Мудрый Юрист

Системное развитие горного права России - основа успешных ответов на вызовы времени 1

<1> Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант N 14-18-02345).

Крюков Валерий Анатольевич, заместитель директора по научной работе Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (г. Новосибирск), доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, профессор.

В статье рассматриваются проблемы развития горного права России в контексте направлений развития минерально-сырьевого сектора страны. По мнению автора, к числу важнейших особенностей развития минерально-сырьевого сектора относится его более чем значительная роль в решении экономических и социальных проблем - как на уровне страны, так и отдельных "сырьевых территорий", а также значительное изменение состава и характеристик осваиваемых источников полезных ископаемых. Без отражения данных особенностей в горном праве в целом, а также в процедурах регулирования отношений недропользования в частности ответить на данные вызовы времени весьма затруднительно.

Ключевые слова: минерально-сырьевой сектор, горное право, отношения недропользования, ресурсная база, социально-экономическое развитие.

System Development of the Russian Mining Law - Basis of Successful Responses to Challenges

V.A. Kryukov

Kryukov Valery A., Deputy Director for Science of the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk), Doctor of Economics, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Professor.

The article discusses development issues of the Russian mining law in the context of development trends of the country's natural resources sector. According to the author, one of the most important features of the development of the natural resources sector is its highly significant role in addressing economic and social issues - both at country level and in a particular raw material producing territory, as well as significant changes in composition and characteristics of raw material sources under development. It is extremely difficult to respond to challenges without reflection of such characteristics in the mining law in general, and in the regulatory procedures for subsoil use relations in particular.

Key words: natural resources sector, mining law, subsoil use relations, resource base, social and economic development.

Россия стоит перед серьезными вызовами. Эти вызовы связаны, как мы показали в предыдущей статье <2>, как с внешними факторами и обстоятельствами, так и с внутренними. В числе важнейших задач развития экономики страны - ясное представление о том, за счет каких источников будет поддерживаться добыча полезных ископаемых. Колоссальная роль в решении данных задач принадлежит горному праву. Причем в современных условиях важно не только обеспечить условия добычи необходимых минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, а также получение налогов, но и сформировать мощный импульс развития машиностроения и высокотехнологичного сервисного сектора и в России в целом, и на территории отдельных субъектов Федерации.

<2> См.: Крюков В.А. Недропользование в меняющемся мире // Экологическое право. 2016. N 2.

К сожалению, решение кардинальных проблем социально-экономического развития большинства субъектов Российской Федерации в предыдущие годы реализуется в рамках патерналистского подхода. Это означает ориентацию на выделение финансовых ресурсов из федерального бюджета, разработку комплекса мер и шагов стимулирующего характера (в значительном числе случаев в форме льгот и преференций на основе поправок в действующее законодательство, как общее, так и специализированное - горное, экологическое, земельное и т.д.).

Вместе с тем важно найти сферу приложения энергии и усилий "сырьевых" субъектов Российской Федерации, которая отвечала бы и интересам страны, и направлениям развития экономики и социальной сферы данных территорий. Разнообразие условий развития и экономики, и минерально-сырьевого сектора предполагает не столько ориентацию на увеличение числа специализированных поправок в действующее законодательство, сколько привнесение в него определенной гибкости, которая позволяла бы на местах учитывать региональные особенности развития минерально-сырьевого сектора. Поиск, разведка и добыча полезных ископаемых в современной экономике во все большей степени относятся к высокотехнологичным и наукоемким видам деятельности.

При этом данная деятельность предъявляет повышенный спрос на новые знания и навыки не только непосредственно на стадиях поиска, разведки и разработки полезных ископаемых, но и на стадии создания технологических систем и производства горного оборудования. "Сырьевые территории" - как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов (субъектов Федерации) - при определении целесообразности реализации проектов в сфере поисков, разведки и добычи полезных ископаемых во все большей степени стремятся не только к достижению определенных прямых эффектов от деятельности горнорудных компаний и предприятий (прежде всего в форме создания рабочих мест и определенного уровня налоговых поступлений), но и к получению широкого комплекса косвенных эффектов (таких как развитие смежных отраслей, развитие науки и образования, решение проблем развития инфраструктуры). К числу основных причин относятся два обстоятельства:

В современных условиях нередко складывается ситуация, при которой уровень добычи или деловой активности в рамках и границах сырьевой территории (страны или субъекта Федерации) в малой степени корреспондирует с динамикой упомянутых выше прямых экономических эффектов. Преодоление данной ситуации связано в том числе с отражением в горном праве отношений, связанных не только с правом пользования недрами, но и с получением соответствующих эффектов при реализации возможностей их освоения.

Это означает, что отношения недропользования должны быть дополнены, например, соответствующим разделом (или "блоком"). В работе, к примеру, отмечается, что "отношения недропользования, правовое регулирование которых в Российской Федерации осуществляется преимущественно на федеральном уровне, в целом можно (весьма условно) разделить на пять обособленных блоков:

<3> Горное право (обзорный курс лекций) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Олита, 2005. С. 5.

Как следует из вышеприведенного, сфера отношений недропользования в представленном случае связана исключительно с процессами предоставления участка недр и собственно его "целевого" использования. В этой связи нельзя не упомянуть оценку состоянию горного права России, данную почти 20 лет назад и сохранившую в обсуждаемом контексте свою актуальность. "Как показывает современная зарубежная практика, спектр нормативного регулирования недропользования гораздо шире и охватывает направления, которые в отечественном праве разработаны весьма скудно" <4>. В числе прочих вопросов, которые до настоящего времени не затрагивает отечественное горное право (включая отношения недропользования), - обеспечение более тесной связи процесса пользования участками недр, содержащих полезные ископаемые, с развитием экономики и социальной сферы так называемых сырьевых территорий, а также формированием условий ее развития по инновационно-ориентированному пути. Как показывает, например, анализ развития минерально-сырьевого сектора Норвегии и Канады (провинции Альберта, в частности), формирование современного высокотехнологичного "облика" минерально-сырьевого сектора в данных странах во многом шло и идет при активном влиянии на эти процессы горного права <5>.

<4> Российское горное законодательство (документы и комментарии) / АЕН РФ, Независимый юридический центр "Рес-Лекс", Госкомпания "Росуголь". М.: Недра, 1996. С. 16.
<5> См.: Technology outlook 2020 // DNV Research. URL: www.dnv.com/foresight; Canadian Economic Impacts of New and Existing Oil Sands Development in Alberta (2014 - 2038) // Briefing Paper / November 2014. Canadian Energy Research Institute. URL: www.ceri.ca.

Непременная предпосылка развития данного направления - наличие в праве правил и процедур делегирования части полномочий и функций по управлению, распоряжению, регулированию и получению части дохода от добычи полезных ископаемых региональному и муниципальному уровням. Нецелесообразно (и с экономической, и с управленческой точек зрения) ограничивать права регионов в отмеченной выше области только "общераспространенными полезными ископаемыми". Как мы показали в предыдущей статье, концентрация всех полномочий (от предоставления и до прекращения права пользования недрами) на федеральном уровне становится весьма сложной управленческой задачей при значительном увеличении числа участков недр (во многом, например, в силу изменения состава и структуры геологических объектов).

Феномен "сланцевой революции" в США, как показывает его более детальный анализ, является следствием лавинообразного нарастания активности малых, средних и многочисленных сервисных инновационно-ориентированных компаний. Данное лавинообразное нарастание стало возможно во многом благодаря наличию правил и процедур, отраженных в горном праве отдельных штатов и учитывающих нарастающее многообразие ресурсной базы. Роль права, приближенного к локальным условиям реализации проектов и обеспечивающего развитие минерально-сырьевого сектора по инновационному пути, в современных условиях трудно переоценить.

Вместе с тем реализуемый в настоящее время в России подход к освоению природных ресурсов, начиная с земельных ресурсов и заканчивая так называемыми стратегическими видами полезных ископаемых, характеризуется высокой степенью концентрации полномочий по решению всех вопросов на федеральном уровне. Это означает анализ, оценку и принятие всех ключевых решений по вопросам освоения и использования природных ресурсов "за пределами" субъекта Российской Федерации. В подобной ситуации обеспечить отдачу от освоения ресурсов исключительно с учетом в том числе особенностей решения социально-экономических задач отдельных регионов, а также достичь высокой степени взаимосвязи развития минерально-сырьевого сектора с развитием других секторов и сегментов экономики и страны и ее отдельных территорий представляет очень сложную задачу.

В то же время все основные налоги и платежи рентного характера аккумулируются в настоящее время в федеральном бюджете (в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" <6> в его первоначальной редакции от 1992 г. платежи рентного характера распределялись в определенной пропорции между Федерацией, субъектом Федерации и муниципалитетами). Конституционное положение о совместном ведении в вопросах управления недрами (ст. 72 Конституции России <7>) практически не работает.

<6> См.: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
<7> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек. N 237.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы при развитии горного права возвращаться назад в XIX в.: "...наш горный Устав в его позднейшем издании (т.е. издании 1893 г.) имел 1 285 статей, а в издании 1857 года он имел 2 653 статьи, да еще дополнялся специальным уставом о соли из 886 статей и, следовательно, состоял в сущности из 3 539 статей!.. Во-первых, в Устав введены многие положения из других отраслей права... а во-вторых... наш горный Устав является, так сказать, сборником нескольких уставов" <8>.

<8> Струкгов В.Г. Курс горного права. СПб.: Типография Скороходова, 1907. С. 95 - 96.

Вопрос соотнесения горного права с другими разделами права заслуживает отдельного внимательного анализа и рассмотрения. Автору тем не менее представляется, что те конструкции, которые были положены в основу действующего горного права (с многочисленными поправками и последующими дополнениями), которые действуют в настоящее время, с одной стороны, являются реакцией на текущие проблемы в сфере регулирования горных отношений, а с другой - не в полной мере отражают особенности функционирования и МСС и экономики России.

В частности, перенесение центра "тяжести" аккумулирования налогов рентного характера на федеральный уровень явилось в значительной степени реакцией на отсутствие эффективных процедур и механизмов преодоления растущей межрегиональной дифференциации в уровнях доходов и жизни населения "сырьевых" и остальных территорий, а также проявления "регионального эгоизма" в вопросах управления природно-ресурсным потенциалом, которые имели место в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

Действующее горное законодательство тем не менее содержит возможности формирования сбалансированного подхода к учету интересов Федерации и субъектов в ее составе в вопросах регулирования горных отношений. Нельзя не согласиться с точкой зрения относительно того, что, "...основываясь на норме ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О недрах", а также нормах Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 2, 124, 125), Российской Федерацией либо субъектом РФ может быть заключен с недропользователем договор гражданско-правового характера, предметом которого будут являться договорные обязательства сторон по условиям пользования недрами, формы их обеспечения и договорные санкции" <9>. В число условий пользования недрами, регулируемых на основе договоров гражданско-правового характера, могут быть включены такие обязательства, как использование (развитие) регионального научного, производственно-технического и образовательного потенциалов. Разработка подобных договоров и процедур их реализации имеет в России уже почти двадцатилетнюю историю. Однако данные договоры, как правило, ограничиваются решением текущих социально-экономических задач и никак не связаны с формированием и созданием условий и предпосылок развития экономики и социальной сферы в средне- и тем более долгосрочной перспективе.

<9> Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах". М.: Олита, 2004. С. 180.

Необходимость разработки и реализации подобных договоров в контексте решения именно задач развития экономики и социальной сферы определяется такими новыми обстоятельствами, как:

а) изменение степени сложности ресурсной базы - как в нефтегазовом секторе, так и в других природо-эксплуатирующих секторах, которая настоятельно требует соучастия территорий в подготовке и принятии соответствующих решений;

б) необходимость формирования сопричастного, заинтересованного участия субъектов Федерации - особенно "сырьевых территорий" - в расширении экономической основы своего развития;

в) важность формирования новых связей в экономике страны, основанных не только на общегосударственных приоритетах, но также и на горизонтальных межрегиональных связях.

Базовые условия функционирования российской экономики как "единого народнохозяйственного комплекса" - единые железнодорожная, трубопроводная и энергосетевая инфраструктуры, которые являлись не только системообразующими элементами в экономике страны, но и предпосылками ее экономической целостности, во все меньшей степени являются условиями и факторами успешного развития экономики и устойчивого роста в будущем (по причине и физического износа, и главным образом - морального). Децентрализованные и горизонтальные связи, а также системы производственно-технических и экономических связей становятся важным элементом современной экономики.

Соответственно, сформированные в рамках реорганизации важнейших "межотраслевых комплексов" крупные вертикально-интегрированные компании (по принципу последовательной, или попередельной, иначе - вертикальной, интеграции индустриального, т.е. продуктового, типа, а не по принципу интеграции экономических активов) не являются больше (и чем дальше, тем еще более) основой решения задач повышения социально-экономической отдачи от тех потенциальных природо-ресурсных активов, которыми располагает страна, включая ее регионы.

В мировой экономике основными игроками все больше становятся компании, сформированные по сетевому принципу и ориентированные на инновации и учет многообразия условий и особенностей ведения бизнеса. Противопоставить тенденции роста издержек можно не только конкуренцию и создание альтернативных возможностей транспортировки товаров и предоставления услуг, но также формирование эффективных процедур регулирования деятельности крупных компаний и "естественных" монополий. Эта задача не может быть решена без расширения роли и функций территорий в вопросах управления и регулирования использования минерально-ресурсного потенциала и имеющегося производственно-технологического аппарата. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предполагает наличие такой правовой среды и таких условий функционирования компаний минерально-сырьевого сектора, которые стимулировали бы принятие эффективных решений и, как важнейшее следствие, более низкие темпы роста издержек.

Создание подобной правовой среды в сфере недропользования предполагает наличие:

В числе общих обязательных условий является переход к налогообложению финансовых результатов деятельности недропользователей и принятие в качестве объекта регулирования месторождения взамен бизнес-единицы (предприятия). При этом приоритетом должен быть не только рост эффективности минерально-сырьевого комплекса, но и ориентация на создание добавленной стоимости на территории региона и, в более общем случае, "встроенность" проектов освоения минерально-сырьевых ресурсов в экономику и социальную сферу как страны, так и отдельных ее территорий.

Основным законодательным актом после Конституции России для субъектов Российской Федерации должен стать обновленный Закон Российской Федерации "О недрах" (который уже несет на себе очень многие черты кодификации). Потенциал минерально-сырьевого сектора России - прежде всего на территории Сибири и в ее Арктической зоне - можно реализовать только при использовании самых современных эффективных технологий. Уровень технологий позволяет не только обеспечить при освоении источников сырья в высоких широтах приемлемые экономические показатели, но и минимизировать воздействие на легко ранимую северную природу.

Спрос на технологии и разработки в минерально-сырьевом секторе имеет не менее важную сторону - позволяет поддерживать и развивать высокотехнологичную промышленность на Востоке страны. Однако в настоящее время имеет место очень низкая востребованность компаниями минерально-сырьевого сектора продукции машиностроения не только предприятий Востока страны, но и России в целом - расходы на продукцию нефтегазового машиностроения, например, на российском рынке в 2014 г. составили 14,5 млрд долл., из которых только 40% пришлось на отечественную продукцию. По отдельным позициям, таким как криогенная техника, доля импортных поставок превышает 80 - 90% <10>.

<10> См.: Кононенко С. Минпромторг предлагает существенно увеличить долю российского машиностроения в нефтегазовой отрасли. URL: http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2826475.

В последние два года проводится значительная работа по импортозамещению в рамках программ и дорожных карт - как на федеральном, так и на региональном уровнях. Активно развивается сотрудничество в форме соглашений регионов и отдельных предприятий машиностроения с компаниями минерально-сырьевого сектора (в частности, с ПАО "Газпром", ПАО "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ" и ОАО "Сургутнефтегаз"). Программы импортозамещения и соглашения тем не менее не являются в полной мере достаточными инструментами для изменения сложившейся критической ситуации. Среди основных причин - ориентация на решение текущих проблем и задач, а также слабый учет потребностей будущих проектов, реализация многих из которых требует проведения заблаговременных научно-исследовательских работ. В России необходимо сформировать устойчивое ядро взаимосвязи минерально-сырьевого сектора страны, научно-исследовательской и производственно-технологической сфер. Таким ядром может быть пакет договорных условий освоения и разработки участков недр (месторождений/объектов), содержащих полезные ископаемые. Требования и условия реализации проектов, разработанные научным и технологическим сообществом, должны служить неотъемлемой частью лицензии или контракта на право пользования участками недр. Расчет только на соглашения (в форме необязательных для исполнения дополнений к лицензиям) и программы поддержки производства отечественного оборудования (безотносительно условий дальнейшего использования) не может дать желаемого эффекта. Реализация предлагаемого подхода требует изменений и дополнений и в законодательство о недрах, и в процедуры мониторинга и контроля процессов освоения участков недр. Без таких изменений не представляется возможным сдвинуть дело с той критической точки, в которой оно находится в настоящее время.

Предлагаемый подход позволит скоординировать работу по обеспечению встраивания научных институтов, предприятий машиностроения (включая создание транспортных средств нового поколения) в цепочку реализации проектов компаний минерально-сырьевого сектора, а также обеспечить развитие межотраслевой и межрегиональной кооперации в масштабах экономики страны. Это позволит активизировать также роль Российской академии наук, общественных академий и организаций научно-технического сообщества в экспертизе проектов освоения ресурсного потенциала страны. Основная цель - не только определение степени соответствия проектов современным условиям и тенденциям развития науки и техники (на основе критериев "лучших практик" и экологической безопасности), но и инициирование научно-исследовательских работ перспективного характера для реализации будущих проектов. Вне решения задачи обеспечения связи между развитием научно-технического потенциала Востока страны и реализацией проектов по освоению природных ресурсов на данной территории не может быть устойчивого и поступательного развития науки, техники и образования.

На основе вышеизложенного можно сформулировать ряд соображений, ориентированных на отражение в горном законодательстве значительной роли минерально-сырьевого сектора (МСС) в социально-экономическом развитии страны и субъектов в ее составе.

1. Наука, образование, специализации отраслей и ведущие направления хозяйственной деятельности - связь и взаимодействие на всех этапах создания стоимости в рамках цепочек ее создания.

Накопленный опыт показывает, что бизнес или с неохотой, или с большим запозданием решает и ставит вопросы развития отечественного (в том числе регионального) научно-технического потенциала для реализации проектов в минерально-сырьевом секторе. Требуется пересмотр роли и места технического регулирования (например, в условиях России при определении лучших практик доминирует их экологическая направленность, что важно, но явно недостаточно). Приниженная роль технического регулирования (акцент только на безопасное и экологически приемлемое ведение работ) побуждает компании к применению самых апробированных и самых простых решений (с точки зрения реализации - доступа и применения оборудования, технологий, экспертиз). Это ведет к "догоняющей" (отстающей) модели развития не только минерально-сырьевого комплекса, но и широкого спектра производств и видов деятельности в других секторах региональной и национальной экономики.

Научно-техническое сопровождение проектов в минерально-сырьевом секторе во многом призвано способствовать решению задачи определения направлений развития необходимых исследований и формирования опережающего научно-технического задела, определения условий и подходов к освоению участков недр (уникальных проектов), выработки рекомендаций по организационно-экономическим рамкам реализации проектов и привлечения к их реализации организаций и предприятий "сырьевых территорий".

2. Новая пространственная социально-производственная структура: в основе - новые связи в экономике страны.

"Преодоление пространства" возможно только при использовании самой совершенной и передовой техники и реально работающей системы стимулов к снижению необоснованных издержек на всех стадиях освоения и использования минерально-сырьевого потенциала.

3. Транспортная и производственно-техническая инфраструктура - важнейшие составляющие формирования экономического и социокультурного пространства на территории страны и входящих в ее состав регионов.

Сложившаяся к настоящему времени транспортная сеть отражает представления и приоритеты индустриальной модели развития (линейная, слабо разветвленная). Представляется не совсем правильным следование (и отражение этого обстоятельства в горном законодательстве) принципу монополии государства на развитие межрайонной инфраструктуры, прежде всего производственно-технологической. Нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы (особенно региональные и межрегиональные) также могут и должны стать сферой приложения усилий частного бизнеса (в том числе с участием иностранного капитала). При этом одно из важнейших условий - тесная координация и кооперация при создании инфраструктурных проектов. Абсолютно неприемлема (с экономической точки зрения и с точки зрения развития территории) изолированная деятельность компаний ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "Газпром" при прокладке трубопроводов в Восточной Сибири. Это ведет к распылению средств, затягиванию сроков сооружения, низкой отдаче и в конечном счете высоким тарифам при последующем их использовании.

4. Формирование системы недропользования, основанной на соучастии, соуправлении природно-ресурсным потенциалом.

Требует переосмысления и практическое воплощение ст. 72 Конституции России о совместном ведении с точки зрения вопроса владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. И территория, и муниципалитеты, и граждане должны стать активными участниками процесса подготовки, обсуждения и реализации принимаемых решений в сфере пользования недрами.

"Предписывающий" (как ни парадоксально - "программный") принцип недропользования на основе документов, подготовленных исключительно органами исполнительной власти федерального уровня, по развитию горного законодательства не всегда в полной мере учитывает региональные особенности. Следует тщательно проработать и приступить к последовательной реализации на практике процедур согласования решений при возникновении конфликтных и неоднозначных ситуаций в горных отношениях.

5. Формирование конкурентных рынков в основных сферах поисков, разведки, освоения и реализации проектов добычи минерально-сырьевых ресурсов, обеспечивающих и развитие регионов, и повышение отдачи для экономики России в целом.

Необходимость широкого круга различных (по масштабу деятельности, финансовым возможностям и профессиональному опыту) компаний на всех этапах освоения и использования ресурсного потенциала страны вызывает необходимость формирования наукоемкого сервисного сектора - от изучения недр и до оказания услуг производственно-технического характера на всех последующих стадиях. Такие компании в России должны быть многочисленны, а их деятельность - и выгодна, и целесообразна (с позиции и страны, и территории, и получателей услуг - компаний минерально-сырьевого сектора).

6. Административная составляющая - перенос части федеральных функций на территорию субъектов Российской Федерации (как тут не вспомнить "горные округа" <11>?!).

<11> "Одним из основных и самых первых вопросов, который разбирает наше горное законодательство, является вопрос об учреждениях горного управления". См.: Струкгов В.Г. Указ. соч. С. 101.

Необходим поиск баланса в распределении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере регулирования горных отношений. Все отмеченное выше в части повышения степени адекватности горного законодательства невозможно реализовать без создания определенной системы органов управления и государственного регулирования на региональном уровне.

В качестве таких органов/участников могут выступать, в частности:

Шаги и меры по повышению адекватности (прозрачности, эффективности, нацеленности на результат) системы управления освоением и использованием минерально-сырьевого потенциала на основе адекватного современным реалиям горного законодательства должны предполагать и активное привлечение к его реализации и иностранного капитала, и иностранных участников. Риски и возможные негативные последствия в этом случае могут быть эффективно компенсированы системой технических регламентов, экологических требований, тарифно-таможенных условий. Опыт ведущих зарубежных компаний (таких, как канадская "КинРосс" <12> в золотодобывающей промышленности Северо-Востока, а также компании "Шелл" на Сахалине) показывает возможности иностранного капитала и те результаты, которые могут быть при этом получены.

<12> См.: Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации / Корпорация "КинРосс Голд", Foreign Investment Advisory Council. 80 c. URL: http://www.kinrossgold.ru.

Мир меняется, меняются подходы к освоению природоресурсного потенциала. Соответственно, меняются и правовые рамки реализации того потенциала, которым обладают земля и недра. Право, экономика, технологии, организации - все эти составляющие находятся в постоянном движении. Неучет динамики современного мира, более широкой роли и функций процессов освоения минерально-сырьевых ресурсов ведет к потере их экономической и социально-экономической отдачи для страны - собственника недр. Узкий взгляд на горные отношения как на взаимодействие недропользователя и собственника недр только по поводу и в связи с поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов себя исчерпал и не отражает особенностей экономики и социальной сферы ни Российской Федерации, ни субъектов в ее составе. Необходима кропотливая, целенаправленная и комплексная работа по становлению и развитию современного горного законодательства, отражающего специфику нашей страны. Как тут не вспомнить слова профессора А. Штофа: "Едва ли найдется другая отрасль промышленности, которая пользовалась бы со стороны законодательства столь большим вниманием, как промышленность горная, т.е. главным образом добыча из недр земли полезных ископаемых" <13>.

<13> Штоф А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1896. С. 1.

Литература

  1. Крюков В.А. Недропользование в меняющемся мире // Экологическое право. 2016. N 2. С. 33 - 39.
  2. Струкгов В.Г. Курс горного права. СПб.: Типография Скороходова, 1907. С. 95 - 96.
  3. Штоф А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1896. С. 1.