению исполнителя.

Условия договора, на которых он заключен, предопределяют права и обязанности сторон при исполнении договора. В силу взаимности договора обязанностям исполнителя корреспондируют соответствующие права заказчика и наоборот.

Обязанности исполнителя прежде всего императивно перечислены в ст. 773 ГК РФ. Исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием и передать заказчику результаты в предусмотренный договором срок. Исполнитель обязан выполнить работы лично. Это связано с тем, что заказчик заинтересован в уровне знаний исполнителя как специалиста в области заказанных работ.

Согласно п. 1 ст. 770 ГК РФ исполнитель вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика. При выполнении опытно-конструкторских или технологических работ (п. 2 ст. 770 ГК РФ) исполнитель вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором, иными словами, если договором прямо не запрещено. Такое различие в законодательстве по привлечению соисполнителя указывает на то, что законодатель считает научно-исследовательские работы более творческими по характеру, чем конструкторские и технологические работы, что является спорным. Разработка новой конструкции устройства требует не менее творческого подхода, чем исследовательские работы в любой области.

К отношениям исполнителя с третьими лицами в случае их привлечения к выполнению НИОКР и ТР применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК РФ).

Обязанность исполнителя передать результаты работ заказчику выполняется путем оформления им научного отчета, разработанной документации либо предоставления образца материала, техники и т.п. В какой форме передается результат работ, определяется в договоре. Документом, подтверждающим выполнение исполнителем этой обязанности, является подписанный сторонами акт приемки-сдачи как этапов работ, так и работы в целом.

Исполнитель обязан информировать заказчика обо всех охраноспособных результатах. В случае выполнения исполнителем работ по государственному контракту эта обязанность императивно закреплена в постановлениях Правительства Российской Федерации, регулирующих выполнение гражданских НИОКР и ТР и выполнение НИОКР и ТР военного, двойного и специального назначения. Полученные исполнителем охраноспособные результаты должны быть оформлены с учетом условия договора о распределении прав сторон на них и переданы заказчику.

Выполняя работы, исполнитель обязан согласовать с заказчиком необходимость использования им в работе охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и необходимость приобретения прав на них. Закрепление в законе этой обязанности связано с тем, что исполнитель обязан проявить весь свой творческий потенциал в решении поставленной заказчиком задачи. Если решить задачу без использования охраняемого результата, принадлежащего третьему лицу, невозможно, исполнитель должен использовать этот результат в конечной готовой разработке только с согласия заказчика, так как использование чужих охраняемых результатов влечет для заказчика удорожание работ и необходимость в последующем заключать лицензионный договор на применение этого результата в конечной готовой разработке.

С данной обязанностью корреспондирует обязанность исполнителя гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц (ч. 6 ст. 773 ГК РФ). Иными словами, исполнитель гарантирует, что не использовал даже случайно результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие третьим лицам. Речь идет прежде всего о гарантии патентной чистоты разработки.

Патентная чистота - это юридическое свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в стране (странах) реализации без опасности нарушения действующих на ее (их) территории охранных документов исключительного права, принадлежащих третьим лицам <*>. Понятие "патентная чистота" является относительным. Патентную чистоту определяют на определенную дату, например начала исследований по договору, и по определенной территории (странам), например странам будущего экспорта или ведущим странам в исследуемой по договору области. Абсолютной патентной чистоты не существует.

<*> См.: Киселева Т.С. Экспертиза объектов техники на патентную чистоту: Учебное пособие. М.: ВНИИПИ, 1991. 112 с.

Понятие "патентная чистота" относится к изделию в целом. Однако проверяют ее по отдельным узлам, деталям, материалам, составляющим изделие. Если в каком-либо элементе изделия использован объект, защищенный охранным документом, принадлежащим третьему лицу, то все изделие не будет обладать патентной чистотой. Заказчику в этом случае придется приобретать у третьего лица лицензию для использования этого результата в конечной готовой разработке. Все это влечет для заказчика дополнительные расходы.

Подтверждением для исполнителя выполнения его обязанности, гарантирующей заказчику ненарушение исключительных прав других лиц (в частности, гарантирующей патентную чистоту результата), может являться патентный формуляр, подтверждающий проведение патентных исследований <*>. При этом следует отметить, что по смыслу ч. 6 ст. 773 ГК РФ проведение патентных исследований и проверка патентной чистоты объекта являются императивной обязанностью исполнителя.

<*> См.: ГОСТ Российской Федерации 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования". Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта от 30 января 1996 г. N 40 // Патенты и лицензии. 1997. N 3.

Далее, ч. 4 ст. 773 ГК РФ обязывает исполнителя своими силами и за свой счет устранить допущенные по его вине недостатки, которые могут повлечь отступление от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании. Например, ошибки в расчетах, аналитических выводах. Наиболее актуальна эта обязанность исполнителя в ходе приемки результатов работ заказчиком, когда стороны проводят приемочные испытания результата, выявляют соответствие его заданным параметрам. Однако законодательство не предусматривает последствий на случай выявления так называемых скрытых недостатков, когда отступления от технико-экономических параметров могут быть выявлены заказчиком впоследствии.

Исполнитель обязан незамедлительно (ч. 5 ст. 773 ГК РФ) информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. В связи с творческим характером исследовательских, конструкторских, технологических работ п. 3 ст. 769 ГК РФ устанавливает, что риск случайной невозможности выполнить договор и достигнуть результат несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором. Это значит, что в случае наличия объективных оснований, когда в действиях исполнителя не усматривается нарушения договора, у заказчика сохраняется встречная обязанность оплатить работы. Бремя доказывания наличия объективной невозможности достигнуть результат лежит на исполнителе, однако решение прекратить работы принимает заказчик. Имущественные последствия невозможности достижения результатов работ для заказчика в законодательстве различные.

Статья 775 ГК РФ устанавливает, что, если в ходе выполнения исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результатов, предусмотренных договором, вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить результат, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре. Иными словами, заказчик оплачивает только те работы, которые были проведены на момент получения данных, свидетельствующих о невозможности достигнуть результат.

В случае невозможности и нецелесообразности продолжения конструкторских и технологических работ заказчик обязан (ст. 776 ГК РФ) оплатить исполнителю затраты, т.е. не установлено ограничений размера затрат. Имущественные последствия для заказчика риска неполучения результата сформулированы в законодательстве императивно, носят для него обязательный характер, и договором он не может быть освобожден от этой обязанности. Однако в договоре может быть предусмотрено условие о праве заказчика отказаться полностью или частично от оплаты результата работ, не соответствующего ГОСТу, техническому заданию и другим стандартам, с целью исключить злоупотребление исполнителя по выполнению его обязанности информировать заказчика о невозможности выполнения работ. После информирования исполнителем заказчик не вправе отказаться от оплаты работ по смыслу ст. 775 ГК РФ и ст. 776 ГК РФ.

Выполнение обязанности исполнителем по информированию заказчика о невозможности достигнуть результат работ имеет особую актуальность при выполнении работ по государственному контракту. При исполнении государственных контрактов в этой части могут иметь место злоупотребления не только со стороны исполнителя, но и со стороны заказчика <*>, когда он продолжает финансировать исполнителя, который не может получить образцы техники с утвержденными техническим заданием параметрами. Обязанности лиц, выступающих государственным заказчиком, должны быть нормативно закреплены в качестве их основных функций. Например, одними из основных функций Госкомоборонзаказа при Минобороны России <**> является осуществление контроля за исполнением договоров (контрактов) на разработку и поставку вооружения и военной техники общего назначения, а также исключением дублирования работ в этой области.

<*> См.: Бабкин А. Армейский перерасход // Российская газета. 2003. 16 июня.
<**> См. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации (подп. "в", "з" п. 6). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2003 г. N 650.

Обязанности заказчика при исполнении договоров НИОКР и ТР перечислены императивно в ст. 774 ГК РФ. Прежде всего, приступая к исполнению договора, заказчик обязан, если это предусмотрено договором (п. 2 ст. 774 ГК РФ), выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу работ или тематику работ. Эта обязанность заказчика взаимосвязана с его обязанностью передавать исполнителю необходимую информацию для выполнения работ (ч. 2 п. 1 ст. 774 ГК РФ). Заказчик обязан предоставлять информацию исполнителю не только в начале работ, но и в ходе выполнения работ, оказывать содействие исполнителю, так как информация может повлиять на получение результата.

По завершении работы заказчик обязан принять результаты выполненных работ и оплатить их. Приемку работ со стороны заказчика осуществляют уполномоченные им представители, они рассматривают представленные исполнителем отчеты, участвуют в испытаниях результата работ, приводят в акте приемки-сдачи работ мотивированные возражения о перечне необходимых доработок или заявляют с указанием причин об отказе принять результат. Акт приемки-сдачи работ подписывают представители сторон.

В случае неявки или уклонения заказчика от приемки результата работ применяются правила ст. 738 ГК РФ. Исполнитель вправе письменно предупредить заказчика и по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результаты работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся платежей, внести в депозит нотариуса. Следует отметить, что данные правовые последствия могут быть неприменимы при выполнении НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения.

Помимо указанных обязанностей, стороны могут принять на себя любые другие не противоречащие законодательству обязанности.

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора строится на общих началах гражданско-правовой ответственности. Особенностью является ответственность исполнителя в части условий и размера ответственности. Статья 777 ГК РФ устанавливает, что исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров только при наличии своей вины, т.е. независимо от того, осуществляет исполнитель предпринимательскую деятельность при выполнении договора или нет.

По смыслу п. 2 ст. 777 ГК РФ исполнитель обязан возместить заказчику убытки, однако если в договоре прямо не указано о возмещении упущенной выгоды, то исполнитель возмещает только реальный ущерб. Более того, в договоре может быть указано, что реальный ущерб подлежит возмещению в пределах общей стоимости работ по договору.

В договоре может быть предусмотрена ответственность за нарушение отдельных обязанностей сторон. За нарушение исполнителем сроков выполнения работ в договоре может быть предусмотрена неустойка. В случае невыполнения заказчиком оплаты работ в договоре также может быть предусмотрена неустойка либо к заказчику могут быть применены правила ст. 395 ГК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что заключение и исполнение договоров на выполнение НИОКР и ТР, кроме ГК РФ, регулируются целым пакетом нормативных актов. Правовое регулирование исполнения договоров имеет отдельные спорные положения, правовая трактовка которых требует дополнительного законодательного урегулирования. Наиболее сложным с правовой точки зрения в договорах данного вида остается урегулирование условия договора о распределении прав сторон на результаты интеллектуальной деятельности, и прежде всего прав на патентоспособные результаты. Особенно это касается договоров на выполнение НИОКР и ТР для государственных нужд.

Законодательство, обязывая включить в договор условие о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджета, за Российской Федерацией, создает двойственную правовую ситуацию. Результаты гражданского назначения принадлежат Российской Федерации в лице государственного заказчика, а результаты военного, специального и двойного назначения принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступают Минюст России и государственный заказчик, или с их согласия могут принадлежать исполнителю. При этом в законодательстве не определены критерии, в силу которых исполнителю могут быть переданы такие права. Кроме того, законодательство не ограничивает право исполнителя отчуждать переданные по государственному контракту и принадлежащие ему исключительные права, в том числе - отчуждать эти права иностранным лица. Закрепленная в п. 2 ст. 9.1 Патентного закона Российской Федерации обязанность патентообладателя, получившего патент при выполнении работ по государственному контракту, предоставить по требованию государственного заказчика указанному им лицу неисключительную безвозмездную лицензию на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, неприменима к иностранному лицу в случае отчуждения ему патента. Условие договора о распределении прав сторон на охраноспособные результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения, созданные за счет средств бюджета, должно однозначно закреплять права Российской Федерации на эти результаты.