Мудрый Юрист

Неопределенный круг лиц: некоторые вопросы реализации права на обращение в суд

Патуева Оксана Геннадьевна, аспирант кафедры арбитражного процесса Саратовской государственной юридической академии.

В статье рассматривается вопрос о судебной защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Аргументируется, что понятия неопределенного круга лиц в смысле гражданского процессуального права и гражданского права - это принципиально разные понятия. В первом случае это лица, в защиту интересов которых производится обращение в суд, а во втором - лица, к которым адресовано обращение в смысле реализации материальных правовых отношений. Отмечается, что при реформировании процессуального законодательства необходимо исходить из четкого определения соответствующего понятия, что даст возможность унифицировать судебную практику при принятии исковых заявлений (заявлений) судами общей и арбитражной юрисдикции.

Ключевые слова: право на обращение в суд, гражданский и арбитражный процесс, судопроизводство, неопределенный круг лиц, прокурор, унификация процессуального законодательства.

General Public: Several Aspects of Exercise of Right to Trial

O.G. Patueva

Patueva Oksana G., Postgraduate Student of the Department of Arbitration Process of the Saratov State Law Academy.

The article deals with the issue of judicial protection of the rights, freedoms and legitimate interests of an indefinite number of persons. It is argued that the concept of public in the sense of civil procedure and civil law - is fundamentally different concepts. In the first case the person to protect the interests which made reference to the court, and the second - the person to whom an appeal is addressed in terms of the implementation of material legal relations. It is noted that in the reform of procedural legislation must be based on a clear definition of the relevant concepts, which will allow to unify the judicial practice in making claims (claims) courts of general jurisdiction and arbitration.

Key words: the right to appeal to the court, civil and arbitration proceedings, judicial proceedings, an indefinite number of persons, the prosecutor, the unification procedure.

В проекте Концепции по унификации процессуального законодательства предлагается внести в Кодекс гражданского судопроизводства Российской Федерации отдельную главу под названием "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц", согласно которой суды общей и арбитражной юрисдикции будут рассматривать в едином процессуальном порядке требования по групповым искам и искам с участием неопределенного круга лиц <1>. Как следствие, обратимся к важному вопросу о существе неопределенного круга лиц и тому, каким образом данный круг может с теоретико-практической точки зрения реализовать свое право на обращение в суд.

<1> См.: проект Концепции по унификации процессуального законодательства. Екатеринбург, 2014. С. 71 - 73.

Возможность обращения в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц получила закрепление в ст. ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации 1993 г. <2>, в ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина <3>, в ст. 46 Закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <4>, в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <5>, в ст. ст. 45, 46 ГПК РФ <6> и в других российских законодательных актах, принятых в последние годы.

<2> См.: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<3> См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
<4> См.: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
<5> См.: Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.
<6> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

В соответствии со ст. ст. 45, 46 ГПК РФ прокурор и в случаях, предусмотренных законом, государственные органы, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов не только конкретных лиц, но и неопределенного круга субъектов <7>.

<7> См.: Бахарева О.А. Некоторые вопросы судопроизводства по делам о защите прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц // Администратор суда. 2013. N 2. С. 16.

На основании ст. ст. 45, 46 Закона "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ) <8>. Поэтому непосредственно в деле по иску о защите интересов неопределенного круга лиц вопрос о возмещении ущерба конкретным лицам не решается.

<8> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

При рассмотрении гражданских дел названной категории защите подлежат однородные права и интересы неопределенного круга лиц, право на благоприятную среду обитания, право на получение достоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей среды, право на качественные и безопасные для жизни и здоровья товары (услуги, работы), право на достоверную рекламную информацию и другие права.

Е.Е. Уксусова, анализируя судебную практику таких дел, заключает, что она "вызвана к жизни необходимостью защиты объекта особого рода - неких общих благ (ценностей). В широком смысле эта защита направлена на обеспечение правового, экономического, социального, экологического благополучия общества" <9>.

<9> Уксусова Е.Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц // Российская юстиция. 1997. N 11. С. 42 - 44.

Между тем легального определения понятия "неопределенный круг лиц" в российском законодательстве не содержится, что вызывает существенные затруднения в правоприменительной практике. В порядке судебного толкования в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г. <10> разъясняется, что "под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела". Однако такое определение представляется не вполне удачным, в частности, потому, что в нем содержатся правовая и грамматическая неточности.

<10> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 11. С. 27.

Правовая неточность состоит в том, что ГПК не предусматривает возможности привлечения к участию в деле в качестве истцов ни, как выразился Верховный Суд Российской Федерации, круга лиц, ни отдельных лиц. Привлечены в качестве участвующих в деле лиц могут быть лишь соответчики (ч. 2 п. 3 ст. 40 ГПК), а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (п. 1 ст. 43 ГПК).

В связи с отмеченной правовой неточностью не имеет существенного значения упоминавшаяся выше грамматическая неточность, но тем не менее представляется целесообразным обратить на нее внимание. Она заключается в том, что Верховный Суд Российской Федерации, конечно, хотел сказать не "...такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них...", а "...круг таких лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них...".

В административной практике также было сделано предложение по вопросу о понятии "неопределенный круг лиц" применительно к законодательству о рекламе. Так, в письме Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624 <11> в ответ на обращение Федеральной налоговой службы по вопросу о понятии "неопределенный круг лиц", применяемом в законодательстве Российской Федерации о рекламе, сообщается, что в ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

<11> См.: письмо ФНС РФ от 25 апреля 2007 г. N ШТ-6-03/348@ "О направлении писем Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2006 г. N АК/582 "О рекламе на сувенирную продукцию", от 30 октября 2006 г. N АК/18658 "О рекламной продукции" и от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" // Экономика и жизнь. 2007. N 19.

Как указывается далее в письме, такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. В качестве примера распространения информации о лице, товаре, услуге среди неопределенного круга лиц в письме приводится распространение сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку, как поясняется в письме, заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Собственно говоря, понятие неопределенного круга лиц, о котором идет речь в письме и Законе о рекламе, совпадает с понятием неопределенного круга лиц в смысле п. 1 ст. 437 ГК РФ, где предусматривается, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Конечно, понятия неопределенного круга лиц в смысле гражданско-процессуального и гражданского права - это принципиально разные понятия. В первом случае это лица, в защиту интересов которых производится обращение в суд, а во втором - лица, к которым адресовано обращение (предложение о заключении договора). Однако сопоставление сделанных в Обзоре и письме разъяснений показывает, что общим в них является представление о неопределенном круге лиц как о некой множественности субъектов, индивидуально-определенный состав которой невозможно определить заранее. Индивидуально-определенным может считаться лишь поименный состав такой множественности, поскольку согласно общему правилу п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем.

Примеры отдельных видов исков в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц можно найти в законах, которые предоставляют ряду органов право предъявлять такие иски <12>.

<12> См.: Маринкин Д.Н. Проблемы специальных знаний потребителя // Вестник Пермского университета. 2012. N 4. С. 104.

Так, например, ст. 46 Закона от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" управомочивает орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей предъявлять иски о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей; согласно подп. 5 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" <13> уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга таких субъектов; в соответствии с п. 6 ст. 63 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах" <14> компенсационный фонд вправе предъявлять иски о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц; ст. 19 Федерального закона от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <15> предоставляет федеральному компенсационному фонду право на предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц; несомненно, защиту интересов неопределенного круга лиц предполагает подп. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <16>, который наделяет главных государственных санитарных врачей и их заместителей полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, и др. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту любых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц любого вида, включая указанные выше.

<13> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.
<14> См.: Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
<15> См.: Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.
<16> См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

Как указывалось выше, отсутствие легального определения понятия "неопределенный круг лиц" вызывает существенные затруднения в правоприменительной практике. Так, например, определением судьи районного суда прокурору было отказано в принятии искового заявления. В судебном определении указывалось, что иск к администрации муниципального района фактически предъявлен прокурором в интересах одной из школ этого района, а согласно ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор не наделен правом обращаться в суд в защиту интересов юридических лиц. Как пояснялось в определении, поскольку численность школьников и дошкольников образовательного учреждения строго определена, предъявленный иск затрагивает не интересы неопределенного круга лиц, а лишь интересы юридического лица.

Однако в результате рассмотрения представления прокурора областной суд не согласился с выводом судьи районного суда о том, что заявление не относится к категории заявлений, направленных в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц. Областной суд, отменяя определение судьи районного суда, указал, что заявление прокурора предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку его требования направлены прежде всего на профилактику безопасного пребывания людей в общеобразовательном учреждении и заявлены не только в интересах несовершеннолетних, преподавателей, но и посетителей школы, круг которых определить невозможно <17>.

<17> Подробнее см.: Насонов Ю.Г. и др. Защита прокуратурой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в гражданском процессе: Пособие / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013. С. 15 - 16.

В другом деле судья районного суда, отказывая прокурору в принятии искового заявления, исходил из того, что это обращение не относится к категории заявлений, направленных в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц. Судья счел, что численность школьников и дошкольников образовательного учреждения строго определена, не является неопределенным и число других лиц, посещающих школу, а права, свободы и интересы несовершеннолетних защищают их родители (законные представители), которые могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, требовать восстановления нарушенного права ребенка и выступать от имени несовершеннолетних в суде. Однако областной суд не поддержал районный суд, сочтя довод прокурора о том, что иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, обоснованным, поскольку заявленные в нем требования направлены прежде всего на защиту безопасного пребывания людей в общеобразовательном учреждении <18>.

<18> Подробнее см.: Насонов Ю.Г. и др. Указ. соч. С. 16 - 17.

С итоговыми выводами областных судов в приведенных примерах можно вполне согласиться, однако их мотивировка представляется не вполне точной. В первую очередь следовало принять во внимание, что школа является образовательной организацией, которая по характеру своей деятельности обязана оказывать образовательные услуги каждому, кто обратится к ней с соблюдением установленного нормативными актами порядка. Предельная общая численность обучающихся в конкретной образовательной организации не предопределяет ни действительную общую численность таких обучающихся, ни их персональный состав. Оба эти элемента могут измениться в любой, произвольно взятый, момент времени в результате поступления обучающегося в образовательную организацию или отчисления из нее. Поэтому иск в защиту прав и законных интересов обучающихся в конкретной образовательной организации всегда представляет собой иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Изложенное позволяет предложить следующее определение понятия "неопределенный круг лиц" в целях применения ст. ст. 4, 45 - 47, 131 ГПК РФ: под неопределенным кругом лиц в указанных нормах следует понимать такую множественность участников соответствующих материальных правоотношений, в которой невозможно заранее предвидеть ее поименный состав применительно к любому отдельно взятому моменту времени.

Таким образом, характерным для защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц является то, что, во-первых, защищается публично-правовой интерес многочисленной группы лиц, персональный состав которой неизвестен; во-вторых, на ответной стороне выступает общий для всех ответчик; в-третьих, для защиты частноправовых интересов каждому потерпевшему лицу необходимо обратиться с отдельным требованием в суд.

Литература

  1. Бахарева О.А. Некоторые вопросы судопроизводства по делам о защите прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц // Администратор суда. 2013. N 2. С. 16.
  2. Маринкин Д.Н. Проблемы специальных знаний потребителя // Вестник Пермского университета. 2012. N 4. С. 104.
  3. Насонов Ю.Г. и др. Защита прокуратурой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в гражданском процессе: Пособие. М.: Акад. Ген. прокуратуры Российской Федерации, 2013. С. 15 - 17.
  4. Уксусова Е.Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц // Российская юстиция. 1997. N 11. С. 42 - 44.