Мудрый Юрист

Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования

Дергачев Семен Александрович, старший юрист юридической компании "TaxAdvisor", кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются особенности правопреемства прав налогоплательщиков при реорганизации в форме преобразования. Отмечается, что основные споры возникают по вопросам о переходе к правопреемнику права на использование специальных налоговых режимов и прав на налоговые льготы (в частности, пониженные налоговые ставки). Министерство финансов России занимает пробюджетную позицию, в то время как суды в абсолютном своем большинстве принимают решения в пользу налогоплательщиков. В результате проведенного анализа автором обосновывается, что спецификой реорганизации в форме преобразования как в гражданских, так и в налоговых правоотношениях является то, что права и обязанности не изменяются. Следовательно, к правопреемнику переходят все налоговые льготы и право применения специальных налоговых режимов без дополнительного их оформления.

Ключевые слова: реорганизация юридического лица, реорганизация в форме преобразования, правопреемство при реорганизации, налогообложение при реорганизации.

Succession of Special Rights of a Taxpayer during Reorganization in the Form of Reconstruction

S.A. Dergachev

Dergachev Semen A., Senior Lawyer of "TaxAdvisor" Law Company, Candidate of Legal Sciences.

The article discusses the features of the succession of the taxpayers rights upon reorganization in the form of transformation. The author noted that major disputes arise regarding the transfer to the transferee the right to use special tax regimes and tax exemption (in particular lower tax rates). Finance Ministry of Russia has antitaxpayers position, while the courts in their absolute majority to take decisions in favor of taxpayers. In the result of the analysis the author proves that the specifics of the reorganization in the form of transformation, in both civil and tax relations, is what rights and obligations do not change. Consequently, the new company has all of the tax exemptions and right to use special tax regimes without additional clearance.

Key words: reorganization company, succession and reorganization, succession and reorganization, taxation of the reorganization.

По общему правилу, закрепленному в п. п. 1, 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

НК РФ не определен порядок правопреемства в отношении специальных прав налогоплательщиков, т.е. таких прав, которые приобретаются в особом порядке (как правило, заявительном или уведомительном), в частности право на применение специальных налоговых режимов или право применения налоговых льгот, пониженных налоговых ставок.

Наиболее распространенной является ситуация, когда, например, общество с ограниченной ответственностью, применяющее упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), реорганизуется в акционерное общество. Возникает вопрос: вправе ли акционерное общество продолжить применять УСН или оно должно заново в общем порядке уведомлять об этом налоговый орган (ст. 346.13 НК РФ)?

Неопределенность в данной ситуации может создавать существенные проблемы, так как налогоплательщик, полагая, что после окончания процедуры реорганизации в форме преобразования у него сохранилось право на применение УСН, не предоставит налоговые декларации по правилам общей системы налогообложения. Это, в свою очередь, влечет приостановление операций по счетам на основании п. 3 ст. 76 НК РФ. Оспаривание же решений о приостановлении операций по счетам требует значительных финансовых и временных ресурсов, не говоря уже о фактической остановке бизнеса при недействующих расчетных счетах <1>.

<1> См., например, дела: Постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А07-21615/06; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2015 г. N 13АП-25912/2015 по делу N А56-33070/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

В отдельных случаях в целях предотвращения приостановления операций по счетам налогоплательщики обращаются в налоговые органы за "консультациями". Получение от налоговых органов отрицательного ответа в устной или письменной форме позволяет обжаловать соответствующие действия должностных лиц налогового органа <2> или подать заявление о признании недействительным решения, оформленного письмом об отказе в применении УСН <3>.

<2> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2015 г. по делу N А60-25661/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2015 г. по делу N А26-2993/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

Министерство финансов России (далее - Минфин РФ) по вопросу правопреемства при преобразовании организаций занимает формальную позицию, полагая, что при данном виде реорганизации возникает новое юридическое лицо, а следовательно, все права и обязанности подлежат определению "с нуля" как для вновь возникшего налогоплательщика. Указанный подход нашел отражение в письмах Минфина РФ по следующим вопросам:

<4> См.: письма Минфина РФ от 13 февраля 2015 г. N 03-11-06/2/6553, от 24 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/7608, от 7 февраля 2012 г. N 03-11-06/2/22, от 17 августа 2006 г. N 03-11-02/180, от 9 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/233, от 4 сентября 2006 г. N 03-11-04/2/183, письма УФНС России по г. Москве от 23 ноября 2011 г. N 16-15/112995@, от 8 октября 2010 г. N 16-15/105637, от 18 августа 2009 г. N 16-15/097377 // СПС "КонсультантПлюс".<5> Глава 24 Налогового кодекса РФ, действовавшая до 2010 г.
<6> См.: письма Минфина РФ от 15 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/69, от 8 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-16, от 23 июля 2008 г. N 03-04-06-02/82, от 20 июня 2008 г. N 03-04-06-02/63, от 19 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-492, от 26 мая 2006 г. N 03-05-02-04/71, от 19 января 2005 г. N 03-05-02-04/4, от 12 сентября 2005 г. N 03-05-02-04/175, УФНС России по г. Москве от 17 февраля 2006 г. N 21-11/21295, от 29 октября 2005 г. N 21-11/77720 // Аналогичная позиция изложена в письме Минздравсоцразвития РФ от 28 мая 2010 г. N 1375-19 // СПС "КонсультантПлюс".

Налоговые органы также вынуждены руководствоваться подобной логикой, в первую очередь по чисто "техническим" причинам: организация, прекратившая свою деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два разных налогоплательщика с собственными ИНН. В соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ при прекращении деятельности организации в результате реорганизации осуществляется снятие ее с учета в налоговых органах на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом реорганизованное юридическое лицо приобретает новый ИНН (не изменяется ИНН только у организации, реорганизованной в форме выделения или присоединения <7>).

<7> Пункты 6, 18 Приказа ФНС России от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" // Российская газета. 2012. 22 августа. N 192; СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что позиции Минфина РФ в отдельных случаях лишены последовательности, например, по следующим вопросам:

  1. применение налоговой ставки 0% по налогу на прибыль для доходов в виде дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ):
<8> См.: письма Минфина России от 20 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15521, от 30 января 2015 г. N 03-03-06/1/3656.<9> См.: письма Минфина России от 8 апреля 2014 г. N 03-03-Р3/15941, от 15 марта 2012 г. N 03-03-06/3/4, от 11 января 2012 г. N 03-03-06/1/3, от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/702, от 18 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/769, от 28 сентября 2010 г. N 03-0305/210, от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/678, письмо ФНС России от 20 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13713@ // СПС "КонсультантПлюс".
  1. применение налоговой ставки 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (ст. 284.1 НК РФ):
<10> Письмо Минфина России от 21 августа 2015 г. N 03-03-06/4/48320 // СПС "КонсультантПлюс".<11> Письмо ФНС России от 1 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/18513 // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Письмо Минфина России от 15 марта 2012 г. N 03-03-10/23 // СПС "КонсультантПлюс".

Вышеуказанные противоречия порождают большое количество судебных споров. В абсолютном большинстве случаев суды встают на сторону налогоплательщиков, мотивируя свои выводы следующим образом:

  1. поскольку реорганизуемое юридическое лицо обладало правом применения регрессивной шкалы ставок налога до завершения реорганизации, то преобразованное юридическое лицо в порядке правопреемства вправе продолжать им пользоваться, так как <13>:
<13> По данному вопросу имеется правовая позиция ВАС РФ. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07 // СПС "КонсультантПлюс".<14> Определение ВАС РФ от 19 декабря 2007 г. N 16978/07; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. по делу N А46-20865/2006; Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июня 2007 г. по делу N А65-1156/06; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2006 г. по делу N А58-5678/05; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2006 г. по делу N А58-5082/05 // СПС "КонсультантПлюс".<15> Определение ВАС РФ от 3 апреля 2008 г. N 17795/07; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А42-1133/2007; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. по делу N А56-46035/2006; Постановление ФАС Поволжского округа от 3 октября 2006 г. по делу N А65-35566/05-СА1-29; Постановление ФАС Уральского округа от 22 февраля 2006 г. N Ф09-736/06-С2 по делу N А60-26978/05 // СПС "КонсультантПлюс".<16> Определения ВАС РФ от 11 июня 2014 г. N ВАС-6739/14 по делу N А37-419/2013 и от 16 октября 2013 г. N ВАС-14361/13 по делу N А43-22087/2012; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07, Определение ВАС РФ от 19 декабря 2007 г. N 16978/07; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2015 г. N 09АП-33913/2015 по делу N А40-100/15; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2014 г. по делу N А64-234/2014; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. по делу N А46-20865/2006 // СПС "КонсультантПлюс".
  1. отсутствие уведомления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения не влечет возникновения обязанности представления налоговых деклараций по налогам, подлежащим уплате по общей системе налогообложения, если налогоплательщиком после реорганизации в форме преобразования совершались действия, свидетельствующие о применении УСН (подача налоговых деклараций, направление в налоговый орган соответствующих писем, обращений и т.д.), так как:
<17> Постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А07-21615/06; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2015 г. N 13АП-25912/2015 по делу N А56-33070/2015 // СПС "КонсультантПлюс".<18> Определение ВАС РФ от 20 апреля 2009 г. N 4780/09; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2015 г. по делу N А60-25661/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

Однако имеются единичные случаи отказа налогоплательщикам со ссылкой на то, что ни ст. 50 НК РФ, ни другие нормы НК РФ не устанавливают возможности перехода в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу выбранного ранее существовавшим юридическим лицом режима налогообложения. Вновь созданная организация вправе применять УСН только при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ <19>.

<19> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2015 г. по делу N А26-2993/2015; также см.: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1453, от 23 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1118 // СПС "КонсультантПлюс".

Анализируя вышеизложенное, нельзя не отметить, что подход Минфина РФ и налоговых органов не в полной мере соответствует существу рассматриваемой формы реорганизации, так как при преобразовании не происходит каких-либо изменений в правах (активах) и обязанностях (обязательствах) юридического лица.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами и исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ, для налогоплательщиков.

В ч. 9 ст. 50 НК РФ определено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Таким образом, порядок правопреемства в части специальных прав налогоплательщика (льготы, пониженные налоговые ставки и т.д.) не определен.

Однако указанный вопрос о влиянии реорганизации в форме преобразования на изменение прав и обязанностей уже поднимался Высшим Арбитражным Судом РФ. Так, рассматривая дело о сохранении у нового юридического лица (образованного в результате преобразования) права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу, Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу, что для правильного ответа "будет иметь значение характер трудовых отношений налогоплательщика с работниками". Так как в силу ст. 75 Трудового кодекса РФ при реорганизации трудовые отношения не изменяются, то и выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу реорганизованной организации <20>. То есть уже в 2008 г. Высший Арбитражный Суд РФ указал на необходимость проверки факта изменения правоотношений, влияющих на налогообложение.

<20> Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07 // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время необходимо учитывать внесенные Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <21> в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменения и, основываясь на п. 1 ст. 11 НК РФ, применить правила, установленные в ч. 5 ст. 58 ГК РФ, в которой прямо указывается, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

<21> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 7 мая. N 101.

Следует отметить, что указанная в ч. 5 ст. 58 ГК РФ формулировка позволила Верховному Суду РФ прийти к выводу об отсутствии при реорганизации в форме преобразования правопреемства в традиционном его понимании. В частности, Верховный Суд РФ указал, что "особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей" <22>. Указанное дело возникло из гражданских правоотношений, однако на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно прийти к выводу, что налоговые последствия преобразования обусловливаются ответом на вопрос: изменяются или нет у налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования права и обязанности, влияющие на формирование объектов налогообложения?

<22> Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 310-КГ16-1802 по делу N А14-3915/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

В силу того что изменений прав и обязанностей при реорганизации в форме преобразования не происходит, то, следовательно, не имеется оснований для возложения на налогоплательщиков обязанностей по направлению новых уведомлений о применении специальных налоговых режимов, повторного подтверждения права на пониженные налоговые ставки, пересчета "с нуля" оснований для применения налоговых льгот и т.д.

Литература

  1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 7 мая. N 101.
  2. Приказ ФНС России от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" // Российская газета. 2012. 22 августа. N 192.
  3. Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 310-КГ16-1802 по делу А14-3915/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07 // СПС "КонсультантПлюс".