Мудрый Юрист

Ротация гражданских служащих

Ковтков Дмитрий Иванович, советник отдела Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, кандидат юридических наук.

Ротация - одна из форм профессионального развития государственных гражданских служащих, однако в законодательстве она рассматривается в первую очередь как механизм борьбы с коррупцией. В связи с этим Д.И. Ковтков раскрывает ротацию в первую очередь как эффективную кадровую технологию, направленную на профессиональное развитие государственных гражданских служащих и способствующую повышению уровня государственного управления.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, гражданский служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственные органы, ротация государственных гражданских служащих, ротация дипломатических работников.

Ротация (от лат. rotatio - круг, движение по кругу, круговое движение <1>) - одна из форм профессионального развития государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), которая представляет собой процесс перевода гражданского служащего с одной должности на другую по горизонтали либо по вертикали в порядке осуществления регулярной сменяемости кадров с целью их оптимального использования, повышения квалификации и карьерного роста гражданского служащего.

<1> Сухарев А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С. 601.

Ротация - важная составляющая механизма управления коллективом и карьерой гражданских служащих, а в современных условиях еще и необходимая часть кадровой политики государственного органа, позволяющей раскрыть кадровый потенциал гражданских служащих без значительных материальных затрат, предотвратить развитие конфликтов в коллективе. Кроме того, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию гражданских служащих, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

В зарубежных странах, например в Японии, считается, что ротация государственного служащего - это гарантия его всестороннего развития, успешной карьеры и максимальной пользы для организации. Государственный служащий Японии меняет место службы, как правило, каждые два-три года, что во многом решает проблему взаимозаменяемости, устраняет напряжение и стрессы, позволяет сохранить высокую мотивацию к службе и в конечном итоге снижает текучесть кадров и повышает их эффективность.

Система ротации государственных служащих Японии является частью системы переподготовки и повышения квалификации, предполагает перемещение служащих по горизонтали и вертикали и охватывает чиновников всех уровней. Подход здесь предельно понятен - государственный служащий поступил на государственную службу и должен принести максимум пользы своему государству.

Как правило, после нескольких (двух-трех) перемещений по горизонтали следует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую службу.

В Китайской Народной Республике ротация государственных служащих осуществляется внутри государственных административных учреждений, а также с привлечением работников других учреждений, предприятий и организаций. Ротация включает переводы на другие должности, перемещения по должности, назначение на замену должностей и "откомандирование для закалки" (направление государственных служащих на определенное время в низовые учреждения, предприятия или практические организации для замещения определенных должностей с сохранением их в штате своих учреждений) <2>.

<2> Зенков М.Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАУ, 2004. С. 66.

Интересно рассмотреть порядок и условия ротации государственных служащих в Республике Казахстан, где ротация закреплена в Законе Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. N 416-V "О государственной службе Республики Казахстан" <3> (далее - Закон о госслужбе Казахстана), согласно которому ротация административных государственных служащих осуществляется в целях обеспечения более эффективного использования профессионального потенциала при прохождении государственной службы (ст. 44).

<3> http://online.zakon.kz/document/?doc_id=36786682#pos=932;-278; http://adilet.zan.kz/rus/search/origins (дата обращения: 29.06.2016)

Под ротацией административных государственных служащих корпуса "А" понимаются их должностные перемещения в рамках карьерного планирования на вакантные или временно вакантные государственные должности корпуса "А" либо между административными государственными служащими корпуса "А".

Под ротацией административных государственных служащих корпуса "Б" понимаются должностные перемещения между административными государственными служащими корпуса "Б", за исключением случаев, предусмотренных законом, определяющим правовые основы, а также порядок организации деятельности дипломатической службы Республики Казахстан.

При ротации административных государственных служащих Республики Казахстан в другую местность они обязательно обеспечиваются служебным жильем без права приватизации.

Ротация, связанная с переездом в другую местность административных государственных служащих, являющихся инвалидами, беременными, одинокими родителями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет, имеющими (являющимися опекунами) детей-инвалидов, в том числе усыновленных (удочеренных), или на иждивении которых находятся престарелые родители, допускается только по согласию данных государственных служащих, если иное не предусмотрено законом, определяющим правовые основы, а также порядок организации деятельности дипломатической службы Республики Казахстан.

Ротация государственных служащих Республики Казахстан также возможна по результатам оценки их деятельности (ст. 33 Законе о госслужбе Казахстана).

Порядок и условия проведения ротации государственных служащих Республики Казахстан закреплены в Правилах и сроках проведения ротации административных государственных служащих, должности административных государственных служащих, подлежащие ротации, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 г. N 152 (далее - Правила ротации Казахстана), согласно которым ротация государственного служащего в Республике Казахстан осуществляется лицом, имеющим право назначения на должность и освобождения от должности государственного служащего соответствующего государственного органа (уполномоченное лицо).

Правила ротации Казахстана закрепляют, что ротация проводится в целях:

Правила ротации Казахстана отдельно закрепляют порядок ротации административных государственных служащих корпуса "А" и корпуса "Б".

Правила ротации Казахстана устанавливают три схемы ротации государственных служащих корпуса "А" (п. 10):

Ротация государственных служащих корпуса "А", как правило, проводится в соответствии с планом на основании рекомендаций Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан, однако возможна и внеплановая ротация.

Ротация служащих корпуса "Б" проводится при условии пребывания на последней занимаемой должности не менее трех лет и в соответствии с Планом ротации административных служащих корпуса "Б", составляемым службой управления персоналом или единой службой управления персоналом. При этом государственный служащий корпуса "Б" вправе отказаться от ротации, в связи с чем по решению уполномоченного лица срок его пребывания на последней должности может быть продлен еще на три года, по истечении которых он подлежит обязательной ротации.

В СССР ротация кадров в партийном и государственном аппарате использовалась достаточно активно и, следует отметить, достаточно успешно. В жесткой системе административно-управленческих организационных структур процесс ротации кадров рассматривался как метод целенаправленного формально-номенклатурного прохождения ключевых должностей специалистами различных уровней для ускорения их служебно-профессионального роста. Особенно часто ротация применялась по отношению к руководителям комсомольских органов, заместителям руководителей государственных органов и другим перспективным работникам. Ротация первых лиц рассматривалась как средство от застоя, от их "почивания на лаврах": новый объект управления требовал раскрытия неиспользованных резервов, потенциала руководителя <4>.

<4> Международный опыт ротации кадров на государственной службе // http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=633 (дата обращения: 01.04.2016).

В Российской Федерации общие положения о ротации в отношении всех государственных служащих закреплены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <5>, в отношении гражданских служащих - в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6> и в отношении гражданских служащих системы Министерства иностранных дел РФ (далее - гражданские служащие МИД России) - в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" <7>.

<5> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2863.
<6> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<7> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

Таким образом, на гражданской службе в России существуют две системы ротации гражданских служащих: общая - для всех гражданских служащих, действующая в соответствии с положениями Закона N 79-ФЗ и специальная - для гражданских служащих МИД России.

Анализ положений Закона о службе в МИДе России, регулирующих ротацию гражданских служащих МИД России (ст. 8), показывает, что:

Ротации дипломатических работников осуществляется в соответствии с Положением о порядке ротации дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МИДа России от 14 мая 2013 г. N 7016 <8>. Согласно данному Положению ротация осуществляется в целях повышения эффективности дипломатической службы при решении внешнеполитических задач Российской Федерации, создания условий для профессионального и служебного роста дипломатических работников (п. 2). Как не сложно заметить, целями ротации дипломатических работников являются, во-первых, повышение эффективности дипломатической службы и, во-вторых, создание условий для профессионального и служебного роста дипломатических работников.

<8> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 38.

Дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение в порядке ротации, если отсутствуют уважительные причины, препятствующие этому (п. 7 Положения).

Уважительными причинами для отказа от направления на работу в загранучреждение в порядке ротации являются:

В порядке ротации дипломатический работник направляется на работу в загранучреждение на срок до трех лет с возможным продлением этого срока с его согласия на период, в общей сложности не превышающий пять лет.

По окончании работы в загранучреждении дипломатическому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии, с его согласия, - другая должность федеральной государственной гражданской службы.

Ротация гражданских служащих иных государственных органов осуществляется в соответствии с Законом N 79-ФЗ.

В качестве целей ротации Закон N 79-ФЗ (ч. 1 ст. 60.1) определяет повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции <9> путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

<9> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2.

Определение ротации закреплено в пункте 2.2 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 3.0), утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ <10> (далее - Методические рекомендации по ротации), определяющих ротацию как предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации гражданских служащих в порядке, установленном положениями статьи 60.1 Закона N 79-ФЗ, назначение гражданского служащего на иные должности гражданской службы, включенные в перечень должностей гражданской службы, по которым предусмотрена ротация, в том же или другом государственном органе.

<10> СПС "КонсультантПлюс".

Анализ положений Закона N 79-ФЗ о ротации и подзаконных актов, регулирующих ротацию, приводит к выводу, что ротация законом рассматривается исключительно как способ борьбы с коррупцией.

Использование ротации как способа механического перемещения гражданских служащих, направленного на предотвращение негативных явлений на гражданской службе, в частности коррупции, не только искажает ее основную цель (повышение профессионального уровня гражданских служащих и совершенствование методики управления персоналом), но и может привести к прямо противоположным результатам, например к текучести кадров, к интегрированию негативных явлений в новые коллективы и, соответственно, к существенному снижению авторитета руководства государственного органа. Именно поэтому ротация гражданских служащих должна быть в первую очередь направлена на повышение их профессионального уровня и уже через него на профилактику и искоренение негативных явлений и тенденций на гражданской службе в целом и в коллективе в частности.

Согласно части 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ ротация гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, при этом план проведения ротации гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа, а план проведения ротации гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром <11> (ч. 3 ст. 60.1).

<11> См.: Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20 мая 2015 г. N 614 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.06.2015; Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 29 июля 2013 г. N 385 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. 2013. N 183.

В свою очередь, часть 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ закрепляет, что ротация гражданских служащих может проводиться в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, - по утверждаемым ими перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти (ч. 2.2 ст. 60.1).

Горизонтальная ротация осуществляется в соответствии с частью 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, которая закрепляет, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Таким образом, Закон N 79-ФЗ предусматривает проведение как вертикальной, так и горизонтальной ротации.

С учетом вышесказанного, по нашему мнению, ротация - это перевод как по горизонтали, так и по вертикали гражданского служащего с его согласия либо без такового в порядке, установленном законом, на иную государственную должность в том же либо ином государственном органе в целях приобретения новых знаний, навыков и опыта либо совершенствования уже имеющихся, применения на новом месте имеющихся у него знаний, навыков и опыта с целью внедрения новых способов управления и работы, а также в целях профессионального развития гражданского служащего.

В мировой практике выделяют ротацию государственных служащих, проводимую с согласия государственных служащих и без такового, поскольку, раз гражданин добровольно поступил на государственную службу, он должен принести максимум пользы своему государству.

В Российской Федерации законодатель пошел по второму пути, что следует из положений части 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, согласно которой гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации только в двух случаях:

Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены места прохождения гражданской службы. В связи с этим не рекомендуется проводить ротацию гражданского служащего, предусматривающую назначение на должность гражданской службы в иное подразделение того же территориального органа федерального органа исполнительной власти, в котором он ранее замещал должность гражданской службы (п. 2.4 Методических рекомендаций по ротации).

Такой подход позволяет говорить о том, что ротация в Методических рекомендациях по ротации рассматривается не только как метод борьбы с коррупцией, но и как один из способов профессионального обучения и развития гражданских служащих, поскольку проведение ротации гражданских служащих с изменением места работы и функциональных обязанностей позволяет наиболее полно использовать способности и навыки гражданских служащих, устраняет чувство несправедливости, вызываемое тем, что одни должны выполнять более трудную работу, другие - более легкую или интересную.

В связи с этим можно согласиться с мнением Л.А. Ломакиной <12>, согласно которому правильно проведенная ротация приводит к тому, что:

<12> Ломакина Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 43 - 50.

Ротация представляет собой горизонтальное либо вертикальное внутриведомственное и межведомственное перемещение гражданских служащих на иную государственную должность гражданской службы, направленное на смену профессиональных обязанностей, с целью освоения ими новых профессиональных компетенций, различных функций, специфики и технологии принятия решений, в том числе управленческих. В процессе перемещения по горизонтали гражданские служащие приобретают знания широкого профиля, что создает базовую основу для развития управленческого потенциала и должностного карьерного роста, т.е. дальнейшей ротации по вертикали.

Под горизонтальной ротацией принято понимать переход гражданского служащего в другое подразделение, как правило, с изменением направления деятельности; вертикальная ротация - это повышение по службе в рамках одного вида деятельности, вследствие чего освобождается рабочее место перемещаемого гражданского служащего.

Горизонтальную ротацию принято делить на <13>:

<13> Андриченко Л.В., Беляева О.А., Васильев В.И. и др. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой; ред. коллегия: Л.В. Андриченко, Е.И. Спектор, А.М. Цирин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014.

В свою очередь, под вертикальной ротацией понимается назначение на вышестоящую должность, в том числе в вышестоящий государственный орган, либо назначение на нижестоящую должность либо в нижестоящий государственный орган.

После нескольких перемещений по горизонтали (обычно от двух до четырех) должна следовать ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более ответственную и высокооплачиваемую позицию, в том числе в рамках межведомственной ротации.

Необходимость межведомственного перемещения гражданских служащих в процессе прохождения гражданской службы обусловлена тем, что с момента принятия гражданина на гражданскую службу и до его увольнения необходимо осуществлять планомерную горизонтальную и вертикальную ротацию гражданского служащего по системе должностей, поскольку гражданский служащий должен видеть не только свои близкие и далекие перспективы, но и условия достижения этих перспектив.

Вместе с этим при первой либо очередной как горизонтальной, так и вертикальной ротации необходимо руководствоваться основными факторами, определяющими оптимальный срок пребывания человека в одной должности:

<14> http://www.mevriz.ru/articles/2003/2/1104.html (дата обращения: 01.04.2016).

Ротация гражданских служащих повышает их мотивацию, поскольку они не засиживаются на одном месте, способствует обмену положительным опытом, а также подготовке гражданских служащих к назначению на вышестоящие должности, поскольку они приобретают разносторонний профессиональный и жизненный опыт. Кроме того, добросовестное, профессиональное исполнение гражданским служащим своих обязанностей в каждой должности, на которую он назначается в порядке ротации, закрепляет за ним репутацию прекрасного, инициативного служащего и порядочного человека, что является несомненным плюсом для дальнейшего профессионального роста.

Продуманная программа ротации <15> гражданских служащих позволяет:

<15> Дебро Ж. Обучение и развитие персонала. Ротация персонала // Справочник по управлению персоналом. 2009; http://hr-portal.ru/article/rotaciya-kadrov-kak-element-upravleniya-delovoy-kareroy-personala (дата обращения: 01.04.2016).

Осуществляя ротацию гражданских служащих, не надо забывать и о необходимости решения социально-бытовых и экономических вопросов ротируемых гражданских служащих и членов их семей, которые несомненно имеются, а значит, требуют решения.

В целях решения указанных вопросов Закон N 79-ФЗ закрепляет гарантии возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации (подп. 9.1 ч. 1 ст. 52) <16>, а также жилищного обеспечения ротируемых (подп. 9.2 ч. 1 ст. 52) <17>.

<16> См.: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2007 г. N 514 "О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган" // СЗ РФ. 2007. N 34. Ст. 4248.
<17> См.: Постановление Правительства РФ от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения" // СЗ РФ. 2012. N 45. Ст. 6241.

Однако в Законе N 79-ФЗ до сих пор не решены вопросы трудоустройства членов семьи гражданского служащего на работу по новому месту его службы либо выплаты им соответствующей компенсации в случае невозможности трудоустройства, а также вопросы приема детей гражданского служащего в детские сады и учебные заведения.

По нашему мнению, при изменении гражданским служащим места гражданской службы в порядке ротации члены его семей, обучающиеся в государственных образовательных организациях, должны иметь право переводиться (приниматься) в образовательные организации, ближайшие к новому месту службы или месту жительства. Детям такого гражданского служащего места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях по месту их жительства должны предоставляются в первоочередном порядке.

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что в Законе N 79-ФЗ до сих пор не содержится четкое определение понятия "ротация", ее целей, задач, видов и форм, сроков и условий проведения ротации, в связи с чем их необходимо закрепить в законе.

Необходимо продолжать совершенствовать законодательство в части проведения ротации гражданских служащих, использовать ее чаще и шире, что несомненно будет способствовать не только их профессиональному развитию, но и в первую очередь окажет положительное влияние на саму систему государственного управления и гражданской службы в частности.

Библиография

Андриченко Л.В., Беляева О.А., Васильев В.И. и др. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой; ред. коллегия: Л.В. Андриченко, Е.И. Спектор, А.М. Цирин). М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014.

Дебро Ж. Обучение и развитие персонала. Ротация персонала // Справочник по управлению персоналом. 2009.

Зенков М.Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАУ, 2004.

Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2.

Ломакина Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. N 4.

Сухарев А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1997.