Мудрый Юрист

Специфика освобождения от административной ответственности

Купеева Лиана Черменовна, аспирант кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье раскрывается значение института освобождения от административной ответственности, а также его основополагающие принципы.

Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, освобождение от административной ответственности, признаки.

Specificity of Release from Administrative Liability

L.Ch. Kupeeva

Kupeeva Liana Ch., Postgraduate Student of the Department of Administrative Law and Procedure of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article reveals the value of Institute of exemption from administrative liability, and its fundamental principles.

Key words: administrative offence, administrative liability, exemption from liability, signs.

На современном этапе развития доктрины отечественного административного права, равно как и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, вопросы определения содержания и специфики института освобождения от административной ответственности представляются крайне актуальными.

Несмотря на достаточно обширное количество научных исследований, проведенных в области освобождения от административной ответственности, на наш взгляд, проблема определения сущности института освобождения от административной ответственности является одной из требующих наиболее тщательной теоретической проработки.

В первую очередь, это объясняется тем, что определение самой административной ответственности и оснований ее возникновения не нашли единого толкования в доктрине административного права России.

Во-вторых, предмет исследования института освобождения от административной ответственности вызывает затруднение также и в исследовании специфики института освобождения от административной ответственности, т.к. на сегодняшний день доктрина отечественного административного права не в состоянии привести однозначный ответ на такого рода вопрос. И, наконец, закрепленные в законе на данный момент основания освобождения от административной ответственности, в свою очередь, порождают различного рода обсуждения в научном мире.

Стоит отметить одну из концепций, существующих в доктрине отечественного административного права, раскрывающую содержание рассматриваемого института. Согласно позиции, выдвинутой Н.М. Ждановым, институт освобождения от административной ответственности представляет собой "довольно сложный и неоднородный правовой институт", который "выступает как альтернативная административному наказанию мера воздействия, применяемая судьей, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении при наличии признаков малозначительности или других факторов, характеризующих личность виновного" <1>.

<1> Жданов Н.М., Жданова А.Н. Освобождение от административной ответственности // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 61 - 65.

Кроме того, правовую категорию освобождения от административной ответственности раскрывают в науке административного права России и как "сложный комплексный правовой институт, в основу которого должен быть положен принцип гуманизации ответственности" <2>. В рамках данной концепции также указывается, что рассматриваемый правовой институт "способен стать инструментом для претворения в жизнь принципа индивидуализации в правовом механизме, характеризовать специальный подход государства к различным жизненным обстоятельствам, которые могут возникнуть в момент совершения административного деликта" <3>.

<2> Супонина Е.А., Долгих И.П. Институт освобождения от административной ответственности: теоретические и законодательные проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2016. N 2.
<3> Супонина Е.А., Долгих И.П. Указ. соч. С. 65.

Таким образом, в приведенных выше теориях при рассмотрении категории освобождения от административной ответственности указанные ученые соотносят исследуемый нами правовой институт с "общими" принципами права, а именно индивидуализации ответственности и гуманизма.

Представляется возможным дать следующее определение института освобождения от административной ответственности: это комплексный административно-правовой институт, действующий в контексте альтернативы применения по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания по ряду законодательно закрепленных оснований, а также функционирующий под эгидой общеправовых принципов, таких как принцип индивидуализации ответственности, гуманизма, справедливости и ряда "специальных" принципов, находящих отражение непосредственно в рамках института освобождения от административной ответственности.

Исходя из предложенного нами определения, представляется обоснованным выделить следующие характерные черты института освобождения от административной ответственности:

  1. существование определенных оснований освобождения от административной ответственности, закрепленных в законе. Одним из таковых является малозначительность совершенного административного правонарушения, причем именно указанное основание является предметом наибольшего количества дискуссий в науке административного права России;
  2. в рамках освобождения от административной ответственности обязательным признаком является наличие определенного субъекта, а именно лица, совершившего административное правонарушение;
  3. институт административной ответственности также характеризуется рядом принципов, функционирующих в сфере освобождения от рассматриваемого вида юридической ответственности, причем как общеправовых, так и "специальных".

Далее необходимо более подробно рассмотреть категорию административной ответственности; здесь же следует отметить, что административная ответственность по природе своей является видом ответственности юридической, что неоднократно отмечалось в ряде трудов виднейших ученых-административистов, таких как Н.А. Стручков, С.Н. Братусь, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, С.С. Алексеев, В.М. Манохин, П.П. Серков и др.

Как было отмечено ранее, вопрос определения административной ответственности на данный момент не находит единого толкования в доктрине отечественного административного права. Таким образом, представляется обоснованным приведение некоторых концепций, определяющих указанную категорию и ее специфику.

Так, например, И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшин представили "административную ответственность" следующим образом: как "государственное принуждение к исполнению требований права, содержащее осуждение деяний правонарушителя государством и обществом" <4>. В.М. Манохин, в свою очередь, определяет указанную категорию как тождественную институту государственного принуждения <5>.

<4> Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Сущность юридической ответственности в советском обществе. М., 1974. С. 32.
<5> Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1998. С. 167.

Однако рассматривать институт административной ответственности исключительно с точки зрения государственного принуждения недостаточно корректно, т.к. такой институт административного права может быть охарактеризован посредством использования и других черт, определяющих его специфику. Здесь следует привести концепцию, выдвинутую П.П. Серковым, согласно которой "административная ответственность есть комплексный правовой механизм реагирования государства на проявление административной противоправности, содержащий материально-правовые основания и процессуальный порядок производства по делам об административных правонарушениях" <6>.

<6> Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 13.

Приведенное определение наиболее исчерпывающе характеризует категорию административной ответственности. Кроме того, в указанном труде П.П. Серков также определил и основания возникновения административной ответственности, что представляется не менее актуальным вопросом в рамках исследования такого административно-правового института. В соответствии с позицией П.П. Серкова, "основания административной ответственности составляют дифференцированная административная противоправность, состав административного правонарушения, административное наказание (материально-правовой аспект) и процессуальная форма" <7>.

<7> Там же.

Таким образом, административная ответственность представляется комплексной правовой категорией, отражающей реакцию государства на совершение лицами административных правонарушений, а также характеризующейся наличием материально-правовых оснований возникновения и специального порядка производства по делам об административных правонарушениях.

Следует отметить, что такого рода принципы, как принцип гуманности, справедливости, индивидуализации юридической ответственности, будут являться "общими" принципами освобождения лица от юридической ответственности, безусловно, присущими и институту освобождения от административной ответственности, однако не единственными корреспондирующими с рассматриваемым правовым институтом.

К числу иных представляется возможным отнесение нескольких принципов права. В контексте данного вопроса также присутствует дискуссия в доктрине отечественного административного права, однако, на наш взгляд, наиболее полный перечень принципов освобождения от административной ответственности приводит С.Н. Братановский. В своем труде указанный ученый-административист высказал следующую позицию в отношении принципов освобождения от административной ответственности: "Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности" <8>.

<8> Братановский С.Н. Административное право: Общая часть: Учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. С. 98.

Таким образом, в рамках института освобождения от административной ответственности функционируют различного рода принципы права, как общеправовые, так и специальные. Здесь же следует указать, что с исследуемым институтом административного права России корреспондируют следующие принципы: справедливости, гуманизма, индивидуализации юридической ответственности, демократизма и экономии средств государственного принуждения.

Вышеупомянутый принцип демократизма следует рассматривать как общеправовой принцип нормотворчества, в то время как принцип экономии средств государственного принуждения следует отнести непосредственно к "специальным" принципам, демонстрирующим специфику института освобождения от административной ответственности.

Соответственно, представляется обоснованным привести более подробный анализ некоторых принципов права, а именно принципа демократизма и экономии средств государственного принуждения.

Исследованием такого принципа правотворчества, как принцип демократизма, занимались многие ученые-правоведы, среди них Н.И. Загородников, В.И. Зажицкий, А.С. Мордовец, С.Е. Фролов и др. Также в своих трудах они выделяли ряд специфических черт принципа демократизма, характеризующих его сущность.

Так, Ю.Е. Сысоев в своем исследовании отмечал, что "принцип демократизма, являясь системообразующим принципом нормотворчества, с одной стороны, предполагает конструктивное сотрудничество государственных структур и гражданского общества", "...а с другой, требует, чтобы нормотворческая деятельность государственных органов опиралась на широкую базу социального ожидания, согласия и поддержки принимаемых решений" <9>.

<9> Сысоев Ю.Е. Системообразующие принципы нормотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 12.

Таким образом, согласно предложенной теории, принцип демократизма можно охарактеризовать с помощью таких категорий, как "системообразующий принцип права" и "взаимодействие общества и государства", которые, в свою очередь, демонстрируют содержание рассматриваемого в настоящей части исследования принципа.

Далее, на наш взгляд, следует детально рассмотреть более специализированный принцип, также функционирующий в области освобождения от административной ответственности, а именно - экономии средств государственного принуждения.

Содержание рассматриваемого "специального" принципа заключается в наиболее рациональном использовании государственных ресурсов обеспечения назначаемых наказаний по отношению к лицу, совершившему правонарушение, т.е. в случае представления возможным применения санкции, требующей меньших обеспечительных средств принуждения, данный принцип предусматривает выбор именно такого рода наказания.

Таким образом, подводя итоги настоящей статьи, следует отметить следующие ключевые аспекты, которыми следует руководствоваться при определении сущности института освобождения от административной ответственности.

  1. Исходя из того что административная ответственность по своей природе является разновидностью юридической ответственности, следует учитывать, что институт освобождения от административной ответственности, в свою очередь, содержит ряд характерных для института освобождения от юридической ответственности черт. Так, например, институт освобождения от административной ответственности функционирует на началах справедливости, гуманизма, демократизма, индивидуализации юридической ответственности.
  2. Институту освобождения от административной ответственности, действующему на вышеуказанных общих началах, характерных для института освобождения от юридической ответственности в целом, также присущи специальные принципы, находящие отражение в рамках исследуемого института, как, например, принцип экономии средств государственного принуждения.
  3. Исследуемому нами правовому институту представляется возможным дать следующее определение: это комплексный административно-правовой институт, действующий в контексте альтернативы применения по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания по ряду законодательно закрепленных оснований, а также функционирующий под эгидой общеправовых принципов, таких как принцип индивидуализации ответственности, гуманизма, справедливости и демократизма, а также некоторых "специальных" принципов права, как принцип экономии средств государственного принуждения.
  4. Рассматриваемый в настоящем исследовании административно-правовой институт наделен рядом характерных черт, определяющих его содержание и специфику, к коим относятся:
  5. наличие закрытого, закрепленного в законе перечня оснований освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности;
  6. наличие определенного субъекта, а именно лица, совершившего административное правонарушение, подлежащего освобождению от административной ответственности;
  7. реализация ряда общеправовых и специальных принципов права в рамках функционирования института освобождения от административной ответственности, к которым относятся: принцип справедливости, гуманизма, демократизма, индивидуализации ответственности и принцип экономии средств государственного принуждения.

Литература

  1. Братановский С.Н. Административное право: Общая часть: Учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.
  2. Жданов Н.М., Жданова А.Н. Освобождение от административной ответственности // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 61 - 65.
  3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1998.
  4. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Сущность юридической ответственности в советском обществе. М., 1974.
  5. Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 13.
  6. Супонина Е.А., Долгих И.П. Институт освобождения от административной ответственности: теоретические и законодательные проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2016. N 2.
  7. Сысоев Ю.Е. Системообразующие принципы нормотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.