Мудрый Юрист

Актуальные аспекты прокурорского надзора за соблюдением требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводного транспорта в хмао

Ботвинкин Е.Б., прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Альшевский М.Ю., Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется добыча порядка 50% общероссийской нефти. В 2015 году в Югре добыто более 240 миллионов тонн нефти. При освоении и разработке нефтяных месторождений и добыче углеводородного сырья допускается значительное число правонарушений как самими нефтегазодобывающими компаниями, их подрядными организациями, так и физическими и юридическими лицами, совершающими хищения имущества предприятий топливно-энергетического комплекса или незаконные врезки в объекты транспортировки нефти. В связи с этим вопросы обеспечения законности, выявления и пресечения преступлений и правонарушений в сфере добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья являются приоритетными для прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа.

Учитывая специфику округа и необходимость обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду при разработке нефтяных и газовых месторождений, в данной статье хотелось бы остановиться на некоторых актуальных аспектах прокурорского надзора в сфере промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в первую очередь трубопроводов.

Прокурорские проверки показывают, что одним из основных источников загрязнения природных объектов в Югре являются порывы нефтепроводов и водоводов, эксплуатируемых нефтегазодобывающими предприятиями.

При этом общая протяженность нефтепроводов и водоводов, расположенных на территории автономного округа, превышает 150 тыс. км.

Изношенность указанных объектов на большинстве нефтяных месторождений составляет более 50%.

Ежегодно на трубопроводах, транспортирующих водонефтяную эмульсию, подтоварные воды, природный и нефтяной газ, происходит порядка 3 тыс. порывов, связанных с коррозионными процессами трубопроводного транспорта. Так, только в 2015 году на территории автономного округа зарегистрировано 2 923 аварийных разлива нефти и подтоварных вод. Основной причиной аварийных отказов трубопроводов является коррозия - 2 885 случаев (98%).

Как показывают проверки, большинство объектов, на которых происходят порывы, находятся в эксплуатации свыше 10 лет, т.е. их эксплуатация превышает сроки, установленные нормативно-техническим документом - Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденными 30 декабря 1993 г. Министерством топлива и энергетики РФ.

На половину таких трубопроводов утрачена проектная и исполнительная документация, что указывает об отсутствии исходных сведений о техническом состоянии опасных производственных объектов.

Вместе с тем почти на все нефтепроводы и водоводы, на которых возникли аварийные ситуации, имеются положительные заключения экспертиз промышленной безопасности, устанавливающие соответствие объектов экспертизы требованиям промышленной безопасности и дополнительные сроки эксплуатации.

Проведенные прокуратурой проверки показывают, что большинство экспертиз промышленной безопасности не отражает реальную картину состояния системы трубопроводного транспорта, что подтверждается многочисленными случаями аварийных разливов нефти уже после их проведения и определения остаточного ресурса трубопроводов. Анализ большинства таких экспертиз позволяет выявлять несоответствия перечисленных в заключениях экспертиз технических параметров трубопроводов (их диаметр, толщина стенки) и параметров, указанных в эксплуатационных паспортах.

В целом при возникновении отказов эксперты занимают позицию, согласно которой экспертиза дает лишь вероятностную оценку, а действующие методики не позволяют объективно оценить состояние трубопроводов.

Бороться с такими "недобросовестными" экспертными организациями достаточно затруднительно, поскольку на сегодняшний день отсутствует надлежащее нормативное регулирование вопросов эксплуатации трубопроводов и проведения соответствующих экспертиз.

На сегодняшний день наиболее действенной мерой борьбы с нефтяными загрязнениями является взыскание с юридических лиц, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов, ущерба, причиненного в результате аварий на данных объектах. И в этой части прокуратурой достигнуты значительные положительные результаты.

Так, в мае 2016 года природоохранная прокуратура округа сумела добиться взыскания ущерба, причиненного аварийным разливом нефти, допущенным при эксплуатации нефтепровода ООО "РН-Юганскнефтегаз", в сумме 238 млн руб.

Прокурорской проверкой было установлено, что на момент аварии, произошедшей в Нефтеюганском районе, трубопровод отработал нормативный срок службы и находился в эксплуатации более 17 лет. Несмотря на наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности по определению остаточного срока службы трубопровода до 2017 года, на данном объекте уже происходило восемь порывов. Однако должных мер, направленных на обеспечение соблюдения требований промышленной и экологической безопасности, по предотвращению новых аварийных ситуаций должностными лицами предприятия принято не было. Более того, значительная площадь нефтяного загрязнения стала следствием ненадлежащей организации работы по локализации места разлива нефтесодержащей жидкости.

Взыскание указанного ущерба в судебном порядке и обеспечение со стороны органов прокуратуры реального поступления денежных средств в бюджетную систему РФ являются действенными превентивными мерами предотвращения новых аварийных разливов. Поскольку денежные средства, оплаченные в счет возмещения ущерба, могли быть положены в обеспечение надежности эксплуатации трубопроводов.

Кроме того, в прокурорской практике встречаются факты эксплуатации особо опасных производственных объектов вообще без проведения необходимых экспертиз промышленной безопасности, необходимых для безаварийного функционирования трубопроводного транспорта.

Так, в ноябре 2015 года в Белоярском районе ХМАО-Югры на газопроводе ООО "Газпромтрансгаз Югорск" произошел взрыв с возгоранием газа, повлекший разрушение участка магистрального трубопровода и уничтожение огнем прилегающей лесной растительности.

Проведенная проверка показала, что газопровод эксплуатировался свыше 30 лет, основная часть его проектной и исполнительной документации юридическим лицом утрачена. Несмотря на то что данный газопровод является опасным производственным объектом чрезвычайно высокой опасности (I класса опасности) по признакам транспортирования горючих и взрывчатых веществ, на протяжении всего периода его эксплуатации в нарушение требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертиза промышленной безопасности по определению остаточного ресурса опасного производственного объекта не проводилась.

В связи с выявленными нарушениями Закона природоохранной прокуратурой в Югорский районный суд заявлен иск с требованиями обязать газотранспортное предприятие устранить допущенные нарушения и провести в установленном порядке экспертизу промышленной безопасности по продлению срока эксплуатации магистрального газопровода. Также в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Суд иск прокуратуры рассмотрел и удовлетворил в полном объеме. Постановлением Северо-Уральского управления Ростехнадзора, оставленным без изменения Арбитражным судом ХМАО-Югры, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 тыс. руб. В результате вмешательства прокуратуры в настоящее время нарушения Закона юридическим лицом устранены.

Ежегодно прокуратурой выявляется свыше 100 фактов эксплуатации нефтесборных трубопроводов и водоводов, являющихся опасными производственными объектами капитального строительства в отсутствие разрешений на ввод в эксплуатацию, а также построенных без соответствующих разрешений на строительство. По данным фактам прокуратурой применяются как меры административного воздействия, так и наработанная судебная практика обращения в суды с требованиями о запрещении эксплуатации таких объектов, авария на которых может привести к значительным негативным последствиям для окружающей среды.

Так, в первом полугодии 2016 года по результатам проверки соблюдения предприятиями топливно-энергетического комплекса законодательства при строительстве и эксплуатации на землях лесного фонда, а также в границах водных объектов нефтегазодобывающих скважин, трубопроводов, линий электропередачи природоохранной прокуратурой округа выявлено 43 факта незаконного строительства и последующей эксплуатации нефтесборных трубопроводов такими предприятиями, как компания "Салым Петролеум Девелопмент Н.В.", АО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", ООО "Соровск-нефть", ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ПАО "Варьеганнефтегаз", ООО "Канбайкал" и другими.

Федеральным законодательством нефтесборные трубопроводы отнесены к категории опасных производственных объектов капитального строительства, авария на которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, а также окружающей среде. Вместе с тем, как показала проверка, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в установленном порядке получены не были, чем поставлена под угрозу безопасность людей и окружающей среды. Кроме того, поскольку указанные объекты официально не введены в эксплуатацию, они не внесены в реестр опасных производственных объектов и являются безнадзорными со стороны государственных органов.

В связи с выявленными нарушениями Закона природоохранная прокуратура направила в суды автономного округа иски к указанным предприятиям с требованиями устранить выявленные нарушения Закона, которые рассмотрены и удовлетворены.

Кроме того, в Арбитражные суды ХМАО-Югры, ЯНАО, Тюменской области направлены заявления о привлечении юридических лиц к административной ответственности по ч. ч. 1, 5 ст. 9.5 КоАП РФ, которые также удовлетворены в полном объеме.

Стоит отметить, что задача по выявлению трубопроводов, эксплуатируемых с нарушениями законодательства, в первую очередь лежит не на прокуратуре, а на государственных органах. Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора уделяется работе контролирующих органов, к которым относятся Северо-Уральское управление Ростехнадзора и Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре.

Резерв для активизации работы по надзору за безопасностью объектов ТЭК достаточно большой. На сегодняшний день случаи выявления должностными лицами Ростехнадзора существенных фактов нарушения правил эксплуатации трубопроводного транспорта и приостановления работы аварийных объектов единичны. Заключения экспертиз промышленной безопасности, не отвечающие требованиям Закона, вообще не выявляются, что указывает на ненадлежащую работу в данном направлении. В случаях аварийных разливов оценка действиям работников организаций, эксплуатирующих трубопроводы, на предмет соблюдения ими требований промышленной безопасности Ростехнадзором не дается. В то же время нарушения в данной сфере имеются, и об этом говорят проведенные прокурорские проверки.

Для решения указанных проблем требуется не только внесение существенных изменений в действующее законодательство, но и высокая производственная культура специалистов эксплуатирующих организаций, реализация на предприятиях комплексной системы экологической и промышленной безопасности, включающей в себя периодическое обновление нефтепромысловых трубопроводных систем, а также внедрение новых технологий контроля, позволяющих не допустить аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией трубопроводов.

Реализуя полномочия прокурора по осуществлению надзора, нельзя недооценивать значимость таких вопросов, как охрана окружающей среды, соблюдение прав граждан в указанной сфере, поскольку данная работа прокуроров осуществляется в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений.

Лишь реализация всего комплекса полномочий, предоставленных прокурору, в том числе по координации, взаимодействию с общественностью, а также применению мер прокурорского реагирования по фактам нарушений закона, будет способствовать улучшению экологической обстановки в регионе.