Мудрый Юрист

Цель наложения штрафа может быть различной

Онуфриенко Н.В., ведущий эксперт отдела инспектирования кредитных организаций ГУ Банка России по Хабаровскому краю.

Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 01.07.2002 введен в действие Кодекс. Появилось мнение, что с введением нового Кодекса статьи 74, 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" в части мер надзорного воздействия, а именно взыскания штрафа, применению не подлежат, хотя официально указанные правовые нормы не отменены.

Думается, с принятием нового Кодекса об административных правонарушениях продолжает действовать Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации", в соответствии с которым согласно ст. ст. 74, 75 Банк России вправе применять меры надзорного воздействия.

Статьей 15.26 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Применяемые виды административного наказания за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности следующие: предупреждение, штраф. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

В вопросах применения мер воздействия и привлечения к административной ответственности КоАП РФ и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" действуют параллельно, не исключают друг друга, не заменяют и не дополняют.

Перечень мер воздействия, применяемых к кредитной организации, гораздо шире, чем перечень видов административного наказания: от штрафа до отзыва у кредитной организации лицензии. Это и понятно, выбор применения конкретной меры надзорного воздействия из широкого спектра мер, перечисленных в ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации", должен быть основан на эффективности и целесообразности воздействия этих мер в каждой конкретной ситуации для целей регулирования деятельности кредитных организаций.

С выходом нового КоАП РФ Банк России не лишился права по применению мер воздействия, в том числе взыскания с кредитной организации штрафов.

В соответствии с КоАП РФ Банк России вправе привлечь кредитную организацию либо должностное лицо к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Субъектами ответственности по новому Кодексу могут быть как юридическое лицо (кредитная организация), так и специальный субъект - должностное лицо, тогда как меры воздействия в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" применяются только к кредитной организации.

Банк России также вправе в соответствии со ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации применить меры надзорного воздействия, в том числе взыскать штраф.

Существуют определенные критерии различия между наложением административного штрафа в соответствии с КоАП РФ и применением меры надзорного воздействия в виде штрафов (принудительная мера воздействия), которые зависят от субъектного состава, целей применения, условий назначения, оснований применения, расчета суммы штрафа, порядка назначения и других факторов. Анализ этих критериев приведен в следующей таблице 1.

Таблица 1

КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ В НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ И ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ НАДЗОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВИДЕ ШТРАФОВ

пп
Показатели 
различия
Административное нака-
зание в соответствии с
КоАП РФ
Мера воздействия  в  виде
штрафа в соответствии
с Федеральным законом
1  
Расчет сум-
мы штрафа
ч. 1 ст.  15.26 400  -
500 МРОТ
ч. 2 ст. 15.26 100 -
300 МРОТ
ч. 3 ст. 15.26 400 -
500 МРОТ
Размер административ-
ного штрафа выражается
в величине, кратной
минимальному размеру
оплаты труда
Мера воздействия  в  виде
штрафов выражается в про-
центном отношении к опла-
ченному капиталу
2  
Субъект    
правонару-
шения
Кредитная  организация
либо должностное лицо
Только кредитная  органи-
зация
3  
Случаи при-
менения
В случае привлечения к
административной от-
ветственности
В случае выявления у кре-
дитной организации нару-
шений и осуществления
Банком России функций
банковского регулирования
и банковского надзора
(ст. 73,75)
4  
Условие    
назначения
(примене-
ния)
Установление   состава
правонарушения
Нарушение федеральных за-
конов, предписаний Банка
России, непредставление
информации, представление
неполной или недостовер-
ной информации. Состав
правонарушения не уста-
навливается
5  
Документ,  
служащий
основанием
для возбуж-
дения про-
изводства
по делу,
применения
меры воз-
действия
Протокол              
Результаты анализа,  про-
веденного в соответствии
с п. 1.4 Инструкции Банка
России от 31.03.97 N 59.
Основаниями для примене-
ния принудительных мер
воздействия являются на-
рушения (невыполнение)
требований федеральных
законов и предписаний
Банка России. Применяемые
принудительные меры воз-
действия оформляются в
виде предписания
6  
Порядок    
назначения
Судебное  разбиратель-
ство в случае привле-
чения к административ-
ной ответственности
при наличии состава
правонарушения. Дела
об административных
правонарушениях расс-
матриваются судьями
(мировыми судьями)
(ст. 23.1 КоАП РФ)
Меры воздействия применя-
ются центральным аппара-
том и территориальными
учреждениями Банка России
(п. 1.1 Инструкции N 59
Банка России). Банк Рос-
сии может обратиться в
арбитражный суд с иском о
взыскании штрафа в поряд-
ке применения мер надзор-
ного воздействия (ст. 74
N 86-ФЗ)
7  
Цель       
Мера  ответственности,
установленная госу-
дарством, применяется
в целях предупреждения
совершения новых пра-
вонарушений как самим
правонарушителем, так
и другими лицами (ст.
3.1 КоАП РФ)
Регулирование деятельнос-
ти кредитных организаций
в целях ее приведения в
соответствие с нормами и
требованиями федеральных
законов и Банка России,
защита интересов вкладчи-
ков и кредиторов (ст. 73
N 86-ФЗ)
8  
Отчисления 
штрафа
В бюджет              
В доход Банка России     
9  
Срок   воз-
буждения
дела об ад-
министра-
тивном пра-
вонарушении
и срок при-
менения ме-
ры воздейс-
твия
Сжатые  процессуальные
сроки. Направляется
судье в течение суток
с момента составления
протокола. Срок дав-
ности привлечения к
административной от-
ветственности 2 месяца
с момента совершения
административного пра-
вонарушения. При для-
щемся правонарушении
срок исчисляется со
дня обнаружения
В течение пяти лет со дня
совершения нарушения
(ст. 74 ФЗ N 86-ФЗ). От-
сутствует разграничение
между длящимся и недля-
щимся нарушением
10 
Приведение 
в исполне-
ние поста-
новления о
назначении
наказания,
примененной
меры над-
зорного
воздействия
Уполномоченными  орга-
нами. Руководствуются
правилами ГПК РФ, Фе-
деральным законом "Об
исполнительном произ-
водстве"
Самостоятельно  кредитной
организацией
11 
Давностный 
срок для
погашения
наказания,
применения
меры воз-
действия
Лицо, которому  назна-
чено административное
наказание за соверше-
ние административного
правонарушения, счита-
ется подвергнутым дан-
ному наказанию в тече-
ние одного года со дня
окончания исполнения
постановления о назна-
чении наказания (ст.
4.6 КоАП РФ)
Давностный срок   отсутс-
твует

Различия в наложении административного наказания и применении меры надзорного воздействия в виде штрафов существуют по всем вышеназванным показателям, основным из которых является цель.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Согласно Закону о Центральном банке в рамках своей надзорной компетенции Банк России имеет право применять предупредительные и принудительные меры воздействия. К принудительным мерам воздействия относятся штрафы.

Цель административного наказания коренным образом отличается от цели надзорного воздействия. Основная цель административного наказания - это предупреждение совершения новых правонарушений. При этом основополагающим для привлечения субъекта к административной ответственности для суда является наличие состава правонарушения. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону. Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, которое может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. По ст. 15.26 субъектами правонарушения являются кредитные организации и (или) их руководители (должностные лица). Субъективная сторона - это вина физического или юридического лица, т.е. субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Объективная сторона состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность. Отсутствие хотя бы одного элемента состава (например, субъективной стороны - вины) правонарушения исключает состав правонарушения. При отсутствии состава правонарушения субъект к административной ответственности не привлекается. Наличие состава определяется в судебном разбирательстве.

Надзорная функция Банка России, напротив, не связывает применение мер воздействия с наличием состава правонарушения. Основанием для применения принудительных мер воздействия, в т.ч. наложения штрафов, является наличие факта нарушения (невыполнения) требований федеральных законов и предписаний Банка России кредитными организациями. К должностному лицу меры воздействия не применяются.

Цель применения мер надзорного воздействия - регулирование деятельности кредитной организации при осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банком России, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Одинаково учитывается финансовое состояние кредитной организации как при назначении административного наказания, так и при применении меры надзорного воздействия в виде штрафа. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается имущественное и финансовое положение юридического лица, причем плохое финансовое состояние может стать обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

При применении меры надзорного воздействия в виде штрафов учитывается возможное отрицательное влияние данной санкции на финансовое состояние кредитной организации (п. 1.17.2 Инструкции N 59). Случаи применения меры надзорного воздействия в виде штрафа перечислены в Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59.

В соответствии с п. 1.13 Инструкции Банка России N 59 принудительные меры воздействия, в т.ч. штраф, применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Следует отметить, что меры надзорного воздействия применяются не в целях наказания, а в целях воздействия на кредитную организацию для достижения определенных положительных результатов в деятельности кредитной организации, защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Особо остановлюсь на давностном сроке для погашения административного наказания. В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом давностного срока после исполнения наказания, который равен одному году. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Кроме того, существование факта давностного срока для погашения административного наказания в случае привлечения кредитной организации к административной ответственности, безусловно, отразится на ее рейтинге. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний.

Давностный срок применения меры надзорного воздействия отсутствует, Федеральный закон "О Центральном банке" не определяет такого понятия.

Законодатель не упразднил действие ст. 75, 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и оставил за Банком России полномочия по применению мер надзорного воздействия, поэтому в зависимости от цели, преследуемой Банком России, за ним остается право выбора: привлечь кредитную организацию к административной ответственности либо применить меры воздействия. Целесообразность выбора в применении мер воздействия либо привлечении к административной ответственности определяется в каждом конкретном случае.