Мудрый Юрист

К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя органов внутренних дел

Чукаева Оксана Александровна, адъюнкт Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В статье анализируется процессуальная деятельность дознавателя органа внутренних дел, его полномочия, предусмотренные законодательством, возможность проведения им неотложных следственных действий, необходимость расширения процессуальной самостоятельности.

Ключевые слова: дознаватель, орган дознания, процессуальные полномочия.

Revisiting the procedural powers of the internal affairs agencies investigator

O.A. Chukaeva

Chukaeva Oksana A., Adjunct to the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

In this article the author analyses a procedural activity of an investigator of the body of Internal Affairs, his power, contemplated by the law, his abilities to carry urgent investigative actions, the necessity of broadening the procedural independence.

Key words: an investigator, inquiry body, conceptions, power.

Производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не является обязательным, является основной уголовно-процессуальной функцией органа внутренних дел как органа дознания. Преступления, расследуемые в форме дознания, составляют основную массу возбужденных уголовных дел и насчитывают более 120 составов преступлений. Следовательно, дознаватель является значимой процессуальной фигурой в российском уголовном судопроизводстве.

УПК РФ впервые ввел в уголовное судопроизводство понятие "дознавателя" как самостоятельного участника и наделил его довольно обширным объемом полномочий и относительной процессуальной самостоятельностью. Определение понятия "дознаватель" содержится в п. 7 ст. 5 УПК РФ, согласно которому дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Рассмотрим более подробно полномочия дознавателя.

Статья 41 УПК РФ закрепила следующие основные полномочия дознавателя:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Означает ли это, что указанные полномочия должны осуществляться исключительно штатным дознавателем или для их осуществления может привлекаться и иное лицо органа дознания? По данному поводу А.С. Есина высказывает мнение о том, что "процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:

  1. когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;
  2. когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю" <1>.
<1> Есина А.С. Дознание. М., 2005. С. 14.

Действительно, такой вывод можно сделать из анализа правовых норм уголовно-процессуального законодательства, однако УПК РФ не предусмотрел процедуру так называемого возложения полномочий органа дознания на должностное лицо данного органа, и, следовательно, никак его законодательно не урегулировал. На практике такое возложение полномочия, как правило, оформляется резолюцией начальника органа дознания.

Не все исследователи согласны с тем, что производство дознания может быть возложено на иное должностное лицо, кроме дознавателя. Так, категорично по этому вопросу мнение М.Р. Галиахметова, который считает, что "должностное лицо органа дознания не должно проводить расследование в форме дознания, его полномочия должны быть ограничены выполнением поручений органов расследования" <2>.

<2> Галиахметов М.А. Процессуальный порядок производства предварительного расследования в форме дознания: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Ижевск, 2010. С. 95.

Анализируя статьи УПК РФ, регламентирующие полномочия дознавателя, можно выделить следующий их перечень:

Нужно отметить, что, несмотря на достаточно широкий круг полномочий дознавателя, последний обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь. Кроме того, обширные полномочия прокурора, например предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ право давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, практически лишают дознавателя процессуальной самостоятельности.

К основным полномочиям дознавателя относится производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке гл. 32 УПК РФ.

Однако следует обратить внимание на то, что, осуществляя дознание, дознаватель производит определенные следственные действия, несмотря на это, в качестве субъекта их проведения УПК РФ указывает только следователя (ч. 1 ст. 164, ч. 1 ст. 165, ч. 1 ст. 168, ч. 1 ст. 169, ч. 2 ст. 182, ст. ст. 189, 192 УПК РФ и др.). Получается, что ни одно из следственных действий дознаватель законно производить не вправе? Как справедливо отмечает А.А. Осипов, "отсюда теряется какой-либо смысл самого дознания, поскольку, являясь формой предварительного расследования, оно исключает фактическую возможность проведения самого расследования, так как дознаватель, проводя любые следственные действия и нарушая тем самым действующий уголовно-процессуальный закон, превышает свои процессуальные полномочия" <3>.

<3> Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11. С. 11.

Статьей, легитимирующей процессуальные действия дознавателя, является ч. 1 ст. 223 УПК РФ, в которой законодатель говорит о том, что дознание производится в порядке, предусмотренном гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ. Тем не менее указанные главы не в полной мере охватывают действия дознавателя.

Так, например, большое количество вопросов у процессуалистов вызывает и ч. 3 ст. 224 УПК РФ, согласно которой в случае избрания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток, а в случае, если это невозможно, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК РФ, либо мера пресечения подлежит отмене.

Возникает вопрос, если согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ предварительное следствие в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ, то каким образом можно предъявить подозреваемому обвинения в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК РФ?

Т.Г. Николаева справедливо отмечает, что данная редакция статьи вызывает трудности при ее применении, так как неясно, кто должен предъявлять подозреваемому обвинение: дознаватель, которому данная процедура не свойственна в принципе, или следователь. Кроме того, непонятно, в какой форме в дальнейшем будет осуществляться расследование: в форме дознания или в форме предварительного следствия <4>.

<4> См.: Николаева Т.Г. Правовое регулирование деятельности органов дознания (теоретические основы и правоприменительная практика): Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.09. СПб., 2006. С. 295.

Очевидно, что необходимо внесение изменений в гл. 23 - 29 УПК РФ, с указанием дознавателя в качестве субъекта, правомочного на проведение следственных действий наряду со следователем.

Кроме того, нерешенным остается и вопрос о том, правомочен ли дознаватель, кроме производства дознания, осуществлять неотложные следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ. Напрямую законодатель на дознавателя таких полномочий не возлагает.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями органов внутренних дел производится дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. п. 3 - 6, 9 настоящей части.

Пункт 1 ч. 2. ст. 157 УПК РФ наделяет правом производства неотложных следственных действий не дознавателя, а органы внутренних дел, которые указаны в п. 8 ст. 151 УПК РФ как органы дознания.

Анализируя уголовно-процессуальное законодательство, можно прийти к выводу, что законодатель не отождествляет понятия "дознаватель" и "орган дознания". Дознаватель подразделения дознания органа внутренних дел является не единственным субъектом этого органа, но, несомненно, самым подготовленным в процессуальном плане. В связи с этим было бы логично на законодательном уровне закрепить производство неотложных следственных действий именно за данным субъектом.

Не все процессуалисты соглашаются с данной необходимостью. Так, например, В.В. Куленков полагает, что в п. 7 ст. 5 УПК РФ из полномочия дознавателя следует исключить производство иных процессуальных действий, сохранив за ним лишь право на осуществление дознания. Производство же неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ отнести к компетенции органа дознания <5>. Однако, на наш взгляд, это может негативно сказаться на качестве и эффективности производства неотложных следственных действий.

<5> Куленков В.В. К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя полиции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. N 3 (30). С. 31.

Предлагается ч. 1 ст. 41 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Полномочия органа дознания, предусмотренные п. п. 1, 2 части второй ст. 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем".

Пункт 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции:

"Неотложные следственные действия производят:

  1. дознаватель органов дознания, указанных в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 части второй настоящей статьи".

В данном случае отпадет вопрос о возможности производства неотложных следственных действий, которые законодатель к понятию дознания не относит, лицом, которое проводило или проводит по делу оперативно-разыскные мероприятия, так как дознаватель правом на проведение оперативно-разыскной деятельности не обладает.

Кроме того, это позволит избежать неквалифицированного производства неотложных следственных действий, что может впоследствии привести как к признанию полученных доказательств недопустимыми, так и к возможной их утрате.

Литература

  1. Галиахметов М.А. Процессуальный порядок производства предварительного расследования в форме дознания: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Ижевск, 2010. С. 95.
  2. Есина А.С. Дознание. М., 2005. С. 14.
  3. Куленков В.В. К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя полиции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. N 3 (30). С. 31.
  4. Николаева Т.Г. Правовое регулирование деятельности органов дознания (теоретические основы и правоприменительная практика): Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.09. СПб., 2006. С. 295.
  5. Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11. С. 11.